Личность преподавателя в высшей школе




Современный преподаватель высшей школы, кроме наличия фундаментальной подготовки по преподаваемой дисциплине, должен обладать умением организовать процесс обучения лиц различных возрастных категорий и социально-психологических особенностей.

Каждый педагог берет на себя ответственность за молодое поколение, вместе с тем за самого себя, свою профессиональную подготовку, свое право быть педагогом.

Современные ученые выделяют доминантные качества личности преподавателя, отсутствие которых влечет за собой невозможность эффективной и результативной педагогической деятельности. Среди них можно выделить следующие: социальная активность, целеустремленность, уравновешенность, способность не теряться в экстремальных ситуациях, обаяние, честность, справедливость, современность, гуманность, эрудиция, педагогический такт, толерантность, педагогический оптимизми др.

Первую группу компонентов педагогической культуры входит гуманистическая педагогическая позиция по отношению к обучающимся. Педагогическая позиция – это некоторый моральный выбор, который делает преподаватель. Для педагогической позиции характерны две стороны: мировоззренческая (выражается в осознании общественной значимости профессии, ориентации на гуманистические принципы) и поведенческая (выражается в способности педагога принимать решения, нести за них ответственность и создавать условия для самореализации личности студента).

Вторую группу компонентов составляют психолого-педагогическая компетентность и развитое педагогическое мышление. Педагогическое мышление включает в себя критическое мышление (подразумевает необходимость анализировать свое взаимодействие с обучаемым); творческую созидательную направленность мышления; проблемно-вариативное мышление.

К третьей группе мы отнесли образованность в сфере преподаваемого предмета и научно-исследовательскую деятельность.

Четвертая группа компонентов включает культуру профессионального поведения, способы саморазвития, умение саморегуляции собственной деятельности, общения. Саморегуляция, в данном случае, это поведение в соответствии с педагогическими требованиями, активность в направлении удовлетворения потребностей и интересов студентов. Любая саморегуляция реализуется через: нормативный компонент (совокупность знаний, понятий и требований к личности педагога); регулятивный компонент (чувства, отношения, убеждения, которые реализует педагог в своем поведении) и деятельностно-поведенческий компонент (подразумевает реализацию волевых процессов в направлении контроля и коррекции своего поведения).

Пятая группа предполагает аксиологический компонент педагогической культуры, то есть усвоение и принятие преподавателем ценностей педагогического труда.

В шестой группе располагается технологический компонент педагогической культуры, который включает способы и приемы взаимодействия участников образовательного процесса в культуре общения, использование педагогической техники информационных и образовательных технологий и т.д.

К седьмой группе относится эвристический компонент, содержащий способность собственного педагогического целеполагания, планирования, анализа и оценки своей деятельности, творческую природу педагогической деятельности.

57. Роль психологической службы

Психологическая служба в учебных заведениях возникла давно и успешно развивается во многих странах. Наиболее ярко представлена она в США, где является одним из наиболее жизненных и действенных институтов современной психологии. Определенный опыт организации деятельности психологической службы накоплен в Республике Беларусь. Первоначально в системе образования психологическая служба нашла свою реализацию в школьной практике. Ряд ученых, в их числе Л.И. Божович, Ю.З. Гильбух, В.В. Давыдов, И.В. Дубровина, Х.Й. Лийметс, Н.М. Пейсахов, А.М. Прихожан, С.Е. Покровская, Ю.Л. Сыэрд, Д.Б. Эльконин, используя теоретические разработки и свой практический опыт, обосновали необходимость участия психологов в работе разных учебных заведений. Так, И.В. Дубровина указывала, что «… учитывая все то успешное и полезное, что сделано и апробировано в других странах в области практической психологии, нам необходимо создать свои научные и организационные принципы школьной психологической службы, разрабатывать и обосновывать подходы к ней, опирающиеся на отечественные психологические теории и традиции» [1, с. 10]. Приоритетными задачами психологической службы в учебном заведении являются: 1. Создание специально-психологических условий для успешного обучения и развития личности, ее профессионального становления. 2. Внедрение личностно-ориентированного подхода в учебно-воспитательный процесс учебных заведений. 3. Оказание помощи в самообразовании, самовоспитании и самореализации (в том числе профессиональной) учащейся молодежи и педагогическим работникам. Психологическая служба включает деятельность по следующим направлениям: профилактическая, диагностическая, консультативная, развивающая, коррекционная [2]. 1. Профилактическая деятельность способствует: формированию у учащейся молодежи и их родителей психологической культуры; использованию психологических знаний в учебной деятельности и для собственного развития; созданию условий для полноценного развития личности студента на 180 каждом учебном курсе; своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта тех, кто входит в группы риска и требует особого внимания в воспитании и развитии. Она состоит из двух видов работы: просветительная и превентивная деятельность, может осуществляться в виде беседы, лекции, семинара, выставки психологической литературы, просмотра и обсуждения художественных и видеофильмов, психологического анализа поведения людей и носить индивидуальный или групповой характер. В ходе психологического просвещения психолог: знакомит всех участников единого педагогического процесса с основами общей, педагогической, социальной психологии и психологии развития; популяризирует, разъясняет результаты новейших отечественных и зарубежных психологических исследований; формирует у педагогических работников и учащейся молодежи потребность в психологических знаниях, умение и желание использовать их в жизни и профессиональной деятельности; обосновывает важность овладения навыками психологической саморегуляции в деятельности и общении личности. Профилактическая деятельность психологической службы должна осуществляться совместно с планами учебно-воспитательной работы кураторов учебных групп. 2. Диагностическая деятельность – это психолого-педагогическое обследование учащейся молодежи на протяжении всего обучения, выявление индивидуальных особенностей их развития, определение характеристик профессиональной направленности личности. Цель диагностической активизации процесса самопознания – изучение индивидуально-личностных особенностей учащейся молодежи и использование полученных ими знаний в учебной деятельности. Многие вопросы психологической диагностики разработаны достаточно полно, однако, некоторые теоретические вопросы, такие как определение возрастных норм развития психических функций, разграничение нормы и меры отклонения от нее, возможности раннего стимулирования профилей обучения (его прямые и побочные результаты) и определение степени его влияния на целостное формирование личности учащейся молодежи и ряд других вопросов изучены недостаточно. Особенно остро стоит вопрос о разработке системы выявления психодиагностических особенностей личности учащегося. 3. Консультативная деятельность – это такой вид деятельности психолога, который связан с оказанием психологической помощи педагогам, студентам, их родителям или лицам, их заменяющим, в виде ответов на проблемные вопросы, разрешения конфликтных ситуаций, диагностической оценки различных сторон психики с определением дальнейших путей ее коррекции. Консультант дает только общие советы, пояснения, личность обследуемого сама должна сделать тот или иной выбор. 4. Коррекционная деятельность – это активное взаимодействие практического психолога со студентами, их родителями, направленное на преодоление нарушений в обучении и поведении. Коррекционная работа проводится тогда, когда в ходе психологической консультации или диагностики выявлены отклонения от функциональной нормы в поведении и деятельности студента. В качестве основных методов групповой психокоррекции используются социально-психологические тренинги, ролевые игры, групповые дискуссии. 5. Развивающая деятельность – это активное воздействие практического психолога на формирование личности студентов, их родителей и педагогов, определяемое ориентацией на обеспечение соответствия развития потенциальным возможностям учащейся молодежи; помощь педагогическому коллективу в индивидуализации обучения и воспитания студентов, в развитии их способностей. Это направление предполагает проведение различного рода тренинговых занятий. Центральными развивающими проблемами являются следующие: обучаемость студентов, выявление определенных мер трудности учебного материала для студентов и темпов его изучения. Использование в учебновоспитательном процессе индивидуального подхода к личности студента, что способствует более эффективному внутреннему принятию учебной информации, переводу ее «на свой язык», развитию его индивидуально-психологических особенностей и интеллектуальных способностей. Проблема развития и организации психологической службы в вузе, в том числе и во всей системы образования, не может быть решена сразу. Необходимы дальнейшие научные исследования и методологические разработки в этом направлении.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: