Вопрос 2. Земельный налог.




Основной нормативный документ - гл.31 "Земельный налог" 2 части НК РФ.

Земельный налог устанавливается в качестве местного налога, формирующего доходную базу местных бюджетов.

Налогоплательщиками признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

В отношении земельных участков организаций и физических лиц, находящихся на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды, следует отметить, что указанные лица плательщиками земельного налога не являются, они должны уплачивать арендную плату.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования на территории которого введен земельный налог.

При этом под земельным участком как объектом налогообложения земельным налогом понимается часть поверхности земли (в т.ч. поверхностный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.

Не признаются объектом налогообложения следующие земельные участки:

1. земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством РФ;

2. земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов РФ, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

3. земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

4. земельные участки из состава земель лесного фонда;

5. земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда.

Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством РФ.

Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Она определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиком признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки

Налогоплательщики-организации и предприниматели (в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности) определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

За физических лиц расчет налога производится налоговым органом на основании сведений, которые представляются органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований.

Налоговая база уменьшается на необлагаемую налогом сумму в размере 10 000 рублей на территории одного муниципального образования в отношении земельного участка, являющегося объектом обложения в отношении одного из следующих плательщиков:

1) Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы;

2) инвалидов, имеющих I группу инвалидности, а также лиц, имеющих II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года;

3) инвалидов с детства;

4) ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;

5) чернобыльцы физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года N 3061-1), в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне";

6) лица, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

7) лица, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.

Плательщик – физлицо должен самостоятельно представить документы, подтверждающие право на уменьшение налоговой базы в налоговый орган по месту нахождения земельного участка.

Если размер необлагаемой налогом суммы, превышает размер налоговой базы, определенной в отношении земельного участка, налоговая база принимается равной нулю.

Налоговым периодом по земельному налогу признан календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций и физических лиц, являющихся предпринимателями, признаются 1 квартал, 2 квартал и 3 квартал календарного года.

Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать:

1) 0,3 процента в отношении земельных участков:

- отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;

- занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства;

- предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства;

2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

Освобождаются от налогообложения:

1) организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации - в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций;

2) организации - в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;

4) религиозные организации - в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;

5) общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, - в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;

6) организации народных художественных промыслов - в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов;

7) физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, а также общины таких народов - в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов;

9) организации – резиденты особой экономической зоны - в отношении земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на пять лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок.

10) организации, признаваемые управляющими компаниями в соответствии с Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково", - в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации функций

11) судостроительные организации, имеющие статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны, - в отношении земельных участков, занятых принадлежащими им на праве собственности и используемыми в целях строительства и ремонта судов зданиями, строениями, сооружениями производственного назначения, с даты регистрации таких организаций в качестве резидента особой экономической зоны сроком на 10 лет.

Налогоплательщики, имеющие право на льготы, должны сами представить документы, подтверждающие такое право, в налоговые органы по месту нахождения земельного участка, признаваемого объектом налогообложения.

При предоставлении льготы по земельному налогу следует исходить из правила: в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщиков в течение налогового (отчетного) периода права на налоговую льготу исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении земельного участка, по которому предоставляется право на налоговую льготу, производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых отсутствует налоговая льгота, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц возникновения права на налоговую льготу, а также месяц прекращения указанного права принимаются за полный месяц.

В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового периода права собственности на земельный участок исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. При этом если возникновение (прекращение) указанных прав произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, за полный месяц принимается месяц возникновения указанных прав. Если возникновение (прекращение) указанных прав произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц прекращения указанных прав.

Сумма нового земельного налога согласно исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Налоговые декларации по налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налог (авансовые платежи по налогу) подлежит уплате в следующем порядке:

1. плательщики - организации и предприниматели, исчисляют и уплачивают авансовые платежи по налогу до 15 мая, до 15 августа, до 15 ноября текущего налогового периода как 1/4 налоговой ставки % доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. А уплачивают налог до 15 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом;

2. плательщики - физические лица, на основании налогового уведомления, уплачивают один авансовый платеж по налогу не позднее 1 декабря года следующего за истекшим налоговым периодом.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, и суммами авансовых платежей. Таким образом, ранее уплаченные суммы авансовых платежей уменьшают сумму к уплате.

Налог и авансовые платежи уплачиваются в бюджет по месту нахождения земельных участков

Плательщики - физлица, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

Льготы в Ухте:

- учреждения, финансируемые из местного бюджета;

- садоводческие товарищества, садово-огороднические некоммерческие товарищества и индивидуальные владельцы садовых, огородных и дачных земельных участков;

- ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны

 

Льготы в Сосногорске:

От уплаты земельного налога освобождаются следующие категории плательщиков:

- бюджетные учреждения, финансируемые из республиканского и местных бюджетов;

- дети-сироты, у которых умерли оба или единственный родитель, при предоставлении документов, подтверждающих факт смерти родителей (родителя) и их родства;

- физические лица, награжденные медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 1945 гг.";

- физические лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда";

- физические лица пожилого возраста, получающие трудовую пенсию по старости или за выслугу лет, использующие земельные участки за пределами черты населенных пунктов и в сельской местности под личное подсобное хозяйство, садоводство, огородничество, сенокошение, пастбище;

- многодетные семьи;

- инвалиды.


Пример. Организация 5 августа 2010 г. приобрела в собственность земельный участок. Нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования установлено, что данная организация является плательщиком земельного налога и обязана исчислять и уплачивать авансовые платежи по нему. Налоговая ставка определена в размере 1%. Кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2010 г. - 40 000 000 руб.

Коэффициент для расчета земельного налога:

5 мес. (август - декабрь): 12 мес. = 0,42.

Земельный налог составит:

40 000 000 руб. x 1% x 0,42 = 168 000 руб.

Сумма авансового платежа по налогу за III квартал календарного года рассчитывается исходя из коэффициента 0,67 (2 мес.: 3 мес.).

Таким образом, сумма авансового платежа по налогу за III квартал составит:

40 000 000 руб. x 1% x 1/4 x 0,67 = 67 000 руб.

 

Пример. Индивидуальный предприниматель владеет на праве собственности земельным участком и использует его в своей предпринимательской деятельности. Нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования установлено, что данный индивидуальный предприниматель признается плательщиком земельного налога и обязан исчислять и уплачивать авансовые платежи по нему. Кадастровая стоимость данного земельного участка на 1 января 2010 г. составляет 7 500 000 руб. Налоговая ставка определена в размере 1,5%.

Сумма налога за год составит:

112 500 руб. (7 500 000 x 1,5%).

Суммы авансовых платежей за первый квартал, полугодие и 9 месяцев 2010 г. составят по 28 125 руб. (7 500 000 x 1,5% / 4).

 

Пример (цифры условные). В многоквартирном доме находятся 30 двухкомнатных квартир площадью 78 кв. м каждая и 20 трехкомнатных квартир площадью 150 кв. м. Все квартиры в доме приватизированы. На первом этаже данного дома располагается магазин площадью 500 кв. м, принадлежащий ООО "Сияние". Кадастровая стоимость земельного участка, на котором расположен этот дом, равна 13 500 000 руб.

Согласно п. 1 ст. 37 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.

Общая площадь помещения составляет:

5840 кв. м (500 кв. м + (78 кв. м x 30 квартир) + (150 кв. м x 20 квартир)).

Доля в праве общей долевой собственности на общее имущество составляет соответственно:

для собственника двухкомнатной квартиры - 00,01

(78 кв. м / 5840 кв. м);

для собственника трехкомнатной квартиры - 0,03

(150 кв. м / 5840 кв. м);

для ООО "Сияние" - 0,09

(500 кв. м / 5840 кв. м).

В соответствии с п. 1 ст. 392 НК РФ налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.

С учетом долей в праве на общее имущество налоговая база составляет:

для собственника трехкомнатной квартиры - 405 000 руб.

(13 500 000 руб. x 0,03);

для собственника двухкомнатной квартиры - 135 000 руб.

(13 500 000 руб. x 0,01);

для ООО "Сияние" - 1 215 000 руб.

(13 500 000 руб. x 0,09).

Пример. Организация владеет земельным участком на праве собственности. Нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования установлено, что данная организация является плательщиком земельного налога и обязана исчислять и уплачивать авансовые платежи по нему. Налоговая ставка определена в размере 1%. Кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2010 г. составляет 31 000 000 руб.

Сумма налога за год составит:

310 000 руб. (31 000 000 руб. x 1%).

Сумма авансового платежа по налогу за первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года составит 77 500 руб. (31 000 000 руб. x 1% x 1 / 4).

 

Если права на земельный участок возникли до 15 числа включительно, то земельный налог за этот месяц уплачивает новый собственник (пользователь) земельного участка. Если же права на земельный участок перешли во второй половине месяца - после 15 числа, то уплата земельного налога за этот месяц возлагается на прежнего собственника (пользователя). Аналогичное мнение высказано в Письме Минфина России от 8 сентября 2006 г. N 03-06-01-02/36. Об этом же свидетельствует и Постановление ФАС Московского округа от 10 февраля 2010 г. N КА-А40/121-10 по делу N А40-55359/09-76-186, где суд указал в правомерности решения организации не уплачивать земельный налог, так как право собственности на земельный участок возникло у данной организации после 15 числа.

 

Пример. Организация 5 августа 2010 г. приобрела в собственность земельный участок. Нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования установлено, что данная организация является плательщиком земельного налога и обязана исчислять и уплачивать авансовые платежи по нему. Налоговая ставка установлена в размере 1%. Кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2010 г. составляет 40 000 000 руб.

Коэффициент для расчета земельного налога: 0,42 (5 месяцев (август - декабрь) / 12 месяцев).

Земельный налог составит:

168 000 руб. (40 000 000 руб. x 1% x 0,42).

Сумма авансового платежа по налогу за третий квартал календарного года рассчитывается исходя из коэффициента 0,67 (2 месяца / 3 месяца).

Таким образом, сумма авансового платежа по налогу за третий квартал 2010 г. составит:

67 000 руб. (40 000 000 руб. x 1% x 1/4 x 0,67).

 

Пример 2. ОАО "Старт" осуществляет добычу калийной соли в соответствии с лицензией, действующей до 1 января 2010 г. В январе текущего года организацией было добыто 360 т соли. На внутреннем рынке было реализовано 300 т на сумму 2 400 000 руб. с учетом НДС. Расходы на добычу и реализацию природного ресурса составили 2 000 000 руб. с учетом НДС. Каковы суммы НДПИ и налога на прибыль организаций, подлежащих уплате в бюджет?

Поскольку организация имеет реализованную продукцию, стоимость единицы добытого полезного ископаемого определяется как отношение выручки от реализации добытого полезного ископаемого к количеству реализованного добытого полезного ископаемого (абз. 8 п. 2 ст. 340 НК РФ). Выручка от реализации без НДС составит 2 033 898 руб. (2 400 000 руб. - 2 400 000 руб. x 18/118). Стоимость 1 т добытой соли в целях налогообложения равна 6779,7 руб. (2 033 898 руб.: 300 т). Стоимость всего объема добытой соли рассчитывается следующим образом: 6779,7 руб. x 360 т = 2 440 692 руб. Ставка НДПИ по калийной соли установлена на уровне 3,8% (абз. 1 п. 2 ст. 342 НК РФ). Сумма НДПИ при добыче калийной соли составит 92 746,3 руб. (0,038 x 2 440 692 руб.).

Расходы организации (без НДС) - 1 694 915 руб. (2 000 000 руб. - 2 000 000 руб. x 18/118). Прибыль, полученная от реализации калийной соли, как налоговая база определяется в соответствии со ст. ст. 247 и 274 НК РФ:

2 033 898 руб. - 1 694 915 руб. = 338 983 руб.

Ставка налога на прибыль организаций определена п. 1 ст. 284 НК РФ и составляет 20%. Сумма налога на прибыль организаций рассчитывается как 0,2 x 338 983 руб. = 67 796,6 руб.

 

Пример 3. ОАО "Скала" имеет лицензию на добычу нефти и осуществляет свою деятельность на участке недр месторождения "Октябрьское", а также на участке, расположенном в Ненецком автономном округе. Накопленный объем добытой нефти на последнем из указанных участков находится в пределах 5 млн т, срок разработанности запасов равен трем годам. В январе 2009 г. из недр первого участка было добыто 500 т нефти. Фактические потери составили 1,2 т. Они соответствуют нормативным потерям. Отделенный попутный нефтяной газ и примеси были получены в объеме 0,5 т. Кв - коэффициент, отражающий степень выработанности запасов, принимается равным 0,3. Из недр второго месторождения было добыто 30 т нефти. Средний уровень цен нефти сорта "Юралс" в рассматриваемом периоде находился в пределах 46,94 долл. США за баррель, среднее значение курса доллара США к рублю - 32,89 руб. за долл. США. Какую сумму НДПИ налогоплательщик должен перечислить в бюджет?

Добыча нефти на участке, расположенном в Ненецком автономном округе, с 1 января 2009 г. подлежит обложению НДПИ по ставке 0% (пп. 12 п. 1 ст. 342 НК РФ). При налогообложении добычи нефти из месторождения "Октябрьское" следует учитывать, что объем добытых полезных ископаемых в пределах нормативных потерь также облагается по льготной ставке 0% (пп. 1 п. 1 ст. 342 НК РФ). Кроме того, согласно новой редакции п. 1 ст. 339 НК РФ количество добытой нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной определяется в единицах массы нетто, под которой понимается количество нефти за вычетом отделенной воды, попутного нефтяного газа и примесей, а также за вычетом содержащихся в нефти во взвешенном состоянии воды, хлористых солей и механических примесей, определенных лабораторными анализами. Таким образом, объем добытой нефти, учитываемый в целях налогообложения, составляет 498,3 т (500 т - 1,2 т - 0,5 т). Согласно п. 3 ст. 342 НК РФ коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть (Кц), определяется по формуле:

 

Кц = (Ц - 15) x Р / 261 = (46,94 - 15) x 32,89 / 261 = 4,0249,

 

где Ц - средний за истекший налоговый период уровень цен нефти сорта "Юралс";

Р - среднее значение за налоговый период курса доллара США к российскому рублю.

Согласно п. 3 ст. 342 НК РФ коэффициент Кц округляется до 4-го знака после запятой. Кв по условиям примера равен 0,3. В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 338 НК РФ налоговая база по нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении. В п. 2 ст. 342 НК РФ предусмотрена ставка НДПИ в размере 419 руб. за 1 т добытой нефти, которая должна умножаться на коэффициенты Кц и Кв. С учетом этого НДПИ равен 252 105 руб. (419 руб. x 498,3 т x 4,0249 x 0,3).

 

Пример 4. ОАО "Альфа" поставлено на учет в налоговом органе в качестве плательщика НДПИ как организация, занимающаяся добычей золота. В феврале текущего года организацией добыто 200 кг концентрата, содержащего золото. После переработки на аффинажном заводе было получено 170 кг чистого золота. Весь полученный объем драгоценного металла реализован на внутреннем рынке на сумму 119 000 000 руб. (с НДС). Какова сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиком?

В соответствии с разъяснением Минфина России (Письмо от 30.10.2008 N 03-06-06-01/24) видом добытого полезного ископаемого признаются концентраты и другие полупродукты, содержащие золото (абз. 18 п. 2 ст. 342 НК РФ). В связи с этим налогообложению подлежит объем добытого концентрата до его переработки, то есть добытое полезное ископаемое в объеме 200 кг.

Выручка от реализации драгоценного металла без НДС - 100 847 000 руб. (119 000 000 руб. - 119 000 000 руб. x 18/118).

Стоимость 1 кг добытого полезного ископаемого принимается равной 593 218 руб. (100 847 000 руб.: 170 кг).

Общая стоимость добытого полезного ископаемого - 118 644 000 руб. (200 кг x 593 218 руб.).

Ставка НДПИ при добыче концентратов и других полупродуктов, содержащих золото, определена в размере 6% (п. 2 ст. 342 НК РФ).

Сумма НДПИ составит 7 119 000 руб. (0,06 x 118 644 000 руб.).

Пример 1. В соответствии с учетной политикой ООО "Технология" определяет количество ДПИ прямым методом. На 2007 г. по месторождению "А" был установлен норматив потерь при добыче в размере 4,4%. Уточненный норматив на 2008 г. утвержден в июне 2008 г. в размере 4,0%. В соответствии с техническим проектом определение размера фактических потерь производится ежемесячно.

В 2008 г. по данным учета количество фактически добытого полезного ископаемого без учета потерь при добыче составило: в мае - 600 т; в июне - 1000 т; в июле - 1400 т и т.д. По результатам проведенных измерений фактические потери полезного ископаемого равны: в мае - 26 т; в июне - 50 т; в июле - 54 т и т.д.

Определим количество фактических потерь, облагаемых по льготной налоговой ставке. В мае нормативные потери равны 26,4 т (600 т x 4,4%), то есть фактические потери меньше нормативных (26 т < 26,4 т), значит, нулевая ставка налога применяется ко всему количеству фактических потерь.

В июне нормативные потери равны 40 т (1000 т x 4,0%), сверхнормативные - 10 т (50 - 40). Таким образом, ставка 0% применяется в отношении 40 т, а остальные 1010 т облагаются налогом в общеустановленном порядке.

Дальнейшее исчисление налога производится аналогично.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: