структура и инфраструктура рынка




 

Структура рынка - это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка. Классификацию структуры рынка можно представить в следующем виде.
По экономическому назначению объектов рыночных отношений: рынок товаров и услуг; рынок средств производства; рынок труда; рынок инвестиций; финансовый рынок.
По географическому положению: местный рынок; региональный рынок; национальный рынок; мировой рынок.
По степени ограничения конкуренции: монополистический рынок; олигополистический рынок; рынок монополистической конкуренции; рынок совершенной конкуренции.
По отраслям: автомобильный рынок; компьютерный рынок; текстильный рынок; рынок сельхозпродукции и т. д.
По характеру продаж: оптовый рынок; розничный рынок.
Некоторые из выделенных рынков также неоднородны и имеют собственную структуру. Развитая структура рынков требует и развитой инфра структуры.
Инфра структура рыночной экономики - это совокупность связанных между собой специализированных институтов, действующих в пределах особых рынков и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима их функционирования. Под институтами инфра структуры рынка понимается совокупность предприятий, обеспечивающих функционирование рыночных отношений, успешную деятельность всех видов рынка. При этом инфра структурная деятельность включает деятельность по:
сбору, обобщению и распространению экономической информации;
специальному изучению рынка с целью увеличения продаж; деятельность по публичному представлению информации о хозяйствующих субъектах, товарах и услугах;

оценке отдельных хозяйствующих субъектов и инструментов их деятельности.
Инфра структура рынка выполняет определенные функции.
Облегчение участникам рыночных отношений реализации их интересов.
Повышение оперативности и эффективности работы рыночных субъектов на основе специализации.
Организационное оформление рыночных отношений.
Облегчение форм юридического и экономического контроля, государственного и общественного регулирования деловой практики.

10. Производственная функция и ее особенности.


Производственная функция – это зависимость между набором факторов производства и максимально возможным объемом продукта, производимым с помощью данного набора факторов.

Производственная функция всегда конкретна, т.е. предназначается для данной технологии. Новая технология – новая производительная функция.

С помощью производственной функции определяется минимальное количество затрат, необходимых для производства данного объема продукта.

Производственные функции, независимо от того, какой вид производства ими выражается, обладают следующими общими свойствами:

1) Увеличение объема производства за счет роста затрат только по одному ресурсу имеет предел (нельзя нанимать много рабочих в одно помещение – не у всех будут места).

2) Факторы производства могут быть взаимодополняемы (рабочие и инструменты) и взаимозаменяемы (автоматизация производства).

13. Особенности равновесия по Л.Вальрасу и А. Маршалу.


Равновесие по Маршаллу

Равновесная цена складывается по причинам:

· влияния превышения цены спроса над ценой предложения (когда объём предложения находится ниже уровня равновесия) — реакция продавцов заключается в повышении объёма предложения

· влияния превышения цены предложения над ценой спроса (когда объём предложения находится выше уровня равновесия) — реакция продавцов выражается в снижении объёма предложения

Цена спроса совпадает с ценой предложения в случае равновесного объёма спроса и предложения.

Равновесие по Вальрасу

Равновесная цена складывается по причинам:

· влияния превышения объёма предложения над объёмом спроса (когда рыночная цена превышает равновесную) — происходит давление избытка предложения на цену (посредством конкуренции продавцов), рыночная цена снижается

· влияния превышения объёма спроса над объёмом предложения (когда рыночная цена ниже, чем равновесная) — происходит давление избытка спроса на цену (посредством конкуренции покупателей), рыночная цена повышается

 

14. Основные формы общественного хозяйства.
1) натуральная
2) товарная(рыночная)
3) административная
4) командная
Общественное хозяйство- система сложившихся экономических отношений, которая осуществляет куплю продажу товарами, услугами.
1)Натуральная- форма хозяйства, при которой люди производят продукт ждя удовлетворения своих потребностей. Продукты не требуют товарной формы, сделаны для личного потребления.
Особенности: неразвитые товарные отношения, отсутствие разделения труда.
Прямая связь производителя и потребителя. Роль природных ресурсов и ручного труда-основные. Отсутствие широкого ассортимента.
2) товарная- форма хозяйства, основанная на товарном производстве, обсепеч. взаимодействие между производителем и потребителем посредством рынка
1) простое неразвитое
2) развитое товарное производство
Особенности:
Разделение труда. Общественное развитие отношений потребителя и производителя с помощью рынка. Машинное производство.Широкая рыночная инфраструктура. Взаимосвязь между рынками.
3) административно- командная - форма хозяйства на жестком регулировании экономики.
Особенности:
Установление нормативов.
Система налогов.
Централизованное регулирование цен.

 

13. Паутинообразная модель.


Паутинообразная модель

Паутинообразная модель — простейшая динамическая модель, показывающая затухающие колебания, в результате которых формируется равновесие.

Она отражает формирование равновесия в отрасли с фиксированным циклом производства, когда производители, приняв решение на основании существовавших в предыдущих год цен, уже не могут изменить объём производства. Например в сельском хозяйстве, когда ориентируются на урожай предыдущего года, не учитывая стихийных бедствий.

16. Понятие «благо», «товар» и «услуга».

 

Благо – это все то, что заключает в себе определенный положительный смысл, предмет, явление, продукт труда, удовлетворяющий определенную человеческую потребность и отвечающий интересам, целям, устремлениям людей. Особое место среди благ, необходимых человеку, роль которых возрастает, занимают услуги. Услуги – это целесообразная деятельность человека, результат которой имеет полезный эффект, удовлетворяющий какие-либо потребности человека. Блага подразделяются на матер. и нематер. Материальные блага включают: естественные дары природы; продукты производства. Иногда к ним относят и отношения по присвоению матер. благ: патенты, авторские права (по А. Маршаллу). Нематериальные – это блага, воздействующие на развитие способнос тей человека, они создаются в непроизводственной сфере: здравоохранение, искусство и т.д. Различают две подгруппы нематериальных благ: внутренние – блага, данные человеку природой, которые он развивает в себе по собственной воле (голос, пение и др.); внешние – то, что дает внешний мир для удовлетворения потребностей (репутация, деловые связи).

Кроме названной классификации различают: блага настоящие и будущие, прямые и косвенные, долго- и краткосрочные; экономические – те, которые являются объектом или результатом экон. деятельности и неэкономические – даровые блага, предоставляются природой без приложения человеком усилий.

Специфической формой экономического блага является товар. Товар – это специфическое экон. благо, произведенное для обмена. Товар как таковой обладает двумя свойствами: способ ностью удовлетворять какую-либо человеческую потребность (потребительная стоимость); пригодностью к обмену. Потребительной стоимостью обладает любой товар. Многие потребительные стоимости могут удовлетворять не одну, а ряд общественных потребностей (напр. древесина).

В качестве товара выступают услуги. Потребительная стоимость услуги не имеет вещественной формы; это – полезный эффект деятельности, живого труда. Услуга не имеет вещной формы, ее нельзя непосредственно накопить, она может быть потреблена лишь в момент производства.

 

функции рынка:

1. информационная — рынок дает его участникам информацию о необходимом количестве товаров и услуг, их ассортименте и качестве;

2. посредническая — рынок выступает посредником между производителем и потребителем;

3. ценообразующая — цена складывается на рынке на основе взаимодействия спроса и предложения, с учетом конкуренции;

4. регулирующая — рынок приводит в равновесие спрос и предложение. Через закон спроса он устанавливает необходимые пропорции в экономике. Наиболее успешно это происходит в условиях совершенной конкуренции;

5. стимулирующая — рынок стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и увеличение качества, а также расширение ассортимента товаров и услуг;

6. координирующая — рынок побуждает производителей создавать нужные обществу экономические блага с наименьшими затратами и получать достаточную прибыль.

Типология рынка

История развития рынка позволяет выделить следующие типы рынка: неразвитый, свободный, регулируемый и деформированный.

Неразвитый рынок характеризуется тем, что рыночные отношения носят случайный, чаще всего товарный характер. Но уже и здесь рынок играет определенную роль, способствует дифференциации членов общества, усилению мотивации к развитию производства тех или иных товаров.

Свободный (классический) рынок характеризуется следующими чертами:

1.Неограниченное число участников рыночных отношений и свободная конкуренция между ними.

2.Свободный доступ к любой хозяйственной деятельности всех членов общества.

3.Полная мобильность факторов производства; неограниченная свобода передвижения капитала.

4.Наличие у каждого участника полной информации о рынке (о норме прибыли, спросе, предложении). Осуществление принципа рационального поведения рыночных субъектов (оптимизация индивидуального благосостояния в результате прироста доходов: продать подороже, купить подешевле) невозможно без информации.

5.Полная однородность одноименных товаров (отсутствие торговых марок).

6.Ни один участник свободной конкуренции не в состоянии оказать непосредственное влияние на решение другого неэкономическими методами.

7.Цены устанавливаются стихийно в ходе свободной конкуренции.

8.Отсутствуют монополия (один производитель), монопсония (один покупатель) и государственное регулирование.

Свободный рынок имеет как и преимущества, так и серьезные недостатки.

Преимущества заключаются в том, что он функционирует на основе саморегулирующегося механизма, поворачивается к человеку, через цены на основе спроса создает ориентиры для капиталовложений в производство. Механизм свободного рынка - это механизм заведомо бездефицитного рынка. Он обеспечивает эффективное распределение в обществе ресурсов, гибкость и высокую адаптивность к изменяющимся условиям; свободу выбора и действий рыночных субъектов, повышение качества товаров и услуг. Создается впечатление, что рынок функционирует почти автоматически, хотя на самом деле регулирование здесь осуществляется методом проб и ошибок.

Недостатки свободного рынка:

-рынок приводит к дифференциации в уровне жизни населения; не обеспечивает социальную «защиту» населения; социальные последствия - безработица, разорение, бедность отдельных групп населения; распределение на рынке осуществляется на основе полученных доходов, а тот, кто не в состоянии получить этот доход (по состоянию здоровья, старости), обречен на нищенское существование; рынок не гарантирует стабильного уровня цен, а также полной занятости населения; трудоустраиваются только те, на чью рабочую силу имеется спрос.

-механизм свободной конкуренции не обеспечивает экономику нужным количеством денег для развития производства.

-деятельность свободных конкурентов часто приводит к нежелательным эффектам (загрязнение окружающей среды, загрязнение продуктов питания вредными веществами);рынок зачастую игнорирует потенциально негативные последствия принимаемых решений, а также не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов.

-рынок не создает стимулы для производства товаров и услуг коллективного пользования, не в состоянии обеспечить общество услугами, в которых нуждается любой человек и от которых никто не получает прибыли (оборона, охрана природы).

-рынок не обеспечивает действенную мотивацию для фундаментальных исследований; он реализует уже имеющ ность производителей, полностью независимых, автономных в принятии хозяйственных решений (что производить, как производить, кому продавать произведенную продукцию). Эта обособленность исторически возникает на базе частной собственности. В дальнейшем она начала опираться и на коллективную собственность, но обязательно ограниченную каким-то локальным кругом интересов (кооперативы, товарищества, акционерные общества, государственные предприятия, смешанные предприятия, т.е. с государственным участием, и т.д.). Если в обществе субъекты хозяйственной деятельности не наделены правами собственности, то рынок существовать не может. «Рынки могут существовать только для продуктов, права собственности на которые могут легко устанавливаться, реализовываться и передаваться».

Третье условие - разрешение проблемы трансакционных издержек - издержек в сфере обмена, связанных с передачей прав собственности. Они включают расходы, связанные с получением разрешения (лицензии) на выбранную субъектом хозяйственную деятельность, с поиском информации, на ведение переговоров, по изменению свойств товаров, определенную дань рэкетирам (если речь идет о России) и т.д. Если расходы выше предполагаемого дохода, то рынок таких товаров не будет создан.

Для эффективного функционирования рынка необходимо и четвертое условие - самостоятельность производителя, свобода предпринимательства, свободный обмен ресурсов. Внерыночное регулирование хозяйства неизбежно в любой системе, однако чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений. Свободный обмен позволяет сформироваться свободным ценам, которые укажут производителям ориентиры наиболее эффективных направлений их деятельности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: