В коре головного мозга различают зоны - поля Бродмана (нем. физиолог).




У человека есть первая и вторая сигнальные системы

Первая сигнальная система - обеспечивает формирование конкретного представления Сигналы: запах, цвет, форма и т.п.

Вторая сигнальная система - обеспечивает формирование обобщенного представления об окружающей действительности. Речь - форма общения людей друг с другом с помощью сигналов (слов). Этапы развития познавательной способности ребенка связаны с развитием обобщающей функции слова.

Начальный период связан с сенсомоторной активностью, он происходит в возрасте 1,5-2 лет.

Второй период (возраст 2-7лет) - это предоперационное мышление, оно определяется развитием языка, когда ребенок начинает активно использовать сенсорные схемы мышления.

Третий период (возраст 7-11 лет) характеризуется развитием логического словесного мышления с активацией внутренней речи, с использованием конкретных понятий.

Четвертый, завершающий, период (11-17 лет) характеризуется формированием абстрактного мышления. К 17 годам формирование психофизиологических механизмов мыслительной деятельности в основном завершается.

----------------------------------------------------------------------

В коре головного мозга различают зоны - поля Бродмана (нем. физиолог).

1-я зона - двигательная - представлена центральной извилиной и лобной зоной впереди нее - 4, 6, 8, 9 поля Бродмана. При ее раздражении - различные двигательные реакции; при ее разрушении - нарушения двигательных функций: адинамия, парез, паралич (соответственно - ослабление, резкое снижение, исчезновение).

2-я зона - чувствительная - участки коры головного мозга кзади от центральной борозды (1, 2, 3, 4, 5, 7 поля). При раздражении этой зоны - возникают ощущения, при ее разрушении - выпадение кожной, проприо-, интерочувствительности.

3-я зона - зрительная зона - затылочная область коры головного мозга (17, 18, 19 поля). При разрушении 17 поля - выпадение зрительных ощущений (корковая слепота).

4-я - зона слуховая - височная область коры головного мозга (22, 41, 42). При поражении 42 поля - нарушается функция распознавания звуков. При разрушении 22 поля - возникают слуховые галлюцинации, нарушение слуховых ориентировочных реакций, музыкальная глухота. При разрушении 41 поля - корковая глухота.

5-я зона - обонятельная - располагается в грушевидной извилине (11).

6-я зона - вкусовая - 43 поле Бродмана.

7-я зона - речедвигательная зона (по Джексону - центр речи) - у большинства людей (праворуких) располагается в левом полушарии.

Эта зона состоит из 3-х отделов.

Речедвигательный центр Брока - расположен в нижней части лобных извилин - это двигательный центр мышц языка. При поражении этой области - моторная афазия.

Сенсорный центр Вернике - расположен в височной зоне - связан с восприятием устной речи. При поражении возникает сенсорная афазия

Центр восприятия письменной речи - располагается в зрительной зоне коры головного мозга - 18 поле Если у детей повреждается левой полушарие, то его функцию на себя берет правое. У взрослых способность правого полушария воспроизводить речевые функции - утрачивается.

Всего различают (по Бродману) - 53 поля.

Представление Павлова о локализации функций в коре головного мозга

Кора головного мозга - это совокупность мозговых отделов, анализаторов. Различные отделы коры головного мозга могут выполнять одновременно и афферентные и эфферентные функции.

Мозговой отдел анализатора - состоит из ядра (центральная часть) и рассеянных нервных клеток. Ядро зрительного анализатора расположено в затылочной области, мозговой отдел слухового анализатора - в височной области.

Рассеянные нервные клетки - менее дифференцированные нейроны, разбросанные по всей коре. В норме эти клетки обеспечивают связь между различными сенсорными системами.

В коре головного мозга существуют проекционные зоны.

Первичная проекционная зона - занимает центральную часть ядра мозгового анализатора. Это совокупность наиболее дифференцированных нейронов, в которых происходит высший анализ и синтез информации, там возникают четкие и сложные ощущения. К этим нейронам подходят импульсы по специфическому пути передачи импульсов в коре головного мозга (спиноталамический путь).

Вторичная проекционная зона - расположена вокруг первичной, входит в состав ядра мозгового отдела анализатора и получает импульсы от первичной проекционной зоны. Обеспечивает сложное восприятие. При поражении этой зоны возникает сложное нарушение функции.

Третичная проекционная зона - ассоциативная - это полимодальные нейроны, разбросанные по всей коре головного мозга. К ним поступают импульсы от ассоциативных ядер таламуса и конвергируют импульсы различной модальности. Обеспечивает связи между различными анализаторами и играют роль в формировании условных рефлексов.

------------------------------------------------------------ координация рефлекторных

Под координацией рефлекторных процессов следует понимать взаимодействие между нервными центрами, принимающими участие в осуществлении сложного рефлекторного акта. Координационные процессы имеют место и в вегетативной сфере (например, функции внутренних органов).

1. Практически все свойства нервных центров: трансформация ритма, суммация, последствие, конвергенция, дивергенция, центральное торможение и возбуждение и др.

2. При осуществлении любого рефлекторного акта большое значение имеет взаимоотношение между процессами возбуждения и торможения, которые проявляются в индукции. Различают два вида индукции - одновременную и последовательную.

3. В координации рефлекторных процессов большое значение имеют реципрокные отношения,. Реципрокность (взаимосочетанность) проявляется в том, что если возбуждаются центры, иннервирующие сгибатели, то одновременно тормозятся нейроны, иннервирующие разгибатели.

4. Механизм обратной связи. В основе механизма обратной связи лежат вторичные афферентные пути, по которым информация от рабочего органа поступает обратно в центр, сигнализируя о его функциональном состоянии рабочего органа. Вторичные афферентные импульсы обуславливают ритмические рефлексы, т. е. последовательное чередование одних и тех же двигательных актов. Например, при ходьбе.

-------------------------------------------------------------------------------------------- медиаторы нервновной системы

Медиатор – химическое вещество, с помощью которого передается сигнал от одной клетки к другой. Медиаторы получаются путем превращения премедиатора. Премедиатор может синтезироваться в соме нейрона, или попадает в неё из крови или ликвора. При действии медиатора на ионотропные рецепторы открываются ионные каналы с помощью белка G и формируются возбуждающие или тормозящие постсинаптические потенциалы. В организме человека насчитывается 20 медиаторов. К основным относ

Амины (дофамин, норадреналин, серотонин, гистамин) – встречаются в разных отделах нервной системы, но больше всего их находится в нейронах ствола мозга. Амины обеспечивают возникновение процессов возбуждения и торможения в промежуточном мозге, в черной субстанции, в лимбической системе, в полосатом теле.

Ацетилхолин в ЦНС встречается довольно широко. Он имеется в ретикулярной формации ствола мозга, гипоталамусе, коре больших полушарий, гиппокампе, полосатом теле.

Аминокислоты. Глицин и γ–аминомасляная кислота являются тормозными медиаторами. Глицин работает в основном в спинном мозге, в коре, мозжечке, стволе, спинном мозге, в интернейронах таламуса.

Полипептиды – имеются во всех отделах ЦНС. Энкефалины и эндорфины – опиоидные медиаторы нейронов, блокирующих болевую импульсацию.

Олигопептиды являются медиаторами настроения, полового поведения, передачи ноцицептивного возбуждения от периферии к ЦНС, формировании болеых ощущений.

Пурины – АТФ, аденозин, АДФ – выполняют модулирующую функцию.

Гипоталамические гормоны, регулирующие функцию гипофиза, также выполняют медиаторную роль.

-------------------------------------------------------------



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: