Министерство образования Республики Беларусь
Государственное учреждение образования
"Республиканский институт высшей школы"
УТВЕРЖДАЮ
Первый заместитель Министра
Образования Республики Беларусь
_______________ А.И. Жук
15.06.2006
Регистрационный № ТД -6-052/ тип.
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ГЕОГРАФИИ
Учебная программа для географических специальностей
Высших учебных заведений
СОГЛАСОВАНО
Председатель Учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь по естественнонаучному образованию
_______________ В.В. Самохвал
___________ 2006 г.
Начальник управления высшего и среднего специального образования Министерства образования Республики
Беларусь
_______________ Ю.И. Миксюк
___________ 2006 г.
Первый проректор Государственного учреждения образования "Республиканский институт высшей школы"
________________ В.И. Дынич
___________ 2006 г.
Эксперт
____________ Н. П. Машерова
___________ 2006 г.
МИНСК
Составители:
И. П. Галай - профессор кафедры физической географии материков и океанов и методики преподавания географии Белорусского государственного университета, кандидат географических наук, профессор;
З. Я. Андриевская – доцент кафедры экономической географии зарубежных стран Белорусского государственного университета, кандидат педагогических наук, доцент.
Рецензенты:
Кафедра физической географии Учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет им. М.Танка»;
Мешечко Е. Н. – заведующий кафедрой географииБеларусиУчреждения образования “ Брестский государственный университет “, кандидат географических наук, профессор;
|
Шарухо И. Н. – заместитель декана факультета естествознания Учреждения образования “Могилевский государственный университет им. А. А. Кулешова”, кандидат педагогических наук, доцент.
Рекомендована
к утверждению в качестве типовой:
Кафедрой физической географии материков и океанов и методики преподавания географии Белорусского государственного университета (протокол № 5 от 12 января 2006 г.);
Научно-методическим советом Белорусского государственного университета (протокол № 3 от 13 апреля 2006 г.);
Научно-методическим советом по специальности 31 02 01 «География» Учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь по естественнонаучному образованию (протокол № 2 от 6 февраля 2006 г.);
Пояснительная записка. Цель дисциплины – сформировать систему знаний и умений по методике обучения географии. Задачи курса – проанализировать историческое развитие школьной географии, географического образования и методической мысли; усвоить методы исследований в методике обучения географии; раскрыть образовательные, воспитательные и развивающие цели географии как учебного предмета; изучить содержание школьной географии, отдельных ее компонентов и курсов; раскрыть типы и методы обучения географии, методику формирования географических знаний, умений и навыков; проанализировать процесс обучения географии; сформировать знания о средствах обучения географии и методике работы с ними; изучить формы организации обучения географии; вооружить знаниями об особенностях преподавания отдельных курсов школьной географии; подготовить студентов к педагогической практике и будущей профессиональной деятельности учителя географии.
|
Методика обучения географии дает ответы на вопросы: для чего учить? чему учить? как учить? с помощью чего учить? как учатся и развиваются учащиеся? В курсе методики обучения географии студенты овладевают теоретическими знаниями и приемами практической деятельности.
Методика обучения географии тесно связана с географией как наукой. География как учебный предмет - основы географической науки, отобранной для целей обучения, воспитания и развития и приведенной в педагогическую систему.
Методика обучения географии, будучи педагогической дисциплиной, тесно связана с общей дидактикой, педагогикой, психологией, логикой и базируется на их основах. Особенно усиливается связь методики обучения с экологией – междисциплинарным комплексом наук о взаимоотношениях общества с природой, что отражается в содержании школьного географического образования, где помимо географических знаний введены понятия экологического содержания.
Методологической основой методики обучения, как и любой отрасли знания, является диалектический материализм. Реализация методологических принципов диалектического материализма выражается в формировании у учащихся материалистических взглядов на природу, общество, производство и взаимоотношения человека с природой.
Всего часов 140 ч, аудиторных - 95.
Cодержание дисциплины
Введение. Предмет и задачи методики обучения географии. Методика обучения географии как наука и учебная дисциплина. Место курса в системе подготовки учителя географии. Научное и практическое значение методики обучения географии. Связь методики обучения с географической наукой, дидактикой, педагогикой, психологией, логикой, философией и школьной практикой. Современные методы исследований в методике обучения. Задачи методики обучения в современный период. Структура курса. Обзор литературы и источников.
|
Ч а с т ь 1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫМЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ
История развития школьной географии и методики ее преподавания. Развитие школьной географии в XVIIIв. - начале XIXв. Зарождение и развитие товарного производства в России на рубеже XVII – XVIIIвв., возникновение светских школ, начало преподавания географии как самостоятельного учебного предмета. Первый переводной учебник географии. Развитие географической науки в России в первой половине XVIII в. и создание первого русского учебника географии. Открытие народных училищ, зарождение методических идей. Введение курса статистики в среднюю школу. Первые мероприятия по подготовке учителей географии. Роль К.А. Арсеньева и Е.Ф. Зябловского в развитии географического образования.
