Памятники архитектуры Киевской Руси: Десятинная церковь, София Киевская.




Особенности трипольской культуры

Трипольская культура (по названию раскопанного поселения вблизи с. Триполье на Киевщине) просуществовала два тысячелетия (IV-III тыс. до н.э.) и была распространена от Верхней Надднипрян-щину и Южной Волыни до Среднего Приднепровья и Причерноморья. Основным занятием трипольцев было земледелие (выращивали пшеницу, ячмень, просо, бобовые). Трипольские племена разводили скот, свиней, овец, коз, лошадей. Ремеслами трипольцев были кушнирство, прядение и ткачество. Высокого художественного и технического уровня у трипольцев достигло керамическое производство. рипольская культура - многогранна и самобытна. Ее характерными признаками в экономической сфере были зерновое земледелие, животноводство; в сфере общественных отношений - переход от матриархата к патриархату, зарождение межплеменных объединений и элементов частной собственности; в сфере быта - построение больших глиняных построек, образование протогородов с населением почти 15-20 тыс. жителей; в духовной сфере - доминирование символов плодородия, материализации их в символы благополучия

Духовный мир Исскуство скифов. Звериный стиль

Скифский мир –это не башни и не грозные стены могучих замков, а высокие могильные курганы вождей и простых воинов, это и есть вековые памятники ранней скифской культуры, сохранившей свою неповторимость, самобытность, не смотря на влияние других культур и греческого мира. Особенность скифского искусства выражена в «зверином стиле», характерном для всего скифского мира, что ещё раз доказывает его единство на огромной территории. Вы легко узнаете «звериный стиль» сразу, в любом предмете скифского искусства по силе и совершенству изображённых зверей, по остроте и драматизму выбранной композиции. Скифское искусство выражает не только форму, а вечное движение сил природы, сильного тела — в этом выражается суть «звериного стиля».

Идеал красоты, у скифов сочетался со стремлением символически выразить в изображении некую магическую власть над таинственными силами природы. Кочевой образ жизни скифов не позволял им создавать произведения монументальной живописи или архитектуры. Скифы жили в седле и постоянно передвигались по огромнейшим территориям, следовательно, произведения их искусства могли быть миниатюрными, и служить украшением скифского быта, оружия, снаряжения, упряжи.

Культурные традиции античных полисов Северного Причерноморья

Северное Причерноморье — территория, простирающаяся от устья Дуная через Крым и берега Азовского моря до побережья Кавказа. В античном искусстве значение монументальной скульптуры очень велико, в искусстве Северного Причерноморья ее роль гораздо скромнее. Она развивается сравнительно поздно, уже в эллинистическую эпоху и преимущественно в рельефе. Скульптурные памятники, украшавшие Ольвию, Херсопес, Пантикапей и другие города, были привозные, главным образом из Аттики и Малой Азии. Как пример можно привести найденную близ Харакса (Крым) мраморную статую мужчины в тоге (тип тогатуса) с цистой у ног.

Резьба по дереву составляет одну из наиболее совершенных отраслей искусства Северного Причерноморья; ценность сохранившихся памятников тем более значительна, что греческая деревянная резьба почти полностью утрачена. До нашего времени дошло несколько деревянных саркофагов, по видимому, выполненных греческими мастерами ни месте.

В целом изучение искусства Северного Причерноморья показывает, что оно представляет собой одну из ветвей античного искусства, имеющую свои специфические особенности: сочетание греческой и местной культуры, самостоятельность архитектурных конструкций, наличие в живописи сюжетов, отражающих явления местной жизни, большое декоративное мастерство, выработку своеобразных художественных приемов, сочетающих обобщенность трактовки предметов с подчеркиванием метко наблюденных реалистических деталей.

Памятники архитектуры Киевской Руси: Десятинная церковь, София Киевская.

Десятинная церковь (церковь Богородицы) - первая каменная церковь Киевской Руси. Сооружена между 986 и 996 годами в Киеве в честь пресвятой Богородицы в эпоху княжения Владимира Великого, который выделил на возведение и поддержание церкви десятую часть своих доходов — десятину, откуда и пошло её название. В источниках Десятинную церковь нередко называют церковью Богородицы.

Она представляла собой крестовокупольный шестиярусный каменный храм. В начале XI века была повреждена пожаром, но вскоре была восстановлена и с трёх сторон были добавлены галереи. Десятинная церковь была богато наделена мозаиками, фресками, резными мраморными и шиферными плитами. Иконы, кресты и посуда были привезены из Корсуня (Херсонеса Таврического) в 1007. Кроме главного алтаря у церкви имелись ещё два: св. Владимира и св. Николая. В Десятинной церкви находилась княжеская усыпальница, где были похоронены Владимир и его христианская супруга — византийская царевна Анна. Также сюда были перенесены из Вышгорода останки княгини Ольги. Собор София Киевская, заложенный в 1037 году великим князем киевским Ярославом Мудрым, сохранил до наших дней не только богатство древней архитектуры, но и живописное убранство XI века. В Софии Киевской гармонично сочетаются два вида монументальной живописи — мозаики и фрески. Мозаики выделяют главные части интерьера — центральный купол и алтарь. Все остальное пятинефное пространство, вторые этажи ("полати", или хоры), обе лестничные клетки и открытые галереи, окружавшие Храм Софии Киевской в древности, были украшены фресками. До наших дней сохранилось 260 квадратных метров подлинных мозаик XI века и около трех тысяч квадратных метров фресковой росписи.

6 Памятники архитектуры Киевской Руси Золотые ворота, Киево-Печерская лавра. Золотые ворота (укр. Золоті ворота) — один из немногих памятников оборонного зодчества Киевской Руси периода правления Ярослава Мудрого.

 

При Ярославе Мудром территория города активно разрасталась, что требовало возведения новых оборонительных укреплений — возводятся мощные валы с армированными деревянными клетями, глубокие рвы. Город Ярослава Мудрого окружали земляные Золотые Ворота представляют собой крепостную башню с широким (до 7,5 м) проездом. Внутрь проезда выступают мощные пилястры, на которые опирались арки свода. Высота сохранившихся стен достигает 9,5 метров. Ворота были каменными, в силу того, что этому сооружению придавалось особенное значение. орота предназначались для церемониального въезда в столицу и располагались в южной части города. Это — главные ворота города, одни из трёх крупных городских ворот, сооружённых при Ярославе Мудром. Со стороны поля перед воротами проходил ров шириной 15 метров и глубиной 8 метров. Следы этого рва читаются сейчас в перепаде уровня Золотоворотского проезда.

Ки́ево-Пече́рская Ла́вра (укр. Ки́єво-Пече́рська Ла́вра) — один из первых по времени основания монастырей в Киевской Руси. Основан в 1051 году при Ярославе Мудром монахом Антонием, родом из Любеча. Сооснователем Печерского монастыря стал один из первых учеников Антония — Феодосий. Князь Святослав II Ярославич подарил монастырю плато над пещерами, где позже выросли прекрасные каменные храмы, украшенные живописью, кельи, крепостные башни и другие строения. Киево-Печерская Лавра находится в центре Киева, на правом, высоком берегу Днепра, и занимает два холма, разделённых глубокой ложбиной, спускающейся до Днепра. Монастырь играл заметную роль в развитии развития украинской культуры — строительство храмов совершенствовало мастерство архитекторов и художников, здесь бала основана первая на Руси типография. В Лавре жили и работали известные летописцы, писатели, ученые, художники, врачи, книгоиздатели

7 Памятники письменности Киевской Руси: «Слово о законе и благодати», «Слово о полку Игореве».. Слово о законе и благодати» Представляет собой торжественную речь митрополита Илариона в середине XI века (составлено между 1037 и 1050 годами, М. Д. Приселков сужает эти хронологические вехи до 1037—1043 годов). «Слово о полку Игореве» самый известный памятник древнерусской литературы. В основе сюжета — неудачный поход русских князей на половцев, предпринятый новгород-северским князем Игорем Святославичем в 1185 году. «Слово» было написано в конце XII века, вскоре после описываемого события (часто датируется тем же 1185 годом, реже 1-2 годами позже).

 

Проникнутое мотивами славянской народной поэзии с элементами языческой мифологии, по своему художественному языку и литературной значимости «Слово» стоит в ряду крупнейших достижений русского средневекового эпоса. В истории изучения памятника большой резонанс вызвала версия о «Слове» как фальсификации конца XVIII века (скептическая точка зрения), в настоящее время отвергнутая научным сообществом.

8 Памятники письменности Киевской Руси: Повесть временных лет, «Поучение детям». По́весть временны́х лет (также называемая «Первоначальная летопись» или «Несторова летопись») — наиболее ранний из дошедших до нас древнерусских летописных сводов начала XII века. Известен по нескольким редакциям и спискам с незначительными отклонениями в текстах, внесёнными переписчиками. Был составлен в Киеве.

 

Охваченный период истории начинается с библейских времён в вводной части и заканчивается 1117 годом (в 3-й редакции). Датированная часть истории Киевской Руси начинается с лета 6360 (852 года по современному летоисчислению), начала самостоятельного правления византийского императора Михаила. оучение детям Владимира Мономаха

— памятник древнерусской литературы и педагогической мысли. "П." написал великий князь киевский Владимир Мономах (1053-1125). Произведение состоит из собственно "Поучения", "Автобиографии" и письма ("Грамотицы") князю Олегу Святославовичу.

Жанр поучений детям был широко распространён в европейской культуре Средневековья. Автор адресовал произведение своим детям и всем, кто захочет его выслушать. Обращённый в первую очередь к князьям и правителям текст имел значение политического завещания; его сентенции Владимир Мономах подкрепил обращением к опыту собственной жизни. Он стремился уберечь государство от княжеских междоусобиц и, опираясь на авторитет христианского вероучения, пытался силой морального убеждения повлиять на своих потомков.

Три добрых дела, по мысли автора, дают победу над врагом и избавление от грехов: покаяние, слёзы (сокрушение о своих неблаговидных поступках) и милосердие.

Большое место в памятнике отведено прославлению труда и борьбе с леностью. Князь учил своих детей честно и достойно исполнять гл. мужское дело - защищать родную землю и не давать в обиду своих подданных, указывал на необходимость разностороннего книжного учения.

9 Крещение Руси и влияние христианства на дальнейшее культурно-историческое развитие славянских народов. Крещение Руси и влияние христианства на дальнейшее культурно-историческое развитие славянских народов В 988 г. Владимир крестил Русь не только из дипломатических соображений и из-за стремления приобщиться к императорской власти, а, конечно, и с учетом необходимости вхождения в мировую культуру. Благодаря христианству Русь приобщилась к мировой культуре, наладились интенсивные контакты с Византией, Болгарией. Христианство является религией письма. Ему присуще уважительное отношение к Слову. А слово - это культура. Священные тексты и весь мир воспринимался христианами как книга. Культура набирает книжного содержания. А кроме всего, христианство - мощная база языческого мифологически лирического эпоса. На культурно-исторический процесс активно два фактора: мировая интеллектуальная, античная культура, греческая мысль; языческая духовная и материальная культура

10 Изобразительное искусство Киевской Руси: иконописания, фрески, мозаики. Мозаика - Изображение или узор, сделанный из отдельных, плотноподогнанных друг к другу и закрепленных на специальном раствореразноцветных кусочков стекла, мрамора, камней и т.д.

 

Фреска - Картина, написанная красками (водяными или на известковоммолоке) на свежей сырой штукатурке.

 

В Киеве археологитакже обнаружили остатки двух княжеских дворцов с продольными фасадными галереями,построенных в конце X - начале XI в.

 

Настоящимшедевром архитектуры Киевской Руси считается Софийский собор в Киеве.Закладывая собор, князь Ярослав оставил ему центральное и самое высокое место в «городеЯрослава ». К ярким инеповторимых явлений изобразительного искусства Киевской Руси, кроме мозаик и фресок,принадлежит иконопись. Иконопись - Искусство рисования иконок.

 

Сначала иконызавозились из Византии и Болгарии, но вскоре на Руси сформировались местныетрадиции иконописи. Русские мастера всегда придерживались византийского канона(Твердо установленного правила, служило образцом) иконописи, который оберегалсяправославной церковью, но никогда не копировали византийские иконы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: