Общая характеристика бактерий




Планируемые образовательные результаты

1) предметные: освоение основных понятий – кокки, бациллы, вибрион, спириллы, сапротрофы, спора.

2) личностные: участие в диалоге, умение слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения;

3) метапредметные: формирование умения работать с различными источниками информации, рисунками; умения преобразовывать эту информацию.

Формируемые универсальные учебные действия

1) личностные: участие в диалоге, умение слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, уметь сотрудничать в совместном решении проблемы;

2) познавательные: знание определение понятий: «сапротрофы», «спора», «паразиты», самостоятельное владение и формулирование познавательной цели, постановка и формулирование проблемы, выдвижение предложений и их обоснование;

3) коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и обучающимися, осуществление совместной познавательной деятельности в паре, освоение разных способов коммуникаций;

4) регулятивные: умение оценить других и давать самооценку своим действиям, соотнести известное (методы исследования биологических объектов) с тем, что еще не известно.

Ход урока

1. Организационный этап. Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас!

2. Актуализация знаний. Давайте вспомним, что мы изучили на прошлом уроке.

3. Изучение нового материала. Сегодня урок будет посвящен организмам, которые сопровождают нас повсюду, без которых невозможна жизнь на земле, приносящие много пользы человеку и много вреда. Отгадайте загадку:

Без меня не сваришь сыра,

И не сделаешь кефира.

Простоквашу и творог,

Приготовить я помог.

Как называются эти организмы?

(Бактерии)

Запишите тему дату и тему урока в тетрадь. Сформулируйте цель нашего урока!

Прежде чем начать изучать новую тему, давайте вспомним что вам уже известно о бактериях? Начертите таблицу.

Заполним первую колонку таблицы.

Знаю

Хочу узнать

Узнал

 

Что хотели бы узнать о бактериях?

Сформулируйте критерии, по которым мы будем изучать бактерии.

Определяют критерии изучения бактерий:

- строение и распространение

- многообразие

- процессы жизнедеятельности

- значение

Общая характеристика бактерий

Объяснение учителя.

Впервые бактерии были описаны в 1683 г. Антони ван Левенгуком.

В настоящее время известно около 3000 видов бактерий. На земном шаре нет мест, где бы они ни обитали. Так в 1 г пахотной земли содержится от 1 до 20 млрд бактерий, даже в 1 г льда Антарктиды можно найти до 100 бактерий. К концу первых суток в организме новорожденного ребенка живет 12 видов бактерий.

Бактерии — относительно просто устроенные микроскопические одноклеточные организмы.

Форма бактерий. В зависимости от формы клетки бактерии различают шарообразные кокки, палочковидные бациллы, изогнутые в виде запятой вибрионы, спиралевидные спириллы. Очень часто бактерии образуют скопления в виде длинных изогнутых цепочек, групп и пленок. Некоторые бактерии имеют один или несколько жгутиков. Среди бактерий есть подвижные и неподвижные формы. Подвижные передвигаются за счет волнообразных сокращений или при помощи жгутиков.

Большинство бактерий бесцветно. Только немногие окрашены в пурпурный или зеленый цвет.

Строение бактерий. Бактериальные клетки окружены плотной оболочкой, благодаря которой сохраняют постоянную форму. По составу и строению клеточные оболочки бактерий существенно отличаются от растений и животных. Ядра, отделенного от цитоплазмы оболочкой, в клетке нет. Ядерное вещество у большинства бактерий распределено в цитоплазме.

Распространение бактерий. Практически нет места на Земле, где бы не встречались бактерии. Они живут во льдах Антарктиды при температуре -83 "С и в горячих источниках, температура которых достигает +85—90 "С. Особенно много их в почве. В 1 г почвы могут содержаться сотни миллионов бактерий.

Число бактерий различно в воздухе проветренных и непроветренных помещений. Так, в классе после проветривания перед началом урока бактерий в 13 раз меньше, чем в той же комнате после урока.

Условия жизни бактерий разнообразны. Одним из них необходим кислород воздуха, другие в нем не нуждаются и способны жить в бескислородной среде.

Изучением бактерий занимается раздел микробиологии бактериология.

Рис. Строение бактериальной клетки

 

Формы и размеры бактериальной клетки

 

 

Типы питания бактерий

Питание бактерий. Как и всем живым организмам бактериям необходимо получать органические вещества. Большинство бактерий питается готовыми органическими веществами, такой тип питания называется гетеротрофной Лишь некоторые из них, например сине-зеленые, или цианобактерии, способны создавать органические вещества из неорганических, такой тип питания называется автотрофной. Они сыграли важную роль в накоплении кислорода в атмосфере Земли.

По способу питания бактерии, питающиеся готовыми органическими веществами, делят на две группы: сапротрофы (от греческого «сапрос» — гнилой и «трофе» — питание, пища), получающие органические вещества из отмерших организмов или выделений живых организмов, и паразиты (от греческого «паразитос» — нахлебник), питающиеся органическими веществами живых организмов. Паразитизм у бакте рий распространен очень широко. Существуют бактерии, паразитирующие в теле бактерий других видов. Среди бактерий-паразитов много болезнетворных, вызывающих различные заболевания у растений, животных и человека.

Размножение бактерий. Размножаются бактерии делением одной клетки на две. При благоприятных условиях деление клеток у многих бактерий может происходить через каждые 20—30 мин. При таком быстром размножении потомство одной бактерии за 5 суток способно образовать массу, которой можно было бы заполнить все моря и океаны. Однако в природе этого не происходит, так как большинство бактерий быстро погибает под действием солнечного света, при высушивании, недостатке пищи, нагревании до 65—100 "С, под действием дезинфицирующих веществ, в результате борьбы между видами и т. д.

Образование спор. В неблагоприятных условиях (при недостатке пищи, влаги, резких изменениях температуры) цитоплазма бактериальной клетки, сжимаясь, отходит от материнской оболочки, округляется и образует внутри нее на своей поверхности новую, более плотную оболочку. Такую бактериальную клетку называют спорой (от греческого слова «спора» — семя). Споры некоторых бактерий сохраняются очень долго в самых неблагоприятных условиях. Они выдерживают высушивание, жару и мороз, не сразу погибают даже в кипящей воде. Споры легко разносятся ветром, водой и т. д. Их много в воздухе и почве. В благоприятных условиях спора прорастает и становится жизнедеятельной бактерией. Споры бактерий — это приспособление к выживанию в неблагоприятных условиях.

Практическая работа для класса

Задание 1. Посчитайте, сколько бактериальных клеток образуется из одной за сутки, если известно, что бактерии делятся каждые 20 мин. (в писменном виде в тетради: сначала нарисуйте им на доске рисунок, они перерисовывают и считают в сутки за каждые 20 мин. и сколько получится)

 

Задание 2. Определите значение бактерий, используя следующие тексты.

1. Роберт Кох обнаружил бактерию, вызывающую у человека заболевание туберкулез.

2. Количество молочнокислых бактерий брожения в йогурте и кефире должно составлять не менее 107 КОЕ/г. Их также используют для квашения капусты и огурцов.

3. Ученые установили, что процесс разложения растительных остатков (гниение) ускоряется бактериями.

Задание 3. Царство бактерий

Распространение:

в 1 мл воды – 6000 бактерий,

в 1 г почвы – до 3 000 000,

в 1 м2 воздуха непроветренного помещения – 280 000.

Среды обитания: ___________________, __________________,

____________________, ____________________.

Открытие бактерий: год _____ ученый ___________________.

 

Задание 4. Признаки Царства бактериий (в виде таблицы выполнить)

Формы клетки Строение клетки Способы передвижения Способ размножения

 

Первичное закрепление знаний. Если утверждение верное – хлопните в ладоши, если утверждение не верное – топните ногой.

· Клетки бактерий отличаются от растительных клеток отсутствием ядра. (верно)

· Бактерии относят к царству животных. (не верно)

· Одиночные округлые бактерии называются – кокки. (верно)

· Бактерии видны только под микроскопом. (верно)

· Бактерии размножаются делением клетки надвое. (верно)

· Спора необходима бактериям для активной жизнедеятельности организма.

Все ли вам понятно? Давайте повторим, в чем же состоят особенности бактерий.

Среды обитания.

Формы клетки.

Каковы особенности строения бактериальной клетки?

Способны ли бактерии передвигаться?

Тип размножения.

Значение бактерий. (Задание 2)

Домашнее задание:

Подготовьте сообщения по материалам Интернет и дополнительной литературы на темы: «Клубеньковые бактерии», «Цианобактерии», «Молочнокислые бактерии», «Болезнетворные бактерии». Задание выполнить письменно в тетради (7-10 предложений).

 

   
 
     

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: