Понятие и функции политической системы




Политическая система- это совокупность формальных правовых институтов, которые образуют «государство» или «правительство». Это определение адоптировано многими исследованиями правовых или конституционных механизмов передовых политических порядков. Однако в более широком смысле этот термин охватывает как фактические, так и предписанные формы политического поведения, не только правовую организацию государства, но и реальность функционирования государства.

В еще более широком смысле политическая система рассматривается как комплекс «процессов взаимодействия» или же как подсистема социальной системы, взаимодействующей с другими неполитическими (экономическими) системами. Это указывает на важность неформальных социально-политических процессов и подчеркивает особую значимость изучения политического развития.

Традиционный юридический или конституционный анализ произвел огромное количество литературы о правительственных структурах, множество специализированных терминов, являющихся частью традиционного словаря политологии, и несколько схем классификации.[2]

В последнее время наблюдаются интенсивные дебаты об эффективности политических систем, так как было замечено, что демократии во всем мире в какой-то степени отступает. Так дело обстоит в странах, которыми правят группы военных, пришедшие к власти насильственным путем, и чья основная роль заключается в захвате демократических структур и введении диктатуры. Также ухудшают эту ситуацию факт того, что политики во многих странах утрачивают авторитет и доверие среди людей, и, следовательно, политика диктатуры приветствуется.

У любого общество должна быть политическая система, чтобы поддерживать признанные процедуры распределения ценных ресурсов. В больших сложных обществах необходимо принимать множество решений об обязанностях и ответственности граждан, а также о правах и привилегиях.

Если общество хочет быть упорядоченным, люди должны подчиняться правилам, которые установлены в государстве. Политический институт определяет и обеспечивает соблюдение законов и наказывает тех, кто им не подчиняется.

Даже в безгосударственных обществах, в которых не было развитых формальных центральных институтов, наблюдались некие процессы принятия решений и установления правил, в которых доминировали некоторые члены.

Социологически термин «политическая система» относится к социальному институту, который опирается на признанный набор процедур для реализации и достижении политических целей общества или сообщества.

В целом демократические политические режимы разделены на два типа:

· президентские (во главе с президентом);

· парламентские (во главе с парламентом).

 

Законодательные органы, построенные для поддержки режимов бывают:

· однопалатными (только одна палата);

· двухпалатными (две палаты - например, сенат и палата представителей или палата общин и палата лордов).

Партийные системы могут быть двухпартийными и многопартийными,[3] а сами партии могут быть сильными или слабыми в зависимости от уровня их внутренней сплоченности. Таким образом. Политические институты- это те органы-партии, законодательные собрания и главы государств,- которые составляют целый механизм современных правительств.

В дополнение политические институты включают в себя организации политических партий, профсоюзы и правовые суды. Термин «политические институты может также относиться к признанной структуре правил и принципов, в рамках которой действуют вышеупомянутые организации, включая такие понятия, как право голоса, ответственное правительство и подотчетность.

Политические институты и системы оказывают прямое непосредственное влияние на бизнес-среду и деятельность страны. Например, политическая система, которая является простой и развивающейся, когда речь идет о политическом участии людей и ориентирована на благополучие своих граждан, способствует положительному экономическому росту в своем регионе.

В 1960 году, Абрахам Габриэль Алмонд и Джеймс Коулман выделили три основные функции политической системы, включающие:

· Поддержка интеграции общества путем определения норм;

· Адаптация и изменение элементов социальных, эконмических и религиозных систем, необходимых для достижения общих политических целей;

· Защита целостности политической системы от внешних угроз.[4]

 

В современном обществе в Соединенных Штатах, например, важнейшая функция двух основных политических партий рассматривается как способ представления групп интересов и избирателей и выработки политики при минимальном выборе. В целом идея состоит в том, чтобы облегчить понимание законодательных процессов и взаимодействие с ними.

Каждое правительство стремится к стабильности, а без институтов демократическая политическая система просто не сможет работать. Системы нуждаются в правилах, чтобы иметь возможность выбирать политических деятелей в процессе выдвижения кандидатов. Лидеры должны обладать фундаментальными навыками в отношении того, как работают политические институты, и также необходимо наличие правил относительно того, как должны приниматься авторитетные решения. Институты сдерживают политических деятелей, наказывая за уклонение от предписанного поведения и поощряют соответствующее поведение.

Институты могут решать дилеммы действий по сбору средств - например, все правительства коллективно заинтересованы в сокращении выбросов углерода, но для отдельных участников выбор в пользу общего блага не имеет смысла с экономической очки зрения. Таким образом, установление санкций, подлежащих исполнению должно быть делом федерального правительства.

Но важнейшей целью политического института является создание и поддержание стабильности. Эта цель становится осуществимой благодаря тому, что американский политолог Джордж Цебелис называет «игроками с правом вето». Цебелис утверждает, что количество игроков правом вето-людей, которые должны согласиться на изменение, прежде чес оно может быть осуществлено,-существенно влияет на то, насколько легко вносятся изменения. Значительные отклонения от статуса-кво (существующая на данный момент ситуация) невозможны, когда слишком много игроков с правом вето, с определенными идеологическими дистанциями между ними.[5]

Лица, определяющие повестку дня,- это те игроки с правом вето, которые могут сказать: «Либо да, либо нет», должны вносить предложения другим игрокам с правом вето, которые будут приемлемы для них.

Сущность политической системы проявляется также в её функциях, под которыми понимают действия, направленные на поддержание этой системы в устойчивом состоянии. Стабильность системы достигается через ее функционирование на принципах, которые соответствуют политической культуре общества. [6]



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: