Автор: учитель-дефектолог МБДОУ «ДС № 374 г. Челябинска» ОСП
Протасова Светлана Борисовна
“Если ребенка учат добру, в результате будет добро, учат злу – в результате будет зло – ибо ребенок не рождается готовым человеком, человеком его надо сделать!”
В.А. Сухомлинский
Вечер добрых игр
(совместное мероприятие для родителей и воспитанников группы с ограниченными возможностями здоровья)
Цель:
Формирование представлений детей о доброте как о ценном качестве человека, о значении добра для гармонии и счастья.
Задачи:
- формировать дружеские взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
- раскрыть сущность понятий «добро» и «доброта», «добрые поступки»;
- активизировать словарь детей (добро, радость, счастье, забота, внимание);
- развивать у детей логическое мышление, воображение и внимание, прививать интерес к новой форме игровой деятельности;
- воспитывать добрые чувства к окружающим людям, помочь понять детям, что все нуждаются в любви и доброжелательном отношении.
Для родителей:
- повышение родительской компетентности в вопросах нравственной воспитанности дошкольников.
Форма проведения:
- совместная деятельность родителей, педагогов и детей.
Этапы игры:
1. Предварительная подготовка детей и родителей:
· рассматривание иллюстраций, фотографий;
· чтение художественной литературы (сказки, рассказы, стихотворения, пословицы);
· беседы с детьми;
· буклет для родителей;
· подбор наглядно-информационного материала;
· прослушивание музыкальных произведений на музыкальных занятиях;
· информированность родителей о проводимой работе и предстоящем мероприятии.
2. Практический:
· утренние и вечерние встречи (покормить птичек, рассматривание иллюстраций, фотографий; беседы: «Что такое «добро» и «доброта», «Добрые дела», «забота о престарелых, малышах» и др.);
· создание Копилки добрых дел;
· словесные и дидактические игры («Научи меня говорить ласково», «Придумай добрые слова», «Поможем малышам»).
· прослушивание музыкальных произведений («Песня о доброте», «Что такое доброта?» (Лелик и Барбарики); «Доброта»).
3. Подготовка практических материалов для проведения добрых игр с вовлечением родителей и детей.
Проведение вечера добрых игр.
1. Организация:
· оформление группы (подборка и расположение иллюстраций, фотографий в групповой комнате для рассматривания);
· выкладывание практических материалов для проведения игр;
· рассаживание участников;
2. Проведение игр (объяснение правил, проведение).
3. Включение физкультурной минутки в середине мероприятия.
4. Предложение семьям дома нарисовать самое запомнившееся и понравившееся в мероприятии.
5. Заключение. Осознание важности данного проводимого мероприятия.
6. Оформление альбома с фотографиями, рисунками, иллюстрациями на тему данного мероприятия.
7. Пополнение Копилки добрых дел.
8. Приложения.
Приложения.
1. Перечень добрых игр:
- «Копилка добрых, хороших дел». Собери фантики от конфет. Сверните из них разные фигурки. Это могут быть кружки, сердечки, звездочки, и пр. Каждый вечер прежде, чем ложиться спать, предложите малышу положить в корзинку столько фантиков, сколько хороших, добрых дел он сделал за день. Если ребёнку сложно ответить, помогите ему увидеть добрые поступки в его действиях. Эта игра поможет ребенку научиться различать добрые поступки от злых и простимулирует совершать добрые дела.
Такую копилку можно организовать в детском саду.
- «Злость в мусор». Сделайте с ребенком темные тучки из серой или черной бумаги. Во время того, как ребенок вырезает их, поговорите с ним о злости, о нехороших поступках, о том, злился ли он сегодня или нет. Потом предложите сложить эти тучи в мешочек, а вместе с ними все отрицательные эмоции за день. Потом вместе с ребенком выбросите этот мешочек в мусор!
- «Ласковое имя». Эта игра стимулирует доброжелательность детей друг к другу. Дети становятся по кругу. Один ребенок бросает мячик другому, при этом он должен назвать его ласково по имени: Максимчик, Сонечка, Юленька и т.п. Второй ребенок бросает следующему и так далее. Можно включать вежливые слова: любимый, хороший, добрый, Зайчик, Солнышко и т.д.
- «Комплименты». Дети садятся лицом друг к другу в круг и берутся за руки. Каждый говорит что-нибудь приятное своему соседу справа. В ответ тот, кому сделали комплимент, должен сказать: «Спасибо, мне очень приятно». И дальше по кругу.
- «Башня любви». Поговорите с детьми о том, что они любят. Кто-то любит кататься на велосипеде, другой — маленькую сестричку, третий — мороженое и т.п. Ведущий начинает строить башню любви. Для этого он кладет руку ладонью вниз в центр, при этом он называет то, что он любит больше всего. Потом каждый по очереди кладет свою ладонь сверху и говорит, что ему нравится больше всего. В итоге получается башня!
- «Маленький помощник». В любом уже можно привлекать ребенка к домашним хлопотам. Небольшие и несложные обязанности обрадуют его и научат приносить пусть маленькую, но пользу. Поиграйте в маминого помощника. Покажите, как вытирать пыль салфеткой, уберитесь вместе в детской, полейте комнатные растения. Ведь польза – еще одно проявление доброты.
- «Принеси, пожалуйста». Игра состоит из просьб найти и принести вам какую-то вещь. Каждый раз, когда ребенок выполняет вашу просьбу, рассмотрите то, что он принес, и горячо поблагодарите за успешно выполненное задание.
- «Ожерелье». Сделать с детьми великолепное ожерелье из макаронин, нанизанных на нитку. Во время творческого процесса повторяйте все добрые слова, которые ребенок знает. Расскажите, как правильно дарить и получать подарки. Пусть дети подарят ожерелье, кому хотят.
- «Помоги!». Собрать несколько карточек с разными ситуациями. Например: Бабушка стоит у пешеходного перехода и не может прейти. Как ты поступить, если оказался рядом? Котик сидит на дереве и не может слезть. Ты идешь с взрослым и видишь это. Как поступить? Все случаи надо разобрать, объяснить.
2. Пословицы, поговорки о добре и доброте:
В добре жить хорошо.
Добро творить – себя веселить.
Делать добро спеши.
Добро худо переможет.
Доброе дело и в воде не тонет.
Добра, что клада, ищут, а худо под рукой.
Добро не умрёт, а зло пропадёт
Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.
Добрый скорее дело сделает, чем сердитый.
Доброе дело два века живёт.
Добра желаешь – добро и делай.
Добро поощряй, а зло порицай.
Доброе дело без награды не остаётся.
Доброе семя – добрый и всход.
Добрые слова дороже богатств.
Добро наживай, а худое избывай.
Добрые чувства – соседи любви.
Доброта без разума пуста.
Делай другим добро – будешь сам без беды.
Жизнь дана на добрые дела.
Злой плачет от зависти, добрый от радости.
И собака старое добро помнит.
Кто добро творит, тому Бог отплатит.
Кто за худым пойдёт, тот добра не найдёт.
Лихо помнится, а добро век не забудется.
На добрый привет – добрый и ответ.
Не хвались серебром, а хвались добром.
Никакое худо до добра не доведёт.
От доброго кореня добрая и отрасль.
О добре трудиться, есть чем похвалиться.
Плохо тому, кто добра не творит никому.
При солнце тепло, а при матери добро.
Рожь да пшеница годом родится, а добрый человек всегда пригодится.
С добрым жить хорошо.
Сей добро, посыпай добром, жни добро, оделяй добром.
Следовать добру – взбираться на гору, следовать злу – скользить в пропасть.
Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.
Учись доброму – худое на ум не пойдёт.
Худо тому, кто добра не делает никому.
Добрые сказки.
· Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях
· Аленький цветочек
· Бременские уличные музыканты
· Волшебная дудочка
· Волшебное кольцо
· Гадкий утенок
· Доктор Айболит
· Дюймовочка
· Конек-Горбунок
· Кот в сапогах
· Курочка ряба
· Малыш и Карлсон, который живет на крыше
· Морозко
· Муха Цокотуха
· О потерянном времени
· Петушок и бобовое зернышко
· По щучьему велению
· Репка
· Снежная королева
· Три апельсина
· Царевна-лягушка
Поучительные рассказы.
Валентина Осеева. Рассказы для детей
СИНИЕ ЛИСТЬЯ
У Кати было два зелёных карандаша. А у Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю:
- Дай мне зелёный карандаш. А Катя и говорит:
- Спрошу у мамы.
Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена:
- Позволила мама?
А Катя вздохнула и говорит:
- Мама-то позволила, а брата я не спросила.
- Ну что ж, спроси ещё у брата, - говорит Лена. Приходит Катя на другой день.
- Ну что, позволил брат? - спрашивает Лена.
- Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.
- Я осторожненько, - говорит Лена.
- Смотри, - говорит Катя, - не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не рисуй много.
- Мне, - говорит Лена, - только листочки на деревьях нарисовать надо да травку зелёную.
- Это много, - говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо недовольное сделала. Посмотрела на неё Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней:
- Ну, что ж ты? Бери!
- Не надо, - отвечает Лена. На уроке учитель спрашивает:
- Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?
- Карандаша зелёного нет.
- А почему же ты у своей подружки не взяла? Молчит Лена. А Катя покраснела как рак и говорит:
- Я ей давала, а она не берёт. Посмотрел учитель на обеих:
- Надо так давать, чтобы можно было взять.
ПЛОХО
Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет.
В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:
- Как вам не стыдно!
- А что стыдно? Мы ничего не делали! - удивились мальчики.
- Вот это и плохо! - гневно ответила женщина.
ЛЕКАРСТВО
У маленькой девочки заболела мама. Пришел доктор и видит - одной рукой мама за голову держится, а другой игрушки прибирает. А девочка сидит на своем стульчике и командует:
- Принеси мне кубики!
Подняла мама с пола кубики, сложила их в коробку, подала дочке.
- А куклу? Где моя кукла? - кричит опять девочка.
Посмотрел на это доктор и сказал:
- Пока дочка не научится сама прибирать свои игрушки, мама не выздоровеет!
КТО НАКАЗАЛ ЕГО?
Я обидел товарища. Я толкнул прохожего. Я ударил собаку. Я нагрубил сестре. Все ушли от меня. Я остался один и горько заплакал.
- Кто наказал его? - спросила соседка.
- Он сам наказал себя, - ответила мама.
СТОРОЖ
В детском саду было много игрушек. По рельсам бегали заводные паровозы, в комнате гудели самолеты, в колясках лежали нарядные куклы. Ребята играли все вместе, и всем было весело. Только один мальчик не играл. Он собрал около себя целую кучу игрушек и охранял их от ребят.
- Мое! Мое! - кричал он, закрывая игрушки руками.
Дети не спорили - игрушек хватало на всех.
- Как мы хорошо играем! Как нам весело! - похвалились ребята воспитательнице.
- А мне скучно! - закричал из своего угла мальчик.
- Почему? - удивилась воспитательница. - У тебя так много игрушек!
Но мальчик не мог объяснить, почему ему скучно.
- Да потому, что он не игральщик, а сторож, - объяснили за него дети.
БАБУШКА И ВНУЧКА
Мама принесла Тане новую книгу.
Мама сказала:
- Когда Таня была маленькой, ей читала бабушка; теперь Таня уже большая, она сама будет читать бабушке эту книгу.
- Садись, бабушка! - сказала Таня. - Я прочитаю тебе один рассказик.
Таня читала, бабушка слушала, а мама хвалила обеих:
- Вот какие умницы вы у меня!
НОВАЯ ИГРУШКА
Дядя сел на чемодан и открыл записную книжку.
- Ну, что кому привезти? - спросил он.
Ребята заулыбались, придвинулись ближе.
- Мне куклу!
- А мне автомобильчик!
- А мне подъемный кран!
- А мне... А мне... - Ребята наперебой заказывали, дядя записывал.
Один Витя молча сидел в сторонке и не знал, что попросить... Дома у него весь угол завален игрушками... Там есть и вагоны с паровозом, и автомобили, и подъемные краны... Все-все, о чем просили ребята, уже давно есть у Вити... Ему даже нечего пожелать... А ведь дядя привезет каждому мальчику и каждой девочке новую игрушку, и только ему, Вите, он ничего не привезет...
- Что же ты молчишь, Витюк? - спросил дядя.
Витя горько всхлипнул.
- У меня... все есть... - пояснил он сквозь слезы.
ПЕЧЕНЬЕ
Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Все уселись за стол. Вова придвинул тарелку к себе.
- Дели по одному, - строго сказал Миша.
Мальчики высыпали все печенье на стол и разложили его на две кучки.
- Ровно? - спросил Вова.
Миша смерил глазами кучки:
- Ровно... Бабушка, налей нам чаю!
Бабушка подала обоим чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.
- Рассыпчатые! Сладкие! - говорил Миша.
- Угу! - отзывался с набитым ртом Вова.
Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола. Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму - она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку - она жевала корочку черного хлеба.
ОБИДЧИКИ
Толя часто прибегал со двора и жаловался, что ребята его обижают.
- Не жалуйся, - сказала однажды мать, - надо самому лучше относиться к товарищам, тогда и товарищи не будут тебя обижать!
Толя вышел на лестницу. На площадке один из его обидчиков, соседский мальчик Саша, что-то искал.
- Мать дала мне монетку на хлеб, а я потерял ее, - хмуро пояснил он. - Не ходи сюда, а то затопчешь!
Толя вспомнил, что сказала ему утром мама, и нерешительно предложил:
- Давай поищем вместе!
Мальчики стали искать вместе. Саше посчастливилось: под лестницей в самом уголке блеснула серебряная монетка.
- Вот она! - обрадовался Саша. - Испугалась нас и нашлась! Спасибо тебе. Выходи во двор. Ребята не тронут! Я сейчас, только за хлебом сбегаю!
Он съехал по перилам вниз. Из темного пролета лестницы весело донеслось:
- Вы-хо-ди!..