Вопрос «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»




Одна из основных тем творчества Ф. М. Достоевского — тема взаимоотношений человека и идеи. В большинстве его романов есть персонажи, одержимые какой-либо идеей, живущие только ею, подчиняющие ей все действия и в результате разрушающие и свою жизнь, и жизнь других людей.Роман «Преступление и наказание» был задуман автором еще на каторге. Тогда он назывался «Пьяненькие», но постепенно замысел романа изменялся. И новый роман «Преступление и наказание» стал «психологическим отчетом об одном преступлении». Но речь идет не об обычном убийстве, а об идеологическом, выполненном преступником-мыслителем.

Автор романа пытается исследовать социальные и философские истоки преступления Раскольникова.

Раскольников чувствует себя никому не нужным, отверженным среди богатых особняков и нарядной публики. Подавленный нищетой и несправедливостью, он приходит к мысли об убийстве процентщицы Алены Ивановны. Преступление это имеет, так сказать, теоретическое обоснование. Убийство старухи — не просто банальное убийство, а убийство «по совести».

Еще до преступления он пишет и публикует статью, в которой излагает теорию о том, что все люди делятся на «обыкновенных» и «необыкновенных, как Наполеон». Необыкновенные имеют право во благо людей преступить закон. Раскольников долго размышляет о своей собственной роли: «обыкновенный» ли он человек — «тварь дрожащая», или «право имеет». И решил доказать на деле, что он «право имеет совершить преступление по совести», стать властелином мира.
Родион Раскольников думал убить старуху-процентщицу, это «никчемное существо», и избавить от нищеты себя и своих близких. Но он забыл главное: никто не давал ему права лишать жизни другого человека. И все же, совершив преступление, Раскольников не смог переступить через себя, через свою совесть. «Я не старушонку убил... я себя убил», — скажет он.
Ф. М. Достоевский опровергает теорию Раскольникова: логическое опровержение представил Порфирий Петрович, а нравственное — «вечная» Соня Мармеладова.
Отношение к Раскольникову у Достоевского сложное, но приговор писателя беспощаден — права на преступление не имеет никто!
В своем романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский стремился решить важную психологическую и нравственную задачу — показать людям несостоятельность пустых, выдуманных теорий, раскрыть их опасность и разрушительную силу.
Для того чтобы наиболее ярко и убедительно разоблачить «наполеоновские» идеи Родиона Раскольникова, автор окружает его персонажами, которые являются его «двойниками»: в них, как в кривом зеркале, отображаются все мысли героя, пародируется, обостряется или оттеняется та или иная сторона его личности. Благодаря этому роман Достоевского оказывается не столько судом над преступлением, сколько судом над личностью, характером, психологией человека. Раскольников обладает незаурядным умом, добрым, отзывчивым сердцем, способностью сопереживать, чувствовать, любить, страдать. Но от этого сами идеи не становятся менее преступными и менее губительными для него самого. Для того чтобы доказать это, писатель вводит фигуры таких героев, как Лужин, Лебезятников и Свидригайлов. В этих образах «в чистом виде », не спрятанные под маской добродетели, выступают те же самые помыслы и теории, которые терзают главного героя. При этом каждому из этих персонажей в романе отведена своя особая роль.

Лужин с его «экономическими теориями», оправдывающими эксплуатацию человека, построенными на выгоде и расчете, оттеняет бескорыстие стремлений Раскольникова. Теории Лужина и Раскольникова в конечном итоге приводят к одному — к тому, что можно «проливать кровь по совести». Таким образом, Лужин представляется нам скорее антиподом, чем двойником Раскольникова. Но насколько же похожи основы их теории! Родион считает, что вправе убить старуху-процентщицу, а Лужин — погубить Соню (хотя сам он уверен, что действует из лучших побуждений, «помогая» бедной девушке и ее семье). Другой персонаж, воплотивший в себе черты и идеи главного героя, — «прогрессист» Лебезятников. Культ протеста, принимающий в характере этого героя форму воинствующей глупости, компрометирует избранный Раскольниковым бунтарский путь переустройства мира, в котором он видит и возможность самоутверждения. Лебезятников, ни о чем не задумываясь, сразу же пристает «непременно к самой модной ходячей идее, чтобы тотчас же опошлить ее, чтобы мигом окарикатурить все».

Еще один «двойник» Родиона Раскольникова — Свидригайлов, человек, начисто лишенный понятий о совести и чести. Его образ — это своеобразное предостережение герою, яркий пример того, во что он превратится, если не послушается голоса собственной совести и захочет жить, имея на душе преступление, не искупленное страданием. В этом персонаже Достоевский раскрывает глубины нравственного падения человека, из задушевной опустошенности преступной деятельности. Самым страшным для Раскольникова является именно Свидригайлов, так как он постоянно убеждает героя, что они «одного поля ягоды».
Жизненный итог Свидригайлова — это не только его самоубийство, это также окончательная гибель идеи Раскольникова, раскрывающая его чудовищный самообман.

«Двойники» Раскольникова так или иначе погибают — физически или духовно. Сам же герой в конце концов возрождается, сохраняет в себе живую человеческую душу. Тем самым писатель утверждает идею о том, что у человечества есть шанс. И оно просто не имеет права им не воспользоваться.

Соня Мармеладова - добрая и бедная девушка из простой семьи. Соня занимается "непристойной работой", чтобы прокормить свою большую семью - семью Мармеладовых. Несмотря на всю грязь, в которой живет Соня, ее душа сохраняет чистоту и доброту. Соня Мармеладова не разделяет "правду" Раскольникова и не поддерживает его странную теорию. Правда Сони Мармеладовой заключается в ее вере в Бога и надежде на его помощь, а также в смирении, прощении и доброте.

9 вопрос ПОЗДНИЕ РОМАНЫДОСТОЕВСКОГО
Пореформенная эпоха принесла с собой «подъем чувства личности» у представителей самых широких слоев населения России. И вместе с тем та же эпоха, эпоха быстрого, усиленного развития капитализма, поставила с особенной остротой вопросы о путях развития освобождающейся личности, о ее взаимоотношениях с другими людьми, с обществом и народом. Эти вопросы, которые в условиях капиталистического развития зачастую стягивались в единый узел неразрешимых, болезненных и острых противоречий, получили ярчайшее художественное отражение в романах Достоевского 60–х и 70–х годов.
Писатели, близкие к демократическому (и к революционно — демократическому) направлению, не углублялись в такой степени, как это характерно для Достоевского, в анализ сложных противоречий человеческого сознания и совести, порожденных новой, пореформенной, капиталистической эпохой. Чуткость к душевным противоречиям, которые рождала у бедного чиновника или интеллигентного обитателя «петербургских углов» обстановка капиталистического большого города, позволила Достоевскому — художнику раскрыть важную, лишь в незначительной мере затронутую до него область изображения. Для того, чтобы уничтожить зло, мало изменить существующее общественное устройство: для этого надо прежде всего изменить самого человека, освободить его от внутренней раздвоенности, от свойственного ему от природы эгоистического начала и стихийного влечения к злу.

Свой идеал «положительно прекрасного» человека Фёдор Михайлович выразил в романе «Идиот». Его герой князь Мышкин—человек исключительного душевного бескорыстия, красоты и гуманности, предощущающий радостную гармонию, ожидающую челове­чество в будущем,— гибнет в столкновении с эгоизмом и бездушием современного ему общества. В романе изображена картина по­реформенной России, нарисованы различные ее социальные типы, показан упадок аристократии, усиление власти денег, чувство протеста, горячая жажда социаль­ной и нравственной справедливости, жи­вущие в душе «униженных и оскорбленных» — красавицы содержанки Настасьи Филипповны, чиновника Лебедева, чахо­точного юноши Ипполита и других. Но в то же время в «Идиоте», как и в «Преступле­нии и наказании», получила отражение полемика Достоевского с революционной и социали­стической мыслью его времени.
"Слово с оглядкой", "слово с лазейкой", "диалогическое слово" - эти понятия раскрывают своеобразие подхода Достоевского к изображению человека, его новаторство как писателя, сумевшего расширить возможности романного слова

Для литературно-критической мысли творчество Достоевского распалось на ряд самостоятельных и противоречащих друг другу философских построений, защищаемых его героями. Главные герои Достоевского действительно в самом творческом замысле художника не только объекты авторского слова, но и субъекты собственного непосредственно звучащего слова

Достоевский — творец полифонического романа. Он создал существенно новый романный жанр. В его произведениях появляется герой, голос которого построен так, как строится голос самого автора в романс обычного типа. Слово героя о себе самом и о мире так же полновесно, как обычное авторское слово; оно не подчинено объективному образу героя как одна из его характеристик, но и не служит рупором авторского голоса. Ему принадлежит исключительная самостоятельность в структуре произведения, оно звучит как бы рядом с авторским словом и особым образом сочетается с ним и с полноценными же голосами других героев.

Основной категорией художественного видения Достоевского было не становление, а существование и взаимодействие. Он видел и мыслил свой мир по преимуществу в пространстве, а не во времени. Отсюда и его глубокая тяга к драматической форме. Весь доступный ему смысловой материал и материал действительности он стремился организовать в одном времени в форме драматического сопоставления, развернуть экстенсивно. Обычное у Достоевского явление парных героев объясняется этою же особенностью Отсюда же и стремление Достоевского следовать в романе драматическому принципу единства времени. Отсюда же катастрофическая быстрота действия, «вихревое движение», динамика Достоевского. Динамика и быстрота здесь (как, впрочем, и всюду) не торжество времени, а преодоление его, ибо быстрота — единственный способ преодолеть время во времени.

Новая художественная позиция автора по отношению к герою в полифоническом романе Достоевского — это всерьез осуществленная и до конца проведенная диалогическая позиция, которая утверждает самостоятельность, внутреннюю свободу, незавершенность и нерешенность героев. Герой для автора не «он» и не «я», а полнопенное «ты», то есть другое чужое полноправное «я» («ты еси»). Герой — субъект глубоко серьезного, настоящего, не риторически разыгранного или литературно-условного, диалогического общения.

В «Преступлении и наказании» замечательный следователь Порфирий Петрович — он-то и назвал психологию «палкой о двух концах» — руководствуется не ею, то есть не судебно-следственной психологией, а особой диалогической интуицией, которая и позволяет ему проникнуть в незавершенную и нерешенную душу Раскольникова. Три встречи Порфирия с Раскольниковым — это вовсе не обычные следовательские допросы; и не потому, что они проходят «не по форме» (что постоянно подчеркивает Порфирий), а потому, что они нарушают самые основы традиционного психологического взаимоотношения следователя и преступника (что подчеркивает Достоевский). Все три встречи Порфирия с Раскольниковым — подлинные и замечательные полифонические диалоги.

И в дальнейшем течении романа все, что входит в его содержание — люди, идеи, вещи, — не остается внеположным сознанию Раскольникова, а противопоставлено ему и диалогически в нем отражено. Все возможные оценки и точки зрения на его личность, на его характер, на его идею, на его поступки доведены до его сознания и обращены к нему в диалогах с Порфирием, с Соней, со Свидригайловым, Дуней и другими. Все чужие аспекты мира пересекаются с его аспектом. Все, что он видит и наблюдает, — и петербургские трущобы, и Петербург монументальный, все его случайные встречи и мелкие происшествия, — все это вовлекается в диалог, отвечает на его вопросы, ставит перед ним новые, провоцирует его, спорит с ним или подтверждает его мысли. Автор не оставляет за собой никакого существенного смыслового избытка и на равных правах с Раскольниковым входит в большой диалог романа в его целом.

Такова новая позиция автора по отношению к герою в полифоническом романе Достоевского.

 

Братья Карамазовы.

Последний роман Достоевского «Братья Карамазовы» является художественным итогом всего его творчества 70-х годов. В этом романе с наибольшей силой выражены философские размышления и художественные искания писателя в последний период жизни. «Братья Карамазовы» были задуманы Достоевским как первая часть романа, главным героем которого должен был стать младший из трех братьев — Алексей Карамазов. Однако вторая часть романа не была осуществлена писателем.

Стоящая в центре романа семья Карамазовых представляет собой вариант излюбленного Достоевским «случайного семейства

Достоевский не ограничивается изображением духовных блужданий Карамазовых. Он стремится осветить для читателя с более широкой философской точки зрения смысл изображенных в романе жизненных противоречий, показать моральное содержание выдвинутых им проблем. Этим определяется композиционная роль философских глав романа — «Исповедь горячего сердца» и «Pro и contra», в которых (в форме диалога) раскрывается мировоззрение главных героев.В «Исповеди горячего сердца» (написанной в форме лихорадочных признаний Дмитрия Карамазова Алеше) Достоевский устами Мити формулирует свой общий взгляд на человека и его нравственную природу.

Книга «Pro и contra» раскрывает перед читателем скептико-атеистическое мировоззрение Ивана, Достоевский хотел собрать в этой книге самые глубокие аргументы современных ему атеистов и революционеров, для того чтобы показать их философскую несостоятельность.

Показывая в «Легенде», что средневековое и буржуазное государство всегда было основано на насилии, Достоевский и здесь пытается использовать прошлое человечества как аргумент против его будущего. Он утверждает, что насилие и обман, составлявшие основу средневековой церкви и буржуазного государства, неустранимы, что они должны выродиться в еще худшие формы насилия и рабства, если человечество не откажется от борьбы за удовлетворение своих экономических интересов и за политическую власть во имя торжества христианской нравственности.

Оба главных женских лица романа — Грушенька и Катерина Ивановна — разные психологические варианты излюбленного Достоевским типа гордой и властолюбивой женщины, прячущей под личиной гордости скрытую внутреннюю боль и потребность в примирении. Любя Ивана, она не может отрешиться от своего мучительного и противоречивого чувства к Мите, так как она сознает себя перед ним нравственно неотомщенной. Это мстительное чувство начинает покидать ее лишь после осуждения Мити — осуждения, которому она сама способствует своими истерическими признаниями на суде.

Алеша Карамазов — новая и удачная попытка Достоевского создать образ положительного героя, образ прекрасного, гармонического человека. Достоевский стремился показать в Алеше ту гуманную человечность, ту подлинную любовь к ближнему, которой лишены остальные Карамазовы. Алеша Карамазов — умный, мужественный и благородный юноша. Он, хотя и монах и, казалось бы, оторван от обычной человеческой жизни, легко вступает в контакт со школьниками. Алеше помогает в общении с детьми и то, что он сам недавно окончил школу.

Старец Зосима – идеальный христианин Достоевского. Отъезд старца из дома связан с его выходом к «пространству» греха и искушений. С «новым воспитанием» он принимает ложные идеи и мнения. Зосима под действием соблазна совершает всё новые и новые преступления («запылав отмщением», он ввергает человека в «великий и смертный грех», со «зверскою жестокостью» бьёт Афанасия).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: