Актуальные проблемы цивилистического процесса
(актуализация на 2018-2019 уч. г.)
Учебно-методические рекомендации по изучению дисциплины
Для набора 2018 г.
Воронеж, 2018
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Учебно-методические рекомендации для обучающихся по видам учебных занятий... | |
2. Учебно-методические рекомендации для обучающихся по выполнению различных форм самостоятельной работы ……………………………………………………............... | |
3. Учебно-методические рекомендации для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами по освоению дисциплины ……………………................... | |
4. Перечень нормативных правовых актов, актов высших органов судебной власти ….. |
Учебно-методические рекомендации для обучающихся по видам учебных занятий
Общие положения
Изучение дисциплины «Актуальные проблемы цивилистического процесса» осуществляется в форме учебных занятий, проводимых под руководством преподавателей кафедры и самостоятельной подготовки обучающихся.
Основными видами аудиторных учебных занятий по изучению данной дисциплины являются: лекционное занятие и семинарское занятие.
Предусматриваются следующие формы работы обучающихся:
– прослушивание лекционного курса;
– чтение и конспектирование рекомендованной литературы, материалов правоприменительной практики;
– проведение семинарских занятий с подробным рассмотрением ключевых, проблемных вопросов дисциплины, решением задач, составлением процессуальных документов с использованием интерактивных образовательных технологий.
Лекционные занятия (теоретический курс)
Главным и определяющим звеном в процессе обучения является лекция, которая составляет основу теоретической подготовки. Ее цель – дать систематизированные основы научных знаний по дисциплине, акцентировав внимание на наиболее сложных и узловых вопросах темы. Лекция должна стимулировать активную познавательную деятельность обучающихся, способствовать формированию их творческого мышления.
Несмотря на то, что лекция является старейшей формой передачи знаний, она и в настоящее время продолжает играть важнейшую роль в организации учебного процесса. Лекции имеют методологическое значение, так как в них представляются теоретические основы дисциплины, научные методы, с помощью которых дисциплина анализирует предмет ее изучения. Лекционные занятия по дисциплине «Актуальные проблемы цивилистического процесса» проводятся в форме информационной лекции. В ней дается учебный материал, однако она не повторяет учебник, а предлагает собственное видение лектором тех проблем, которые необходимо рассмотреть применительно к конкретной теме, соответствующей последовательности изучения дисциплины, определяемой учебным планом.
Помимо устного изложения материала, в процессе проведения лекции целесообразно использовать визуальную поддержку в виде мультимедийных презентаций ее содержания, отражающих основные тезисы и понятия темы. Мультимедийные презентации являются удобной формой визуализации схем, иллюстраций, выдержек из нормативных правовых актов, материалов юридической практики, научной и учебной литературы, фрагментов документальных фильмов и видеороликов по теме лекции.
Семинарские занятия
Семинарское занятие проводится с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, и в процессе самостоятельной работы над учебной и научной литературой. Оно должно обеспечивать живое, творческое обсуждение учебного материала в форме дискуссии, обмена мнениями по рассматриваемым вопросам.
Семинарское занятие должно решать следующие основные задачи:
– закреплять, расширять и углублять теоретические знания, полученные на лекции и в процессе самостоятельной работы с учебными, нормативными, научными источниками, а также в процессе работы с электронными базами данных;
– обеспечивать на достаточном уровне проверку качества полученных знаний, приобретенных умений и навыков в процессе проводимого опроса или иных форм, используемых преподавателем, а также их оценку применительно к каждому из присутствующих на занятии или некоторой части присутствующих;
– формировать убеждения по тем вопросам, которые обсуждаются на семинарском занятии, учить мыслить творчески, рассуждать и дискутировать, опираясь на научные аргументы и неоспоримые правовые факты;
– развивать навыки практической работы обучающихся.
Семинарские занятия по дисциплине «Актуальные проблемы цивилистического процесса» проводятся в форме устного опроса, дискуссии по наиболее проблемным вопросам гражданско-правового регулирования, решения задач-казусов, составления проектов юридических документов.
В процессе проведения семинарских занятий помимо обсуждения теоретических вопросов уделяется внимание решению практических задач, в которых смоделированы конкретные практические ситуации. При подготовке к семинарскому занятию с решением задач обязательно нужно проработать необходимый нормативный материал, правоприменительную практику, и на этой основе сформулировать варианты решения задачи уметь составить по ситуации процессуальный документ. Семинарские занятия в форме дискуссии требуют предварительно обсуждения вопросов, выносимых на дискуссию, подготовки обучающимися отдельных сообщений, изучения основной и дополнительной литературы, рекомендованной преподавателем, формулирования дискуссионных вопросов, подготовки группы оппонентов и т.п.
Содержание вопросов, выносимых на семинарское занятие в форме устного опроса, дискуссии, методические рекомендации по проведению дискуссии, примеры решения задач, методические рекомендации по составлению проектов процессуальных документов и критерии оценки обучающихся приведены в фондах оценочных средств по дисциплине «Актуальные проблемы цивилистического процесса».
Учебно-методические рекомендации по выполнению различных форм
Самостоятельной работы
Общие положения
К формам самостоятельной работы обучающихся относятся:
1. изучение и конспектирование нормативных правовых актов, основной и дополнительной учебной, научной и методической литературы, материалов правоприменительной практики;
2. работа со справочными правовыми системами и ресурсами сети Интернет;
3. составление плана и тезисов ответа на вопросы семинарского занятия;
4. решение ситуационных задач;
5. подготовка к участию в дискуссии;
6. изучение и обобщение судебной практики;
7. выполнение контрольной работы;
8. подготовка к сдаче экзамена.