Политическое сознание Политический опыт




Конспект урока

По обществознанию для 11 класса

По теме «ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ» дата:22.04.2020

Учитель: Гладчук Ольга Анатольевна.

ЦЕЛИ УРОКА: 1)ОБУЧАЮЩИЕ -СФОРМИРОВАТЬ У УЧАЩИХСЯ НАУЧНЫЕ ПРЕДСТАВ Л ЕНИЯ О ТАКИХ ВАЖНЕЙШИХЯВЛЕНИЯХ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ КАК ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА. ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ, ПОКАЗАТЬ ВАЖНЕЙШИЕ ТЕНДЕНЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ;

2) РАЗВИВАЮЩИЕ - ПРОДОЛЖИТЬ РАБОТУ НАД РАЗВИТИЕМ У УЧАЩЕГОСЯ НАВЫКОВ АНАЛИЗА, ОБОБЩЕНИЯ, СИНТЕЗА УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА И ПЕРЕНОСА ЕГО В НЕСТАНДАРТНЫЕ СИТУАЦИИ;

3) ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ - ПОМОЧЬ УЧАЩЕМУСЯ ОСМЫСЛИТЬ СВОЙ СОБСТВЕННЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТАТУС И СВЯЗАННЫЕ С НИМ ПОЛИТИЧЕСКИЕ РОЛИ.

СЛОВАРЬ УРОКА: ПОЛИТИКА. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА, ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ,

ПОЛИТИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ, ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАССИВНОСТЬ.

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА:

1) ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ЕЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ;

2) ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ТИПЫОТНОШЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА К
ПОЛИТИКЕ;

3) ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ ОСНОВНЫХ ТИПОВ ПОЛИТИЧЕСКОГО
ПОВЕДЕНИЯ;

4) ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫСОВРЕМЕННОЙ РОССИИ; \

5) КУЛЬТУРА ЗДРАВОГО СМЫСЛА.

«Нужно, чтобы человек понял, что он творец и хозяин мира, что на нем ответственность за все несчастья Земли; ему же принадлежит слава за все хорошее, что есть в жизни».

Р.Роллан.

ХОД У РОКА:

I. Вводная часть урока (определяется тема урока, формулируются цели и задачи). Вступление учителя связано с обращением внимания учащихся на коллаж "Последствия неправильного политического поведения", где показаны фрагменты, иллюстрирующие негативные последствия неправильного политического поведения личности в истории. Каждое общество дает своим гражданам характерный набор норм и ценностей, регулирующих его жизнедеятельность. Обратите внимание на коллаж. Что по Вашему мнению, объединяет все элементы коллажа? Как Вы думаете, чем вызваны эти события и явления? Политика -явление сложное. Термин политика (отвечают учащиеся) Политика- явление, где многое зависит от конкретных отношений субъектов политического процесса. Политическое поведение всегда имеет конкретного носителя. Понимаем ли мы это? Уч-ся знакомит класс с результатами предварительного анкетирования. Результаты анкетирования: более 40% опрошенных ответили, что доверяют своему правительству, но готовы разделить с ним ответственность лишь 8%, а более 30% отказали в своей прямой поддержке власти. За последние годы процент не участвующих в избирательных компаниях в России увеличился в 2,5 раза. (Вопрос анкеты: Готовы ли Вы нести ответственность за действия своего правительства и события, происходящие в стране?) Можно ли изменить ситуацию? От личности выпускника школы, его политического поведения, знаний поли гики во многом зависит будущее состояние страны. Итак, в центре нашего внимания -- политическое поведение, в соответствии с которым можно делать выводы о зрелости политических отношений и в целом политической культуры. (Учащиеся записывают тему в тетрадь. Учитель обращает внимание на эпиграф урока.) Политическое поведение проявляется по-разному. Важно знать, к каким результатам и последствиям может привести та или иная форма политического поведения. Поэтому, определяя цели и задачи урока, какие вопросы мы должны с вами рассмотреть? (Учащиеся самостоятельно формулируют цели и задачи урока.)

II. Основная часть урока.

1. Политическая культура является частью общей культуры человека. Впервые этот термин был введен в XVIII веке { учащийся дает краткую справку и составляет на доске схему «Политическая культура»}

Политическое сознание Политический опыт

ПОЛ. КУЛЬТУРА
Политическое поведение Зрелость политических отношений

Вспомните термин "политическая культура", беря за основу материал схемы* Таким образом, политическая культура определяет наиболее типичные образцы и правила политического поведения, которое понимается как совокупность действий и поступков, предпринимаемых субъектом политики и связанных с решением проблем государственной власти. { Учащиеся записывают термин в тетрадь}.

2. Самостоятельная работа учащихся по решению 2-го и 3-го вопросов плана. Мы понимаем, что политическое поведение граждан России не всегда и не во всем соответствует требованиям современности. Отсюда следует главная проблема, которую нам предстоит решить. Какая? Как вы её видите? {Учащиеся самостоятельно формулируют проблему) Главная проблема: каким должно быть политическое поведение личности в современном демократическом обществе? Реальное политическое поведение »Как этого достичь? » Политическое поведение, соответствующее требованиям гражданского общества. Есть ли способы решения данной проблемы? Какие?; Учащиеся предлагают разные способы решения. Идет отбор приемлемых способов решения и деление учащихся на группы для самостоятельной работы}. Решить проблему нам предстоит в два этапа: I) заключается в определении существующих вариантов политического поведения и их характеристиках) в создании варианта политического поведения личности в демократическом обществе. Работают 3 группы учащихся, каждая группа имеет своего руководителя, секретаря, спикера. Первая группа анализирует научную статью "О политическом поведении" Н. Оскорбиной и составляет тезисы. Отчет- комментарий тезисов. Вторая группа на основе метода переноса известного способа решения с некоторой модификацией в межпредметную ситуацию. Учащиеся анализируют исторические ситуации конкретного проявления вариантов политического поведения в истории России. Отчет- комментарий исторических ситуаций. Третья группа модулирует варианты политического поведения в заданной ситуации. Отчет- демонстрация моделей. Работа экспертов- обобщают услышанный материал и составляют синквейны на каждый тип политического поведения.

З.Следующая фаза работы связана с организацией дискуссии "Достоинства и недостатки вариантов политического отношения". Каждая группа готовится к защите одного типа поведения и поиском недостатков другой. В ходе дискуссии один из экспертов вносит в таблицу на доске основные достоинства каждого типа политического поведения. Итогом дискуссии является обобщение экспертов о том, что ни один из вариантов политического

поведения не является идеальным. В чем выход? В соединении достоинств каждой из перечисленных моделей поведения.

4. Для того, чтобы выделить основные составляющие политической культуры, мы должны знать особенности политической культуры в современной России. Анализ современной политической культуры России на основе предварительной работы берет на себя группа экспертов. Результаты работы раздаются учащимся. Среди особенностей перечислены следующие:

*ведущая роль в регулировании политической жизни передается государству;
*слабо развитая индивидуальность;

*низкий статус личных притязаний на политическое участие;
*персонализированное восприятие власти;
*недопонимание роли представительных органов власти;
*слабое уважение законов государства, правовой нигилизм;
'некритическое восприятие зарубежного опыта;

'склонность к несанкцнанированным формам политического протеста и силовым методам разрешения конфликтных ситуаций.

5. На основе анализа особенностей политической культуры современной России хотелось бы услышать Ваши предложения о том, какими качествами должен обладать носитель современной политической культуры. {Учащиеся высказывают свои предложения, эксперты подводят итоги работы на доске составлением схемы.} Культура здравого смысла (Алмонд
"Культура гражданственности п);

'высокий уровень интереса к политике;

'уважение законов государства;

'критическое восприятие зарубежного опыта;

'индивидуальный, высокий статус личных притязаний на политическое участие;

'компетентность суждений по вопросам политики;

'чувство гордости за свою нацию.

Учитель объясняет перспективы дальнейшей работы по составлению проекта "Пути совершенствования своей политической культуры".

6. Этап рефлексии: учащиеся письменно отражают свои впечатления от урока и оценивают свою работу по 10-бальноЙ системе. Руководители группы оформляют для сдачи листы активности учащихся. V. Постановка многовариантного домашнего задания. Закончить урок хотелось бы фразой

китайскою философа Лао Цзы "Будь внимателен к мыслям своим •- они начало поступков."



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: