Психолого –дидактические особенности интерактивных методов обучения в вузе




В учебно-воспитательный процесс современного вуза сейчас активно внедряются интерактивные методы обучения. Слово "интерактив" привлечено по английскому языку от слова "interact", где "inter" - взаимный и "асґ" - действовать. Таким образом, "интерактивный" - способен к взаимодействию, диалогу. Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности, имеет конкретную, предполагаемую цель - создать комфортные условия обучения, при которых каждый студент чувствует свою успешность и интеллектуальную состоятельность. Особенность интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс осуществляется при условии постоянного, активного взаимодействия всех его членов. Анализируя свои действия и действия партнеров, участники учебного процесса меняют свою модель поведения, более осознанно усваивают знания и умения, поэтому есть смысл говорить о интерактивные методы не только как средство улучшения обучения, но и как средство усиления воспитательных воздействий. Прежде чем перейти к основательному рассмотрению и анализу интерактивных обучающих технологий и методов обучения, сравним их с общеизвестными, традиционными подходами к учебному процессу. СЯ. Голант еще в шестидесятые годы прошлого века выделил активную и пассивную модели обучения в зависимости от участия учащихся и студентов в учебном процессе. Понятно, что термин "пассивное обучение" является условным, так как любой способ обучения обязательно предполагает определенный уровень познавательной активности субъекта, иначе достижение результата, даже минимального, невозможно. В такой классификации Е.Я. Голант использует "пассивность" скорее как определение низкого уровня активности студентов и учеников, преобладание репродуктивной деятельности при почти полном отсутствии самостоятельности и творчества. Студент выступает в роли «объекта» обучения, должен усвоить и воспроизвести материал, переданный ему преподавателем, текстом учебника или учебного пособия, которые определяются источниками "правильных" знаний. Студенты, как правило, не общаются между собой и не выполняют творческих задач. Активный тип обучения предусматривает применение методов, которые стимулируют познавательную активность и самостоятельность студентов, выступают "субъектом" обучения: выполняют творческие задания, вступают в диалог с преподавателем и друг с другом. Основные методы: самостоятельная работа, проблемные и творческие задания, дискуссии участников учебного процесса, розвишають творческое мышление. К этой классификации следует добавить интерактивное обучение как разновидность активного, которое имеет свои закономерности и особенности. Интерактивное обучение - разновидность взаимообучения, где и студент, и преподаватель являются равноправными, равнозначными субъектами обучения, четко понимают, чем они занимаются, активно анализируют то, что знают, умеют и осуществляют. Организация интерактивного обучения в вузе предполагает моделирование жизненных и производственных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей ситуации и тому подобное. Оно эффективно способствует формированию навыков и умений, созданию атмосферы сотрудничества, взаимодействия, позволяет педагогу стать авторитетным наставником студенческого коллектива. Во время интерактивного обучения студенты учатся быть демократическими, толерантно общаться между собой и другими людьми, критически мыслить, принимать и анализировать решения. Такие подходы к обучению не являются новыми для украинского среднего и высшей школ. Частично они использовались в 20-е годы XX в. - Годы масштабного реформирования образования. Применяемые в то время бригадно-лабораторный и проектный методы, Работа в парах переменного состава, производственные и трудовые экскурсии и практики были передовым словом не только в советской, но и в мировой педагогике. Но вводились они без должного методического обеспечения, иеоретичного осмысления и экспериментальной проверки. Дальнейшую разработку элементов интерактивного обучения можно найти в трудах В. Сухомлинского, Ш. Амонашвили, В. Шаталова, Е. Ильина, С. Лисенковоч и других педагогов-новаторов. которые работали, в основном, с учениками. Однако в советские времена творчество отдельных педагогов была скорее исключением чем правилом, а в области дидактики высшей школы инновационные методические поиски были эпизодическими. В Западной Европе и США активные методы обучения в высшей школе использовались более широко. Так, исследования, проведенные Национальным тренинговым центром США (штат Мэр и ленд) в 80-х годах, показали, что интерактивное обучение позволяет резко увеличить процент усвоения материала, поскольку влияет не только на сознание студента, но и на его чувства и волю. Результаты этих исследований отображались в так называемой "Пирамиде методов обучения" (рис. 17). Пирамиды "видно, что наименьших результатов можно достичь в условиях пассивного слушания лекции - 5%, чтение учебных текстов - 10%, а крупнейших - по интерактивного обучения (дискуссионные группы - 50%, практика через действие - 75%, обучение других или немедленное применение знаний - 90%). Чем обусловлены такие результаты? Для того, чтобы понять этот механизм, необходимо вспомнить как работает мозг человека. Он похож на компьютер, а человек - его пользователь. Чтобы компьютер работал, его нужно включить. Так же нужно "включить" и мозг студента. Когда обучение пассивное, мозг не включается на полную мощность. Рис. 17. Зависимость качества усвоения знаний от методов обучения Компьютер требует правильного программного обеспечения, чтобы интерпретировать данные, введенные в его память. Мозг человека должен связать изучаемый, с тем, который человек уже знает и как она думает. Когда обучение пассивное, мозг не прослеживает эти связи и не обеспечивает полноценного усвоения. Наконец, компьютер не может сохранить информацию, если она не обработана и не "закреплена" с помощью специальной команды. Таким же образом мозг человека должен проверить информацию, обобщить ее, объяснить ее кому-то для того, чтобы сохранить ее в собственной памяти. Когда обучение пассивное, мозг почти не сохраняет ранее полученную информацию. Итак, вспомним слова китайского философа - просветителя Конфуция, сказанные более 2400 лет назад: То, что я слышу, я забываю, То, что я вижу, я помню, То, что я делаю, я понимаю. Эти три простых утверждения, как аксиомы, обосновывают необходимость использования активных и интерактивных методов обучения. Несколько изменив слова великого просветителя, можно сформулировать кредо интерактивного обучения: То, что я слышу, я забываю, То, что я вижу и слышу, я немного нам я таю, То, что я слышу, вижу и обсуждаю, я начинаю понимать, Когда я слышу, вижу, обсуждаю и делаю, я приобретаю знаний и навыков, Когда я передаю знания другим, я становлюсь знатоком - мастером своего дела.. Подытоживая изложенное, осуществим сравнительную характеристику пассивной, активной и интерактивной моделей обучения (табл. 10). Для того чтобы уменьшить трудности в применении отдельных интерактивных технологий и превратить их слабые стороны в сильные, преподавателю надо помнить, что:   1. Интерактивное взаимодействие требует определенной изменения в организации работы академической группы, а также значительного количества времени для подготовки как студентам, так и преподавателям. Нужно начинать с постепенного "включение" элементов этой модели, выделять время на психологическую адаптацию студентов к ней. Сначала следует использовать простые интерактивные методы - работа в парах, малых группах, «мозговой штурм» постепенно дополняя этот спектр другими методами. Лучше тщательно подготовить несколько интерактивных занятий в учебном году, чем часто проводить наспех подготовленные "игры". Когда появится опыт подобной работы, такие занятия будут проходить гораздо эффективнее, а подготовка не потребует много времени. 2. Нужно провести со студентами организационное занятие и создать вместе с ними "правила работы в аудитории», настроить их на усердную подготовку к интерактивным занятиям. 3. Использование интерактивного обучения не самоцель. Это лишь средство для достижения такой психологической атмосферы в академической группе, которая наилучшим образом способствует сотрудничеству, взаимопониманию и доброжелательности, предоставляет возможности эффективно реализовать принципы личностно-ориентированного обучения. Таблица 10 Сравнительная характеристика моделей обучения
Критерии сравнения Пассивная модель Активная модель Интерактивная модель
1. Объем информации Большой объем информации можно подать за короткое время в структурированном виде большом количестве студентов. Большой объем информации. Большое количество студентов, которые могут одновременно получать информацию. На изучение небольшого объема информации тратится значительное время.
2. Уровень усвоения знаний и результаты обучения Ориентирована на восприятие и понимание, развитие умения слушать, записывать, конспектировать большое количество информации и умение воспроизводить ее Ориентирована на развитие широкого спектра познавательных умений навыков. Предусматривает дифференциацию обучение путем индивидуальных программ и задач. Возможность развития социальной и общественной компетентности студентов по всем предметам. Расширение познавательных возможностей студентов, в том числе в получении, анализе и применении информации из различных источников. Возможность переноса полученных умений, навыков и способов познавательной деятельности на различные предметы и в внеаудиторной жизни студентов.
3. Процент усвоения материала Как правило, невысок. Достаточно высок. Как правило, высокий.
4. Контроль над процессом обучения Преподаватель систематически контролирует объем и глубину изучения учебного материала время и ход обучения. Результаты работы студентов предусмотрены. Обратная связь преподавателя со студентами почти Возможность сотрудничества преподавателя с каждым студенток-отдельности. Постоянная обратная связь преподавателя со студентами. Опосредованный контроль преподавателя по объему и глубине усвоения. Результаты работы студентов менее прогнозируемы. Есть необходимость дальнейшей коррекции знаний, умений и навыков студентов.
Критерии сравнения Пассивная модель отсутствует. Активная модель Интерактивная модель
5. Роль личности преподавателя Непосредственное влияние преподавателя на студентов. Личные качества педагога остаются "в тени", он выступает как "источник" знаний и их контроллер Личные качества преподавателя и его профессиональное мастерство является одним из условий функционирования ЦИС модели. Высокий уровень нагрузка на преподавателя. Преподаватель-консультант и контроллер знаний Преподаватель открыт перед студентами как личность и специалист профессионал. Выступает как организатор, консультант, фасилитатор учебно-познавательной деятельности. Обеспечивается возможность демократического, равноправного партнерства между преподавателем и студентами и в студенческом коллективе.
6. Роль студентов Относительно пассивна. Студенты не принимают решений в процессе обучения. Возможно отсутствие педагогического взаимодействия внутри студенческого коллектива. Опасность изъятия части студентов из учебного процесса. Студенты принимают важные решения в процессе обучения, могут общения и развития коммуникативных умений те навыков. Происходит сочетание различных видов учебной деятельности студентов.
7. Источник мотивации обучение Внешнее: оценки, преподаватель, родители, работодатели, общество Сочетание внешних (оценки, преподаватель, родители, работодатели, общество) и внутренних (интеллект самого студента) мотивов. Глубокая внутренняя мотивация (интерес самого студента)
8. Учебно-методическое обеспечение учебного процесса Общее для всех моделей обучения
           

4. Если применение интерактивной модели в конкретном случае ведет к неудовлетворительным результатам, нужно пересмотреть целесообразность стратегии и осторожно подходить к ее использованию.

5. Для эффективного применения интерактивного обучения, в частности, для того, чтобы охватить весь необходимый материал и глубоко его изучить, а не превратить технологию в неэффективные "игры ради игр", преподаватель должен тщательно планировать свою работу.

Существующая система обучения подталкивает преподавателя на использование в основном пассивных методов обучения. В прошлом использование таких методов было оправданным, но в настоящем ситуация кардинально изменилась: одному человеку невозможно знать все даже в какой-то узкой области знания. К тому же функцию хранения, запоминания и воспроизведения информации могут хорошо выполнять компьютеры. Современный выпускник высшего учебного заведения должен иметь другие навыки: думать, понимать сущность явлений, осмысливать идеи и концепции и уже на основе этого уметь отыскивать нужную информацию, творчески интерпретировать и применить в конкретных условиях. Именно этому и способствуют Интерактивные технологии обучения.

Психология деятельности

 

 
 
 

 

 

Понятие «деятельность», наряду с такими понятиями, как «сознание», «личность», «общение», является одним из основополагающих в психологической науке. Деятельность – это динамическая система взаимодействия субъекта с миром.

В процессе этого взаимодействия происходит возникновение психического образа и его воплощение в объекте, а также реализация субъектом своих отношений с окружающей реальностью. Деятельность является формой активности человека, т.е. формой его взаимодействия со средой.

Но деятельность – это не любая активность, деятельность – это активность человека, направленная на достижение сознательно поставленных целей и связанная с созданием общественно значимых ценностей или освоением социального опыта (определение Шадрикова).

Психологические особенности деятельности

Деятельность имеет следующие особенности, свойственные только ей:

1. Предметность: каждая деятельность имеет свой предмет. Предмет деятельности выступает двояко: первично – в своем независимом существовании, как подчиняющий себе и преобразующий деятельность субъекта, вторично – как образ предмета, продукт психического отражения его свойств, которое осуществляется в результате деятельности субъекта и иначе осуществиться не может.

2. Осознанность и целенаправленность. Деятельность регулируется не потребностями человека, а осознаваемой целью как идеальным образом будущего результата. Цель выступает системообразующим фактором деятельности, т. е. главным критерием определения ее содержания, структуры и динамики. В этом заключается важнейшее отличие деятельности от иных форм активности человека.

3. Социальная обусловленность. При всем своем своеобразии деятельность человека представляет собой систему, включенную в систему социальных отношений. Вне этих отношений человеческая деятельность не существует. Человек находит в обществе не просто внешние условия, к которым он должен приспосабливать свою деятельность, – общественные условия сами несут в себе мотивы и цели его деятельности, ее средства и способы. По сути, общество производит деятельность образующих его индивидов.

4. Системность. Деятельность предстает не простой суммой своих компонентов, а их организованной целостностью. Важно отметить, что у деятельности как целостности имеются такие свойства, которых нет ни у ее отдельных компонентов, ни у их простой суммы.

Психологическая структура деятельности

Системность организации деятельности обусловливает существование двух основных планов ее психологического анализа – внешнего (предметно-действенного) и внутреннего (собственно психологического). Каждая деятельность имеет следующую структуру:

· Мотив деятельности – причина, побудившая человека к деятельности и придающая этой деятельности определенную направленность.

· Цель деятельности – образ потребного будущего, предполагаемый результат деятельности. Цель формируется на основе мотива деятельности.

· Предмет деятельности – тот объект внешней среды, на изменение которого направлена деятельность человека. Однако предмет деятельности может быть не только материальным, но и идеальным (мыслительная деятельность).

· Средства и условия деятельности. К средствам относятся орудия труда, психофизиологические ресурсы организма. К условиям труда относятся не только физические характеристики среды, но и психологические состояния человека.

· Продукт деятельности – результат деятельности. Продукт может быть прямым и побочным: прямой продукт – объективный результат деятельности, созданное в процессе деятельности изменение во внешней среде; побочный продукт – субъективный результат деятельности, изменение во внутреннем мире человека (удовлетворенность, приобретенные знания, умения, навыки и т.п.).

Иерархическая структура деятельности (Леонтьев): деятельность осуществляется при помощи действий, а действия, в свою очередь, при помощи операций (деятельность – цепочка действий, а действия – цепочки операций).

Виды деятельности

Деятельность человека не только предельно сложна по содержанию и строению, но и крайне разнообразна в своих общих разновидностях и конкретных проявлениях. Традиционно принято считать, что основным делением деятельности на ее типы является дифференциация на трудовую, учебную и игровую деятельность:

1. Трудовая деятельность – процесс активного изменения предметов природы, материальной и духовной жизни общества в целях удовлетворения потребностей человека и создания различных ценностей. Трудовая деятельность предполагает получение какого-либо общественно значимого продукта, результата, в отличие от учебной и игровой деятельности, где этот результат является не общественно, а индивидуально значимым и состоит в освоении субъектом социально выработанного опыта, знаний и т.д. для последующего осуществления трудовой деятельности.

2. Учение выступает как вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может быть организованным и осуществляться в специальных образовательных учреждениях. Оно может быть не организованным и происходить попутно, в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат. У взрослых людей учение может приобретать характер самообразования. Особенности учебной деятельности состоят в том, что она непосредственно служит средством психологического развития индивида.

3. Игра – особый вид деятельности, в котором исторически закрепились типичные способы действия и взаимодействия людей. Результатом игровой деятельности не становится про-изводство какого-либо материального или идеального продукта. Тем не менее, игры имеют большое значение в жизни людей. Включение ребенка в игровую деятельность обеспечивает возможность овладения общественным опытом, накопленным человечеством, а также когнитивное, личностное и нравственное развитие ребенка. Особое значение имеет ролевая игра, в процессе которой ребенок принимает на себя роли взрослых и действует с предметами в соответствии с приписанными значениями. Механизм усвоения социальных ролей через ролевые игры обеспечивает возможность социализации личности. Специфическим признаком игровой деятельности является то, что главным ее мотивом выступает сам процесс деятельности, а не ее результат.

Указанные виды деятельности имеют разное значение для развития человека на разных этапах онтогенеза. Деятельность, выполнение которой определяет возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на определенном этапе онтогенетического развития, называется ведущей деятельностью

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь