Система оценивания задания 28 в 2020 году.




Класс.

 

В структуру экзаменационной работы с 2010 года включено задание – составить план ответа по заданной теме. Данное задание предполагает проверку умения выпускников структурировать материал курса обществознания, выделять ключевые позиции изучения каждой из тем, при необходимости конкретизировать их подпунктами. Под планом понимают чёткое последовательное представление частей содержания изученного вопроса (или текста) в кратких формулировках, отражающих тему и/или основную идею соответствующего фрагмента, многообразие его смысловых связей. Основное требование к заданию - составление сложного плана по представленной теме обществоведческого курса. Здесь, как нигде, понадобятся умения обобщать и систематизировать информацию, точно ее представлять в виде тезисов и устанавливать внутренние связи между социальными объектами. Выпускник должен максимально корректно и точно обозначить пункты плана, раскрыв в подпунктах не менее двух из них. В плане должны присутствовать пункты, обязательные к раскрытию.

 

1.Как составить сложный план по заданной теме?

Существует несколько видов плана: назывной, вопросный и тезисный. Назывной план состоит из обществоведческих понятий и элементов их содержания. Элементы содержания обычно указываются в подпунктах. Вопросный план представляет собой перечень вопросов, отвечая на которые докладчик раскрывает содержание темы. В подпунктах указываются элементы содержания ответа на вопросы. Тезисный план состоит из тезисов глагольного строя. Тезис – это кратко сформулированное основное положение абзаца текста, лекции, доклада и т.п.

Пример 1. Составьте план по теме «Экологический кризис как глобальная проблема современности».

Назывная форма плана раскрытия данной темы:

1) Понятие о глобальных проблемах.

2) Сущность экологического кризиса и его связь с другими глобальными проблемами.

3) Причины экологического кризиса:

а) рост масштабов хозяйственной деятельности людей;

б) потребительское отношение к природе;

4) Проявления и последствия экологического кризиса.

5) Пути преодоления экологического кризиса:

а) введение жёстких санкций за загрязнение окружающей среды;

б) использование достижений науки для уменьшения выбросов в окружающую среду;

в) международное сотрудничество в решении экологических проблем.

Вопросная форма плана раскрытия данной темы:

1) Что такое глобальные проблемы?

2) В чём заключается сущность экологического кризиса?

3) Какова его связь с другими глобальными проблемами?

4) Каковы причины экологического кризиса?

а) рост масштабов хозяйственной деятельности людей;

б) потребительское отношение к природе.

5) Каковы проявления и последствия экологического кризиса?

6) Каковы пути преодоления экологического кризиса?

а) введение жёстких санкций за загрязнение окружающей среды;

б) создание безотходных производств;

в) международное сотрудничество в решении экологических проблем.

Тезисная форма плана раскрытия данной темы:

1) Глобальные проблемы – совокупность проблем, возникших перед человечеством во второй половине XX века и от решения которых зависит существование человеческой цивилизации

2) Сущность экологического кризиса заключается в нарушении экологического равновесия на планете в результате усиления отрицательного воздействия производства на природу.

3) Экологический кризис связан с другими глобальными проблемами:

а) потепление климата приводит к таянию полярных льдов и повышению уровня Мирового океана, который в перспективе может изменить контуры континентов, поглотить острова и архипелаги, что ставит под угрозу среду существования отдельных народов;
б) от загрязнения атмосферы, почв, рек и Мирового океана производственными и бытовыми отходами страдает население всех стран и континентов (голод, болезни и т.п.);
в) истребление отдельных видов животных влияет не только на локальные экосистемы, но в своих отдалённых последствиях нарушает баланс глобальной экосистемы.

3) Причины экологического кризиса:

а) человечество, вызвав к жизни мощные производительные силы, не всегда может поставить их под свой разумный контроль, т.к. уровень общественной организации, политическое мышление и экологическое сознание, духовно-нравственные ориентации ещё весьма далеки от требований эпохи;

б) в сфере материального производства возросло потребление природных ресурсов. За вторую половину XX века было использовано столько минерального сырья, сколько за всю предыдущую историю человечества.

4) Преодоление экологического кризиса возможно только в результате повышения экологического сознания людей, подразумевающего:

а) преодоление потребительского отношения к природе;

б) создание безотходных производств;

в) международное сотрудничество в решении экологических проблем.

Предпочтительнее составление плана в назывной или вопросной форме, на составление тезисного плана потребуется значительно больше времени, а время ограничено на экзамене ограничено.

2. Возможны две разновидности здания 28 (сложный план).

- Первая разновидность задания 28 предполагает составление плана ответа по какому-либо одному из аспектов широкой темы. В этом случае составление плана целесообразно начинать с раскрытия более широкого понятия, а затем переходить к тому аспекту, который необходимо рассмотреть.

- Вторая разновидность задания 28 предполагает составление плана ответа по какой-либо узкой теме.

В уже рассмотренном выше плане по теме «Экологический кризис как глобальная проблема современности» названы два понятия: «экологический кризис» и «глобальные проблемы», так как экологический кризис – лишь одна из глобальных проблем. Следовательно, именно с понятия «глобальные проблемы» нужно начинать раскрытие обозначенной в задании темы. Вторая разновидность плана проще и не требует устанавливать взаимосвязь между двумя понятиями.

Пример 2: Составьте план по теме «Деятельность как способ существования людей».

1. Понятие деятельности.

2. Отличия деятельности человека от поведения животных.

а) осознанность

б) целеполагание

г) преобразование окружающего мира

д) умение изготавливать орудия труда

3. Структура деятельности:

а) мотив

б) цель
в) средства

г) действия
д) результат

4. Основные виды деятельности:

а) практическая (материально-производственная и социально-преобразовательная)

б) духовная(познавательная, прогностическая, ценностно-ориентировочная)

5. Роль деятельности в жизни общества и человека.

 

3. Рекомендации по составлению сложного плана.

- мысленно представьте весь изученный материал, раскрывающий содержание предложенной темы;

- разделите его на части по смыслу, в каждой из них определите главную мысль;

- озаглавьте эти части, подбирая заголовки, замените глаголы именами существительными;

- в каждой части выделите несколько положений, развивающих главную мысль;

- проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, связан ли последующий пункт плана с предыдущим, полностью ли отражено в них основное содержание темы;

- в случае необходимости внесите корректировки;

- помните, что план должен охватывать основное содержание темы;

- в заголовках (пунктах и подпунктах плана) нежелательно повторять сходные формулировки.

 

4. Есть ли модель для составления плана?

Модели (заготовки, шаблоны) существуют, но они требуют осмысления и коррективы. Не к каждой теме, представленной на ЕГЭ подходит готовая модель. Главное – мысленно представить изученный материал и последовательно изложить содержание предложенной темы.

 

Вот примерная схема, которая может помочь учащимся при составлении плана:

- Сначала необходимо обозначить предмет предложенной темы. Для этого существует несколько вариантов:

1) Что такое… 2) Понятие … 3) Определение…

- Затем, если возможно, выделить следующие моменты:

1) Причины возникновения (появления, развития) … Этот пункт можно детализировать в отдельных подпунктах, перечислив эти причины.

2) Подходы к определению понятия… (сущности…), например: Теории происхождения… Взгляды мыслителей на … Этот пункт тоже нужно детализировать в подпунктах, перечислив эти подходы.

- Далее выделить характерные черты (признаки; особенности; главные элементы и т.п.)… Тоже детализировать в подпунктах.

1) Функции… (детализировать в подпунктах).

2) Типы (виды, формы, структура, классификации, критерии, факторы) … (детализировать в подпунктах).

3) Значение (роль, последствия, тенденции и т.п.) …

4) Особенности (проблемы, традиции и т.п.) … в современном обществе (мире).

5) Пути решения проблемы.

Система оценивания задания 28 в 2020 году.

Первая часть содержит традиционные пояснения для эксперта о том, что учитывается при анализе ответа; один из вариантов плана раскрытия данной темы и перечень обязательных пунктов.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы

При анализе ответа учитывается:

- соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

- наличие пунктов плана, позволяющих раскрыть содержание данной темы по существу;

- корректность формулировок пунктов плана.

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

Итак, составленный выпускником план проверяется по трём критериям (чтобы не путать с критериями оценивания задания 29, номер критерия включает в себя указание на номер задания и порядковый номер критерия: 28.1, 28.2).

Критерий 28.1 – раскрытие темы – связан с пунктами, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу. Этот критерий 3-балльный.

Максимальный балл (3 балла) выставляется в ситуации, если план содержит не менее трех пунктов и два из них (раскрывающие тему по существу) детализированы в подпунктах.

-Если сложный план содержит не менее трёх пунктов, при этом два пункта, позволяют раскрыть данную тему по существу, оба этих «обязательных» пунктов детализированы в подпунктах, количество подпунктов каждого пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта, то за критерий 28.1. выставляется 3 балла.

 

- Если план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу, но только один из этих «обязательных» пунктов детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу, при этом к оличество подпунктов должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта;

ИЛИ

План содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу, оба этих «обязательных» пункта детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу и хотя бы один любой пункт (обязательный или нет) детализирован в подпунктах в количестве менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта, то за критерий 28.1. выставляется 2 балла

- Если план содержит не менее трёх пунктов, включая только один пункт, наличие которого позволит раскрыть данную тему по существу, этот «обязательный» пункт детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу, к оличество подпунктов должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта, то за критерий 28.1. выставляется 1 балл.

Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла.

ИЛИ Случаи, когда ответ выпускника по форме не соответствует требованию задания (например, не является сложным планом / не оформлен в виде плана с выделением

пунктов и подпунктов) оцениваются в 0 баллов.

 

Критерий 28.1 является определяющим. Если по критерию 28.1 (раскрытие темы) выставляется 0 баллов, то по всем остальным критериям оценивания выставляется 0 баллов.

Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу. Оба этих «обязательных» пункта детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу.

Пункты/подпункты, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

 

Критерий 28.2 – корректность формулировок пунктов и подпунктов плана, - в соответствии с которым ответ без ошибок и неточностей в формулировках пунктов и подпунктов плана оценивается 1 баллом. В данном случае реализован бонусный принцип, планы с ошибками и неточностями оцениваются 0 баллов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: