МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
По дисциплине «Основы и принципы биоэтики»
Для студентов, обучающихся по направлению подготовки
Биология
Симферополь, 2015
Методические указания к самостоятельной работе по дисциплине «Основы и принципы биоэтики» для студентов, обучающихся по направлению подготовки 06.03.01 – Биология, разработаны в соответствии с ФГОС ВО № 944 от 7 августа 2014 г. и учебным планом КФУ для очной / заочной формы обучения от 12 февраля 2015 г.
Авторы-составители:
Ефимова В. М., доктор педагогических наук, кандидат биологических наук, доцент
Черетаев И. В., кандидат биологических наук
Рецензенты:
Павленко В. Б., доктор биологических наук, профессор
Панова С. А., кандидат биологических наук, доцент
Методические указания к самостоятельной работе по дисциплине «Основы и принципы биоэтики» утверждены на заседании кафедры валеологии и безопасности жизнедеятельности человека, протокол № 1 от 20 января 2015 г.
Согласовано с методической комиссией факультета биологии и химии,
протокол № 2 от 23 января 2015 г.
© Ефимова В. М., 2015 г.
© Черетаев И. В., 2015 г.
© Таврическая академия, 2015 г.
Введение
Дисциплина «Основы и принципы биоэтики» является важным элементом профессиональной подготовки студентов, обучающихся по направлению подготовки 06.03.01 – Биология.
Выпускник, освоивший программу, должен обладать рядом общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, формирование которых начинается с изучения дисциплины «Основы и принципы биоэтики». Мы приведем ниже лишь некоторые из них, развитие которых связано с изучением данного курса:
способность использовать экологическую грамотность и базовые знания в области физики, химии, наук о Земле и биологии в жизненных ситуациях; прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности, нести ответственность за свои решения (ОПК-2);
способность понимать базовые представления о разнообразии биологических объектов, значение биоразнообразия для устойчивости биосферы, способностью использовать методы наблюдения, описания, идентификации, классификации, культивирования биологических объектов (ОПК-3);
способность применять принципы структурной и функциональной организации биологических объектов и владением знанием механизмов гомеостатической регуляции; владением основными физиологическими методами анализа и оценки состояния живых систем (ОПК-4);
способность применять современные экспериментальные методы работы с биологическими объектами в полевых и лабораторных условиях, навыки работы с современной аппаратурой (ОПК-6);
способность применять базовые представления об основных закономерностях и современных достижениях генетики и селекции, о геномике, протеомике (ОПК-7);
способность обосновать роль эволюционной идеи в биологическом мировоззрении; владением современными представлениями об основах эволюционной теории, о микро- и макроэволюции (ОПК-8);
способность использовать базовые представления о закономерностях воспроизведения и индивидуального развития биологических объектов, методы получения и работы с эмбриональными объектами (ОПК-9);
способность применять базовые представления об основах общей, системной и прикладной экологии, принципы оптимального природопользования и охраны природы, мониторинга, оценки состояния природной среды и охраны живой природы (ОПК-10);
способность применять современные представления об основах биотехнологических и биомедицинских производств, генной инженерии, нанобиотехнологии, молекулярного моделирования (ОПК-11);
способность использовать знание основ и принципов биоэтики в профессиональной и социальной деятельности (ОПК-12);
способность и готовность вести дискуссию по социально-значимым проблемам биологии и экологии (ОПК-14).
Знания, полученные при изучении данного курса, являются основой для изучения профессионально-ориентированных дисциплин, умения и навыки биоэтического анализа биологических явлений и процессов необходимы будущему биологу как инструмент профессионального развития и совершенствования. Основы и принципы биоэтики необходимо знать специалистам всех профессий социономической направленности, поскольку в динамично развивающемся мире все больше социальных, политических и экономических проблем не могут быть решены без опоры на этические и биоэтические принципы, а новые технологии, непосредственно связанные со здоровьем и благополучием человека, актуализируют необходимость осознанного информированного выбора.
Однако на лекционных и семинарских занятиях по дисциплине «Основы и принципы биоэтики» затрагивается только незначительная часть биоэтических проблем современности. Конкурентоспособный специалист-биолог должен владеть навыками поиска, анализа, систематизации новой информации по биоэтике, быть готовым к оценке новых технологий, явлений в биологии. Методические указания к самостоятельной работе по дисциплине «Основы и принципы биоэтики» предназначены для целенаправленного управления самостоятельной работой студентов, обучающихся по направлению подготовки 06.03.01 – Биология, по дисциплине; углубленного изучения дисциплины и освоения навыков профессиональной работы будущих биологов с источниками информации по биоэтике.
Задание № 1
ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О БИОЭТИКЕ
Цель: cформировать общие представления о биоэтике, актуализировать биоэтические проблемы современного общества.
Форма контроля: выполнение и защита индивидуального проекта по одной из предложенных тем по выбору студента.
Темы индивидуальных проектов:
1. Биоэтика – междисциплинарная и трансдисциплинарная область знания.
2. Связь биоэтики и права.
3. Международное право и биоэтика.
4. Законодательство России по биоэтике.
5. Основополагающие работы Ван Ранселера Портера по биоэтике.
6. Основные биоэтические проблемы в России.
7. Актуальные биоэтические проблемы современного общества.
8. Законодательство стран СНГ в области биоэтики: опыт, проблемы и перспективы.
Литература:
1. Лопатин П. В. Биоэтика: учебник для вузов / Лопатин П. В., Карташова О. П.; под ред. П. В. Лопатина. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 272 с.
2. Разин А. В. Этика: Учебник / Разин А. В. – 4-e изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 416 с.
3. Барбур И. Этика в век технологии / Барбур И. – М.: ББИ, 1998. – 380 с.
4. Биомедицинская этика: слов.-справ. / [Т. В. Мишаткина, Я. С. Яскевич, С. Д. Денисов и др.]; под ред. Т. В. Мишаткиной. – Минск: БГЭУ, 2007. – 90 с.
5. Биотехнология. Биобезопасность. Биоэтика / Под ред. А. П. Ермишина. – Мн.: Тэхналогія, 2005. – 374 с. Режим доступа: https://biosafety2.org.by/downloads/Publications/Bio(Tech-Saf-Eth).pdf.
6. Введение в биоэтику: учеб. пособие / А. Я. Иванюшкин, В. Н. Игнатьев, Р. В. Коротких и др. – М.: Прогресс-Традиция, 1998. – 384 с..
7. Сгречча Э. Биоэтика: учебник / Э. Сгречча, В. Тамбоне; [пер. с итал. В. Зелинского, Н. Костомаровой]. – М.: ББИ, 2002. – 413 с.
8. Силуянова И. В. Биоэтика в России: ценности и законы / И. В. Силуянова // Медицинское право и этика: спец. вып. журн. – 2001. – № 1.
9. https://www.bioethics.ru – биоэтический форум.
10. https://med-pravo.ru/Ethics/VowRDoctor.htm – Клятва врача России.
11. https://www.biengi.ac.ru/infocenter.shtml – Электронный Центр «Биоинженерия» Российской Академии Наук
Задание № 2