Аннотация. Для каждой субкультуры свойственен определенный имидж, а именно определенный стиль в поведении, в одежде и атрибутике. Имидж в молодёжной среде в данной ситуации выступает в роли знака идентификации молодежи или в роли символа протеста социуму, что продиктовано современными политическими, экономическими и социокультурными ситуациями. В настоящее время вопрос формирования имиджа приобрел огромное значениев молодёжной среде, поскольку о того, как молодые люди себя позиционируют, зависит круг людей, кто будут их окружать и как данное окружение будет их воспринимать. Следовательно, правильный подход к формированию индивидуального имиджа считается залогом личностного успеха.
Ключевые слова: социальная оценка, имидж, стиль, молодёжная среда, молодежные субкультуры, мода, социальный статус.
Имидж с англ. яз. «image» означает «образ», «облик» и пр. Имиджевые действия представляют собой комплексную и знаковую систему, включающую в себя внешние символы и внутренние характеристики определенной социальной группы, в данном случае молодежной субкультуры. Все это доказывает значимость имиджа в молодежной среде. Имидж имеет важнейшее значение в образе жизни молодежной среды и диктуют собственные правила и нормы в виде межличностного и внутригруппового взаимодействия. Имидж создает отличительные знаки социальных групп, которые дают возможность субкультурам распознавать собственных членов и распознавать лиц, которые принадлежат к другим молодежным субкультурам, не смешивая их и создавая для них мирное сосуществование [2].
Для формирования имиджа и повышения привлекательности современная молодежь тратит все больше собственных усилий, которые поддерживаются развитой имидж-индустрией. Достигнутые успехи в создании имиджа обеспечивают чувство уверенности и спокойствия, а также комфорта или дискомфорта, формируя этим эмоциональную сферу, расположенную в основании поведенческих компонентов в современном социуме.
|
Молодежная среда в настоящее время, это, прежде всего форма самовыражения и самовысказывания молодых людей. Именно в молодежной субкультуре создается своеобразный вербальный коммуникационный язык и невербальные каналы, включающие жесты, моду, ритуалы, этикет и пр. Мода считается одним из регуляторов социальных и экономических взаимоотношений в социуме на современном этапе, поскольку она является и средством демонстрации социального статуса, и средством коммуникаций между людьми. Мода функционирует как межгрупповая коммуникация и внутригрупповая коммуникация, она связана с основными социально-психологическими механизмами коммуникационного взаимодействия.
В России подражательные молодежные субкультуры возникли с запозданием, когда постмодернизм уже успел повлиять на различные сферы культуры. Одни и те же символы принимают разнообразные значения для различных молодежных групп. Одежда многих из них направлена на максимальное выделение из общества, на протест (манифест) и показатель своего отличия от всех остальных. Кроме одежды одним из главных внешних признаков субкультур считается прическа, формы которой в различных субкультурах также отличаются [4].
Процесс формирования имиджа в молодёжной среде имеет свои психологические особенности, (рисунок 1).
|
Процесс формирования имиджа в молодёжной среде |
начальный уровень владения коммуникационными средствами общения в молодёжной среде определяет новые средства взаимодействия и самопрезентации |
формирование имиджа в молодёжной среде проходит в спонтанно, молодежь не сопоставляет полученные знания с новым материалом |
Рис. 1. Процесс формирования имиджа в молодёжной среде
Предлагаемые средства для формирования имиджа в молодёжной среде не принимают как средства самовыражения, а в основном воспринимают их как учебный материал для усвоения определенных знаний [3].
В настоящий период многие имиджевые символы молодежной субкультуры стерлись и забылись, и не имеет первостепенное значение, а сами субкультуры уже не стремятся четко соблюдать традиции предшественников.
В коммуникативном мировом сообществе на формирование имиджа в основном оказывают воздействие внешние факторы, включающие социально-бытовые, культурные, корпоративные и прочие факторы. В молодежной среде особенно высоки требования к облику сверстников, раскрывая тем самым психологические закономерности восприятия и понимания друг друга, специфику формирования первого впечатления, социально-психологических эффектов и факторов межличностного и межгруппового восприятия, исследования содержания социальных представлений и стереотипов массового коммуникационного взаимодействия, что готовит фундамент для содержательного обращения к проблематике социальной оценки имиджа.
|
Статистика за последнее время свидетельствует о неуклонном росте количества людей с избыточной массой тела, а именно с ожирением, принимающее характер эпидемии в ряде регионов. На начало 2000 гг. от ожирения страдали около 12 % взрослых жителей всей планеты. За последние 20 лет количество людей с лишним весом возросло почти в 2,5 раза. В РФ лишний вес имеется практически у 25% населения, а ожирение – у 15%. Другая крайность проявляется в стремлении представителей молодежной среды, в большинстве своем девушек, быть в соответствии «модельным» стандартам красоты, которые растиражированы средствами массовой информации и провоцируют проблему недостаточной массы тела, приводящую к анорексии –заболеванию с глубокими обменными и гормональными нарушениями и потерей веса из-за чрезмерного страха полноты и искаженного представления о собственном облике. По статистическим данным за последние 10 лет около 90 % больных анорексией – девушки в возрасте 12 – 24 лет, из которых практически каждая пятая погибла от истощения или депрессии, которая привела к самоубийству.
Предпосылки формирования положительного имиджа в молодежной среде представлены на рисунке 2.
Предпосылки формирования положительного имиджа в молодежной среде |
«Институционализированность» действий молодежи – наличие значимых «мест» для признания и стимулирования личности |
Многообразие и «событийный» характер жизнедеятельности – перенос знаний и умений в новую ситуацию, видение проблем и поиск способов их решения |
Особая эмоциональная атмосфера и наличие эмоциональной вовлеченности – принятие окружающих и себя, сти-мулирование окружающих и себя |
Поиск и открытие объективно нового (нового предметного результата) и субъективно нового (переоткрытие какого-либо знания) |
Рис. 2. Предпосылки формирования положительного имиджа в молодежной среде
Данные предпосылки формирования положительного имиджа в молодежной среде позволяют молодым людям ощущать себя творцом и автором определенных открытий и собственно своей жизни.
С каждым годом растет число молодых людей, которые задумываются не только о внешних атрибутах своей привлекательности, но и внутренних атрибутах имиджа молодежной среды. Это подтверждено и созданием такого сообщества, как «волонтерство», которое в настоящее время в период пандемии приобрело наибольшую имиджевую окраску. Волонтерская деятельность осуществляет функции нравственного воспитания, благодаря чему происходит возрождение фундаментальных ценностей: гражданственности, милосердия, справедливости, гуманности, отзывчивости и прочих не менее важных ценностей, формирующих внутреннюю сторону имиджа молодежной среды.
В настоящее время имидж непосредственно связан с ведением здорового образа жизни, что является очень эффективным и полезным явлением, создавая имидж современной молодежи с позитивным отношением к жизни, к своему здоровью, внешнему виду и как итог, к своему будущему. Каждому человеку присуще стремление к совершенствованию своего облика: в субъективном виде как красота, а в объективном – как пропорциональность тела.
Даже, появилась такая субкультура, как «Воркаутеры» (уличные гимнасты, турникмены). Название возникло с английского языка «workout» -тренировка. К данной субкультуре относятся приверженцы здорового образа жизни, основной целью которых является красивое накачанное тело, обретение силы и выносливости.
Время провождение воркаутеров подразумевает активные спортивные тренировки, проходящие на открытом воздухе. У воркаутеров в приоритете здоровое питание, отказ от курения и употребления алкоголя. Современным поколением молодежи приветствуется приоритет здорового тела в качестве объективного компонента и основы имиджа, и, как итог, выражено стремление к совершенствованию через занятия физической культуры и спорта [1].
Для формирования позитивного имиджа в молодёжной среде необходимы следующие условия (рисунок 3).
Условия формирования позитивного имиджа в молодёжной среде |
Открытость всему новому, что позволит совершенствовать себя и окружение |
Особая эмоциональная атмосфера в учебном и трудовом коллективе, в семье |
Построение совместно со значимыми взрослыми ин-диивидуального маршрута соб-ственной жизнедеятельности |
Рис. 3. Условия формирования позитивного имиджа в молодёжной среде
Данные условия позволят молодым людям открывать что-то новое для себя, а также способствует формированию способности к осуществлению ответственного выбора в их жизнедеятельности [3].
Таким образом, имидж является знаковой системой, которая представляет собой комплекс внешних символов и поведенческих внутренних установок. Разнообразие стилей жизни в современном социуме порождает разнообразие имиджевых массовых действий. Социальная оценка имиджа молодежной субкультуры складывается из различных форм вербального, визуального, этического, эстетического выражения и поведения.
Список использованной литературы
1. Вериго Л.И., Данилова Е.Н., Вышедко А.М., Демидко Н.Н. ЗОЖ – Основы формирования имиджа молодого поколения // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2. – С.65 – 66.
2. Образцова А. А. Формирование индивидуального имиджа подростков в процессе творческой деятельности URL: https://moluch.ru/archive// (дата обращения: 19.02.2021).
3. Панасюк А. Ю. Формирование имиджа: стратегия, психотехнологии, психотехники. – М.: Омега-Л, 2017. – 234с.
4. Петрова А. А. Имидж и судьба человека: Учебное пособие. – М.: Владос, 2015. – 289 с.