Развитие школьной географии в XIX – начале XX в. Кризис образования во второй четверти XIX в. Прогрессивные идеи о преподавании географии. Роль К.Д. Ушинского в развитии школьной географии и методики ее обучения. Первая методика преподавания географии Д.Д. Семенова. Школьная география в России в начале XX в.
Школьная география в первые десятилетия советской власти. Постановление от 15 мая 1934г. «О преподавании географии в начальной и средней школе» и его значение для дальнейшего развития школьной географии, методики ее преподавания и подготовки учителей географии. Создание стабильных учебников, разнообразных средств обучения, основание журнала «География в школе», открытие академии педагогических наук. Роль Н.Н. Баранского в географическом образовании и методике обучения.
Закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» (1958г.) и его реализация. Переход на новое содержание обучения во второй половине 60-ых годов. Постановление «Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы» (1984г.) и его осуществление в школьной практике.
Развитие школьной географии в Беларуси. Разработка новой концепции среднего географического образования в 90-х годах. Создание новых учебных программ по географии, стабильных учебников и методических пособий. Основание научно-методического журнала «Геаграфія: праблемы выкладання». Роль А. Смолича, В. А. Жучкевича, О. Ф. Якушко и С. И. Сидора в развитии географического образования на Беларуси. Проблемы методики обучения географии в связи с реформированием общеобразовательной школы.
Цели и задачи школьной географии. Учебный план школы. География в учебном плане школы, ее место в системе школьных учебных предметов. География как важнейший элемент современной культуры. Образовательные, воспитательные и развивающие цели обучения школьной географии. Значение учебной географии в политехническом, экономическом, экологическом образовании, в формировании основ научного мировоззрения учащихся, в воспитании патриотизма и интернационализма, в нравственном, эстетическом, трудовом воспитании и физическом развитии учащихся и в их профессиональной ориентации.
Содержание школьной географии. Элементы географической подготовки в начальной школе. Роль и значение курса «Вселенная» пятого класса в подготовке учащихся к систематическому изучению географии. Сущность понятия «учебный предмет география». Принципы отбора географического материала и создания школьных курсов географии. Внутрипредметные и межпредметные связи школьной географии. Связь содержания школьной географии с краеведением.
Программы по географии, их методическое построение. Концентрическое и линейно-ступенчатое построение программ.
Структура и содержание школьной географии. Особенности содержания: усиление научных основ и воспитательного потенциала школьной географии, расширение типологического подхода, уменьшение фактологических и номенклатурных данных, гуманизация, социологизация и экологизация географии как учебного предмета. Отражение в школьной географии системы географических наук и методов научных исследований. Учебники географии.
Компоненты содержания школьной географии: географические знания (эмпирические – представления и факты, теоретические – понятия, причинно – следственные связи, закономерности, законы и теории); умения и навыки; мировоззренческие идеи (диалектико-материалистические, политико-экономические, экологические); опыт творческой деятельности и эмоционально-чувственного отношения к миру.
Типы обучения географии. Формирование географических знаний, умений и навыков. Догматический тип. Традиционное объяснительно-иллюстративное обучение, его преимущества и недостатки. Развивающее обучение: проблемное, программированное, модульное, их роль в учебном процессе по географии. Обучение географии как сотрудничество. Педагогические идеи В.Ф. Шаталова, В.А. Сухомлинского и других учителей-новаторов в обучении географии.
Формирование представлений, изучение фактов. Формирование понятий, изучение причинно-следственных связей, закономерностей, выработка умений и навыков, формирование мировоззренческих идей.
Методы обучения географии. Место методов обучения в структуре учебного процесса по географии. Проблема классификации методов обучения географии. Системы методов обучения по источникам знаний (словесные, наглядные, практические методы) и по характеру познавательной деятельности учащихся (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый и исследовательский методы). Дидактическая сущность каждого метода обучения и возможности использования в учебном процессе. Критерии выбора методов обучения. Уровни усвоения знаний в соответствии с методами обучения по характеру познавательной деятельности учащихся.
Процесс обучения географии. Сущность процесса обучения, его принципы и компоненты (содержание обучения, средства обучения, педагогическая деятельность учителя и познавательная деятельность учащихся). Краеведческий принцип обучения географии. Классификация средств обучения.
Структура процесса обучения географии: постановка цели и принятие ее учащимися; изучение нового материала; закрепление и применение знаний, обобщение и систематизация знаний; контроль за результатами в каждом звене.
Повторение, проверка и оценка знаний и умений учащихся по географии. Повторение, проверка и оценка знаний, умений как важный элемент процесса обучения географии. Повторение и его виды: текущее, обобщающее, итоговое. Дидактические требования к отбору учебного материала для повторения. Формы, методы и приемы организации повторения. Дидактические цели и задачи проверки и оценки знаний по географии. Виды (текущая, тематическая, итоговая), формы (устный, письменный, индивидуальный, уплотненный опрос) и методы проверки знаний. Программированный и тестовый контроль знаний и умений по географии. Виды вопросов и заданий.
Оценка знаний и ее мотивировка. Требования к знаниям, умениям учащихся по географии и критерии выставляемых оценок. Определение итоговых оценок учащихся по географии за четверть и за год. Экзамен по географии.
Средства обучения географии. Устные средства обучения. Роль в формировании знаний, умений, навыков, географической культуры школьников. Виды живого слова учителя: рассказ, объяснение, лекция, беседа, обращение, или комментирование. Виды беседы по месту в учебном процессе: вступительная, разъяснительная и заключительная. Требования к устной и письменной речи учителя и учеников.
Картографические пособия в обучении географии. Карта - объект изучения, источник географических знаний, наглядное пособие. Формирование у учащихся знаний о карте как модели земной поверхности, отображающей пространственные и временные особенности территорий, объектов и явлений. Обучение картографической грамотности: понимать, читать и знать карту. Виды карт по масштабу, охвату территории, содержанию и назначению, условным знакам. Классификация карт по месту в учебном процессе: стенные, настольные, атласы, текстовые, контурные, рельефные, топографические. Приемы работы с картой. Описания по географическим картам, сопоставление и наложение карт. Изучение географической номенклатуры. Использование карт с другими источниками географических знаний. Воспитательные функции карт. Глобус, теллурий. Приемы работы с ними.
Наглядные пособия в обучении географии. Значение наглядных пособий. Учебные географические картины как обобщенное воспроизведение реальных объектов и явлений. Требования к ним. Роль географических картин в формировании общих и единичных понятий. Использование картин в разных дидактических целях: при изучении нового материала, повторении и закреплении, проверке уровня усвоения знаний. Приемы работы с учебными географическими картинами. Другие географические иллюстрации. Рисунок на классной доске.
Виды натуральных пособий (коллекции, гербарии и др.) и приемы работы с ними. Объемные наглядные пособия (модели, макеты), использование их в учебном процессе.
Условно-графические пособия. Классификация их по способу изображения и подачи учебной информации (таблицы, схематические рисунки, диаграммы, профиля). Последовательность и приемы чтения графиков, диаграмм, таблиц. Уровень сложности вопросов и заданий по условно-графическим пособиям.
Роль экранных пособий, аудиовизуальной и компьютерной техники в процессе обучения географии.
Наблюдения и опыты в обучении географии. Роль и значение наблюдений и опытов. Программные наблюдения (за погодой, высотой Солнца над горизонтом, сезонными изменениями состояния вод, растительности, животного мира и хозяйственной деятельности населения своей местности) и непрограммные наблюдения. Методические требования к их организации и проведению. Использование результатов наблюдений в учебном процессе.
Цифровой материал в обучении географии. Роль и назначение цифрового материала. Приемы работы с единичными и групповыми цифровыми показателями. Сравнение, округление цифр, наглядное и графическое выражение цифрового материала. Использование экономических расчетов.
Практические и самостоятельные работы по географии. Содержание и виды практических и самостоятельных работ и их место в учебном процессе. Методические требования к их проведению. Уровень сложности вопросов и заданий. Дифференцированный подход к выполнению учащимися практических и самостоятельных работ.
Сравнения в обучении географии, их виды и методика их проведения.
Учебник как комплексное средство обучения географии. Структура учебника географии: учебный текст (теория, объяснение, методология), пояснительный и дополнительный. Внетекстовые компоненты: аппарат организации усвоения, блок добывания знаний и умений, блок самоконтроля и взаимного контроля, иллюстративный материал, аппарат ориентировки. Приемы и уровни работы с текстом учебника и внетекстовыми компонентами. Возможности учебника в развитии познавательных способностей учащихся и интереса к предмету. Использование дополнительной географической литературы.
Географический кабинет и географическая площадка в школе. Состав и содержание материальной базы обучения географии в школе. Кабинет географии и географическая площадка – единый школьный учебно-методический комплекс по географии. Оборудование кабинета географии и его основные дидактические элементы. Использование кабинета географии в учебной и внеклассной работе.
Географическая площадка и ее значение в учебном процессе. Типовой план географической площадки. Размещение приборов и оборудования на площадке. Особенности организации и содержания работы.
Формы организации учебной работы по географии. Урок географии как основная форма организации учебной работы. Обучающие, воспитывающие и развивающие функции урока. Требования к современному уроку и их отличия от традиционных. Роль и функции учителя на современном уроке, логика построения процесса обучения. Типы уроков в зависимости от содержания учебного материала, целей и задач учебного процесса. Особенности структуры комбинированного урока, урока изучения нового материала, урока-лекции, урока формирования умений и навыков, проверки и учета знаний, урока обобщения знаний, урока-диспута, урока-конференции, кино- теле- уроков и др. Лекционно-семинарская форма обучения географии. Типы семинаров по дидактическим целям. Формы организации учебной деятельности школьников на уроках географии: фронтальная, индивидуальная, групповая, коллективная. Педагогический анализ урока географии.
Учебные экскурсии – одна из форм организации учебно-воспитательного процесса в школе. Виды экскурсий в зависимости от их содержания и места в учебном процессе. Методика и этапы организации. Использование материалов экскурсий в учебном процессе.
Планирование учебной работы по географии. Требования к учителю географии. Система подготовки учителя географии к учебной работе. Типы планов. Методика и содержание календарного и тематического планов, их основные разделы (тема и цели урока, основное содержание, опорные знания и межпредметные связи, методы и средства обучения, практические и самостоятельные работы). Поурочные планы, их структура, содержание и назначение. Формы организации домашней работы учащихся по географии.
Внеклассная работа по географии. Роль и значение внеклассной работы по географии в образовании и воспитании учащихся. Особенности организации процесса обучения во внеурочное время. Виды, формы и методы организации внеклассной работы учащихся по географии. Содержание и современные педагогические требования к внеурочной работе по географии, ее связь с учебной работой. Географические кружки, общества, клубы, тематика и методика работы в них. Внеклассное чтение учащихся по географии. Содержание и методика проведения географических вечеров, конференций, диспутов, конкурсов, викторин, олимпиад, географических недель географии. Экскурсионно-туристическая и природоохранительная работа. Организация учебных экологических троп. Общественно-полезный труд во внеклассной работе по географии. Создание школьных краеведческих музеев и уголков. Планирование внеклассной работы по географии.
Ч а с т ь 2. ЧАСТНЫЕ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ
Курсы школьной географи. Анализ каждого курса школьной географии с точки зрения образовательных, воспитательных и развивающих целей и задач. Структура, содержание и ведущие понятия курса. Особенности процесса обучения, средств и методов обучения в соответствии с содержанием курса, подготовленностью и возрастными особенностями учащихся. Методика изучения отдельных разделов и тем. Практические и самостоятельные работы. Учебник и особенности работы с ним. Система уроков по каждому курсу школьной географии.
Факультативы по географии. Факультативные курсы, их место и роль в системе географического образования на современном этапе. Цели, задачи и содержание факультативов по географии в школе. Организация, виды, формы и методы учебной работы по изучению факультативов. Профориентационные возможности факультативов по географии и пути их реализации. Особенности организации процесса обучения, проверки знаний и умений, значение зачетной системы в работе географических факультативов.
Особенности методики обучения географии в гимназиях, колледжах, техникумах, училищах и вечерних школах. Специфические черты организации процесса обучения. Особенности средств обучения и методов преподавания. Методика организации проведения лекций, семинаров и зачетов. Роль генерализации учебного материала и типологии в учебном процессе. Особенности организации и оценки успеваемости учащихся вечерней школы. Практические и самостоятельные работы.
Литература
Основная
1. Душин И. В., Понурова Г. А. Методика преподавания географии. М.: Московский лицей, 1996.
2. Левитес Д. Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. Воронеж: НПО «Модэк», 1998.
3. Методика обучения географии в средней школе. /Под ред. Л.М. Панчешниковой. М.: Просвещение 1983.
4. Программы средней общеобразовательной школы. География, VI – X классы.- Мн.: НМЦентр, 2001.
Дополнительная
1. Баранский Н. Н. Методика преподавания экономической географии, изд. 2 – е. М., 1990.
2. Клесаў С. К., Клесава Р. М. Экалагічнае навучэнне на ўроках геаграфіі і ў пазакласнай рабоце. Мн.: Нар. Асвета, 1998.
3. Максаковский В. П. Географическая культура. М.: Владос, 1998.
4. Мяшэчка Я. М. Вучэбныя экскурсіі і палявыя практыкумы па геаграфіі. Мн.: Нар. Асвета, 1997.
5. Школьные учебники по географии. 1996 – 2005 гг.
6. Якушко О. Ф., Андриевская З. Я. За страницами учебника географии. Мн.: Нар. асвета, 1998.