В словарях встречается с 1912 г. Однако сама деятельность, связанная с воздействием на ОМ людей существует с глубокой древности. В гос-вах Древнего Востока существовали институты жрецов, которые занимались отправлением религиозных культов в интересах властьимущих. Более развитые формы влияния на общественность сложились в Древней Греции и в Древнем Риме.
2. Генезис PR как самостоятельного вида профессиональной деятельности.
Самостоятельный PR появился в XIX в. в США. Этому способствовали социально-экономические и политические предпосылки: усиление конкуренции в сферах экономики, соц.услуг, шоу-бизнесе, конкуренция в политике и за президентское кресло. Важный фактор – развитие современных информационных технологий.
В первой половине XIX в. сложились все условия для профессиональной деятельности в сфере PR. Это выражалось в форме PR-посредничества, паблисити, рекламы, которой занимались пресс-агенты, но профессия специалиста по PR не была институциализированна. Её юр.оформление происходит во второй половине XIX – начале XX вв., когда в штатное расписание многих фирм и организаций вводится должность пресс-агента, а также открываются специализированные фирмы по PR. Начиная с 1920-х гг. в США заметно укрепляются позиции PR как корпоративной функции управления ОМ. В крупных компаниях вводятся должности вице-президентов по коммуникациям. В дальнейшем происходит включение курса PR в уч.планы университетов. Аналогичные процессы с нек.опозданием происходят в Англии, Франции, Германии и других странах. В современном обществе PR занимает оно из ведущих мест в управление соц.процессами во всех ведущих странах мира.
3. Периодизация становления связей с общественностью и современный рынок PR-услуг в России.
|
В России становление СО как вида проф.деятельности происходит после распада СССР. В истории развития российского PR выделяют 3 периода:
1) 1988 – 1991 гг. – доинституциональный период. Этап зарождения рынка PR.
2) 1991 – 1994 гг. – Этап первичной институциализации, роста и становления PR.
3) с 1994 г. – Этап вторичной институциализации, этап качественного скачка в развитии PR.
В 1991 г. была образована РАСО. С 1997 г. она стала членом Европейской конфедерации по СО (CERP).
Сегодня все классно, крупные города, агентства, гос.структуры, полит.услуги, общ.жизнь.
4. Характеристика трех основных подходов к определению понятия PR.
PR – особая функция управления, которая способствует установлению и поддержанию общения, взаимопонимания и сотрудничества между организацией и общественностью, решению различных проблем и задач, помогает руководству организации быть информированным об общественном мнении и вовремя реагировать на него, быть готовым к любым переменам и использовать их наиболее эффективно; определяет главную задачу руководства – служить интересам общественности – и делает на ней упор; выполняет роль «системы раннего оповещения» об опасности и помогает справиться с нежелательными тенденциями; использует исследования и открытое, основанное на этических нормах общение в качестве основных средств деятельности.
Существует 3 подхода к определению понятия PR:
1) альтруистический. В этом случае в десятках различных определений прослеживается ведущий акцент: PR – некая деятельность по организации всеобщего сотрудничества во имя «служения интересам общественности». Подобный подход к PR закреплен в определениях, декларируемых в: институтах общественных отношений, созданном в Британии в 1948 г., в трактовке Сэма Блэка: PR – это искусство и наука, достижение гармонии посредством взаимопонимания, основанного на правде и полной информированности.
|
2) компромиссный. Делает упор на иных факторах: не на абстракции, а на удовлетворении конкретных интересов. Организация учитывает интересы общественности для того, чтобы и её интересы были адекватно восприняты. Такое понимание предлагал еще в начале XIX века Эдвард Бернейз: PR – это усилия, направленные на то, чтобы убедить общественность изменить свой подход или свои действия, а также усилия, направленные на гармонизацию деятельности организации в соответствии с интересами общественности и наоборот. Участники Всемирной Ассамблеи Ассоциаций PR в 1978 г. в Мехико приняли подобную трактовку.
3) прагматический. Д. Рокфеллер говорил, что умение общаться с людьми – это товар, который можно купить, как мы покупаем сахар или кофе, и подчеркивал, что готовы заплатить за такое умение больше, чем за что либо. Очевидно, что он имел в виду управление с помощью общения.Этот подход отражен в книге политологов Рос.академии при Президенте РФ, словаре новых иностранных слов МГУ. PR – это система информационно-аналитических и процедурно-технологических действий, предполагающих создание и распространение посланий, направленных на гармонизацию взаимоотношений в целях успешной реализации проекта.
|
5. Определение понятия PR посредством информационно-коммуникативного аспекта, группы «инструментальных» трактовок и понятия «коммуникационный менеджмент».
Стоит особо отметить информационно-коммуникативный характер PR-деятельности.
Трактовка украинского теоретика Каралько: PR – это специальная система управления информацией, в т.ч. социальной, если под управлением понимать процесс создания информационных поводов и информации заинтересованной в ней стороной, распространения готовой информационной продукции средствами коммуникации для целенаправленного формирования желаемого общественного мнения. Обобщенно, все перечисленные определения могут быть охарактеризованы как содержательные. Их дополняет группа инструментальных определений, отвечающих на вопрос о том, с помощью каких методов, приемов, инструментов осуществляется PR-деятельность. Например, в словаре социологии США PR предполагает использование социологии, соц.психологии, экономики, полит.наук, а также спец.навыков журналиста, артиста, организатора, специалиста по рекламе и т.п. для решения специфических проблем в области PR.
Функция PR – управление исключительно восприятием, т.е. задача PR – изменение отношения к товару/проекту/руководителю и т.д. без изменения реальной сути, т.е. PR – это управление восприятием с помощью сознательно организованных коммуникаций.
6. Пиарология: история становления, объект и предмет исследования, дифференциация отраслей.
История становления: Становление пиарологии как относительно самостоятельной науки началось только в конце XX века, что объяснялось 2 факторами: во-первых, во второй половине XX века резко возросла востребованность теоретических знаний в области PR, что было обусловдено расширением PR-деятельности в сфере политики, бизнеса, культуры, образования и т.., а также развитием системы подготовки PR-специалистов; во-вторых, накопленные знания и идеи требовали своего обобщения и систематизации.
Объект-предмет: По мнению проф.Емельянова, объект – сферы деятельности PR, а предмет – закономерности, принципы и механизмы функционирования СО как соц., коммуникативных практик.
В зависимости от направленности и содержания предмета, пиарология дифференцируется по отраслям. В их числе сегодня: политическая, экономическая (бизнес-пиарология), культурно-досуговая (шоу-бизнес-пиарология), административная, историческая пиарология и др.
7. Задачи, функции и цель пиарологии.
Задачи:
1) систематизация и обобщение теории и практики
2) уточнение содержания предмета пиарологии как науки
3) разработка методологических основ пиарологии, её связей с другими науками, методологии PR-исследований
4) разработка и обоснование теоретических основ PR-деятельности в различных сферах соц.действительности
5) история и становление PR
6) перспективы и внедрение новых PR-технологий
7) анализ и оценка последствий реализации проектов или применение технологий
Функции:
- познавательная
- ценностная
- прогностическая
- практически-преобразовательная
- воспитательно-образовательная
Пиарология: фундаментальная и прикладная.
Фундаментальная пиарология – решение задач, связанных с систематизацией и обобщение теории и практики, уточнение содержания предмета науки, разработка методологических основ и др.задач. Прикладная – решает задачи, связанные с практическим применением пиарологического знания. Находит выражение в отраслях.
8. Иерархия методов пиарологии.