1.Роман Э.Золя «Жерминаль»
1.Концепция человека в творчестве Э.Золя.
2.Категория среды в творчестве Э.Золя.
3.Место романа «Жерминаль» в цикле «Ругон-Маккары».
4.Генетическая и социальная обусловленность личности в романе.
5.Особенности конфликта в романе.
Литература:
1.Золя Э. Жерминаль (любое изд.).
2.Мелик-СаркисоваН. Концепция человека и творческий метод Э.Золя. Махачкала, 1975.
3.Владимирова М.М. Романный цикл Э.Золя «Ругон-Маккары». Саратов, 1984.
4.Реизов Б.Г. Французский роман Х1Х века. М., 1976.
5.Травушкин Н.С. Жерминаль – месяц всходов. М., 1979.
2.Поэтический сборник Ш.Бодлера «Цветы зла»
1.Тематика поэтических циклов и композиция сборника.
2.Человек и мир в стихах Бодлера.
3.Специфика образной системы Бодлера.
4.Способы создания интеллектуальной поэзии.
Литература:
1.Бодлер Ш. Цветы зла (любое изд.).
2.Косиков Г.К. Шарль Бодлер между «восторгом жизни» и «ужасом жизни» // Бодлер Ш. Цветы зла. Стихотворения в прозе. М., 1993.
3.Балашов Н.И. Легенда и правда о Бодлере // Бодлер Ш. Цветы зла. М., 1970.
4.Нольман М.Л. Шарль Бодлер: Судьба. Эстетика. Стиль. М., 1979.
5.Обломиевский Д.Д. Французский символизм. М., 1973.
3.Символистская драма М.Метерлинка
1.М.Метерлинк о задачах театра. Полемика с натурализмом.
2.Аллегория и символика в драме «Слепые».
3.Внутреннее и внешнее пространство в драме «Там, внутри».
4.Поиск мудрости в повседневном в пьесе-сказке «Синяя птица».
5.Специфика театральности драм Метерлинка (идея деперсонализации актера, роль «второго диалога», сценическое пространство и время).
Литература:
1.Метерлинк М. Пьесы. М., 1958.
2.Метерлинк М. Избранные произведения. М., 1996.
3.Андреев Л.Г. Сто лет бельгийской литературы. М., 1967.
|
4.Шкунаева И.Д. Бельгийская драма от Метерлинка до наших дней. М., 1973.
4.Аналитическая драма Х.Ибсена «Кукольный дом»
1.Специфика конфликта в пьесе.
2.Эволюция сознания героини.
3.Особенности композиции и открытый финал пьесы.
4.Символика и подтекст в «Кукольном доме».
Литература:
1.Ибсен Х. Кукольный дом (любое изд.).
2.Адмони В.Г. Генрик Ибсен. Л., 1989.
3.Храповицкая Г.Н. Ибсен и западноевропейская драма его времени. М., 1979.
4.Неустроев В.П. Литература скандинавских стран (1870 – 1970). М.. 1980.
5.Роман О.Уайльда «Портрет Дориана Грея»
1.Принципы эстетизма в предисловии к роману.
2.Проблема соотношения искусства и действительности.
3.Нравственная проблематика романа. Образ Дориана Грея.
4.Роль парадокса в романе. Образ лорда Генри.
5.Формы проявления авторской позиции в романе.
Литература:
1.Уайльд О. Портет Дориана Грея (любое изд.).
2.Аникст А.А. Оскар Уайльд // Уайльд О. Избранные произведения: В 2 т. М., 1960. Т.1.
3.Пальцев Н. Художник как критик, критика как художество // Уайльд О. Избранные произведения: В 2 т. М., 1993. Т.2.
4.Соколянский М.Г. Оскар Уайльд: Очерк творчества. Киев; Одесса, 1990.
5.Федоров А.А. Эстетизм и художественные поиски в английской прозе последней трети Х1Х века. Уфа, 1993.
6.Проза английского неоромантизма
1.Неоромантизм как литературоведческое понятие.
2.Сложение неоромантического канона в творчестве Р.Л.Стивенсона.
3.Мотив двойничества в повести Р.Л.Стивенсона «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда».
4.Тема «бремени белого человека» в прозе Р.Киплинга.
5.Мотив «другой страны» в колониальных рассказах Р.Киплинга.
|
6.Трагическое в прозе Д.Конрада («Сердце тьмы», «Тайфун»).
Литература:
1.Стивенсон Р.Л. Странная история доктора Джекила и мистера Хайда (любое изд.).
2.Киплинг Р. Бремя белых. М., 1995.
3.Конрад Д. Сердце тьмы. Тайфун (любое изд.).
4.Дьяконова Н.Я. Стивенсон и английская литература Х1Х века. Л., 1984.
5.Урнов М.В. На рубеже веков: Очерки английской литературы. М., 1970.
6.Урнов Д.М. Джозеф Конрад. М., 1977.
Литература по курсу
1.Тексты
Флобер Г. Госпожа Бовари. Простая душа. Саламбо*.
Мопассан Г.де. Жизнь. Милый друг*. Новеллы (3 – 4 по выбору).
Бодлер Ш. Цветы зла.
Гонкуры Э. и Ж. Жермини Ласерте.
Золя Э. Жерминаль. Деньги*. Разгром*.
Франс А. Таис. Остров пингвинов. Боги жаждут*.
Костер Ш.де. Легенда об Уленшпигеле.
Метерлинк М. Слепые. Синяя птица.
Ибсен Х. Пер Гюнт. Кукольный дом.
Гамсун К. Голод. Пан*.
Фонтане Т. Эффи Брист (или: Пути и перепутья).
Гауптман Г. Перед восходом солнца. Ткачи.
Элиот Д. Мельница на Флоссе (или: Мидлмарч).
Уайльд О. Портрет Дориана Грея. Идеальный муж.
Гарди Т. Тэсс из рода Д′.Эрбервиллей.
Стивенсон Р.Л. Странная история доктора Джекила и мистера Хайда.
Киплинг Р. Рассказы (3 – 4 по выбору).
Конрад Д.Сердце тьмы. Тайфун*.
Лонгфелло Г.У. Песнь о Гайавате.
Уитмен У. Листья травы.
Джеймс Г. Дэзи Миллер*. Урок мастера*.
Марк Твен. Приключения Геккльберри Финна. Янки из Коннектикута при дворе короля Артура*. Рассказы (3 – 4 по выбору).
Норрис Ф. Спрут.
Произведения, отмеченные знаком*, для студентов финно-угроведов являются факультативными. Знакомство с остальными памятниками поэзии, эстетики и критики возможно в объеме антологий и сборников:
|
Европейская поэзия Х1Х века. М., 1977 (БВЛ, т.85).
Поэзия Франции. Век Х1Х. М., 1985.
Поэзия французского символизма. М., 1993.
Зарубежная эстетика и теория литературы Х1Х – ХХ веков. М., 1987.
2.Учебники и пособия
Березина А.Г. и др. История западноевропейской литературы. Х1Х век (Германия, Австрия, Швейцария). М., 2003.
Сидорченко Л.В. и др. История западноевропейской литературы. Х1Х век (Англия). М., 2004.
Соколова Т.В. и др. История западноевропейской литературы. Х1Х век (Франция, Италия, Испания, Бельгия). М., 2003.
История зарубежной литературы Х1Х века /Под ред. Е.М.Апенко. М., 2001 (отсутствует раздел о бельгийской литературе второй половины века).
Ковалева Т.В. и др. История зарубежной литературы (вторая половина Х1Х – начало ХХ веков): Учебное пособие. Минск, 1997 (отсутствует раздел о французской литературе 1850-60-х годов).
История зарубежной литературы конца Х1Х – начала ХХ века /Под ред. В.М.Толмачева. М.. 2003 (можно использовать выборочно в соответствии с рабочей программой курса).
3.Дополнительная литература
История всемирной литературы: В 9 т. М., 1991. Т.7; М., 1994. Т.8.
Реизов Б.Г. Французский роман Х1Х века. М., 1976.
Обломиевский Д.Д. Французский символизм. М., 1973.
Андреев Л.Г. Импрессионизм. М., 1980.
Лосев А.Ф. Реализм, натурализм и позитивизм // Лосев А.Ф. Проблема художественного стиля. М., 1994.
Нольман М. Шарль Бодлер: Судьба. Эстетика. Стиль. М., 1979.
Реизов Б.Г. Творчество Флобера. М., 1955.
Данилин Ю. Жизнь и творчество Мопассана. М., 1968.
Мелик-Саркисова Н.В. Концепция человека и творческий метод Э.Золя. Махачкала, 1975.
Фрид Я.В. Анатоль Франс и его время. М., 1975.
Андреев Л.Г. Сто лет бельгийской литературы. М., 1967.
Шкунаева И.Д. Бельгийская драма от Метерлинка до наших дней. М., 1973.
Мицкевич Б.П. Шарль де Костер и становление реализма в бельгийской литературе. Минск, 1960.
Фрид Я.В. Эмиль Верхарн: Творческий путь поэта. М., 1985.
История немецкой литературы: В 5 т. М., 1968. Т.4.
Сильман Т.И. Гергарт Гауптман. Л.;М., 1956.
Левик Б. Рихард Вагнер. М., 1978.
Неустроев В.П. Литература скандинавских стран (1870 – 1970). М., 1980.
Адмони В.Г. Генрик Ибсен. Л., 1989.
Некрасова Е.А. Прерафаэлиты, Рескин и Моррис // Некрасова Е.А. Романтизм в английском искусстве. М., 1975.
Ивашова В.В. Английский реалистический роман Х1Х века в его современном звучании. М., 1974.
Урнов М.В. На рубеже веков: Очерки английской литературы. М., 1970.
Соколянский М.Г. Оскар Уайльд: Очерк творчества. Киев; Одесса, 1990.
Урнов М.В. Томас Гарди: Очерк творчества. М., 1969.
Дьяконова Н.Я. Стивенсон и английская литература Х1Х века. Л., 1984.
Урнов Д.М. Джозеф Конрад. М., 1977.
Литературная история Соединенных Штатов Америки: В 3 т. М., 1978. Т.2, 3.
Ронгонен Л.И. Г.У.Лонгфелло и его поэма «Песнь о Гайавате». М., 1982.
Венедиктова Т.Д. Поэзия Уолта Уитмена. М., 1982.
Старцев А.И. Марк Твен и Америка. М., 1985.
Каули М. Два Генри Джеймса. Естественная история американского натурализма // Каули М. Дом со многими окнами. М., 1973.
Вопросы к экзамену по курсу
1.Эстетика и творческий метод Г.Флобера.
2.Социально-психологический роман Г.Флобера «Госпожа Бовари».
3.Исторический роман Г.Флобера «Саламбо».
4.Поэзия французских парнасцев.
5.Зарождение символизма в поэзии Ш.Бодлера.
6.Натурализм как метод и направление во французской литературе.
7.Натурализм и импрессионизм творчестве братьев Гонкур.
8.Теория экспериментального романа Э.Золя.
9.Социальная эпопея Э.Золя «Ругон-Маккары».
10.Человек и среда в романе Э.Золя «Жерминаль».
11.Социально-психологический роман Ги де Мопассана «Жизнь».
12.Ги де Мопассан – новеллист.
13.Символизм как метод и направление во французской литературе.
14.Поэзия П.Верлена.
15.Философско-историческая проблематика в романе А.Франса «Таис».
16.Концепция круговорота истории в творчестве А.Франса.
17.Эстетизм и реализм в английской литературе второй половины Х1Х века.
18.Зарождение английского натурализма в творчестве Джордж Элиот.
19.Проза и драматургия О.Уайльда.
20.Романы «характеров и среды» Т.Гарди.
21.Поэзия Г.У.Лонгфелло.
22.Поэтическое новаторство У.Уитмена.
23.Реализм и натурализм в литературе США второй половины Х1Х века.
24.Сатира и юмор в творчестве Марка Твена.
25.Натурализм и эстетизм в бельгийской литературе второй половины Х1Х века.
26.Романтизм в «Легенде об Уленшпигеле» Ш.де Костера.
27.Поэзия Э.Верхарна.
28.Символистские драмы М.Метерлинка.
29.Реализм в норвежской литературе второй половины Х1Х века.
30.Романтизм в драматургии Х.Ибсена.
31.Личность и общество в «аналитических драмах» Х.Ибсена.
32.Психологические романы К.Гамсуна.
33.Романтизм в немецкой драматургии второй половины Х1Х века.
34.Реализм в немецкой прозе второй половины Х1Х века.
35.Натурализм в драматургии Г.Гауптмана.
36.Социальная драма Г.Гауптмана «Ткачи».
Тесты по курсу
1.Исключите из ряда литературных направлений второй половины века лишнее понятие: 1)реализм, 2)натурализм, 3)декаданс, 4)символизм.
2.Кто из европейских мыслителей выдвинул принцип «трех факторов» - расы, среды и момента, вошедших в эстетику натурализма: 1)О.Конт, 2)И.Тэн, 3)Э.Ренан, 4)Г.Спенсер?
3.Какой из романов Э.Золя не входит в его цикл «Ругон-Маккары»: 1) «Тереза Ракэн», 2) «Жерминаль», 3) «Деньги», 4) «Разгром»?
4.Автором поэтического сборника «Эмали и камеи» был французский поэт: 1)Ш.Леконт де Лиль, 2)Т.Готье, 3)П.Верлен, 4)С.Малларме.
5.Какому из своих произведений Г.Флобер дал подзаголовок «Провинциальные нравы»: 1) «Госпожа Бовари», 2) «Воспитание чувств», 3) «Простая душа»?
6)Действие исторического романа Г.Флобера «Саламбо» происходит в: 1)Древнем Риме, 2)Древней Иудее, 3)Древнем Карфагене.
7.Кто был автором литературного манифеста «Символизм»: 1)П.Верлен, 2)А.Рембо, 3)Ш.Мореас, 4)С.Малларме?
8.Какой из нижеследующих поэтических сборников не принадлежит перу П.Верлена: 1) «Античные стихотворения», 2) «Галантные празднества», 3) «Добрая песнь», 4) «Романсы без слов»?
9.Темой романа Ги де Мопассана «Жизнь» является: 1)жизнь парижской аристократии, 2)жизнь провинциального дворянства, 3)жизнь провинциальной буржуазии.
10.Расположите в хронологическом порядке романы А.Франса: 1) «Остров пингвинов», 2) «Боги жаждут», 3) «Таис», 4) «Преступление Сильвестра Боннара».
11.Кто из французских писателей второй половины Х1Х века был крупнейшим новеллистом эпохи: 1)Г.Флобер, 2)Ги де Мопассан, 3)Э.Золя, 4)Э.Гонкур?
12.Какой бельгийский писатель считал себя учеником Э.Золя и называл свой метод «натюризмом»: 1)Ш.де Костер, 2)К.Лемонье, 3)Ж.Роденбах, 4)М.Метерлинк?
13.Кто из бельгийских поэтов ввел в европейскую поэзию формы свободного стиха: 1)Ж.Роденбах, 2)Э.Верхарн, 3)М.Метерлинк?
14.Какой европейский драматург считается зачинателем символистской драмы: 1)Ф.Геббель, 2)Р.Вагнер, 3)М.Метерлинк, 4)Г.Гауптман?
15.Кто из норвежских писателей был одновременно прославленным драматургом и прозаиком: 1)Б.Бьернсон, 2)А.Хьелланн, 3)Х.Ибсен?
16.Идея деперсонализации актера и пьес для театра марионеток была выдвинута: 1)Х.Ибсеном, 2)Ф.Геббелем, 3)Г.Гауптманом, 4)М.Метерлинком.
17.В каком жанре завоевал известность Кнут Гамсун: 1)нравоописательной повести, 2)социального романа, 3)психологического романа?
18.Исключите лишнее название из ряда интеллектуально-аналитических драм Х.Ибсена: 1) «Пер Гюнт», 2) «Кукольный дом», 3) «Привидения», 4) «Строитель Сольнес».
19.Продолжите ряд названий драм в тетралогии Р.Вагнера «Кольцо Нибелунга»:
1) «Золото Рейна», 2)… …, 3)… …, 4)… ….
20.Исключите лишнее имя из числа немецких драматургов второй половины века: 1)Ф.Геббель, 2)Р.Вагнер, 3)Т.Фонтане, 4)Г.Гауптман.
21.Какой английский писатель назвал цикл своих произведений «романами характеров и среды»: 1)Р.Л.Стивенсон, 2)Э.Троллоп, 3)Д.Мередит, 4)Т.Гарди?
22.Исключите лишнее имя из ряда английских писателей-реалистов: 1)Э.Троллоп, 2)О.Уайльд, 3)Д.Мередит, 4)Т.Гарди.
23.Автор сборников рассказов «Книги джунглей» - английский неоромантик: 1)Р.Л.Стивенсон, 2)Д.Конрад, 3)Р.Киплинг.
24.В пьесе О.Уайльда «Идеальный муж» доминирует: 1)нравственная проблематика, 2)социальная проблематика, 3)политическая проблематика.
25.Творчество О.Уайльда в основном принадлежит литературе английского: 1)реализма, 2)эстетизма, 3)натурализма.
26.Американский романтизм второй половины века проявил себя преимущественно в сфере: 1)поэзии, 2)прозы, 3)драматургии.
27.У.Уитмен своим сборником «Листья травы» утвердил в американской поэзии: 1)белый стих, 2)свободный стих, 3)силлабо-тонический стих.
28.Г.Джеймс прославился в англоязычной литературе как мастер: 1)исторической прозы, 2)социальной прозы, 3)психологической прозы.
29.Социально-психологические проблемы американского Юга поставил Марк Твен в своем романе: 1) «Приключения Тома Сойера», 2) «Позолоченный век», 3) «Приключения Гекльберри Финна».
30.Центральной категорией в литературе американского натурализма конца века была: 1)категория среды, 2)категория наследственности, 3)категория характера.