Группа, Лукьяненкова Василина.
Тема:
Основной целью классификации нарушений слуха в детском возрасте является содействие правильной организации воспитания и обучения детей с недостатками слуха, т.е. рациональное построение сети дошкольных и школьных учреждений для таких детей, правильный отбор детей в эти учреждения и правильная организация педагогического процесса.
Стойким нарушением слуха считается такое поражение слуховой функции, при котором не обнаруживается признаков улучшения — как самостоятельного, так и в результате лечения. Необходимо иметь в виду, что стойкость поражения не означает стабильности слуховой функции.
Причины стойких нарушений слуха: стойкие нарушения слуха у детей могут быть врожденными и приобретенными. Врожденный характер нарушения слуха отмечается значительно реже, чем приобретенный.
Роль наследственного (генетического) фактора: у глухих родителей дети с дефектом слуха рождаются чаще, чем у слышащих.Из других причин, обусловливающих врожденное нарушение слуха, следует отметить инфекционные заболевания у матери во время беременности. Вредное воздействие на развивающийся орган слуха у плода могут оказать радиационное облучение, некоторые химические вещества. Практическое значение имеет алкоголь, употребляемый матерью во время беременности, лекарственные вещества — антибиотики.
Среди причин нарушения слуха у детей первое место занимают последствия острого воспаления среднего уха (острого среднего отита). Для заболеваний среднего уха более характерными являются легкое и среднее понижение слуха, но могут встречаться и тяжелые нарушения слуха. Внутреннее ухо часто вовлекается в воспалительный процесс заболеваний среднего уха. Причем возникающие во внутреннем ухе изменения, в отличие от обусловивших их заболеваний среднего уха, в большинстве случаев не поддаются лечению.
|
Классификация стойких нарушений слуха должна учитывать не только степень поражения слуховой функции, но и состояние речи. Что касается речевой функции у детей с нарушениями слуха, то характер и степень ее недостаточности зависят от взаимодействия трех основных факторов: 1) степени поражения слуха; 2) времени возникновения поражения слуха; 3) условий развития ребенка после возникновения поражения слуха.
Различают два основных вида слуховой недостаточности — тугоухость и глухоту. В соответствии с этим выделяют две категории детей со стойкими нарушениями слуховой функции: 1) глухие и 2) слабослышащие (тугоухие).
Глухие дети. Глухота - либо полное отсутствие слуха, либо такая степень его понижения, при которой речевое общение (для людей, владеющих речью) или самостоятельное овладение речью (для детей, еще не овладевших речью) становится невозможным.
В зависимости от состояния речи различают две группы глухих детей: глухие дети без речи (глухонемые) и глухие дети, сохранившие речь (позднооглохшие).
Глухие дети без речи (глухонемые). Под глухонемотой понимается такое поражение, при котором имеется, во-первых, врожденная или приобретенная в раннем детском возрасте глухота и, во-вторых, обусловленная ею невозможность овладеть речью без специальных приемов обучения или потеря речи, уже развившейся в той или иной степени к моменту наступления глухоты.
|
Термин «глухонемота» отражает наличие причинной зависимости между отсутствием речи (немотой) и поражением слуха (глухотой): немота есть следствие глухоты. Они не овладевают речью или теряют начавшую формироваться речь лишь в результате отсутствия слухового восприятия: не слыша речи окружающих и не имея в силу этого возможности подражать ей, ребенок, естественно не может овладеть словесной речью.
Глухие дети, сохранившие речь (позднооглохшие). Позднооглохшие - это дети с постлингвальной глухотой. Например, дети, потерявшие слух уже после того, как овладели речью (от 2-3 лет), а также все взрослые, потерявшие слух в позднем возрасте (от 16 лет и более). При чем потеря слуха бывает разная от тотальной (глухота) до близкой к той, что наблюдается у слабослышащих.
Возрастная граница между «ранней» глухотой, при которой речь не развивается или теряется, и глухотой «поздней», при которой речь сохраняется, не может быть установлена. Поэтому и сам термин «позднооглохшие дети», хотя и является общепринятым, носит условный характер, так как данную группу детей характеризует не время наступления глухоты, а факт наличия речи при отсутствии слуха.
Состояние слуховой функции у глухих детей. С конца прошлого столетия и до самого последнего времени существовала классификация, которая делила глухих на четыре категории: 1) полная глухота; 2) тональный слух; 3) вокальный слух, или слух на гласные; 4) вербальный слух. По этой классификации глухие дети, различающие на слух гласные, выделялись в самостоятельную категорию («вокальный» слух) так же как дети, различающие некоторые слова, выделялись в категорию глухих с «вербальным» слухом.
|
При аудиометрическом исследовании глухих детей обнаруживается, что у разных детей остатки слуха неодинаковы как в отношении диапазона воспринимаемых частот, так и в отношении пороговой интенсивности звука. Различие между отдельными глухими в отношении пороговой интенсивности звука выражено сравнительно слабо, потому что вследствие высокой степени потери слуха у всех глухих расстояние между порогом восприятия и порогом неприятного ощущения у них очень невелико (обычно не превышает 25—30 дБ). В зависимости от воспринимаемых частот глухие дети делятся на 4 группы.
Классификация глухих детей по слуху:
1 гр. (125 – 250 Гц). Ограничение диапазона слухового восприятия лишь самыми низкими частотами, не превышающими 250 Гц, безусловно, лишает возможности различения каких-либо звуков речи. Из детей, входящих в I группу, лишь немногие реагируют на громкий голос у самого уха, никто из них не различает ни гласных, ни отдельных слов и фраз.
2 гр. (125 – 500 Гц). Включение в слуховой объем частоты 500 Гц уже дает возможность различения некоторых звуков речи, обладающих низкими формантами, например, о, у. Все дети, отнесенные ко II группе, реагируют на громкий голос около уха; некоторые дети из этой группы различают отдельные гласные (а, у), но не различают слов и фраз.
3 гр. (125 – 1000 Гц). Расширение слухового объема до 1000 Гц повышает возможность различения речевых звуков, в особенности гласных а, о, у, основные форманты которых находятся в этих пределах. Все дети из III группы реагируют на голос разговорной силы, различают 3—4 гласные, многие из них различают некоторые знакомые слова и фразы.
4 гр. (125 – 2000 Гц). Дальнейшее расширение слухового объема сопровождается и дальнейшим улучшением различения звуков речи. Большинство детей, составляющих IV группу, слышат разговорный голос не только около уха, но и на некотором расстоянии (до 2 м) от уха. Эти дети различают почти все гласные, а также знакомые слова и фразы.
Слабослышащие (тугоухие). К категории слабослышащих относятся дети с таким понижением слуха, которое препятствует самостоятельному полноценному овладению речью, но при котором все же имеется возможность создавать с помощью слуха хотя бы очень ограниченный речевой запас. К слабослышащим относятся дети с очень большими различиями в области слухового восприятия. Слабослышащие, по сравнению с глухими людьми, имеют больший потенциал в плане реабилитации.
Наличие препятствий к самостоятельному овладению речью, отделяет эту группу детей от нормально слышащих; наличие возможности, хотя бы и резко ограниченной, расширять с помощью слуха свой речевой запас, отличает слабослышащего ребенка от глухого, который полностью лишен этой возможности. Затруднения в самостоятельном и полноценном овладении речью могут возникать у ребенка уже при наличии понижения слуха на 15—20 дБ. Эту степень потери слуха можно принять в качестве условной границы между нормальным слухом и тугоухостью. Граница между тугоухостью и глухотой, также условная, лежит на уровне 75—80 дБ. Потеря слуха, превышающая этот уровень, исключает возможность самостоятельного приобретения речевого запаса.
Слабослышащих делят на 4 степени тугоухости:
1-я степень - снижение слуха в пределах 25-40 дБ (человек, с такой потерей слуха с трудом распознает тихую речь и беседы, но справляется в тихой обстановке). Из детей, входящих в первую группу, никто не различает звуков речи.
2 степень - 40-55 дБ (трудности в понимании беседы, особенно когда присутствует шум на заднем плане. Повышенная громкость необходима для ТВ и радио). Из детей, входящих во вторую группу, многие различают отдельные гласные.
3 степень -55-70 дБ (значительно задета чистота речи. Речь должна быть громкой, возможны трудности при групповой беседе). Все дети третьей группы различают 3 – 4 гласные, многие из них различают некоторые знакомые слова и фразы.
4 степень -70-90дБ (значительная потеря слуха - не слышит нормальную разговорную речь. Трудности при распознавании даже громкой речи, способен понимать крик и преувеличенно четкую и громкую речь). Дети, отнесенные к четвертой группе, различают почти все гласные, а также знакомые слова и фразы.
0 - 25 дБ считается, что потери слуха нет. У человека нет трудностей в распознавании речи.
Таким образом, по мере расширения частного объема слуха явно увеличивается и способность к различению звуков речи.
В школы для слабослышащих и позднооглохших детей направляют детей, различающих речь (слова и фразы) обычной разговорной громкости на расстоянии не более 2 м от уха и страдающих вследствие недостаточности слуха нарушениями речи в различной степени. Детей, слышащих речь на расстоянии более 2 м, но имеющих значительное нарушение речевого развития, связанное с тугоухостью, и не могущих поэтому обучаться в массовой школе, также направляют в школу для слабослышащих. Следовательно, основным критерием для зачисления ребенка в специальную школу является не степень понижения слуха, а состояние речи. Дети с резкой тугоухостью и даже глухие в ряде случаев успешно обучаются в массовой школе, если они сохранили в полном объеме речь; с другой стороны, дети даже с небольшой степенью тугоухости вынуждены иногда обучаться в школе для слабослышащих, если в силу неблагоприятных условий у них нарушилось речевое развитие.
Значение слухового восприятия для глухих и слабослышащих детей. Наличие тех или иных остатков слуха позволяет глухим детям непосредственно воспринимать некоторые звуки окружающего мира, что имеет большое значение в развитии их познавательной деятельности.
При минимальных остатках слуха (I и отчасти II группа) дети оказываются в состоянии воспринимать лишь очень интенсивные звуки, возникающие на близком от них расстоянии (звук пионерского горна, окрик и т.п.). При большей остроте слуха и более широком диапазоне воспринимаемых частот (III и IV группа) дети имеют возможность различать сравнительно менее интенсивные и более разнообразные по своей частотной характеристике звуки: бой степных часов, школьный звонок, звуки различных музыкальных инструментов, лай собаки, мычание коровы, мужской и женской голоса, оркестр и пение и т.п.
Играя известную познавательную роль, слуховое восприятие имеет для глухого и чисто практическое значение, облегчая ему ориентировку в окружающей среде. Нельзя не учитывать и то обстоятельство, что восприятие звуков само по себе может доставлять глухим удовольствие. Многие глухие дети с большой охотой прислушиваются к музыкальным радиопередачам. Следовательно, слуховое восприятие имеет известное значение и в эстетическом воспитании глухих детей.