Структура семинара - практикума.




Семинар - практикум

Эффективные средства повышения учебной мотивации участников образовательного процесса с использованием нейропсихологического подхода в практике логопеда и психолога

Цель: Способствовать осознанию учителями педагогической проблемы формирования мотивации учения как важнейшей из определяющих результативность образовательной деятельности. Формировать у педагогов установку на использование методов и приемов повышения учебной мотивации школьников с использованием нейропсихологического подхода.

Формы работы: информационное сообщение, публичное выступление с презентацией, групповые упражнения.

 

Продолжительность семинара-практикума: 1,5 часа

 

Категория участников: учителя, психологи, логопеды.

 

Материалы и оборудование: видеоролик "Школьная мотивация", презентация «Эффективные средства повышения учебной мотивации участников образовательного процесса с использованием нейропсихологического подхода в практике логопеда и психолога», маркеры, листочки для выполнения заданий, мультимедийный проектор.

 

Структура семинара - практикума.

1. Вступление.

· Упражнение «Причины снижения школьной мотивации»

· Упражнение "Портрет неуспевающего ученика".

· Упражнение «Волшебный мешочек».

· Упражнение "Дерево".

2. Технологии повышения учебной мотивации.

3. Нейропсихология.

· Организация психических процессов - мозговая структура и соответствующая ей функция.

4. Приемы в обучении неуспевающего школьника.

4.1. Первый прием – нейропсихологический.

· упражнение "Муха-разминка".

· упражнение "Волшебный квадрат"

· упражнение "Шифровальщик",

· игра «Морской бой».

· игра "Филлворд.

4.2. Второй прием – социально – педагогический.

· Техника обратной связи с использованием “Я-сообщения”.

4.3. Третий прием – психологический.

· Упражнение «Заголовки»

· Организация учебной деятельности «правополушарные» и «левополушарные» учащиеся.

· Организация учебной деятельности визуалов, аудиалов, кинестетов.

· Упражнение "У попа была собака".

5. Упражнение "Книга рецептов повышения учебной мотивации учащихся".

6. Заключительная часть. Рефлексия.

Одним из самых популярных вопросов у учителей, обращавшихся к психологу, является “Как мотивировать учеников учиться?”. Наступает 1 сентября, все приходят в школу радостные, полные сил, учителя приходят отдохнувшие, полные энтузиазма научить детей чему-то новому. Но вот проходит около месяца и картина начинает кардинально меняться. Некоторые ребята продолжают с интересом посещать школу, от некоторых хотелось бы больше стараний, так как мы знаем, что они могут большего, а некоторые мало того, что сами “отсиживают” учебное время с нежеланием, так еще и, бывает, усложняют работу учителю и своим одноклассникам.

Дети не хотят учиться. Почему же не хотят? Это вопрос вопросов. В чем причины?

Хотите, чтобы ученик вкладывался в дело, не потому что учитель сказал «надо», а потому, что «я хочу», «мне лично нужно и важно», – поработайте с его учебной мотивацией и подберите индивидуальный подход.

Для начала, вспомним что такое мотивация.

Мотивация – процесс образования, формирования мотивов, характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определённом уровне.

Мотив – побуждение к деятельности; это причина, лежащая в основе выбора действий и поступков.

Выделяют две основные разновидности мотивов учебной деятельности:

· познавательные, направленные на содержание учебного предмета.

· социальные мотивы, направленные на другого человека в ходе учебного процесса.

Факторы влияющие на учебную мотивацию:

· образовательная система, образовательное учреждение;

· организация учебного процесса

· особенности обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, его взаимодействие с др. учениками и т.д.)

· особенности педагога, прежде всего, системой его отношений к ученику, к делу

· специфика учебного предмета

Формирование мотивации учения происходит в результате:

• веры учителя в возможности ученика (сравнение его сегодняшнего с ним вчерашним)

• выбора действия в соответствии с возможностями ученика

• создания ситуации успеха

• учета возрастных особенностей школьников

• нестандартной формы проведения урока

• создания атмосферы взаимопонимания и сотрудничества

• применения поощрения и наказания

Мы с вами разобрали что такое мотивация, мотивы обучения, факторы влияющие на учебную мотивацию. Но, почему, чем старше ребенок, тем ниже школьная мотивация, назовите причины снижения школьной мотивации.

Упражнение «Причины снижения школьной мотивации». Каждый участник по кругу называет одну главную, на его взгляд причину, которая приводит к снижению мотивации.

Работа над повышением уровня мотивации учащихся происходит путем взаимодействия педагогического коллектива, учащихся и их родителей. Выделяют авторитарный, демократический и либерально – попустительский стили взаимодействия с учащимися.

Взаимоотношения – это головоломка, где кусочки могут не подходить друг к другу. В жизни всегда могут оказаться рядом люди «не такие как мы», которые нам не всегда понятны. Он могут быть неприятны нам, а мы, к сожалению, им. Тем не менее, необходимо быть терпимым и дружелюбным к окружающим нас людям, избегать конфликтного общения. Учитель должен быть гибким, уметь в зависимости от конкретной ситуации своевременно переключаться на более эффективный стиль взаимодействия.

Итак, мы с вами определили причины, влияющие на снижение школьной мотивации, а в результате мы получаем неуспевающего ученика.

Упражнение "Портрет неуспевающего ученика". Для того чтобы продолжить нашу работу, представим себе такого неуспевающего ученика с низкой школьной мотивацией, глазами учителя, родителя, ученика. Для этого разобьемся на группы: учитель, родитель, ученик.

Каждая группа, должна составить характеристику неуспевающего ученика глазами учителя, родителя, ученика, из предложенных вариантов. Представитель рабочей группы представит свои результаты работы на доске.

Неуспевающих учеников можно разделить на следующие категории: агрессивный, СДВГ, ОВЗ.

 

Упражнение «Волшебный мешочек». Выберите категорию учащихся, с которой вы дальше будете работать в группе.

Упражнение "Дерево". Вы выбрали категорию учеников. Теперь каждая группа составит алгоритм характеристик, присущих Вашей категории детей: агрессивных, СДВГ и ОВЗ, через которые можно проследить последовательность появления проблем, начиная от первопричины и заканчивая результатом. Корни - это первопричина проблем, дальше следует ствол - это сами проблемы, ветви - выход проблем, листья - результат.

Итак, мы с вами определили, что в каждой категории детей есть первопричины, возникающие отсюда проблемы, ведущие к результату, который влияет или на повышение или на снижение школьной мотивации.

Одной из причин учебной неуспеваемости – отсутствие мотивации. Существует прямая зависимость интеллектуальных процессов от мотивации деятельности. Мотивационными процессами можно управлять, создавая условия для развития внутренних мотивов личности, а также умело стимулируя учащихся. Желательно выстроить учебный план и каждый урок, согласовывать его с интересами учащихся, используя все возможности учебного материала для развития любознательности учащихся.

Как же решить этот вопрос, преследующий учителей годами? Конкретного универсального решения абсолютно для всех учеников и учителей мы не подберем – это невозможно. Мы обсудим то, что должно присутствовать в работе учителя и то, чего следует избегать. В своей работе мы используем методы развития учебной мотивации.

Например, метод формирование готовности восприятия учебного материала представляет собой одно или несколько заданий или упражнений учителя, направленных на подготовку учащихся к выполнению основных заданий и упражнений урока. К примеру, вместо стандартной фразы: «Мы начинаем новую тему» - можно раздать учащимся по листу бумаги и написать в течение 3 минут все известные им слова, относящиеся к данной теме. После выполнения этого задания они подсчитают, сколько слов им удалось написать, и выясняют, у кого больше, а у кого меньше. Теперь можно начинать новую тему. Учащиеся будут внимательно следить за речью учителя, думая о том, что они забыли написать, что можно было бы написать еще.

Для того чтобы активизировать, усилить учебную мотивацию,

· во-первых, используйте все умения и способности в учебе ученика

· во-вторых, стремитесь добиваться высоких результатов,

· в третьих, - осознайте значимость учебы для жизни ученика.

Также необходима автономность и обратная связь – информация о том, насколько учеба эффективна (оценка). Получилась формула учебной мотивации.

Далее мы с вами рассмотрим мотивацию учащихся с учетом нейропсихологического подхода.

Нейропсихология область психологии, изучающая структурно-функциональное строение высших психических функций, т.е. мозговые основы организации психических процессов.

Школьная программа рассчитана на определенный уровень развития функциональных возможностей организма, и ребенок не может начать усваивать знания до тех пор, пока его организм и, в первую очередь, центральная нервная система не будут готовы к этому процессу. Основы знаний закладываются в младшем школьном возрасте, упущенное в этом возрасте трудно будет восполнить впоследствии.

А.Р. Лурия выделяет в мозговой организации психических процессов три структурно-функциональных блока, т.е. мозговую структуру и соответствующую ей функцию.

1-й функциональный блок мозга - энергетический блок, или блок регуляции уровня активности мозга.

Незрелость структур первого блока может привести к колебаниям в работоспособности, а также к быстрой утомляемости ребенка, особенно во время познавательной деятельности.

Это уровень непроизвольной саморегуляции «девиз» этого уровня: «я хочу».

2-й функциональный блок мозга- блок приема, переработки и хранения экстероцептивной (т.е. исходящей из внешней среды), от органов чувств информации.

Девиз этого уровня: «я могу».

3-й функциональный блок мозга — блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности.

Это уровень произвольной саморегуляции, самостоятельного, активного программирования человеком протекания любого психического процесса и своего поведения в целом. Девиз это­го уровня: «я должен».(Созревает от 7 до 12 - 15 лет)

Каким детям помогает нейропсихология?

Во-первых, это дети, которым трудно поддерживать оптимальный уровень активности.

Во-вторых, дети с трудностями учения (с отставанием функций программирования и контроля деятельности).

В-третьих, это дети, испытывающие трудности переработки зрительной информации.

На какие же приемы в обучении неуспевающего школьника мы опираемся?

Первый прием – это нейропсихологический, включающий в себя функциональную готовность ребёнка к письму, то есть достаточное развитие психических функций, необходимых для того, чтобы писать.
Организуя свою деятельность, мы, специалисты, работающие с детьми различных категорий, используем комплексный подход, включающий в себя нейропсихологические игры и упражнения, направленные на устранение основных трудностей, возникающих у детей:

• пропуск букв в словах,

• замена букв в словах.

• не умею пользоваться правилами

• не умею описывать, рассуждать, рассказывать

• не могу запомнить словарные слова.

Для повышения уровни грамотности у детей, применяем в своей работе книгу «Пишу без ошибок: русский язык с нейропсихологом» Соболева А.Е., Емельянова Е.Н.

В совместной работе психолога и логопеда по преодолению трудностей развития зрительно-пространственной координации используем упражнения:

упражнение "Муха-разминка". Из разбросанных букв по инструкции, переходя из квадрата в квадрат составляем слово.

упражнение "Волшебный квадрат" проходя по квадратам, ориентируясь на инструкцию, составляем слово, опираясь на картинки, где последний звук в слове будет означать первый звук следующего слова.

упражнение "Шифровальщик", проходя по квадратам, мы составляем слово из слогов.

На основе этих упражнений мы проводим работу на уровне слова.

А теперь переходим на уровень предложения.

· Игра «Морской бой». По координатам (горизонталь – буквы, вертикаль – цифры), при помощи кораблика, переплывая с одной клетки на другую, из слов составьте пословицу. Запишите её.

· Игра "Филлворд. При помощи стрелки - помощницы, отгадайте зашифрованное предложение. Запишите его.

Итак, повышение мотивации обучениядостигается за счет привлечения к выполнению того или иного задания максимально возможного числа анализаторов (зрительного, слухового, тактильного, двигательного, кинестетического), комплексная работа которых обеспечивает формирование более устойчивых и правильных пространственных представлений.

Второй прием – социально – педагогический, в котором важно учесть характер общения ребёнка со взрослыми, его игровое развитие в школьном возрасте.
Как построить конструктивное общение с учениками, имеющими такое множество проблем? В этом нам поможет Техника обратной связи
с использованием “Я-сообщения”.

Часто мы говорим с ребенком, используя местоимение ты и употребляем обвинение, негативные эмоции в адрес другого человека.

Мы используем технику «Ты – сообщение».

У ребенка возникает конфликт. Ребенок начинает защищаться, а лучшим способом защиты, как известно, является нападение.

Для построения конструктивного диалога можно использовать технику “Я-сообщения”

Техника «Я-сообщение» состоит из четырех основных частей:

Часть 1

Начинать фразу надо описанием того факта, который не устраивает вас в поведении вашего ребенка. Делать это необходимо как можно более нейтрально, лучше всего безличными или неопределённо-личными предложениями. Никаких оценок другого человека!

Например, так:

«Когда опаздывают…»,

«Когда приходится долго просить…»,

«Когда мне грубит близкий человек…».

Часть 2

Далее следует описать свои ощущения в связи с таким поведением.

Например: «Я огорчаюсь», «Я злюсь», «Я переживаю», «Я обижаюсь», «Я чувствую себя виноватой".

Причём старайтесь выразить свои чувства максимально точно.

Часть 3

Потом нужно объяснить, какое воздействие это поведение оказывает на вас или на окружающих.

В примере продолжение может быть таким:

«потому что мне приходится объясняться с классным руководителем»,

«потому что это лучше всего делать вовремя»,

«потому что складывается впечатление, что меня не слышат».

Часть 4

В завершающей части фразы надо сообщить о вашем желании, то есть о том, какое поведение вы бы хотели видеть вместо того, которое вызвало у вас недовольство. Например:

«Мне бы очень хотелось, чтобы ты вовремя приходила в школу».

«Мне хотелось бы рассчитывать на твою помощь».

«Я хочу, чтобы близкий мне человек относился ко мне с уважением».

 

Упражнение "Я сообщение". Каждой группе разобрать свою ситуацию и написать варианты ответов, с использованием техники "ты-сообщения и я-сообщения".

Техника "Я-сообщение"

Описание Пример
Событие "Когда..."(описание нежелательной ситуации)
Чувство "Я чувствую...", "Я огорчена", "Я переживаю" (описание ваших чувств)
Причина возникновения чувства "Потому что..."
Выражение просьбы "Мне хотелось бы, чтобы...", "Я предпочла бы...", "Я была бы рада..." (описание желательного варианта"
Последствия "Мне придется...", "Если еще такое повторится, я буду вынуждена..."

Ситуации, для работы в группах:

• ученик дерзит на уроке

• ученик отказывается работать на уроке (нарушает дисциплину)

• ученик не выполняет домашнее задание

Какие есть преимущества Я-сообщения?

1.Оно позволяет нам выразить свои негативные чувства в необидной для ребёнка форме.

2.”Я-сообщение” даёт возможность детям ближе узнать нас, взрослых. Нередко мы закрываемся от детей бронёй “авторитета”, который стараемся поддерживать во что бы то ни стало.

3. Когда мы открыты и искренни в выражении своих чувств, дети становятся искреннее в выражении своих. Дети начинают чувствовать: взрослые им доверяют, и им тоже можно доверять.

4. И последнее, высказывая своё чувство без приказа или выговора, мы оставляем за детьми возможность самим принять решение. И тогда, что удивительно, они начинают учитывать наши желания и переживания.

Третий прием – психологический, то есть уровень мотивации ребёнка к занятиям письмом, чтением и к обучению вообще.

Необходимым условием того, чтобы информация была воспринята, является посыл сигналов к органам чувств.

Запоминание читаемой информации зависит от расположения текста на странице, цвета бумаги, способа печати, цветового фона. Чем компактнее и выразительнее текст, тем больше шансов, что его прочтут и запомнят.

Упражнение «Заголовки»

 

Нейропсихология опирается на ведущий тип личности в зависимости от предпочитаемой репрезентативной системы (представляемой модальности – способа получения сенсорной информации с помощью различных органов чувств).
Рекомендуется использовать на уроке правополушарные и левополушарные подходы.

 

  “правополушарные” дети “левополушарные” дети
1 этап (мотивационный)
Пространственная организация (часть доски) левая правая
Цветовая организация(цвет доски и мела) светлая доска и темный мел темная доска и белый мел
Условия для успешной деятельности образы, контекст, связь информации с реальностью, с практикой, творческие задания, эксперименты, музыкальный фон, речевой ритм технология, детали, абстрактный, линейный стиль изложения информации, неоднократное повторение учебного материала, тишина на уроке
Формирование мотивации завоевание авторитета, престижность положения в коллективе, установление новых контактов, социальная значимость деятельности стремление к самостоятельности, глубина знаний, высокая потребность в умственной деятельности, в образовании
2 этап (операционный)
Восприятие материала целостное, зрительное, интонация речи дискретное (по частям), смысл речи
Переработка быстрая, мгновенная медленная, последовательная
Интеллект несловесный, интуитивный словесный, логический
Деятельность практическая теоретическая
Эмоции экстравертированность, страх, гнев, печаль, ярость интравертированность, радость, чувство наслаждения
Память непроизвольная, наглядно-образная произвольная, знаковая
Мышление наглядно-образное, спонтанное, эмоциональное, интуитивное, трехмерное абстрактно-логическое, формальное, рациональное, программируемое, двухмерное
3 этап (результативный)
Самоконтроль не контролируют правильности речи, смысловые пропуски, свободная конверсация высокий самоконтроль речи, изложения материала
Характерные ошибки ударные гласные, словарные слова, пропуски букв, описки, имена собственные пишут со строчной буквы безударные гласные, пропуск мягкого знака, написание лишних букв, замена одних согласных другими, падежные окончания
Методы проверки устный опрос, ограниченный срок выполнения задания, вопросы открытого типа (собственный развернутый ответ) письменный опрос, неограниченный срок опроса, вопросы закрытого типа (выбрать готовый вариант ответа)

В зависимости от особенностей восприятия и переработки информации людей условно можно разделить на три категории:
Визуалы - люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения.
Аудиалы - те, кто в основном получает информацию через слуховой канал.
Кинестеты - люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений.

Почему важно знать, каким образом ученик воспринимает информацию?

На занятии педагог может представлять информацию детям, используя все каналы восприятия: и зрение, и слух, и кинестетический канал. Тогда у каждого из них есть шанс усвоить хотя бы часть этих сообщений.

От того, какой канал у ребенка ведущий, зависит освоение многих важных навыков. Например, чтения или письма.

Особенности умственной работы существенно отличаются (например, уровень отвлекаемости, особенности запоминания…).

Если педагог знает, к какой категории относится ребенок, им легче строить с ним отношения. Многое становится понятным: почему возникают проблемы с дисциплиной, как правильно поощрять ребенка или делать ему замечания и т. д.

Как мы можем распознать у человека ведущий канал восприятия и переработки информации? На что обязательно обращают внимание?

1. Словарь общения.

· Визуал в своей речи употребляет существительные, глаголы, прилагательные, связанные в основном со зрением (смотреть, наблюдать, картина, на первый взгляд, прозрачный, яркий, как видите и т.д.).

· Для аудиала характерно употребление слов, связанных со слуховым восприятием (голос, послушайте, обсуждать, молчаливый, тишина, громкий, благозвучный и т. д.).

· кинестет в основном включает слова, описывающие чувства или движения (схватывать, мягкий, теплый, прикосновение, гибкий, хороший нюх, тепло, уютно и пр.).

2. Направление взгляда:

· у визуалов при общении взгляд направлен в основном вверх,

· у аудиалов - по средней линии,

· у кинестетиков - вниз.

Специалисты говорят:

· от визуала можно требовать быстрого решения задач;

· от аудиала - немедленного повторения услышанного им материала;

· от кинестетика лучше не ждать ни того, ни другого - он нуждается в другом отношении, ему нужно больше времени и терпения со стороны педагогов и домашних!

Разумеется, очень важно общаться с ребенком на "его языке":

· с визуалом используя слова, описывающие цвет, размер, форму, местоположение; выделяя цветом различные пункты или аспекты содержания; записывая действия, используя схемы, таблицы, и др.;

· с аудиалом используя вариации голоса (громкость, паузы, высоту), отражая телом ритм речи (особенно головой);

· с кинестетиком используя жесты, прикосновения и типичную для них медленную скорость мыслительных процессов; помнить, что кинестетики обучаются посредством мышечной памяти; чем больше преувеличения, тем лучше для запоминания.

Упражнение "У попа была собака"

Разумеется, любой человек в своей жизни, и ребенок в том числе, использует самые разные каналы восприятия. Он может быть по своей природе визуалом, и это не значит, что другие органы чувств у него практически не работают. Их можно и нужно развивать. Чем больше каналов открыто для восприятия информации, тем эффективнее идет процесс обучения.

Из всего вышеперечисленного следует следующее, что если познавательные процессы протекают на фоне естественного познавательного интереса и положительных эмоций, то вырабатываются вещества, которые активизируют процесс усвоения знаний, а также делают мышление и запоминание более результативным. Если обучение построено на принуждении, негативных эмоциях и создает ситуацию стресса, то вырабатываются вещества, которые снижают способность к учению и запоминанию.

Подводя итог нашей работы, предлагаем вам упражнение "Книга рецептов повышения учебной мотивации учащихся". Каждая группа составляет «Книгу рецептов» по преодолению проблемы снижения школьной мотивации.

3. Проблемы снижения школьной мотивации и пути их решения:

· Условия формирования положительной мотивации обучения учащихся в школе.

· Как сформировать учебную мотивацию урока так, чтобы каждая его минута вовлекала в работу каждого ученика, чтобы минуты не пропадали даром ни для кого (методы и приемы).

· Для формирования учебной мотивации продумать систему поощрений учащихся за успехи и наказаний за неудачи в учебной деятельности.

4. Рекомендации.

 

Рефлексия "Откровенно говоря"

-Во время семинара - практикума я понял (а), что................

- Самым полезным для меня было................

- Мне не понравилось...............

- Больше всего мне понравилось............

 

Литература.

1. Ахутина Т.В. Нейропсихология индивидуальных различий детей как основа использования нейропсихологических методов в школе. I Международная конференция памяти

2. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М., Яблокова Л.В. Нейропсихологический подход к профилактике трудностей обучения. Методы развития навыков программирования и контроля. «Школа здоровья», т.2, N.4, 1995, с. 66-84.

3. Ахутина Т.В., Яблокова Л.В., Полонская Н.Н. Нейропсихологический анализ индивидуальных различий у детей: параметры оценки. В сб. «Нейропсихология и психофизиология индивидуальных различий». Под ред. Е.Д. Хомской и В.А. Москвина. Москва-Оренбург, 2000, с. 132-152.

4. Выготский Л.С. Психология и учение о локализации психических функций. Собр. соч. в 6-ти томах. Т. 1. М., Педагогика, 1982. С. 168-174.

5. Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей обучения. М., 1997.

6. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. Изд-во Моск. ун-та. М., 1973. 374с.

7. Лурия А.Р. Сборник докладов под ред. Е.Д.Хомской, Т.В.Ахутиной, М., 1998 а. С. 201 - 208.

8. Павлова Т. А.Альбом по развитию пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьников – М: Школьная Пресса, 2004 г.

9. Праведникова И. И. Нейропсихология. Игры и упражнения –М.: АЙРИС – пресс, 2018

10. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. – М.: Генезис, 2010.

11. Семенович А. В. Нейропсихологическая профилактика и коррекция. Дошкольники. М.: Дрофа, 2014.

12. Сиротюк А.Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. – М.: Аркти, 2009.

13. Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста.- М.: Айрис, 2007.

14. Емельянова Е. Н., Соболева А. Е. Пишу без ошибок. Русский язык с нейропсихологом -СПб. Питер, 2008.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: