На основе футуристической живописи




 

Выше представлена методика, посвящённая использованию живописи в преподавании отечественной истории. Но, конечно, живопись может быть подспорьем не только для преподавателя истории. Так, не самое наглядное занятие по русской литературе XX века, на котором разбирается теория отечественного футуризма, может эту наглядность обрести, если подключить к разговору картины, созданные русскими футуристами. И на материале этих картин, на основе их анализа вместе с учащимися педагог быстрее и точнее оказывается способен выйти на полноценное освоение обозначенной темы. Данная методика обращается к такой педагогической технологии, как «Образ и мысль».

Курс

Форма урока:

«Образ и мысль».

Обучающие цели:

 

— организовать микрогрупповую деятельность учащихся, направленную на их знакомство с творчеством русских футуристов;

— научить студентов проявлять аналитическую активность при работе с художественными изображениями.

Воспитательные цели:

 

— показать учащимся примеры открытия творцами начала 20 века новых горизонтов в искусстве;

— обозначить студентам прорывы и соблазны русского футуристического искусства.

 

План урока:

1. Введение: стихотворение В. Брюсова «Юному поэту» как проект будущего

 

Преподаватель обращает внимание учащихся, что в стихотворении В. Брюсова 1896 года «Юному поэту» присутствует предсказание о трёх главных путях, по которым пойдёт русская поэзия в начале 20 века — о символизме, об акмеизме и о футуризме:

 

Юноша бледный со взором горящим,Ныне даю я тебе три завета:Первый прими: не живи настоящим,Только грядущее — область поэта.Помни второй: никому не сочувствуй,Сам же себя полюби беспредельно.Третий храни: поклоняйся искусству,Только ему, безраздумно, бесцельно.Юноша бледный со взором смущённым!Если ты примешь моих три завета,Молча паду я бойцом побеждённым,Зная, что в мире оставлю поэта. Но футуризм — это не только интерес к будущему. 2. Картины русских футуристов → принципы русского футуризма Преподаватель разбивает учащихся на 4 микрогруппы. Каждой микрогруппе даётся картина, написанная художником-футуристом начала 20 века. Студентам предлагается, отталкиваясь от доставшейся картины, сформулировать в микрогруппе основные принципы русского футуризма. 1 микрогруппа: Н. Гончарова «Циклист» (1913) 2 микрогруппа: К. Малевич, «Авиатор» (1914) 3 микрогруппа: Д. Бурлюк, «Портрет поэта-футуриста Василия Каменского» (1917) 4 микрогруппа: М. Матюшин, «Композиция на смерть Е. Гуро (1918) Представители микрогрупп по очереди предлагают идеи о принципах русского футуризма, которые они вместе выявили. При этом параллельно преподаватель развивает идеи студентов и, переводя их на язык литературоведения, приводит соответствующие примеры из текстов русских поэтов-футуристов.

Основные принципы футуризма

1. Резкое отрицание культурных традиций; десакрализация всех ценностей прошлого («Апокалипсис в русской литературе» А. Кручёных).

2. Ставка на эпатаж, провокацию (жёлтая кофта Маяковского; название сборника футуристов — «Дохлая луна»).

3. Глобализм притязаний; восприятие искусства как инструмента, который способен изменить мир (восторженное принятие революции; Хлебников как «Председатель Земного Шара»).

4. Стремление к чистой форме: символисты стремились к чистому содержанию, футуристы — наоборот.

5. Поэтизация города, движения и скорости (И. Северянин: «Из Москвы — в Нагасаки, из Нью-Йорка — на Марс»).

6. Принцип сдвигов:

— лексические (депоэтизация поэтического языка, использование снижающих образов: «звёзды – черви, пьяные туманом» (Д. Бурлюк); создание заумного языка, неологизмов: лебедиво», «крылышкуя»);

— словообразовательные (слово дробится и таким образом создаются новые комбинации: «О, рассмейтесь, смехачи, что смеянствуют смеяльно…» (В. Хлебников));

— синтаксическими (отказ от знаков препинания, грамматические ошибки, использование музыкальных и математических знаков, фигурные стихи и проч.);

— смысловыми (сочетание несочетаемых слов, реализация метафор, несостыковка соседних строф).

3. Заключение: слово преподавателя об открытиях и соблазнах русского футуризма

 

Преподаватель возвращает студентов к стихотворению В. Брюсова «Юному поэту» и говорит о том, что предчувствованное поэтом и реализованное футуристами стремление к будущему, конечно, имело положительные стороны: искусство футуризма смело намечало новые пути, рисовало новый человеческий мир, молодой, свободный, городской, технический, — но на этой дороге футуристы столкнулись с соблазнами «омертвления» живой стихии языка и человеческой души техническим мышлением и холодным экспериментаторством (В. Гнедов, «Поэма конца»).

 

 

В. М. Сидоров



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: