ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Сыктывкарский государственный университет»
Филологический факультет
Кафедра русской и зарубежной литературы
УТВЕРЖДЕНО
На заседании Учебно-методической комиссии
Факультета «_____»__________2009 года
Протокол № _________________
Председатель УМК ___________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Дисциплины «История зарубежной литературы 1 половины 19 века»
Блок дисциплин – ОПД. Федеральный компонент
Специальность – журналистика
Факультет – филологический
Форма обучения – дневная
Семестр – 4
Всего учебных занятий – 68 часов
В том числе:
Аудиторных – 34 часа, из них:
Лекций – 34, практических – 0
Самостоятельная работа – 34 часа
Итоговый контроль – зачет
Сыктывкар – 2009
Пояснительная записка
Курс истории зарубежной литературы 1 половины 19 века охватывает небольшую по времени, но насыщенную крупными историческими событиями эпоху – от Великой французской буржуазной революции 1789 года до буржуазных революций в ряде европейских стран 1848 года. Некоторое сужение хронологии по сравнению с предшествующими курсами сопровождается, однако, расширением географии изучаемого материала, так как наряду с западноевропейскими литературами студенту теперь предстоит познакомиться и с литературой американского романтизма, который не только сделал прозу и поэзию США национально самобытными, но и достигает мирового художественного уровня. Целью курса является ознакомление студентов с закономерностями литературного процесса эпохи романтизма и классического реализма первой половины века.
Одна из важнейших задач курса – соединение исторического и теоретического подходов в изучении литературных явлений в процессе формирования представлений о развитии творческого метода отдельных художников слова, ведущих литературных жанров эпохи, эволюции отдельных литературных направлений.
Понимание специфики литературного процесса в странах Европы и США невозможно без уяснения общественно-исторических условий, в которых он развивался. Не менее важно для понимания смысла и содержания крупнейших литературных памятников эпохи хотя бы минимальное знание важнейших философских и идеологических учений конца 18 – начала 19 веков (И.Фихте, Ф.Шеллинг, И.Кант, В.Годвин, французская либеральная историография, американский трансцендентализм, европейский утопический социализм).
Знакомство с романтической литературой Европы и США должно своим итогом иметь формирование общего представления об основных особенностях романтизма в целом, о смысле романтического индивидуализма и субъективизма, своеобразии романтического типа личности, романтическом историзме, психологизме и фантастике.
Особое внимание следует уделить двум специфическим формам отражения действительности в романтизме – романтической иронии и романтическому гротеску.
Важная задача в изучении классического реализма – определение линий преемственности, которые связывают его с романтизмом, и принципиальных отличий от предшественника (новый тип героя и новые принципы взаимосвязи человека и среды, современность как основной объект аналитического изучения реалистической прозы, иные способы психологизма и приемы авторской оценки и т.д.).
В отличие от романтизма с его выраженными направленческими признаками (кружки и объединения писателей, организационные печатные издания, направляющие литературные манифесты, совместные поэтические сборники и т.п.) классический реализм не сформировался как единое направление в литературе и отличался различными формами художественного выражения в творчестве разных писателей. Поэтому принципиальной задачей курса становится рассмотрение реализма как незамкнутой литературной системы, имеющей своеобразные черты и творчески усваивающей художественные открытия других систем.
Требования к уровню подготовки студента по курсу
Уметь рассматривать литературный процесс в историко-культурном контексте эпохи.
Понимать национальную специфику изучаемых литератур и межлитературные контакты.
Уметь анализировать литературные произведения в единстве их формы и содержания.
Владеть основными сведениями о биографиях крупнейших писателей, знать их основные теоретические работы.
Четко представлять специфику жанров романтической поэмы, романтической баллады, романтической драмы, романтического исторического романа, романтического философского романа, реалистического социально-психологического романа.
Уметь пользоваться справочной и критической литературой по проблемам курса.
Уметь самостоятельно подготовить к экзамену (зачету) некоторые вопросы, не освещенные в лекционном курсе и на практических (индивидуальных) занятиях.