В основном разделяют три вида графического изображения:
1. Линеарное.
2. Линия и пятно.
3. Пятновое.
Линия четко, остро передает силуэт формы, его характеристику, пластическое движение и ритмическое распределение отдельных элементов. При этом следует обратить внимание на те особенности мотива, которые представляют наибольшую ценность. В натурных зарисовках природных форм следует обратить внимание на выбор мотива. Необходимо отобрать для работы наиболее острые, имеющие интересный силуэт в целом, состоящий из отдельных элементов, ритмически распределенных, и определить пластический ход растения. Затем необходимо быстро, смело сделать зарисовку, не слепо копировать, а изучить, запомнить и постараться быстро нарисовать по памяти. Масштаб рисунка также диктует толщину линий. Также линии одинаковой толщины применяются в рисунках небольшого масштаба. Чем масштаб больше, тем линия толще. Чтобы рисунку придать напряженность, монументальность, активность применяются толстые линии одинаковой величины, линии разной толщины. Не следует в одном рисунке применять линий больше, чем трех толщин, иначе это лишит его ясности, четкости. Линии одной толщины должны объединяться, образовывая свой узор, который должен противостоять узору другой толщины.
Важно уловить главное в движении мотивов, смягчить, упорядочить их ритмическую организацию, уменьшить или увеличить массы через линию и пятно. Выявить наиболее характерное – силуэт, пластику, ритм.
Любое увиденное изображение строится по определенным законам, при этом не имеет значения, что именно вы изображаете. Если не учитывать законы построения, объект, находящийся дальше, может стать большего размера, чем есть на самом деле. Если перспектива отсутствует, изображение выйдет нелогичным, несуразным и плоским. Перспектива в рисунке нужна для придания объема вашим предметам, помимо этого такую же роль выполняют светотень и пятна.
|
Линия горизонта — это горизонтальная линия, проходящая на уровне глаз. Она меняется в зависимости от нашего местоположения. Например, на одном и том же натюрморте будут разные линии горизонта, если мы смотрим на него снизу и сверху.
Точка схода — это точка, на которой сходятся, удаляющиеся от наблюдателя, параллельные линии.
Перспектива является иллюзией. Искаженным вариантом мира, который мы видим. Перспективе подвергается абсолютно каждый увиденный предмет.
Есть несколько принципов для создания более грамотной линейной перспективы:
Чтобы предметы и пространство не казалось плоским, ближе стоящие предметы стоит изображать внахлест с дальне стоящими. Не бойтесь перекрытия.
Удаленность объекта от наших глаз требует более воздушного, а также менее контрастного изображения. Не стоит изображать дерево в конце парка так же четко и ярко, как такое же дерево, стоящее прямо перед нами.
По логике объекты, которые расположены дальше, по размеру должны быть меньше тех, что ближе к нам.
Фронтальная перспектива.
Самый простой вид изображения – линейная перспектива с одной точкой схода. Судя по названию, предмет будет находиться с фронтальной стороны. Некоторые грани будут параллельны, а другие – перпендикулярны линии горизонта. Линии, которые находятся параллельно лучу зрения, будут сходиться в одной точке. А те, что находятся под прямым углом к лучу зрения — не будут искажены.
|
Угловая перспектива
Это самый распространенный вид линейной перспективы, который характеризуется наличием двух точек схода, и более реалистичным изображением предмета, внешний вид которого наиболее соответствует тому, что человек видит в реальной жизни.
Трехточечная перспектива
Строить пространство можно даже используя три точки схода.Чаще всего этим видом пользуются архитекторы, изображают небоскребы, высокие здания и тому подобное. Точка схода, которая находится выше линии горизонта, называется зенит, а та, что ниже – надир. Данный вид перспективы интересен тем, что ни одна из линий не является параллельной картинной плоскости.
1 Направление лучей. Положение источника света Построение теней в перспективе и аксонометрии имеет много общего. Так же, как и в аксонометрии, для построения теней в перспективе необходимо иметь две проекции – перспективу луча и вторичную ее проекцию. Точки схода вторичных проекций лучей находятся на линии горизонта, так как источник света (Солнце) считается удаленным в бесконечность. В зависимости от направления лучей и положения источника света относительно зрителя и картины возможны три основные схемы построения теней.
На первой схеме солнце находится позади зрителя, слева. При этом точка схода проекций лучей s расположена на горизонте, а точка схода самих лучей (перспектива солнца) S – ниже горизонта на одной вертикали с точкой s. На второй схеме лучи света параллельны картинной плоскости, поэтому они изображаются и на перспективе параллельными, а вторичные их проекции – параллельными основанию картины. На третьей схеме солнце расположено перед зрителем, справа. Точка схода вторичных проекций лучей s находится на горизонте, а точка схода S перспектив лучей – выше горизонта. При построении теней в перспективе наиболее часто применяют первое и второе направления лучей света, при которых изображенные на перспективе грани освещены. 1.2 Тень точки, прямой Закономерности построения теней в ортогональных проекциях и аксонометрии в основном сохраняются и при построении теней в перспективе. а) б) в) Тенью точки, падающей на плоскость или поверхность, является точка пересечения светового луча, проходящего через данную точку, с плоскостью или поверхностью. Поэтому построение точки сводится к решению основной позиционной задачи на построение точки пересечения прямой с плоскостью или поверхностью (рисунок 2, а). Тень точки А (А t) на предметную плоскость определяется как точка пересечения перспективы луча AS, проходящей через данную точку, с вторичной проекцией as луча, проходящего через вторичную проекцию точки (а). На рисунке 2, б изображена вертикальная прямая АВ. Точка А лежит в предметной плоскости, поэтому тень от нее совпадает с ее перспективой и вторичной проекцией. Тень от точки B (B t) есть точка пересечения перспективы луча BS, проходящего через перспективу точки, со вторичной проекцией этого луча bs, проходящего через вторичную проекцию этой точки (b). Таким образом, тень от вертикальной прямой всегда совпадает со вторичной проекцией луча. Перспектива и вторичная проекция такой прямой пересекаются на линии горизонта в точке F. Строят тени от точек А (А t) и В (B t). Соединив тени от двух точек, получают тень от отрезка прямой, которая при продолжении проходит через точку F.
|
Вывод: если прямая параллельна предметной плоскости, то вторичная проекция луча и тень от нее сходятся в одной точке на линии горизонта.
Тень от вертикальной прямой на горизонтально проецирующей плоскости есть вертикальная прямая (параллельная заданной прямой).
Перспектива отрезка горизонтальной прямой, его вторичная проекция и тень этого отрезка на горизонтально проецирующей плоскости, ему параллельной, сходятся в одной точке F, лежащей на линии горизонта.
Тень от горизонтальной прямой в пространстве на плоскость, ей параллельную, параллельна самой прямой, поэтому в перспективе (при продолжении) пройдет через ту же точку схода F, что перспектива и вторичная проекция отрезка прямой.
1.3 Тень плоской фигуры Падающую тень от любой плоской фигуры можно построить как совокупность падающих теней точек и прямых, составляющих эту фигуру. Пример 8 (рисунок 8, а). Построить тень от горизонтально проецирующей плоскости ABCD. Поскольку точки С и D лежат в предметной плоскости, то тени от них совпадают с самими точками. Падающую тень дают стороны СВ, ВА, AD. Поскольку прямые СВ и AD вертикальные, то тени от них совпадают со вторичной проекцией луча. Прямая ВА – горизонтальная, следовательно тень от нее проходит через ту же точку схода, что и перспектива прямой (F 1). Пример 9 (рисунок 8, б). Построить тень от наклонной плоскости ABCD. Направление лучей света задано. Прямая AD принадлежит предметной плоскости, поэтому тень от нее совпадает с самой прямой. Находим тень от точки С, используя ее вторичную проекцию с. Луч света, проходящий через точку С, пересечется со своей вторичной проекцией сС t в искомой точке С t. Аналогично находим тень от точки В (В t). Соединяем поочередно найденные точки и получаем тень от плоскости ABCD (A t B t C t D t).