Ключевые слова: пригодность, профессиональная пригодность, диагностика профессиональной пригодности, типы профессиональной пригодности.




Профессиональная пригодность как научная проблема современной психологической науки.

Аннотация: В статье рассматривается научные подходы исследования профессиональной пригодности в психологической науке. Проводится сравнительный анализ понятий «профессиональная пригодность», «пригодность к профессиональной деятельности» и «пригодность». Даны сущностные определения типам профессиональной пригодности: абсолютной и относительной. Определены инструментальные средства психологической диагностики профессиональной пригодности.

Abstract: The article discusses the scientific approaches to the study of professional fitness in psychological science. A comparative analysis of the concepts of «professional suitability», «suitability for professional activity» and «suitability» is carried out. Essential definitions are given to the types of professional suitability: absolute and relative. The instrumental means of psychological diagnosis of professional fitness are defined.

Ключевые слова: пригодность, профессиональная пригодность, диагностика профессиональной пригодности, типы профессиональной пригодности.

Keywords: fitness, professional fitness, professional fitness diagnosis, types of professional fitness.

Введение: Современное общество предъявляет к работе будущих профессионалов новые требования, меняющиеся также быстро, как и сама система образования. Это касается не только студентов, но и самих вузов, которые заняты подготовкой обучающихся. Вся система подготовки специалистов в целом определена спецификой конкретной области профессиональной деятельности. Однако, учебные программы подготовки специалистов в основном нацелены на формировании у них знаний, умений, навыков, необходимые для будущей профессиональной деятельности, тогда как развитие психологический важных характеристик для освоения профессии зачастую остаются за рамками образовательного процесса. Так, например, такие важные для освоения профессии личностные характеристики как решительность, целеустремленность, инициативность, ответственность остаются неохваченными профессиональными компетенциями, которые необходимо развивать во время обучения. Для развития данных психологических качеств, определяющих готовность специалиста к будущей профессиональной деятельности образовательными учреждениями, во время обучения используются производственные практики, что бы подготовить будущего специалиста к специфике выбранной профессии. Для успешной интеграции молодого специалиста в профессию требуется определенное время, что бы подготовит его к деятельности, и одной из основных составляющих этой подготовки является формирование психологической готовности будущего специалиста к труду в выбранной профессии.

Цель исследования: Провести психологический анализ научных подходов, исследования профессиональной пригодности, выявить основные сущностные характеристики исследуемого понятия и средств их диагностики.

Краткий обзор литературы: Традиционное понятие «пригодность» рассматривается как совокупность свойств личности, определяющих готовность к выполнению какой-либо деятельности[7].

В психологической науке достаточно распространённым представлением о профпригодности является рассмотрение изучаемого явления через призму степени сформированности у человека мотивационной и опрерациональной сфер профессионализма, т.е. если субъект труда ориентирован на достижения высоких положительных результатов в труде и знает средства достижения этого, можно считать что он профессионально пригоден к конкретному виду деятельности (И.А. Калинина, Е.В. Леонова) [2; 6].

Деятельность является сложным и многогранным процессом, требующим от человека определённых профессиональных знаний, умений и навыков. Однако, ряд исследований, которые провела Н.В. Кузьмина, совершенно очевидным в процессе качественного выполнения профессиональных обязанностей становится начальный этап профессионализма субъекта труда – его пригодность работать в выбранной сфере жизнедеятельности. Данная характеристика имеет кроме профессиональных характеристик и психологическое содержание, которое заключается в понимании собственных потребностей сотрудником и представлении инструментальных средств удовлетворения своих потребностей в профессии[5].

В научной литературе понятие профессиональная пригодность рассматривается как вероятностная характеристика возможностей освоения какой-либо деятельности на основе соответствия требованиям профессии, предъявляемым к исполнителю. Содержательными характеристиками, определяющими профессиональную пригодность являются: профессиональные знания, необходимые для будущей профессии; сформированные навыки и умения и опыт профессиональных действий; психологические и физические качества, необходимые для выполнения данной деятельности [3].

Профпригодность в значительной степени зависит от психологических качеств субъекта труда: способностей и задатков индивида, его мотивационной сферы, контроля эмоций и когнитивной схем оценки переработки информации.

В психологической науке профессиональная пригодность достаточно часто употребляется в сочетании пригодности к какому-либо виду деятельности или освоению конкретной профессии [4].

Многочисленные психологические исследования, проведенные К.М. Гуревичем выделяют два типа профессиональной пригодности: а) абсолютная профпригодность – совокупность психологических качеств, уже сформированных у субъекта труда, которые могут обеспечивать успешность профессиональной деятельности; б) относительная профессиональная пригодность, психологические качества, которые формируются в процессе обучения и профессиональной деятельности.

В отечественной психологии труда «классической» считается позиция К.М. Гуревича, который считал, что профессиональная пригодность есть «свойство личности», определяющееся по двум критериям: по успешному овладению профессией и по степени удовлетворенности человека своим трудом [1].

Собственную классификацию степеней профпригодности проводит отечественный психолог Е.А. Климову (см. табл.1):

 

Таблица 1 – Классификация степеней профпригодности по Е.А. Климову

Степень профпригодности Содержание степени профпригодности
1. призвание является высшим уровнем профпригодности, характеризуемая по всем критериям соответствия человека требованиям деятельности по всем основным элементам ее структуры
2. соответствие наличие личностных качеств, необходимых для профессиональной деятельности, выбора профессии или групп деятельности, отсутствие противопоказаний
3. годность отсутствие противопоказаний, которое характеризуется успешной адаптацией и интеграции в выбранной деятельности труда
  непригодность отклонения в здоровье, которые будут усугубляться в процессе выполнения деятельности, существует временная и практические непреодолимая непригодность

 

Овладение выбранными профессиями требует от человека наличие сочетаний в нем необходимых навыков, высокого уровня подготовки и достаточной мотивации. В силу этих обстоятельств, показателями, влияющими на успешность освоения будущей профессии являются: а) способности или предрасположенность к той или иной профессии; б) знания и умения, необходимые для выполнения конкретной профессиональной деятельности, т.е. необходимая профессиональная подготовка; в) склонность и желание работать, т.е. соответствующий позитивный волевой настрой на работу; г) мотивация, определяющая желание работать.

Анализ научных подходов профпригодности показал, они имеют определенную иерархию от полной пригодности до полной непригодности, то есть, соответственно, если у профпригодности существует уровень, то он может быть подвержен и диагностики. Ряд исследований авторов свидетельствует о том, что высокий уровень профпригодности обеспечивает достаточно качественное выполнение профессиональных обязанностей. В силу этих обстоятельств, развитие профессиональной пригодности является актуальной проблемой современной теории и практики психологической науки.

 

Список литературы:

1. Гуревич, К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. – М.: Издательство «Наука», 1970. – С.272.

2. Калинина, И.А. Психологическая готовность студентов к профессиональной деятельности и ее взаимосвязь с успешностью обучения: автореф. дисс. …канд. психол. наук. – М., 2007. – 23 с.

3. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения. – М.: Academia, 2005. – 302 с.

4. Комарова, Н.Г. Формирование пригодности к военной службе как результат личностного саморазвития курсанта военного вуза: автореферат дис.... кандидата психологических наук: 19.00.03 / Комарова Нина Геннадиевна; [Место защиты: С.-Петерб. гос. ун-т]. - Санкт-Петербург, 2016. – 23 с.

5. Кузьмина, Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. – М, 1990. – С.89.

6. Леонова, Е.В. Становление субъектности в нормативных возрастных и образовательных кризисах: дис.... доктора психологических наук: 19.00.07 / Леонова Елена Васильевна; [Место защиты: Ин-т изучения детства, семьи и воспитания РАО]. – Москва, 2016. – С. 335.

7. Ушаков, Д.Н. (1873-1942.). Толковый словарь современного русского языка [Текст]: [100000 слов и словосочетаний] / Д.Н. Ушаков. – Москва: Аделант, 2013. – С. 527.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: