Темы практических занятий и коллоквиумов




1.Роман Э.Золя «Жерминаль»

1.Концепция человека в творчестве Э.Золя.

2.Категория среды в творчестве Э.Золя.

3.Место романа «Жерминаль» в цикле «Ругон-Маккары».

4.Генетическая и социальная обусловленность личности в романе.

5.Особенности конфликта в романе.

 

Литература:

1.Золя Э. Жерминаль (любое изд.).

2.Мелик-СаркисоваН. Концепция человека и творческий метод Э.Золя. Махачкала, 1975.

3.Владимирова М.М. Романный цикл Э.Золя «Ругон-Маккары». Саратов, 1984.

4.Реизов Б.Г. Французский роман Х1Х века. М., 1976.

5.Травушкин Н.С. Жерминаль – месяц всходов. М., 1979.

 

2.Поэтический сборник Ш.Бодлера «Цветы зла»

1.Тематика поэтических циклов и композиция сборника.

2.Человек и мир в стихах Бодлера.

3.Специфика образной системы Бодлера.

4.Способы создания интеллектуальной поэзии.

 

Литература:

1.Бодлер Ш. Цветы зла (любое изд.).

2.Косиков Г.К. Шарль Бодлер между «восторгом жизни» и «ужасом жизни» // Бодлер Ш. Цветы зла. Стихотворения в прозе. М., 1993.

3.Балашов Н.И. Легенда и правда о Бодлере // Бодлер Ш. Цветы зла. М., 1970.

4.Нольман М.Л. Шарль Бодлер: Судьба. Эстетика. Стиль. М., 1979.

5.Обломиевский Д.Д. Французский символизм. М., 1973.

 

3.Символистская драма М.Метерлинка

1.М.Метерлинк о задачах театра. Полемика с натурализмом.

2.Аллегория и символика в драме «Слепые».

3.Внутреннее и внешнее пространство в драме «Там, внутри».

4.Поиск мудрости в повседневном в пьесе-сказке «Синяя птица».

5.Специфика театральности драм Метерлинка (идея деперсонализации актера, роль «второго диалога», сценическое пространство и время).

 

Литература:

1.Метерлинк М. Пьесы. М., 1958.

2.Метерлинк М. Избранные произведения. М., 1996.

3.Андреев Л.Г. Сто лет бельгийской литературы. М., 1967.

4.Шкунаева И.Д. Бельгийская драма от Метерлинка до наших дней. М., 1973.

 

4.Аналитическая драма Х.Ибсена «Кукольный дом»

1.Специфика конфликта в пьесе.

2.Эволюция сознания героини.

3.Особенности композиции и открытый финал пьесы.

4.Символика и подтекст в «Кукольном доме».

 

Литература:

1.Ибсен Х. Кукольный дом (любое изд.).

2.Адмони В.Г. Генрик Ибсен. Л., 1989.

3.Храповицкая Г.Н. Ибсен и западноевропейская драма его времени. М., 1979.

4.Неустроев В.П. Литература скандинавских стран (1870 – 1970). М.. 1980.

 

5.Роман О.Уайльда «Портрет Дориана Грея»

1.Принципы эстетизма в предисловии к роману.

2.Проблема соотношения искусства и действительности.

3.Нравственная проблематика романа. Образ Дориана Грея.

4.Роль парадокса в романе. Образ лорда Генри.

5.Формы проявления авторской позиции в романе.

 

Литература:

1.Уайльд О. Портет Дориана Грея (любое изд.).

2.Аникст А.А. Оскар Уайльд // Уайльд О. Избранные произведения: В 2 т. М., 1960. Т.1.

3.Пальцев Н. Художник как критик, критика как художество // Уайльд О. Избранные произведения: В 2 т. М., 1993. Т.2.

4.Соколянский М.Г. Оскар Уайльд: Очерк творчества. Киев; Одесса, 1990.

5.Федоров А.А. Эстетизм и художественные поиски в английской прозе последней трети Х1Х века. Уфа, 1993.

 

6.Проза английского неоромантизма

1.Неоромантизм как литературоведческое понятие.

2.Сложение неоромантического канона в творчестве Р.Л.Стивенсона.

3.Мотив двойничества в повести Р.Л.Стивенсона «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда».

4.Тема «бремени белого человека» в прозе Р.Киплинга.

5.Мотив «другой страны» в колониальных рассказах Р.Киплинга.

6.Трагическое в прозе Д.Конрада («Сердце тьмы», «Тайфун»).

 

Литература:

1.Стивенсон Р.Л. Странная история доктора Джекила и мистера Хайда (любое изд.).

2.Киплинг Р. Бремя белых. М., 1995.

3.Конрад Д. Сердце тьмы. Тайфун (любое изд.).

4.Дьяконова Н.Я. Стивенсон и английская литература Х1Х века. Л., 1984.

5.Урнов М.В. На рубеже веков: Очерки английской литературы. М., 1970.

6.Урнов Д.М. Джозеф Конрад. М., 1977.

 

Литература по курсу

 

1.Тексты

Флобер Г. Госпожа Бовари. Простая душа. Саламбо*.

Мопассан Г.де. Жизнь. Милый друг*. Новеллы (3 – 4 по выбору).

Бодлер Ш. Цветы зла.

Гонкуры Э. и Ж. Жермини Ласерте.

Золя Э. Жерминаль. Деньги*. Разгром*.

Франс А. Таис. Остров пингвинов. Боги жаждут*.

Костер Ш.де. Легенда об Уленшпигеле.

Метерлинк М. Слепые. Синяя птица.

Ибсен Х. Пер Гюнт. Кукольный дом.

Гамсун К. Голод. Пан*.

Фонтане Т. Эффи Брист (или: Пути и перепутья).

Гауптман Г. Перед восходом солнца. Ткачи.

Элиот Д. Мельница на Флоссе (или: Мидлмарч).

Уайльд О. Портрет Дориана Грея. Идеальный муж.

Гарди Т. Тэсс из рода Д′.Эрбервиллей.

Стивенсон Р.Л. Странная история доктора Джекила и мистера Хайда.

Киплинг Р. Рассказы (3 – 4 по выбору).

Конрад Д.Сердце тьмы. Тайфун*.

Лонгфелло Г.У. Песнь о Гайавате.

Уитмен У. Листья травы.

Джеймс Г. Дэзи Миллер*. Урок мастера*.

Марк Твен. Приключения Геккльберри Финна. Янки из Коннектикута при дворе короля Артура*. Рассказы (3 – 4 по выбору).

Норрис Ф. Спрут.

 

Произведения, отмеченные знаком*, для студентов финно-угроведов являются факультативными. Знакомство с остальными памятниками поэзии, эстетики и критики возможно в объеме антологий и сборников:

Европейская поэзия Х1Х века. М., 1977 (БВЛ, т.85).

Поэзия Франции. Век Х1Х. М., 1985.

Поэзия французского символизма. М., 1993.

Зарубежная эстетика и теория литературы Х1Х – ХХ веков. М., 1987.

 

 

2.Учебники и пособия

Березина А.Г. и др. История западноевропейской литературы. Х1Х век (Германия, Австрия, Швейцария). М., 2003.

Сидорченко Л.В. и др. История западноевропейской литературы. Х1Х век (Англия). М., 2004.

Соколова Т.В. и др. История западноевропейской литературы. Х1Х век (Франция, Италия, Испания, Бельгия). М., 2003.

История зарубежной литературы Х1Х века /Под ред. Е.М.Апенко. М., 2001 (отсутствует раздел о бельгийской литературе второй половины века).

Ковалева Т.В. и др. История зарубежной литературы (вторая половина Х1Х – начало ХХ веков): Учебное пособие. Минск, 1997 (отсутствует раздел о французской литературе 1850-60-х годов).

История зарубежной литературы конца Х1Х – начала ХХ века /Под ред. В.М.Толмачева. М.. 2003 (можно использовать выборочно в соответствии с рабочей программой курса).

 

3.Дополнительная литература

История всемирной литературы: В 9 т. М., 1991. Т.7; М., 1994. Т.8.

Реизов Б.Г. Французский роман Х1Х века. М., 1976.

Обломиевский Д.Д. Французский символизм. М., 1973.

Андреев Л.Г. Импрессионизм. М., 1980.

Лосев А.Ф. Реализм, натурализм и позитивизм // Лосев А.Ф. Проблема художественного стиля. М., 1994.

Нольман М. Шарль Бодлер: Судьба. Эстетика. Стиль. М., 1979.

Реизов Б.Г. Творчество Флобера. М., 1955.

Данилин Ю. Жизнь и творчество Мопассана. М., 1968.

Мелик-Саркисова Н.В. Концепция человека и творческий метод Э.Золя. Махачкала, 1975.

Фрид Я.В. Анатоль Франс и его время. М., 1975.

Андреев Л.Г. Сто лет бельгийской литературы. М., 1967.

Шкунаева И.Д. Бельгийская драма от Метерлинка до наших дней. М., 1973.

Мицкевич Б.П. Шарль де Костер и становление реализма в бельгийской литературе. Минск, 1960.

Фрид Я.В. Эмиль Верхарн: Творческий путь поэта. М., 1985.

История немецкой литературы: В 5 т. М., 1968. Т.4.

Сильман Т.И. Гергарт Гауптман. Л.;М., 1956.

Левик Б. Рихард Вагнер. М., 1978.

Неустроев В.П. Литература скандинавских стран (1870 – 1970). М., 1980.

Адмони В.Г. Генрик Ибсен. Л., 1989.

Некрасова Е.А. Прерафаэлиты, Рескин и Моррис // Некрасова Е.А. Романтизм в английском искусстве. М., 1975.

Ивашова В.В. Английский реалистический роман Х1Х века в его современном звучании. М., 1974.

Урнов М.В. На рубеже веков: Очерки английской литературы. М., 1970.

Соколянский М.Г. Оскар Уайльд: Очерк творчества. Киев; Одесса, 1990.

Урнов М.В. Томас Гарди: Очерк творчества. М., 1969.

Дьяконова Н.Я. Стивенсон и английская литература Х1Х века. Л., 1984.

Урнов Д.М. Джозеф Конрад. М., 1977.

Литературная история Соединенных Штатов Америки: В 3 т. М., 1978. Т.2, 3.

Ронгонен Л.И. Г.У.Лонгфелло и его поэма «Песнь о Гайавате». М., 1982.

Венедиктова Т.Д. Поэзия Уолта Уитмена. М., 1982.

Старцев А.И. Марк Твен и Америка. М., 1985.

Каули М. Два Генри Джеймса. Естественная история американского натурализма // Каули М. Дом со многими окнами. М., 1973.

 

 

Вопросы к экзамену по курсу

 

1.Эстетика и творческий метод Г.Флобера.

2.Социально-психологический роман Г.Флобера «Госпожа Бовари».

3.Исторический роман Г.Флобера «Саламбо».

4.Поэзия французских парнасцев.

5.Зарождение символизма в поэзии Ш.Бодлера.

6.Натурализм как метод и направление во французской литературе.

7.Натурализм и импрессионизм творчестве братьев Гонкур.

8.Теория экспериментального романа Э.Золя.

9.Социальная эпопея Э.Золя «Ругон-Маккары».

10.Человек и среда в романе Э.Золя «Жерминаль».

11.Социально-психологический роман Ги де Мопассана «Жизнь».

12.Ги де Мопассан – новеллист.

13.Символизм как метод и направление во французской литературе.

14.Поэзия П.Верлена.

15.Философско-историческая проблематика в романе А.Франса «Таис».

16.Концепция круговорота истории в творчестве А.Франса.

17.Эстетизм и реализм в английской литературе второй половины Х1Х века.

18.Зарождение английского натурализма в творчестве Джордж Элиот.

19.Проза и драматургия О.Уайльда.

20.Романы «характеров и среды» Т.Гарди.

21.Поэзия Г.У.Лонгфелло.

22.Поэтическое новаторство У.Уитмена.

23.Реализм и натурализм в литературе США второй половины Х1Х века.

24.Сатира и юмор в творчестве Марка Твена.

25.Натурализм и эстетизм в бельгийской литературе второй половины Х1Х века.

26.Романтизм в «Легенде об Уленшпигеле» Ш.де Костера.

27.Поэзия Э.Верхарна.

28.Символистские драмы М.Метерлинка.

29.Реализм в норвежской литературе второй половины Х1Х века.

30.Романтизм в драматургии Х.Ибсена.

31.Личность и общество в «аналитических драмах» Х.Ибсена.

32.Психологические романы К.Гамсуна.

33.Романтизм в немецкой драматургии второй половины Х1Х века.

34.Реализм в немецкой прозе второй половины Х1Х века.

35.Натурализм в драматургии Г.Гауптмана.

36.Социальная драма Г.Гауптмана «Ткачи».

Тесты по курсу

1.Исключите из ряда литературных направлений второй половины века лишнее понятие: 1)реализм, 2)натурализм, 3)декаданс, 4)символизм.

2.Кто из европейских мыслителей выдвинул принцип «трех факторов» - расы, среды и момента, вошедших в эстетику натурализма: 1)О.Конт, 2)И.Тэн, 3)Э.Ренан, 4)Г.Спенсер?

3.Какой из романов Э.Золя не входит в его цикл «Ругон-Маккары»: 1) «Тереза Ракэн», 2) «Жерминаль», 3) «Деньги», 4) «Разгром»?

4.Автором поэтического сборника «Эмали и камеи» был французский поэт: 1)Ш.Леконт де Лиль, 2)Т.Готье, 3)П.Верлен, 4)С.Малларме.

5.Какому из своих произведений Г.Флобер дал подзаголовок «Провинциальные нравы»: 1) «Госпожа Бовари», 2) «Воспитание чувств», 3) «Простая душа»?

6)Действие исторического романа Г.Флобера «Саламбо» происходит в: 1)Древнем Риме, 2)Древней Иудее, 3)Древнем Карфагене.

7.Кто был автором литературного манифеста «Символизм»: 1)П.Верлен, 2)А.Рембо, 3)Ш.Мореас, 4)С.Малларме?

8.Какой из нижеследующих поэтических сборников не принадлежит перу П.Верлена: 1) «Античные стихотворения», 2) «Галантные празднества», 3) «Добрая песнь», 4) «Романсы без слов»?

9.Темой романа Ги де Мопассана «Жизнь» является: 1)жизнь парижской аристократии, 2)жизнь провинциального дворянства, 3)жизнь провинциальной буржуазии.

10.Расположите в хронологическом порядке романы А.Франса: 1) «Остров пингвинов», 2) «Боги жаждут», 3) «Таис», 4) «Преступление Сильвестра Боннара».

11.Кто из французских писателей второй половины Х1Х века был крупнейшим новеллистом эпохи: 1)Г.Флобер, 2)Ги де Мопассан, 3)Э.Золя, 4)Э.Гонкур?

12.Какой бельгийский писатель считал себя учеником Э.Золя и называл свой метод «натюризмом»: 1)Ш.де Костер, 2)К.Лемонье, 3)Ж.Роденбах, 4)М.Метерлинк?

13.Кто из бельгийских поэтов ввел в европейскую поэзию формы свободного стиха: 1)Ж.Роденбах, 2)Э.Верхарн, 3)М.Метерлинк?

14.Какой европейский драматург считается зачинателем символистской драмы: 1)Ф.Геббель, 2)Р.Вагнер, 3)М.Метерлинк, 4)Г.Гауптман?

15.Кто из норвежских писателей был одновременно прославленным драматургом и прозаиком: 1)Б.Бьернсон, 2)А.Хьелланн, 3)Х.Ибсен?

16.Идея деперсонализации актера и пьес для театра марионеток была выдвинута: 1)Х.Ибсеном, 2)Ф.Геббелем, 3)Г.Гауптманом, 4)М.Метерлинком.

17.В каком жанре завоевал известность Кнут Гамсун: 1)нравоописательной повести, 2)социального романа, 3)психологического романа?

18.Исключите лишнее название из ряда интеллектуально-аналитических драм Х.Ибсена: 1) «Пер Гюнт», 2) «Кукольный дом», 3) «Привидения», 4) «Строитель Сольнес».

19.Продолжите ряд названий драм в тетралогии Р.Вагнера «Кольцо Нибелунга»:

1) «Золото Рейна», 2)… …, 3)… …, 4)… ….

20.Исключите лишнее имя из числа немецких драматургов второй половины века: 1)Ф.Геббель, 2)Р.Вагнер, 3)Т.Фонтане, 4)Г.Гауптман.

21.Какой английский писатель назвал цикл своих произведений «романами характеров и среды»: 1)Р.Л.Стивенсон, 2)Э.Троллоп, 3)Д.Мередит, 4)Т.Гарди?

22.Исключите лишнее имя из ряда английских писателей-реалистов: 1)Э.Троллоп, 2)О.Уайльд, 3)Д.Мередит, 4)Т.Гарди.

23.Автор сборников рассказов «Книги джунглей» - английский неоромантик: 1)Р.Л.Стивенсон, 2)Д.Конрад, 3)Р.Киплинг.

24.В пьесе О.Уайльда «Идеальный муж» доминирует: 1)нравственная проблематика, 2)социальная проблематика, 3)политическая проблематика.

25.Творчество О.Уайльда в основном принадлежит литературе английского: 1)реализма, 2)эстетизма, 3)натурализма.

26.Американский романтизм второй половины века проявил себя преимущественно в сфере: 1)поэзии, 2)прозы, 3)драматургии.

27.У.Уитмен своим сборником «Листья травы» утвердил в американской поэзии: 1)белый стих, 2)свободный стих, 3)силлабо-тонический стих.

28.Г.Джеймс прославился в англоязычной литературе как мастер: 1)исторической прозы, 2)социальной прозы, 3)психологической прозы.

29.Социально-психологические проблемы американского Юга поставил Марк Твен в своем романе: 1) «Приключения Тома Сойера», 2) «Позолоченный век», 3) «Приключения Гекльберри Финна».

30.Центральной категорией в литературе американского натурализма конца века была: 1)категория среды, 2)категория наследственности, 3)категория характера.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: