Разделы дисциплин и виды занятий




Педагогическое образование

Профиль подготовки

Физическая культура

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

 

Форма обучения

Очная, заочная

 

 

Саратов,

2014
Содержание:

1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины  
2. Место учебной дисциплины в структуре ООП бакалавриата  
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины  
4. Структура и содержание учебной дисциплины  
5. Образовательные технологии  
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины  
7. Данные для учета успеваемости студентов в БАРС  
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины  
9. Материально-техническое обеспечение дисциплины  

1. Цели освоения дисциплины (модуля) является формированиесистематизированных знаний в области психологии физического воспитания и спорта.

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Психология физического воспитания и спорта » относится кбазовой части профессионального цикла (Б3.В.7). Для освоения дисциплины «Психология физической культуры и спорта» используются знания и практические навыки, сформированные в ходе изучения дисциплин «Теория и методика физического воспитания и спорта», «Психология».

 

3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) «Психология физической культуры и спорта».

Процесс изучения дисциплины (модуля) направлен на формирование следующих специальных компетенций:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

· способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);

· готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7);

· способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16).

· владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);

· способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6);

· владеет психолого-педагогическими, медико-биологическими, организационно-управленческими знаниями и навыками, необходимыми для обучения двигательным действиям и совершенствования физических и психических качеств обучающихся (СК-1).

 

В результате изучения студент должен:

знать:

- психологические особенности деятельности учителя физической культуры;

- психологические особенности работы с детьми разного возраста;

- психологические закономерности протекания соревновательной деятельности в отдельных видах физической культуры и спорта;

- психологические особенности детей и юных спортсменов.

уметь:

- проводить психодиагностику учащихся;

- планировать и организовывать работу с учетом их психологических особенностей.

владеть:

- методикой формирования у школьников позитивного отношения к занятиям физической культурой.

4. Структура и содержание дисциплины (модуля) «Психология физической культуры и спорта ».

Общая трудоёмкость дисциплины составляет

· по очной форме обучения - 4 зачетных единиц,144 часа; формы промежуточной аттестации: экзамен (5 семестр);

· по заочной форме обучения 4 зачетных единиц,144 часа; формы промежуточной аттестации: экзамен и контрольная (7 семестр).

Очная форма обучения

Вид учебной работы Всего часов Семестр
 
Общая трудоемкость дисциплины    
Аудиторные занятия (всего)    
В том числе:    
Лекции (Л)    
Практические занятия (ПЗ)    
Семинары (С)    
Лабораторные работы (ЛР)    
Самостоятельная работа (всего)    
В том числе:    
Курсовой проект (работа)    
Расчетно-графические работы    
Реферат    
И(или) другие виды самостоятельной работы    
Вид промежуточного контроля (экзамен) Экзамен Экз.

Заочная форма обучения

Вид учебной работы Всего часов Семестр
 
Общая трудоемкость дисциплины    
Аудиторные занятия (всего)    
В том числе:    
Лекции (Л)    
Практические занятия (ПЗ)    
Семинары (С)    
Лабораторные работы (ЛР)    
Самостоятельная работа (всего)    
В том числе:    
Курсовой проект (работа)    
Расчетно-графические работы    
Реферат    
И(или) другие виды самостоятельной работы    
Вид промежуточного контроля (экзамен) Экзамен Экз.

Разделы дисциплин и виды занятий

№ п/п Раздел дисциплины (модуля) Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Формы промежуточной аттестации (по семестрам)
        24 (Л) 36(ПР) 48 (СР)  
  Предмет психологии физической культуры и спорта. Взаимосвязь физического, психомоторного развития           Опрос, Рефераты, Доклады
  Физическое «Я» как Компонент Я-концепции человека. Эмоциональная сфера человека и физическое воспитание. Умственная работоспособ- ность и физическая активность           Опрос, Рефераты, Доклады
3. Психологические предпосылки обучения на уроках физической культуры           Опрос, Рефераты, Доклады Брейнсторминг
  Психологические особен- ности воспитания школьников в процессе занятий физической культурой           Опрос, Рефераты, Доклады Эвристическая беседа
  Педагогическое общение, его особенности. Осо- бенности общения и меж- личностных отношений школьников разного возраста.   5-8       Психологиеский тренинг
  Мотивационные основы занятий физической культу- рой у школьников разного возраста.           Опрос, Рефераты, Доклады Кейс-стади
  Педагогические способности, их структура. Личностная готовность педагога к профессиональной деятельности, ее составляющие. Психологические основы пофессионального мастерства учителя физической культуры.           Дискуссия
  Введение в психологию спорта. Психологические основы спортивной дидактики           Опрос, Рефераты, Доклады
  Психология личности спортсмена и тренера           Опрос, Рефераты, Доклады Самостоятельная работа в виде эссе  
  Социальная психология спортивных групп.             Опрос, Рефераты, Доклады Метод синектики
  Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов.           Составление плана подготовки спортсмена
  Психология здоровья. Элементы психотренинга на занятиях по оздоровительной физи- ческой культуре: цели и методы. Роль саморегуля ции, аутогенной, идео- моторной тренировки в занятиях физической культурой и спортом.   15-18       Психологические тренинги, аутогенная и идеомоторная тренировка

 

4.2 Разделы дисциплин и содержание разделов

№ п/п Наименование раздела дисциплины (модуля) Содержание раздела
  Предмет психологии физической культуры и спорта. Взаимосвязь физического, психомотор ного развития. Актуальные задачи психологии физического воспитания: разработка психологических основ физического воспитания, изучение психологических предпосылок приобщения различных групп населения к здоровому образу жизни, разработка психологических основ подготовки специалистов в области разных форм физической культуры. Связь психологии с биологией, физиологией, медициной и другими науками. Физическая культура как форма накопления и передачи универсального двигательного опыта. Понятие о психомоторике. Произвольность двигательных действий, ее развитие в детском возрасте. Способность к дифференцировке силовых, временных, пространственных характеристик движения как показатель развития психомоторики. Двигательная память и двигательное воображение как компоненты психомоторики. Развитие психомоторики на уроках физической культуры. Методы оценки уровня развития психомоторики.
  Физическое «Я» как Компонент Я-концепции человека. Эмоциональная сфера человека и физическое воспитание. Умственная работоспособность и физическая активность. Структура физического «Я». Особенности реального, идеального и социального физического «Я» у школьников разного возраста. Методы изучения особенностей физического «Я», формирование у школьников навыков самоконтроля и самоанализа своего физического развития. Коррекция нереалистичного отношения школьников к своему физическому «Я». Физиологические и психологические аспекты взаимосвязи эмоций и движения. Влияние физической подготовленности на устойчивость к эмоциональным стрессам. Снижение тревожности и агрессивности средствами физических упражнений. Движения и разрядка эмоционального напряжения. Совершенствование способности выражать эмоции в движении, понимать эмоции другого человека по их выражению в движениях. Влияние двигательной депривации на состояние сознания. Использование специальных видов двигательной активности для профилактики утомления при умственном труде. Влияние физических нагрузок различной интенсивности на умственную работоспособность. Условия положительного влияния занятий по физической культуре на умственную работоспособность и интеллектуальное развитие.
  Психологические предпосылки обучения на уроках физической культуры. Внимание в учебной деятельности учащихся на уроке физической культуры. Возрастные особенности внимания. Восприятие в учебной деятельности учащихся на уроке физической культуры. Свойства восприятия. Мышление в учебной деятельности учащихся на уроке физической культуры. Уровни понимания учебного понимания. Память в учебной деятельности учащихся на уроке физической культуры. Возрастные особенности памяти.
4. Психологические особен- ности воспитания школьников в процессе занятий физической культурой. Формирование нравственности школьников в процессе занятий физической культурой. Условия и этапы формирования нравственного поведения учащихся. Учет возрастных особенностей. Двуплановость воспитательного воздействия учителя физической культуры на учащихся. Воспитание учащихся с отклонениями от норм поведения в процессе занятий физической культурой. Дисциплинированность и недисциплинированность на занятиях физической культуры. Психологические причины пропуски занятий. Развитие самостоятельности на уроках физической культуры. Профориентационная работа учителя физической культуры. Психологические особенности формирования коллектива. Самопознание и самооценка. Возрастные особенности самооценки.
  Педагогическое общение, его особенности. Особенности общения и межличностных отношений школьников разного возраста. Понятие «общение», его виды. Характеристика педагогического общения. Средства общения учителя физической культуры с учащимися. Культура речи учителя физической культуры. Факторы, обусловливающие эффективность общения. Педагогический такт. Формирование умений общения. Взаимопонимание между учителем и учеником. Сущность взаимопонимания и этапы его установления. Восприятие партнера по общению. Изучение и понимание учителем ученика. Обеспечение понимания себя другими. Сближение позиций и поддержание взаимопонимания. Формы взаимодействия учителя физической культуры на учащихся в процессе педагогического общения. Проявление внимания к учащемуся. Просьба, требование, убеждение, внушение, принуждение, оценка, поощрение, наказание, отметка как средство педагогического воздействия на ученика и их психологический смысл. Статусно - ролевые отношения участников педагогического общения. Состав коммуникативных умений педагога, способы их приобретения. Оценочная деятельность педагога, условия ее эффективности.. Развитие личности в условиях физического воспитания.. Формирование у учащихся опыта соперничества и сотрудничества на уроках физической культуры. Возможность активного освоения нравственных норм, регулирующих взаимоотношения между людьми в процессе совместной деятельности на уроках физической культуры. Формирование потребности в самосовершенствовании и саморазвитии на уроках физической культуры.
  Мотивационные основы занятий физической культу- рой у школьников разного возраста. Активность учащихся на уроке физической культуры и факторы, ее обусловливающие. Способы повышения учебной активности школьников на уроках физической культуры.
  Педагогические способности, их структура. Личностная готовность педагога к профессиональной деятельности, ее составляющие. Психологические основы профессионального мастерства учителя физической культуры. Педагогическая направленность личности учителя физической культуры. Знания и умения учителя физической культуры. Профессионально важные качества учителя физической культуры. Авторитет учителя физической культуры. Критерии эффективности деятельности учителя физической культуры. Способы повышения профессионального мастерства учителя физической культуры. Стили деятельности и руководства учителя физической культуры. Роль гностических, проектировочных, конструктивных, организаторских, коммуникативных способностей в достижении педагогического мастерства. Компонентыличностной готовности к профессиональной деятельности: оптимальная структура мотивации, самопринятие, устойчивость к стрессам и эмоциональному выгоранию, сформированность индивидуального стиля деятельности, личностная рефлексия.
  Введение в психологию спорта. Психологические основы спортивной дидактики. Психология спорта как прикладная отрасль психологического знания. Связь с другими отраслями психологии и со смежными науками. Взаимосвязь психологии физического воспитания и спорта. Задачи и методы исследования. Общие психологические особенности спорта, как специфического вида деятельности. Психологические особенности массовых видов спорта. Психологические особенности спортивной тренировки и соревнований. Психологическое обеспечение физической, технической и тактической подготовки спортсменов. Психологическая характеристика физических качеств и их развития. Психическая регуляция двигательных действий и движений в спорте. Психологические особенности формирования и функционирования навыков. Тактическое мышление спортсмена. Психологические особенности работы учителя физкультуры со школьниками-спортсменами.
  Психология личности спортсмена и тренера. Личность спортсмена как субъекта спортивной деятельности. Формирование личности спортсмена. Свойства нервной системы как биологические предпосылки черт личности. Психологическая структура личности спортсмена. Психологические особенности личности тренера как педагога, воспитателя и руководителя спортивных групп. Критерии профессионализма в деятельности тренера. Личностно обусловленные индивидуальные стили деятельности и общения спортсменов и тренеров.
  Социальная психология спортивных групп. Социально-психологические особенности спортивной группы. Формальная и неформальная структура группы. Распределение социальных ролей. Стили руководства. Лидерство в спортивной группе. Социально-психологический климат. Психологические аспекты взаимосвязи спортивных и школьных групп. Особенности социальной позиции школьника- спортсмена в классе.Спортивная команда как социальная группа.
  Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов. Спортивный отбор, прогнозирование и моделирование. Психологические основы диагностики и отбора в спорте. Психологическое обеспечение завершения спортивной карьеры. Развитие мотиваций, самооценки, самоконтроля, целепологания,помехоустойчивости, соревновательной надежности и т.п. Индивидуализация психологического обеспечения подготовки. Психологическое обеспечение тренировок и соревнований. Психорегуляция и психогигиена в спорте. Психологические основы работы учителя физической культуры со школьниками- спортсменами на различных этапах их многолетней подготовки в спорте.
  Психология здоровья. Элементы психотренинга на занятиях по оздоровительной физической культуре: цели и методы. Роль саморегуляции, аутоген- ной, идеомоторной тренировки в занятиях физической культурой и спортом.   Психика как регулятор здоровья. Влияние психического стресса на вероятность заболеваний и травм. Неадекватные мотивационные установки, нереалистичное самоотношение, коммуникативная депривация как источник психических перегрузок. Современные методы психической регуляции. Ментальная тренировка, ее применение на занятиях по оздоровительной физической культуре. Тренинг способности к визуализации, концентрации внимания, самоконтроля. Тренинг уверенности. Формирование реалистичного отношения к физическому облику у занимающихся оздоровительной физической культурой. Возрастная динамика интереса к оздоровительной физической культуре. Особенности мотивации занятий оздоровительной физической культурой работающих женщин. Источник интереса к современным видам оздоровительной физической культуры (аэробика, шейпинг, китайская оздоровительная гимнастика). Мотивация занятий оздоровительной физической культурой у лиц пожилого возраста. Чувство физической компетентности как мотивирующий фактор.Обучение элементарным приемам психической регуляции на уроках по физическому воспитанию.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: