Верования, связанные с обожествлением явлений и пред-метов реального мира.




Денисов П.В. Религиозные верования чуваш. Чебоксары, 1959. – 408 с.

ОГОНЬ. Одной из самых древних форм религии является обожест­вление предметов и явлений природы. Первобытному человекувсюду и всегда чудилась пугающая, полная неожиданностейтайна. Везде он готов был усмотреть вмешательство невиди­мого, таинственного сверхъестественного мира.Первоначально такими сверхъестественными существами,которым

поклонялся человек, были солнце, луна, звезды, зем­ля, ветер, огонь, вода, гром, молния, деревья и т. д. Интересно

отметить, что пережитки первобытного олицетворения пред­метов и явлений природы сохранились и в современном языке,

в современных религиозных верованиях и в быту разных на­родов, в том числе и чуваш.

Огонь представлялся нашим отдаленным предкам 'сверхъестественным существом, которое может облагодетель­

ствовать человека или повредить ему. Совпадение и сходстволегенд и мифов об огне у различных народов заключается

как раз в обожествлении этой силы природы. Например, как и у других народов, в преданиях чуваш существует огненная

птица «вут кайăк». Она приносит и переносит огонь, являет-ся предвестницей пожара. Этой птице приписывалось возникновение и прекращение пожара. Такая вера и ныне еще частично бытует среди некоторых групп чуваш.В связи с тем, что огонь играл весьма важную роль в жиз­ни древних людей, возникли поверья и в охранительные

и очистительные силы огня. Древние черты таких поверий сохранились и в позднейших языческих верованиях чуваш.

Так, например, по религиозным воззрениям низовых чуваш,,огонь отгоняет нечистого духа, присутствующего при смерти

человека," а также защищает живых от вмешательства в их жизнь духов умерших сородичей.

В прошлом чуваши приписывали огню охранительную силу от болезней, он же считался радикальным средством и

для излечения людей и животных от разных болезней. Особенно целебными свойствами, по чувашским народным верова­

ниям, отличался «живой огонь», который добывали при помощи трения и использовали во время повальных болезней людей и скота.Первобытные люди, обожествляя огонь, считали его существом живым и обладающим разумом, приносили ему жертвы: бросали в огонь яства, лили напитки и т. д. Страх перед грозной стихией огня породил немало и дру ­

гих обрядов и поверий. Грозным бедствием для населения были пожары. Немало было случаев, когда во время пожаров

сгорали целые селения. В борьбе с пожарами суеверные кре­стьяне весьма часто прибегали к помощи магических прие­

мов: приносили жертвы божествам огня — «вут ами» («мате­ри огня») и «вут аçи» («отцу огня»), разводили огонь в до­

машнем очаге. Существовало поверье, что божества домашнего очага, а в некоторых случаях и просто домашний огонь,

-обладают способностью защищать жилище и хозяйственные постройки от чужого огня, т. е. от пожара. Не рекомендова­

лось тушить водой пожар, возникший от удара молнии. Почитая огонь, как источник очистительных и целебных

сил, наши предки старались держать его в чистоте и не осквернять, чтобы не «прогневить» божества огня.

ВОДА. Поклоняясь воде, человек приписывал ей особую живи­

тельно-целебную и очистительную силу, якобы уничтожаю-

щую всякую нечисть. Эта вера в очистительную силу воды

отразилась в обрядах с водой у наших древних предков, пе­

режитки которых нашли, свое выражение в религиозных ве ­

рованиях разных народов. Так, например, в прошлом широко

были распространены многообразные способы лечения болез­

ней знахарями при помощи воды. Считалось, что специальная

обрядовая вода, т.. е. обыкновенная вода над которой совер--

шены соответствующие заклинания имеет силу, способную “

спасти человека от болезней и_происков злых духов. Так чу­

ваши при лечении больных,."помимо различных ма­

гических приемов, очень часто применяли воду с солью, пред­

варительно произнося над ней заклинания и молитвы, а затем

давали эту воду пить больному, как лекарство.

Обряд принесения жертвы водным'источникам указывает

также на существование у древних людей представлений

о связи воды земной с водой небесной — дождем. Это пред­

ставление нашло яркое выражение и в народных верованиях

чуваш. Венгерский этнограф Дьюла Мессарош, в течение

продолжительного времени изучавший язык и быт чуваш,

в своей работе «Памятники старой чувашской веры сообща-

ет. что облако чуваши представляют в виде сосуда, который

впитывает в себя из колодцев и чистых источников воду необходимую

для дождя. В старину видели, как вода столбом"

поднималась из источников к облакам,— гласит чувашское

предание. В прежнее время колодцы на все лето оставлялись-

открытыми, чтобы облако могло легко вбирать в себя воду.

Во время больших засух чуваши считали необходимым очи­

щать...колодцы, так как иначе будто бы не шел дождь. В пре­

дании говорится, что облака некогда ходили близко, не выше

мельниц, так что можно было достать до них. Но когда люди

испортились, то облака рассердились на них и рывком подня­

лись вверх, с тех пор они ходят далеко от людей.

СОЛНЦЕ. Обожествление солнца можно проследить и по многим ма­

териалам языческой религии чуваш. В древности чуваши виде­

ли в солнце могучего бога — подателя света и тепла, от него

зависело их благосостояние и жизнь. По представлению чу­

ваш, солнце — существо одушевленное, имеющее жену и д е ­

тей. Так в работе Н. И. Золотницкого в числе языческих бо­

жеств у чуваш упоминаются «хёвел ашшё», «хёвел амăшĕ»,

«хёвел ывăлĕсем» («отец -солнца», «мать солнца», «сыновья

солнца»), а также «хёвел хăлхи», «хёвел çуначĕ» «хĕвел ури»

(«уши солнца», «крылья солнца», «ноги со л н ц а») По сло­

вам Дьюла Мессароша, под хĕвел çуначĕ и хĕвел халхи надо

разуметь круги вокруг солнца, появляющиеся в холодные

зимние дни по утрам, о которых чуваши говорят: хĕвел çунат-

ланса тухна или виçĕ хёвел тухнă. Он же сообщает, что о че­

ловеке, которого постигают одно за другим различные не­

счастья, чуваши говорят: «ăна хёвел ури пуснă» («он попал

под ноги солнц а») В данном случае мы имеем, по всей

вероятности, отголоски старинного представления чуваш

о солнце, как о сущстве вредоносном, приносящем несчастья

и уничтожающем жизнь. Иногда солнце представлялось чу-

вашам карателем всякого зла и неправды, что видно из

слов чувашской клятвы. Например, в доказательство спра­

ведливости своих слов чувашин клялся солнцем: «да померк­

нет для меня солнце, если я лгу», «клянусь солнцем, не

брал» Такая клятва давалась лишь в серьезных случаях

в твердом убеждении, что карающая сила солнца накажет

клятвопреступника.

ЛУНА. В противоположность солнцу, почитание луны как особо­

го божества в языческой религии чуваш выражено менее. Как

и у русских, месяц у чуваш имеет два значения; луны как не­

бесного тела и месяца как известного периода времени.

По мнению Н.И. Ашмарина, чуваши в прошлом имели лун ­

ное времяисчисление, замененное в дальнейшем солнечным.

Календарь чуваш, как видно из самих названий месяцев, пре­

имущественно связан и определяется годичной последователь­

ностью сельскохозяйственных работ, зависящих не от смены

лунных месяцев, а от положения земли в отношении к солнцу.

На этот факт обратил свое внимание еще Н. И. Золотницкий,

который в результате изучения воззрений чуваш на луну при­

шел к выводу, что луна у чуваш «не считалась существом-

одушевленным, подобно солнцу; по ней чуваши даже не ведут

исчисления времени, хотя время, относящееся к тому или дру­

гому занятию своего быта, и называют ее именем— «ойых»

Пережитки древних религиозных верований, связанных

с одухотворением сил природы, сохранились также в былых

представлениях чуваш о звездах и планетах. В старину чу­

ваши были уверены, что у каждого человека имеется на небе

своя звезда. Они предполагали, что такая звезда появляется

в момент рождения человека и падает с неба сразу же после

его смерти. «По астрологическим поверьям чуваш,— пишет

Н. И. Золотницкий,— появление туманных звезд означает

рождение людей, коим суждено провести жизнь в бедности или

несчастно; светлые звезды обещают новорожденным богат­

ство или счастье, а самые яркие — относятся к рождению ца­

рей, великих или необыкновенных людей. Степенью яркости

падающих звезд также определяется смерть людей бедных,

богатых и великих». «Ман çăлтăр тÿпере» («моя звезда на

небе»)— обычное изречение чуваш в момент падения метео­

рита Этим изречением суеверный чувашин как бы отстаивал

свое право существования и жизни на земле. По позднейшим

поверьям чуваш, появление на небе кометы («хÿреллĕ çăл-

тăр») предвещало войну.

НЕБО. Как известно у чуваш небо и облако обозначаются одним

словом «пелёт». Однако это слово более позднего происхожде­

ния. Из материалов исследований языковедов и этнографов

видно, что первоначально у чуваш небо называлось «кăвак»,

что подтверждается и материалами языческих религиозных ве­

рований о небе, существовавших еще до конца прошлого сто­

летия. Так по поверьям чуваш, бог напоминает людям

о своем существовании раскрытием неба на мгновение («ха­

вал уçăлни») и миганием ресниц— внезапным, ярким световым

явлением («кавак хуппи»). По сказаниям чуваш, во время

раскрытия неба на мгновение и «кăвак хуппи» бог якобы дает

все, чего бы человек ни попросил.

Изучение языка тюркских народов позволило ученым сде­

лать вывод о том, что слова «кăвак пĕлĕт» обозначается

в тюркских языках словом, весьма близким к чувашскому

слову «тура». Например, синее небо по-турецки «таре», по-

татарски — «тэнкре», по-монгольски, туркменски, уйгурски,

киргизски — «тэнгри», «тенкер», «таре». На основе многих

лингвистических примеров и данных сравнительного изучения

древних религиозных верований тюркских народов можно-

прийти к выводу, что в далеком прошлом чувашское слово

«тура» обозначало обожествляемое ими небо.

МОЛНИЯ И ГРОМ. Таинственными и жуткими казались для темного человека

такие явления природы, как молния и гром, послужившие

причиной многочисленных религиозных суеверий и страхов.

Культ обожествлении молнии и грома был присущ в прошлом

и чувашам. Божество, грома почти у всех чуваш олицетворялось,

в образе старика и называлось «аслати» (аслати — мой дед,

отец моего отца). В некоторых текстах чувашских языческих

молитв упоминается и мать бога грома — «аслати амăшĕ».

Бог — молния у чуваш почитался под названием «аща» -(бук­

вально.— отец).

Среди чувашского

населения широко было распространено, скажем, поверье

о том. что тура будто бы преследует громом и молнией чертей

и прочую нечистую сиду. убивает их громовыми камнями-

стрелами {«аçа чуле»,а черти, спасаясь от преследования бога,

влетают в печную трубу, прячутся в деревьях или в во-

лосах человека. Но тура настигает их везде и, желая поразить

чертей, молнией поджигает дома, поражает деревья, убивает

людей. Поэтому во время грозы суеверные люди принимали

ряд предохранительных мер: закрывали трубы, окна и двери,

не снимали головные уборы, избегали стоять под деревьями

сидеть у окна. Старшие строго следили, чтобы и дети

соблюдали указанные меры предосторожности. Дом, в кото-

рый ударила молния, считался непригодным для жилья, ибо

в нем «черти находили свое убежище».

ЗЕМЛЯ. Земля в верованиях чуваш-язычников занимала весьма

Важное место.. Вообще необходимо подчеркнуть, что значение

земли в религиозных воззрениях всеобъемлюще. Нет ни одно­

го народа, в религиозных представлениях которого не отрази­

лась бы вера в чудодейственную силу земли. Земля, как су ­

щество, производящее все нужное, издавна являлась предме-

том особого почитания у древних чуваш. Почитая землю, чу­

ваши считали ее существом антропоморфным. Ей больше чем

какой-либо обожествленной силе природы приписывались

многие качества живых людей. Из многочисленных языческих

представлений чуваш о земле видно, что почти во всех случа­

ях она представлялась в образе женщины-матери. Интересные

факты о взгляде чуваш на землю, как на женщину, были при­

ведены в работе Дьюла Мессароша. Он пишет, что «чуваши

представляет землю матерью и отношения свои к земле как

бы уподобляет отношениям младенца к своей матери. Это

видно даже из изречения «пире щёр кăкри тăрантарать» («нас

кормит грудь земли»)

ПОЧИТАНИЕ ЖИВОТНЫХ. Почитание животных, зверей (тотемизм)

чувашами засви-

детельствовано, например, в старинной легенде о появлении

земледелия. В этой легенпе первым земледельцем выве­

ден ёж (череп), лишь он будто бы знал сначала технику об­

работки земли и последовательность цикла сельскохозяйствен­

ных работ.

От древних Тотемистических верований у чуваш сохрани-

лись и отдельные запреты — табу, в силу которых нельзя

убивать, есть мясо того или иного животного, птицы, а так-

ж е произносить настоящее название животного. Например,

в некоторых местностях чуваши волка называю не его на­

стоящим названием «кашкар». а говорят «тикмак» («коло­

тушка»), Здесь, по словам Н. И. Ашмарина, лежит идея за ­

мены «запретного» слова «подставным», с целью воздейство­

вать на природу называемого зверя. По былым верованиям

чуваш, если волка называть «тукмак», то у него хвост станет

тяжелым, как колотушка, и он не в состоянии будет нападать

на домашний скот. Интересно здесь же отметить и другие по-

верья чуваш, связанные с волком. Согласно мифологии чу­

ваш. волк является собакой — служителем Пихампара. бо­

жества-покровителя домашнего скота и зверей. Вот почему

чуваши в тех случаях, когда волк поедал домашних

животных, обычно говорили: «Тукмак турă пурнине тытать»

(«Волк ловит добычу, предназначенную ему богом»), или

«турă памасассăн, кашкăр çимест» («Если бог не позволит,

то волк не съест»)

В словаре чувашского языка Н. И. Ашмарина приведен

и еще ряд интересных запретов на отдельные названия пред­

ставителей животного мира. Так, чуваши называли мышь

подставным словом «кайăк», вместо запретного «шăши» и т. д.

Для народов Поволжья характерно было почтительное отно­

шение к лосю, которого очень часто называли и называют

«лесной коровой» («вăрман ĕни»), убивать его запрещалось.

Этнографические данные свидетельствуют об особом значе­

нии лебедя, журавля, голубя, ласточки и т. д. На Волге этих

птиц не убивают и не едят. Оригинальны были представле­

ния чуваш о змеях (щелен) Чуваши вообще змею считали су-

шестром зловредным, но змею, живущую на усадьбе, «кил

çĕленĕ» (домашняя змея), они почитали, считая ее хранитель­

ницей скота и усадьбы.

ДУХИ. На почве веры в существование духов и одухотворения

предметов и явлений природы формировались

образы разнообразных духов. Вера в фантастических духов,

населяющих окружающий мир, в прошлом была широко рас­

пространена у многих народов Поволжья. Этисущества,

созданные народной фантазией, обитали повсюду: в лесу, (

в реках и озерах, в жилых и хозяйственных постройках и т. п.

Так, по старым поверьям чуваш, в каждом доме обитал

«хёрт-сурт» — дух, наблюдающий за домом и за благополу­

чием жизни семьи. В образе «хёрт-сурт» много общих черт

с татарским «ой эясе» и русским «дедушкой-домовым». Но

если местонахождение русского домового недостаточно оп­

ределенно, а татарский «ой эясе» местом своего жилища вы­

бирает подполье, то чувашский «хёрт-сурт» живет на печке.

Впрочем, он будто бы. иногда выходит из дома: навещает

конюшню, а летом, во время жатвы, бывает на загоне и ок а ­

зывает содействие хозяевам в уборке.

По поверьям чуваш хёрт-сурт относится к группе добрых

духов. Своим покровительством он обеспечивает благополу­

чие в семье и хозяйстве, предвещает и помогает устранять

бедствия. В предчувствии беды он начинает стонать, плакать

или стучать, предупреждая хозяев о грозящем несчастье. При

благодушном отношении к хозяину дома, он ухаживает за

домашним скотом, а у любимых лошадей ночью заплетает

гривы. Хёрт-сурт не любит ссор и ругани среди членов семьи.

В последнем случае он проявляет гнев и немилость к хозяе­

вам дома и к скотине. Разгневанный хёрт-сурт может даже

покинуть нелюбимого хозяина, после чего, как считали суе­

верные чуваши, счастья в доме не будет.

Помимо хёрт-сурт, согласно религиозным представлениям

чуваш, существовали и другие духи-хранители хозяйства.

Например, среди низовых чуваш бытовало поверье о сказоч-

ной птичке «куйкорош», содействующей своим покровитель­

ством обогащению человека. Наиболее распространенной

была вера в духов-— покровителей домашнего скота. Среди,

чувашских крестьян они были известны под различными на­

званиями: «карта пуçĕ» («глава хлева»), «карта хущи» («хо­

зяин хлева»), «карта сыхчи» или «карта кĕтуçĕ» («сторож

хлева»), «карта турри» («бог хлева»), а, по поверьям верхо-

вых чуваш, в скотном дворе обитало целое семейство этих

духов — «карта йышё» или «карта туррисем». В некоторых

местностях фигура хозяина хлева не только была близка

к хёрт-сурт, но даже сливалась с ним в одно божество. Анало­

гичную же картину можно наблюдать в верованиях русского

и татарского населения так, например, весьма неотчетливо

различие между домовым и дворовым у русских и между ой

эясе и абзар эясе (хозяин хлева) у татар.

ВОДЯНОЙ. Помимо духов, обитающих в пределах хозяйства крестья­

нина, народная фантазия заселила фантастическими суще­

ствами также леса и водные источники. По верованиям чу ­

ваш, водные источники — озера, реки и ручьи — также явля-

ются местом обитания духов (главным образом злых). Так,

например, по поверьям низовых чуваш, в реках с опасными

водоворотами живет «шуйттан» (черт). «Шыври шуйттан»

(«водяной черт») — существо злое и жестокое. Он якобы оп а ­

сен для купающихся или переходящих через реку: нападает

на них и утаскивает под воду. При некоторых болезнях, по

совету йомзи, чуваши приносили ему в жертву фигуры из

теста, мимёр (завариха), лепешки и пр. Вера в существова­

ние фантастических водяных духов отразилась и в произведе­

ниях фольклора.. Так, в сказках встречается образ какого-то

волшебного существа, косматого «шу патши» («царь воды»).

ЛЕШИЙ. Одухотворение леса в народных поверьях отразилось в об ­

разе сказочного существа — лесного духа «арçури». В отличие

от водяных духов, образ арçури в народных верованиях и пре­

даниях изображен в самых различных вариантах. Многие из

них очень напоминают поверья казанских татар о «шурале»

и о «лешем» у русских. По поверьям чуваш, арçури предпочи­

тает жить в дремучих лесах и обладаем большим искусством

оборачиваться в самых различных животных и в предметы..

Перед одиноким путником он является то в образе седоборо­

дого старика, то превращается в великана, то прикинется

заблудившимся в лесу и просит о помощи, то пугает в образе

животных — козленка, собачки и пр. По некоторым преда­

ниям, у арçури черное лицо, длинные волосы, четыре глаза—

два спереди и два сзади, три руки и три ноги. «Он весь покрыт

шерстью. Голова у него большая, а глаза лишь с просяное

зернышко»— говорится в другом предании.

КУЛЬТ ПРЕДКОВ. Следы культа почитания душ умерших предков имеются

и в былых языческих верованиях чуваш. По представлениям

чуваш-язычников, умершие продолжают жить в потустороннем

мире той же жизнью, что и на земле. Загробная жизнь, по

представлению чуваш, является подобием земной: богатый

и по смерти богат, бедняки и на

том свете будут нуждаться.

Вера в существование душ и после смерти человека и в за ­

гробную жизнь наиболее ярко отразилась в погребальных об­

рядах и обычаях чуваш. В этих обрядах выражена не только

забота об умерших, но и смутный страх перед мертвецом,

стремление оградить живых от его недобрых посягательств.

Так, суеверные чуваши сразу же после смерти человека, при­

нося умилостивительную жертву, обращались к нему с прось­

бой, чтобы он не проявлял свой гнев к живым и не наказывал

их болезнями.

Ряд обычаев, совершаемых при снаряжении покойника

в «потустороннюю жизнь», имеет тот же смысл обезопасить

себя от мертвого. Будучи убежденными, что в царстве мерт­

вых умерший будет подвергнут допросу на предмет выясне­

ния характера его жизни и деятельности и возможности при­

бытия новых покойников, суеверные чуваши старались лишить

умершего способности давать какие-либо подобные сведения.

Для этого в уши, рот и на глаза покойника клали шелковые

нитки, свернутые в комок, сопровождая эту процедуру слова­

ми назидания, как отвечать на вопросы во время допроса.

Например, на вопрос бога о земных грехах покойника послед­

ний должен был отвечать: «Çук, çăварăма уçман, çын çинчен

калаçман, çынпа вăрçман. Акă çăварта чăн мерчен, чĕнмерĕм,

калаçман та, вăрçман та,акă çăварта ахах». («Нет, и рта не

открывал, с людьми не сплетничал, не ругался. Вот и во рту

сердолик — я молчал, не разговаривал, не ругался,— вот во

рту коралл»). На упреки бога, почему не учился добру и не

читал нравоучительных книг, он должен ссылаться на то, что

его не обучали грамоте из-за плохого зрения, ибо глаза его

были затемнены шелком («Çырăва вĕрентмерĕç, куçăм кур-

марĕ, акă куçра пурçăн туллиех»). На обвинения бога в от­

сутствии у покойника внимательности к религиозно-нравствен­

ным учениям служителей культа, предлагалось жаловаться

на плохой слух: <Илтмешкĕн хăлхана пурçăнпа чакрĕç, çавăн-

па илтеймерĕм» («Не мог слышать, ибо уши были заложены

шелком»).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: