Практические занятия по курсу




 

1.Новелла Э.Т.А.Гофмана «Крошка Цахес»

1.Природа и общество в новелле.

2.Социальная сатира в новелле.

3.Концепция двоемирия и ее реализация в новелле.

4.Юмор и фантастика у Гофмана. Романтический гротеск.

 

Литература:

1.Гофман Э.Т.А. Крошка Цахес по прозванию Циннобер (любое изд.).

2.Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. Л.,1973.

3.Карельский А.В. Эрнст Теодор Амадей Гофман // Гофман Э.Т.А. Собр.соч.: В 6 т. М.,1991. Т.1.

4.Миримский И.В. Гофман // Миримский И.В. Статьи о классиках. М.,1966.

5.Скобелев А.В. К проблеме соотношения романтической иронии и сатиры в творчестве Гофмана («Крошка Цахес») // Художественный мир Э.Т.А.Гофмана. М.,1982.

 

2.Поэма Д.Г.Байрона «Паломничество Чайльд Гарольда (4 часа)

1.Чайльд Гарольд – новый тип литературного героя.

2.Автор и герой в поэме. Тип байронического героя в творчестве поэта.

3.Основная проблематика поэмы (человек и история, природа и цивилизация, французская революция и Наполеон).

4.Особенности жанра лиро-эпической поэмы.

5.Классицизм и романтизм в поэме.

 

Литература:

1.Байрон Д.Г. Паломничество Чайльд Гарольда (любое изд.).

2.Дьяконова Н.Я. Лирическая поэзия Байрона. М.,1975.

3.Дьяконова Н.Я. Английский романтизм. М.,1978.

4.Дубашинский И.М. Поэма Дж.Г.Байрона «Паломничество Чайльд Гарольда». Рига,1975.

 

3.Литературные манифесты европейского романтизма

1.Концепция искусства в эстетике Ф.Шлегеля («Фрагменты»).

2.Предисловие к «Лирическим балладам» В.Вордсворта – манифест английского романтизма.

3.Классицизм и романтизм в эстетике Ж.де Сталь («О Германии»).

4.Предисловие к драме «Кромвель» В.Гюго – манифест французского романтизма.

 

Литература:

1.Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М.,1980.

2.Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. Л.,1973.

3.Дмитриев А.С. Проблемы йенского романтизма. М.,1975.

4.Дьяконова Н.Я. Английский романтизм: Проблемы эстетики. М.,1978.

5.Реизов Б.Г. Между классицизмом и романтизмом. Л.,1963.

6.Трескунов М.С. Виктор Гюго. Л.,1969.

 

4.Лирическая поэзия Г.Гейне

1.Романтизм и ирония в «Книге песен».

2.Новые черты творческого метода Гейне в «Современных стихах».

3.Тематика и жанровые формы в книге «Романцеро».

4.Поэзия Гейне в русских переводах.

 

Литература:

1.Гейне Г. Избранные сочинения. М.,1989 (или другие сборники лирики).

2.Дейч А. Судьбы поэтов: Гельдерлин. Клейст. Гейне. М.,1987.

3.Дмитриев А.С. Г.Гейне. М.,1963.

4.Гиждеу С. Лирика Генриха Гейне. М.,1983.

 

5.Исторический роман П.Мериме «Хроника царствования Карла 1Х»

1.Концепция исторического процесса П.Мериме в «Предисловии» к роману.

2.Основная проблематика романа (психология историческая и современная, религия и церковь, нравы и нравственность).

3.Традиция В.Скотта и новаторство Мериме в жанре исторического романа.

4.Жанрово-композиционные особенности «Хроники».

 

Литература:

1.Мериме П. Хроника царствования Карла 1Х (любое изд.).

2.Реизов Б.Г. Французский исторический роман в эпоху романтизма. Л.,1958.

3.Реизов Б.Г. Французский роман Х1Х века. М.,1977.

4.Луков В.А. Проспер Мериме. М.,1983.

 

6.Повесть О.Бальзака «Гобсек»

1.Творческая история «Гобсека»: две редакции повести.

2.Сюжет и композиция повести. Образ повествователя.

3.Реальное и символическое в образе Гобсека.

4.Социальный критицизм повести и проблема положительного героя.

5.Романтическое и реалистическое в повести «Гобсек».

 

Литература:

1.Бальзак О. Гобсек (любое изд.).

2.Грифцов Б.А. Психология писателя. М., 1988.

3.Реизов Б.Г. Мотивы титанизма в «Человеческой комедии» // Реизов Б.Г. Бальзак: Сборник статей. Л.,1960.

4.Чичерин А.В. Произведения Бальзака «Гобсек» и «Утраченные иллюзии». М.,1982.

 

7.Роман О.Бальзака «Отец Горио» (4 часа)

1.Герои и прототипы романа. Проблема типического в творчестве Бальзака.

2.Основная проблематика романа (семья и общество, человек и среда, нравы и нравственность, разум и страсть).

3.Жанрово-композиционные особенности романа.

4.Место «Отца Горио» в составе «Человеческой комедии».

 

Литература:

1.Бальзак О. Отец Горио (любое изд.).

2.Реизов Б.Г. «Отец Горио» // Реизов Б.Г. Бальзак: Сборник статей. Л.,1960.

3.Бахмутский В.Я. «Отец Горио» Бальзака. М..1970.

4.Обломиевский Д.Д. Бальзак: Этапы творческого пути. М.,1961.

 

Литература по курсу

 

1.Тексты

Новалис. Генрих фон Офтердинген*.

Гофман Э.Т.А. Золотой горшок*. Крошка Цахес. Житейские воззрения кота Мурра.

Шамиссо А. фон. Удивительная история Петера Шлемиля.

Гейне Г. Книга песен. Германия: Зимняя сказка.

Байрон Д.Г. Паломничество Чайльд Гарольда. Гяур (или: Корсар). Манфред (или: Каин). Дон Жуан*.

Скотт В. Роб Рой (или: Пуритане)*. Айвенго (или: Квентин Дорвард).

Шелли П.Б. Освобожденный Прометей (или: Ченчи).

Шатобриан Ф.Р. Рене (или: Атала).

Виньи А.де. Сен-Мар.

Гюго В. Эрнани (или: Рюи Блаз)*. Собор Парижской Богоматери. Отверженные. Девяносто третий год*.

Мюссе А.де. Исповедь сына века.

Жорж Санд. Индиана (или: Консуэло)*. Орас.

Купер Ф. Шпион*. Последний из могикан.

По Э. Падение дома Ашеров. Вильям Вильсон. Убийства на улице Морг. Месмерическое откровение.

Мелвилл Г. Моби Дик.

Стендаль Ф. Красное и черное. Ванина Ванини*.

Бальзак О. Гобсек. Шагреневая кожа*. Евгения Гранде*. Отец Горио. Утраченные иллюзии.

Мериме П. Хроника царствования Карла 1Х. Матео Фальконе. Таманго*. Этрусская ваза. Двойная ошибка*. Кармен. Локис.

Диккенс Ч. Посмертные записки Пиквикского клуба (или: Приключения Оливера Твиста)*. Домби и сын. Холодный дом (или: Большие надежды).

Теккерей У.М. Ярмарка тщеславия. История Генри Эсмонда*.

Бронте Ш. Джейн Эйр.

 

Произведения, отмеченные знаком *, для студентов ОЗО и финно-угроведов являются факультативными. Знакомство с остальными памятниками лирической поэзии, эстетики и критики возможно в объеме хрестоматий:

Зарубежная литература. Х1Х век. Романтизм: Хрестоматия / Под ред. Я.Н.Засурского. М.,1976;

Зарубежная литература. Х1Х век. Романтизм. Критический реализм: Хрестоматия / Под ред. Я.Н.Засурского. М.,1979.

 

2.Учебники и пособия

История зарубежной литературы Х1Х века / Под ред. Н.А.Соловьевой. М.,1999.

Березина А.Г. и др. История западноевропейской литературы. Х1Х век (Германия, Австрия, Швейцария). М,2003.

Сидорченко Л.В. и др. История западноевропейской литературы. Х1Х век (Англия). М..2004.

Соколова Т.В. и др. История западноевропейской литературы. Х1Х век (Франция, Италия, Испания, Бельгия). М.,2003.

Храповицкая Г.Н., Коровин А.В. История зарубежной литературы: Западноевропейский и американский романтизм. М.,2008.

Храповицкая Г.Н., Солодуб Ю.П. История зарубежной литературы: Западноевропейский и американский реализм. М.,2008.

 

3.Дополнительная литература

История всемирной литературы: В 9 т. М., 1989. Т.6.

Историческая поэтика: Литературные эпохи и типы художественного сознания. М.,1994.

Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. Л..1973.

Дьяконова Н.Я. Английский романтизм: Проблемы эстетики. М..1978.

Реизов Б.Г. Французский роман Х1Х века. М..1977.

Луков В.А. Французская драматургия (предромантизм, романтическое движение). М.,1984.

Боброва М.Н. Романтизм в американской литературе Х1Х века. М..1972.

Затонский Д.В. Европейский реализм Х1Х века: Линии и лики. Киев,1984.

Ивашева В.В. Английский реалистический роман Х1Х века в его современном звучании. М..1974.

Дейч Л. Судьбы поэтов: Гельдерлин. Клейст. Гейне. М.,1987.

Стадников Г.В. Генрих Гейне. М.,1984.

Дьяконова Н.Я. Лирическая поэзия Байрона. М..1975.

Реизов Б.Г. Творчество Вальтера Скотта. М.; Л.,1965.

Реизов Б.Г. Французский исторический роман в эпоху романтизма. Л.,1958.

Трескунов М.С. Виктор Гюго. Л.,1969.

Соколова Т.В. Философская поэзия А.де Виньи. Л.,1981.

Трескунов М.С. Жорж Санд. Л.,1976.

Шейнкер В. Исторический роман Дж.Купера. Иваново,1980.

Ковалев Ю.В. Эдгар Алан По: новеллист и поэт. Л.,1984.

Ковалев Ю.В. Герман Мелвилл и американский романтизм. Л.,1972.

Луков В.А. Проспер Мериме. М.,1983.

Реизов Б.Г. Стендаль: Художественное творчество. Л.,1978.

Реизов Б.Г. Бальзак: Сборник статей. Л.,1960.

Сильман Т.И. Диккенс: Очерк творчества. Л.,1970.

Вахрушев В. Творчество Теккерея. Саратов, 1984.

Тугушева М. Шарлотта Бронте: Очерк жизни и творчества. М.,1982.

Ремизов Б.Б. Элизабет Гаскел. Киев, 1974.

Вопросы к экзамену (зачету)

1.Романтизм как метод и литературное направление.

2.Литературные манифесты европейского романтизма.

3.Эстетика и творчество йенских романтиков.

4.Поэзия и проза гейдельбергских романтиков.

5.Концепция двоемирия в новеллах Э.Т.А.Гофмана.

6.Сатира Э.Т.А.Гофмана в романе «Житейские воззрения кота Мурра».

7.Поэзия и проза А.фон Шамиссо.

8.Поэтическая реформа «озерной школы» в Англии.

9.Концепция исторического романа В.Скотта.

10.Автор и герой в поэме Д.Г.Байрона «Паломничество Чайльд Гарольда».

11.Байронический герой в «Восточных поэмах» Д.Г.Байрона.

12.Символические драмы Д.Г.Байрона.

13.Поэзия и драматургия П.Б.Шелли.

14.Герой и среда в поэме Д.Г.Байрона «Дон Жуан».

15.Литературное новаторство Ф.Р.де Шатобриана.

16.Ж.де Сталь как предшественница французского романтизма.

17.Исторический роман А.де Виньи «Сен-Мар».

18.Лирическая поэзия В.Гюго.

19.Философия истории в романе В.Гюго «Собор Парижской Богоматери».

20.Социальный роман В.Гюго «Отверженные».

21.Нравственная проблематика в романе В.Гюго «Девяносто третий год».

22. «Женские» и социальные романы Жорж Санд.

23.Жанр романтической драмы во французском романтизме.

24.Тема «болезни века» в творчестве А.де Мюссе.

25.Пенталогия о Кожаном Чулке Ф.Купера.

26.Поэзия и проза Э.По.

27.Философская проблематика в романе Г.Мелвилла «Моби Дик».

28.Жанр исторического романа в американском романтизме.

29.Художественное своеобразие «Книги песен» Г.Гейне.

30.Сатира и лирика в поэме Г.Гейне «Германия. Зимняя сказка».

31.Исторический роман П.Мериме «Хроника царствования Карла 1Х».

32.П.Мериме – новеллист.

33.Классический реализм в западноевропейской литературе.

34.Соуиально-психологический роман Ф.Стендаля «Красное и черное».

35.Итальянская тема в творчестве Ф.Стендаля.

36. «Философские этюды» в творчестве О.Бальзака.

37.Тема утраченных иллюзий в творчестве О.Бальзака.

38.Романтизм и реализм в повести О.Бальзака «Гобсек».

39.Проблематика и поэтика в романе О.Бальзака «Отец Горио».

40.Социальный роман Ч.Диккенса «Домби и сын».

41.Эволюция героя в романах Ч.Диккенса.

42.Романтизм и реализм в романе Ш.Бронте «Джейн Эйр».

43. «Ярмарка тщеславия» У.М.Теккерея – «роман без героя».

44.Концепция исторического романа У.М.Теккерея.

 

Тесты по курсу

1.Ф.Шлегель теоретически обосновал в романтической эстетике: 1)принцип историзма, 2)понятие гротеска, 3)принцип романтической иронии, 4)жанр романтической драмы.

2.Исключите лишнее имя из ряда романтиков йенского кружка: 1)Л.Тик, 2)А.В.Шлегель, 3)А.фон Шамиссо, 4)Ф.фон Гарденберг.

3.Автором поэтического сюжета о Лорелее в немецкой поэзии был: 1)К.Брентано, 2)Й.Эйхендорф, 3)О.Г.фон Лебен, 4)Г.Гейне.

4.Жанр романа Новалиса «Генрих фон Офтердинген» можно определить как: 1)исторический, 2)психологический, 3)философский, 4)социальный.

5.Расположите в хронологической последовательности сборники новелл Э.Т.А.Гофмана: 1) «Серапионовы братья», 2) «Ночные рассказы», 3) «Фантазии в манере Калло».

6.Кто называл себя последним поэтом немецкого романтизма и его первым критиком: 1)А.фон Шамиссо, 2)Э.Т.А.Гофман, 3)Г.Гейне?

7.Расположите в порядке выхода в свет сборники стихов Г.Гейне: 1) «Романцеро», 2) «Книга песен», 3) «Современные стихи».

8.Автором литературного манифеста английского романтизма – «Предисловия» к сборнику «Лирические баллады» был: 1)С.Т.Колридж, 2)В.Вордсворт, 3)Р. Саути.

9.Какой из романов В.Скотта не принадлежит к циклу его «шотландских романов: 1) «Уэверли», 2) «Пуритане», 3) «Квентин Дорвард», 4) «Роб Рой»?

10.В ряду произведений Д.Г.Байрона отметьте одно, написанное в форме драмы: 1) «Паломничество Чайльд Гарольда», 2) «Корсар», 3) «Каин», 4) «Дон Жуан».

11.Сборник народных баллад «Песни шотландской границы» собрал и опубликовал: 1)В.Вордсворт, 2)В.Скотт, 3)Д.Г.Байрон, 4)П.Б.Шелли.

12.Новый тип романтического героя – «лишний человек» появился в: 1)поэмах Байрона, 2)повестях Ф.Р.де Шатобриана, 3)новеллах Гофмана, 4)драмах В.Гюго.

13.Действие исторического романа А.де Виньи «Сен-Мар» происходит в: 1) 16 веке, 2) 17 веке, 3) 18 веке.

14.Расположите в хронологическом порядке главные лирические сборники В.Гюго: 1) «Грозный год», 2) «Возмездие», 3) «Ориенталии», 4) «Легенда веков».

15.Предисловие к какой из драм В.Гюго стало манифестом французского романтизма: 1) «Эрнани», 2) «Рюи Блаз», 3) «Кромвель»?

16.Какой из романов Жорж Санд не входит в цикл «женских романов»: 1) «Индиана», 2) «Лелия» 3) «Жак», 4) «Орас»?

17.Определению жанра «Отверженных» В.Гюго в наибольшей степени соответствует: 1)исторический роман, 2)социальная эпопея, 3)психологический роман.

18.Дополните ряд названий романов Ф.Купера, составивших пенталогию о Кожаном Чулке: 1) «Пионеры», 2) «Последний из могикан», 3)…, 4)…, 5)….

19.Кто из французских романтиков ввел в литературу понятие «болезнь века»: 1)Ф.Р.Де Шатобриан, 2)А.де Виньи, 3)В.Гюго, 4)А.де Мюссе?

20.Основоположником детективного жанра в американском романтизме считается: 1)В.Ирвинг, 2)Ф.Купер, 3)Э.По, 4)Н.Готорн.

21.Какое из произведений Г.Мелвилла написано в жанре исторического романа: 1) «Тайпи», 2) «Моби Дик», 3) «Белый бушлат», 4) «Израиль Поттер»?

22.Какой американский романтик в равной мере прославился как своей прозой, так и поэзией: 1)В.Ирвинг, 2)Ф.Купер, 3)Э.По, 4)Н.Готорн?

23.Расположите в хронологической последовательности произведения Фредерика Стендаля: 1) «Красное и черное», 2) «Пармский монастырь», 3) «Арманс».

24.Какое из нижеследующих названий произведений О.Бальзака входит в раздел «Философских этюдов» его «Человеческой комедии»: 1) «Гобсек», 2) «Отец Горио», 3) «Шагреневая кожа», 4) «Утраченные иллюзии»?

25.Какой синтез имел в виду О.Бальзак, именуя свой творческий метод «литературным эклектизмом»: 1)классицизма и романтизма, 2)сентиментализма и романтизма, 3)романтизма и реализма?

26.Продолжите ряд французских исторических романов эпохи романтизма: 1) «Собор Парижской Богоматери» Гюго, 2) … … А.де Виньи, 3)… … П.Мериме, 4)… … О.Бальзака.

27.Автором литературного манифеста французского романтизма – статьи «Расин и Шекспир» является: 1)Ж.де Сталь, 2)В.Гюго, 3)Ф.Стендаль, 4)О.Бальзак.

28.Расположите в хронологическом порядке произведения Ч.Диккенса: 1) «Посмертные записки Пиквикского клуба», 2) «Большие надежды», 3) «Приключения Оливера Твиста», 4) «Домби и сын».

29.Какому из своих произведений У.Теккерей дал подзаголовок – «роман без героя»: 1) «Книга снобов», 2) «Ярмарка тщеславия», 3) «Ньюкомы», 4) «Виргинцы»?

30.Жанр лиро-эпической поэмы ввел в европейскую литературу: 1)Д.Г.Байрон, 2)В.Гюго, 3)Г.Гейне, 4)А.де Мюссе.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: