Тема: Трудовое, предпринимательское, ролевое поведение.




1. Специфика и модели предпринимательского поведения.

2. Модели ролевого поведения

3. Девиантное поведение, мошенничество, саботаж

4. Модели трудового поведения.

 

1. Социальная роль – способ поведения, который:

a) задается обществом или конкретной организацией;

b) зависит:

· от личности

· ее статуса

· норм, предъявляемых к данному статусу

· а также от стимулирующего подкрепления.

Человек играет роли в группе, его поведение зависит от того, на­сколько он органичен в роли, насколько эта роль ему нравится и удовлетворяет его амбиции, насколько его исполнение роли соответствует ожиданиям других людей, членов группы. Неверное ис­полнение ролей ведет к конфликтам.

Э. Берн считал, что все люди играют в игры, занимая позиции либо родителя, либо взрослого, либо ребенка, и от соответствия ролей друг другу зависит успех в совместной деятельности и взаимопонимание: в частности, интер­активный аспект общения (по Берну) связывает взаимопонимание ролей и статусов общающихся с продуктивностью или конфликт­ностью общения.

Немаловажно понимание таких присущих национальным куль­турам явлений, как диффузия и сочетание ролей. Так, в российской культуре принято роли бытовые связывать с ролями трудовыми и определять поведение с учетом обеих сфер: на работе мы ищем тех, с кем у нас есть бытовые (по жизни) контакты, и ждем от них услуг, помощи, лучшего понимания, льгот. Но в США имеет место специфика ролей, отделение роли, исполняемой на работе, от роли, исполняемой в быту: переходя из ситуации «на работе» в ситуацию «на отдыхе», люди как бы переходят из спектакля в спектакль, не принимая во внимание условий и результатов исполнения ролей в другом спектакле. Получив нагоняй от начальника, работник вече­ром общается с ним совершенно спокойно и раскованно, не помня зла, причиненного на работе. Хотя такое поведение представляется идеализированной схемой, американская деловая культура пыта­ется воспитывать и воспроизводить ее.

Наблюдение за поведением работников при индивидуальном подходе помогает понять склонность и «амплуа» работника и пред­ложить или создать условия для исполнения тех ролей, в которых он органичен, полностью способен раскрыть свои способности и получать удовольствие от игры.

Специфика предпринимательского поведения.

Сначала — определение понятия «предприниматель ».

Общепри­нятое на Западе определение приводит шведский ученый Б. Карлоф: «Предприниматель (бизнесмен) — это человек, способный по­нять структуру потребностей и сочетать это свое понимание со знаниями в области управления производством в целях создания благ. Предприниматель способен творчески решать задачи согласования потребностей с производственными ресурсами, располагает капиталом, энергией и несет расходы, необходимые для организа­ции дела (бизнеса)».

Из определения понятия следует, что предприниматель должен иметь представление о рыночной конъюнктуре и уметь ею поль­зоваться. Говорить о наличии общих для всех предпринимателей черт, задатков, способностей можно после того, как мы рассмотрим некоторые формы и направления реализации предприниматель­ского поведения, его модели.

Инвестиционная модель предпринимательского поведения — это раз­работка и внедрение на свой страх и риск венчурных инвестици­онных проектов, что в настоящее время в нашей стране не кажется оправданным.

Инвентарная модель — продвижение или продажа «ноу-хау» — собственного или клиента.

Организационная модель — организация реализации каких-либо идей, нестандартных решений, обеспечение проекта нужными ви­дами ресурсов, организация коммуникаций, взаимодействия.

Посредническая модель — выступление в роли арбитра, посредни­ка с получением комиссионных (на основе уникальной информа­ции о потребностях и возможностях сторон).

Аквизиционная модель — аккумуляция и концентрация каких-либо ресурсов для запуска в оборот в благоприятное время.

Коммерческая модель — создание новых каналов обмена товаров, услуг, информации.

Консалтинговая модель — обеспечение нуждающихся профессио­нальной поддержкой по широкому кругу проблем.

Конъюнктурно-игровая модель — манипулирование, комбиниро­вание ценовой и иной конфиденциальной информации.

Еще раз обратим внимание на реальное предпринимательское поведение, которое уникально в силу уникальности личности предпринимателя и в разное время содержит сочетание различных форм. Общепризнано, что предприниматель — человек, способный рисковать, мобильный, гибкий, стрессоустойчивый, умеющий, по Киплингу, «...поставить в радостной надежде на карту все, что на­копил с трудом, все проиграть и нищим стать, как прежде, и никог­да не пожалеть о том...».

Французское агентство провело исследования в Америке и фор­мализовало модели, типичные для предпринимателей и менедже­ров.

Предприниматель: стремление к независимости, опора на соб­ственные силы; не боится грязной работы, может заменить любого работника; схватывает суть дела, а не структуру управления (не отношения); обращает внимание прежде всего на технологии и рынки (например, у японцев главное — научные исследования и разработки, рынок, финансы, а потом производство); предпочи­тает скромный риск, основанный на расчете, готов инвестировать большие суммы (дающие отдачу); наиболее высоко ценит свою не­зависимость, не обращает особого внимания на символы и аксес­суары своей деятельности (быть, а не казаться); неудачи для него — уроки; ориентируется на собственное мнение; плохой семьянин, отдающий себя целиком делу. Предприниматель ориентирован на деятельность, результаты которой проявляются во внешней по отношению к созданной им организации среде, хотя должен забо­титься о формировании эффективной материальной и социальной внутренней среды. В этом смысле он — антрепренер.

Классический менеджер мотивирован прежде всего стремлением к продвижению по службе и власти; умеет делегировать полномочия, руководить группой, что и занимает почти все его время; главным считает профессиональное управление; в первую очередь обращает внимание на атмосферу, царящую в фирме; очень осторожен; для него имеет большое значение символика его положения: качество офиса, этаж и т. п.; стремится избегать ошибок и неожиданностей, поражение признает в самом крайнем случае, в самый последний момент; соглашается с теми, кто имеет власть, свое решение при­нимает, узнав мнение патрона; хороший семьянин.

Менеджер ориентирован на деятельность, результаты которой проявляются скорее во внутренней среде организации, он обе­спечивает решение задач, устанавливаемых предпринимателем. Менеджер, мыслящий категориями интересов организации, пол­ностью воспринявший цели предпринимателя как свои, связав­ший свою судьбу с судьбой организации, может вести себя, как предприниматель внутриорганизационного масштаба, проявлять творческий подход, инициативу, стремиться к разумному риску, и в этом смысле считается интрапренером.

Различия в мотивации могут привести к мошенничеству со сто­роны классических менеджеров по отношению к предпринимате­лю: саботажу инновационных и рискованных идей, выдвигаемых предпринимателями и акционерами, присвоению значительной доли прибыли, злоупотреблению своей компетенцией в ущерб бу­дущему компании и ее хозяев.

Поскольку взаимоотношения общества и государства представ­ляются многим как противоречивые, как конфликт интересов, в общественном мнении выявляется характерная, но пагубная тенденция: многие социальные группы одобрительно воспринимают попытки обмана государства и его органов, чаще всего налоговых служб. Сокрытие доходов принимает иногда форму рискованной игры с налоговой инспекцией.

В этих условиях при прочих равных качествах (образование, опыт, интересы и т. п.) фирма предпочитает принимать на работу че­ловека с имиджем честного, добропорядочного, законопослушного гражданина с высоким и позитивно направленным нравственно-мотивационным потенциалом. Граждане также предпочитают иметь дело с организациями, у которых позитивный имидж.

 

 

2.Человек в процессе общения, исполнения трудовых и бытовых обязанностей склонен принимать на себя и исполнять определенные социальные роли. Приходя в новую организацию, работник изначально присматривается к членам группы, а группа в это время присматривается к человеку.

Определение роли может быть как добровольное, когда человек самостоятельно выбирает для себя определенную стратегию поведения, которая отвечает его принципам, взглядам, либо его роль в группе устанавливается самим коллективом.

В зависимости от целей разделения на роли они могут быть определены по нескольким принципам:

1 ) по исполняемой в организации функции, виду работ.

С этой точки зрения работнику может быть предписана одна из следующих ролей:

а) консультирование по организационным вопросам. Может быть представитель отдела маркетинга, например, который на основе анализа спроса рекомендует производственному отделу производить какой-либо новый продукт или услугу;

б) поиск, переработка и представление информации. Как правило, те же маркетологи и работники службы конкурентной разведки;

в) проектирование и разработка. Люди, занимающиеся моделированием процесса производства, разработкой новых продуктов, а также творческие работники, занимающиеся планированием нововведений в организации с целью повышения ее конкурентоспособности;

г) контроль и исправление. Технологи, менеджеры, осуществляющие контроль за внутриорганизационными процессами.

2) в зависимости от модели поведения, которую от работника ожидают в этой организации.

Эти роли часто определяются межличностными отношениями внутри коллектива. В соответствии с этим принципом в организации выделяются следующие роли:

а) поддержка. Члены коллектива, которые могут успокоить и поддержать коллег, к ним, как правило, обращаются больше за эмоциональной, нежели за профессиональной поддержкой;

б) подбадривание. Даже при кризисе в организации люди остаются позитивно настроенными и передают этот позитив коллегам. Они всегда приводят доводы в пользу того, что все складывается удачно, При отсутствии в коллективе человека с такой ролью работники могут быстро впадать в депрессию и снижать работоспособность;

в) критика. Склонность критиковать всех и вся, постоянное недовольство существующим положением дел. Как правило, такие люди не очень объективны, но все же иногда помогают чрезмерным оптимистам взглянуть правде в глаза;

г) лидерство. Такие люди могут необъективно требовать от коллег подчинения по причине самолюбия и эгоизма. Такой человек чувствует необходимым быть наделенным властью, по крайней мере, над одним человеком.

В организациях существует также роль шута. Человек-шут всегда шутит, подбадривает, снимает напряжение в коллективе.

 

 


3. Отклоняющееся (девиантное) поведениеформа дезорганиза­ции поведения индивида в группе или категории лиц (девиантов и делинквентов, т. е. нарушителей и правонарушителей) в обще­стве, обнаруживающая несоответствие сложившимся ожидани­ям, моральным и правовым требованиям общества.

В отличие от индивидуальных расстройств поведения отклоняющееся поведе­ние подлежит социальным санкциям.

Слабые и случайные фор­мы отклоняющегося поведения, связанные с нарушением поряд­ка взаимодействия между людьми (оплошности, ошибки, срывы, ложь, обман, грубость, умолчание, бездействие, халатность и др.), фиксируются общественным вниманием и корректируются не­посредственно и ситуативно участниками взаимодействия. При этом имеют значение правила вежливости, сохранения достоин­ства личности, юмор, контроль над психологической агрессив­ностью.

Обычно слабые формы отклонений носят открытый, не­произвольный характер и приписываются не столько субъектам поведения, сколько ситуации, обусловившей дезорганизацию по­ведения.

Устойчивые формы отклоняющегося поведения, прежде всего аморальное и противоправное поведение, в зависимости от их социальных последствий вызывают ту или иную меру осуждения, наказания и мобилизации общественных сил для восстановления порядка и устранения предпосылок дезорганизации в будущем. Причины устойчивых форм (аморализм, правонарушения, пре­ступность) составляют предмет изучения в социологии преступно­сти и в криминологии.

Чем и как определяется различие между понятиями девиантного и делинквентного поведения?

Будем считать, что девиантное пове­дение — нарушение правил, норм социумов любого уровня в любой степени, включая нарушения закона, а делинквентное — наруше­ние норм права, закона.

В организации, где люди добровольно объединяются для до­стижения совместными усилиями общеорганизационных и одно­временно личных целей, действуют многочисленные правила, нормы, предписания (письменные и устные, организационные и групповые), без которых недостижимы совместные результаты. Их нарушение, естественно, вызывает сбои в деятельности орга­низации, вредит ей. Формы поведения, связанные с нарушением норм, предписаний, дисциплинарных рамок, называются деструк­тивными формами поведения.

Разновидностей деструктивных форм поведения довольно много. При несоблюдении норм права мы говорим о противоправном поведении. Обычно проявления такого поведения должны преследоваться по закону. Часто встре­чается административно-управленческая форма деструктивного поведения в отношении организации и общих целей: злоупотре­бление в личных целях своими правами и полномочиями, невы­полнение прямых обязанностей. Если человек просто не на своем месте, некомпетентен, его поведение дисфункционально. Социо­логи выделяют эгоистическое, индивидуально-целевое и группо­вое деструктивное поведение (групповой эгоизм). В противовес инновационному часто проявляется консервативное поведение. Сложнее распознать имитационное поведение, когда истинные эгоистические цели камуфлируются псевдоактивностью. Некото­рые работники реализуют на предприятии свои асоциальные при­вычки и склонности, демонстрируют осуждаемые обществом фор­мы поведения; в этом случае можно говорить об отклоняющемся, девиантном поведении

Мошенничество — в уголовном праве преступление, заключаю­щееся в завладении чужим имуществом (или в приобретении прав на имущество) путем обмана или злоупотребления доверием.

Многие организации страдают от мошенничества своих же со­трудников и клиентов. Массовые случаи мошенничества со сторо­ны сотрудников организации являются критерием неблагополучия, отсутствия преданности работников, которые не воспринимают цели организации как свои и видят в организации только источник получения доходов.

В России в период перехода к рынку мошенничество преврати­лось в своеобразный вид игры граждан, бизнеса, государства (точ­нее, тех, кто решил, что может его представлять). Одних только средств, сгинувших в недрах финансовых пирамид, офшорных зон, в форме уклонения от налогов, просто похищенных при попусти­тельстве представителей государства, хватило бы на полную модер­низацию народного хозяйства.

По мнению американских ученых, существует так называемый «треугольник мошенничества». Авторы исходят из того, что каж­дый человек способен совершить мошенничество, нужно только, чтобы он оказался в соответствующей ситуации. Вспомните, был ли в вашей жизни хотя бы один случай, когда вы проехали в обще­ственном транспорте без билета?

Три элемента, образующие в со­вокупности треугольник мошенничества и определяющие моти­вацию и возможность для его совершения, представляют собой:

1 ) давление внешних обстоятельств;

2) возможность совершить и некоторое время скрывать акт мошенничества;

3) способность оправдать это действие.

Виды давления внешних обстоятельств, вынуждающие идти на мошенничество, могут быть разбиты на четыре группы:

1) финансовое давление, обусловленное жадностью, жизнью не по средствам, большими долгами, болезнью близких или самого сотрудника и, как следствие, большими счетами за медицинское обслуживание, отсутствием денег на счете, большими финансовы­ми потерями, неожиданной потребностью в деньгах;

2) давление пороков и пагубных пристрастий (приверженность к азартным играм, наркотикам, алкоголю, дорогим сексуальным удовольствиям);

3) давление обстоятельств, связанных с работой (кажущаяся недооценка своих успехов, чувство неудовлетворенности от рабо­ты, боязнь ее потерять, невыдача премиальных, ощущение неспра­ведливости в оплате);

4) прочие виды давления (муж или жена настаивает на более шикарном образе жизни, желание досадить всей системе, совер­шить «идеальное» преступление).

Как видим, обстоятельства могут быть вызваны причинами пси­хологического характера, т. е. особенностями личности сотрудни­ка, физиологическими факторами (нарушение здоровья), социаль­ными обстоятельствами (влияние других людей), экономическими и даже политическими обстоятельствами (дефолт, падение коти­ровок ценных бумаг, крах банка, фирмы, антисоциальные аспекты политики государства).

Возможность совершить мошенничество, скрыть его и избежать наказания проистекает из следующих факторов:

1) отсутствие или недостаточность мер контроля, позволяющих предупредить или выявить мошенничество;

2) невозможность или неспособность оценить качество выпол­ненной работы;

3) отсутствие производственной дисциплины, нарушение принципа неотвратимости наказания;

4) предоставление искаженной или недостаточной информа­ции, наличие у злоумышленника большей информации, чем у жертвы;

5) равнодушие к происходящему со стороны начальства и / или коллег;

6) особая уязвимость жертв мошенничества — пожилых или больных людей;

7) отсутствие ревизий и (или) аудиторских проверок, позволя­ющих своевременно вскрыть факт мошенничества.

Организация в целях профилактики мошенничества обычно стремится создать систему специальных контрольных органов, чтобы обеспечить:

1) своевременное выявление обстоятельств, способных толк­нуть работников на мошенничество;

2) систему контроля над бухгалтерией и финансами;

3) реализацию методов проведения контрольных проверок на рабочих местах;

4) формирование честности, воспитываемой на положитель­ных примерах поведения руководства и на базе адекватной оценки результатов, разработки и выполнения кодексов чести, правильной оценки кандидатов в процессе приема на работу и т. п.

Однако в случае принятия таких мер возникает опасность фор­мирования атмосферы всеобщей подозрительности, тотальной слежки, доносов, наушничества, нарушения возможности коллек­тивной и творческой работы (такая работа базируется на доверии, единстве целей и взаимопонимании), снижения уровня лояльно­сти фирме.

Самооправдание — также чисто психологический фактор. Оно связано с ощущением несправедливости, обиды на фирму, которая якобы задолжала работнику за переработку, не оценила его труд по достоинству, с попытками представить кражу как временный заем. При этом работник приводит объяснения типа «от этого ни­кому хуже не будет; это направлено на благие цели; это необходимо для сохранения репутации честного кредитора и бизнесмена; все так делают; на моем месте так поступил бы каждый; глупо было не воспользоваться случаем; правительство (руководство) транжирит деньги, а я должен платить; все воруют; мне нужнее» и т. п.

В качестве форм саботажа рассматривается деятельность, ко­торая снижает качество и количество производимой продукции и услуг, например забастовки, gо- slows (замедление темпов, работа с повышенной осмотрительностью), абсентеизм (отсутствие на ра­бочих местах, прогулы под разными предлогами), работа без энту­зиазма, «строго по правилам », порча оборудования и продукции, рестрикционизм (искусственное ограничение работниками по сго­вору выработки, производительности труда) и т. п.

В общем виде саботаж может быть концептуально определен как преднамеренное действие или бездействие, которое повлекло за собой повреждение, уничтожение или разрушение некоторых аспектов среды, окружа­ющей рабочее место, включая имущество, продукцию, процессы или репутацию организации.

«С расцветом луддизма в Англии в начале XIX в. связаны са­мые известные в истории промышленности случаи саботажа. В марте 1811 г. под покровом ночи банда исстрадавшихся и взбе­шенных рабочих разрушила более 60 ткацких станков в деревне Арнольд, Ноттингемшир. К декабрю 1811 г. разрушители ткацких станков действовали в некоторых других графствах Великобри­тании; под угрожающими письмами, отправленными работода­телям, они подписывались именем "Нед Лудд". Эта подпись была переделкой имени лейчестерского парня Неда Лудлема, который, когда отец приказал ему привести в порядок нити на ткацкой раме, взял молоток и разбил ее вдребезги». Подобные случаи мо­гут встречаться и сейчас. Может ли руководитель, узнав об ава­рии дорогостоящего оборудования, с точностью сказать, было ли это результатом износа или разрушения детали или следствием халатности или злого умысла обиженного на него работника? За­частую имеет место саботаж в виде постоянной потери запасных частей, материалов и оборудования, поломки инструментов и ме­ханизмов.

В век мощных машин и высоких технологий саботаж может быть особенно пагубен, потому что зачастую только немногие эксперты действительно разбираются в системах, с которыми они работают.

Саботаж — это не только действия «безумного саботажника», он может быть рассмотрен как рациональный ответ на эксплуатацию, недостаток контроля и систематическую несправедливость.

Основные микропричины саботажа представляются связан­ными с борьбой за контроль непосредственно на рабочем месте. На основании современного обзора исследований на тему сабота­жа Дж. Джермаер выделяет 18 отдельных причин.

Можно назвать следующие специфические факторы, чаще всего ассоциируемые с саботажем, объектом которого являются продукция и машины:

1) скучная, монотонная и утомительная работа, не дающая пищи уму, не развивающая. Большинство исследователей при объ­яснении причин возникновения саботажа делают ссылку на этот фактор;

2) желание взять под контроль время, самостоятельно распоря­жаться им;

3) рост нормы выработки, осуществляемый «сверху», без уча­стия работника в обосновании их пересмотра, или другие измене­ния в характере работы (упоминаются несколько реже);

4) отказ производить плохо спроектированные, ненужные из­делия (отсутствие значимости работы);

5) понижение профессионального статуса (низкий престиж ра­боты);

6) назначение на опасную работу;

7) чрезмерно строгая дисциплина;

8) медленное рассмотрение или отклонение жалоб;

9) конфликты с непосредственными руководителями;

10) низкая заработная плата;

11) половая дискриминация.

Таким образом, саботаж осуществляется обычно как способ противодействия угнетающим условиям занятости и чувству бес­силия, что придает ему качества тактики и стратегии, несовмести­мые с общепринятым образом «безумного саботажника».

Формой вынужденного негативного поведения трудового кол­лектива, направленной на защиту своих трудовых прав, являет­ся, как уже упоминалось, забастовка, организационно-правовые аспекты которой прописаны в разделе XIII Трудового кодекса РФ.

Социальные санкции (от лат. — ненарушимое, строжай­шее постановление) — это оперативные средства социального контроля, выполняющие функции интеграции общества, соци­альной группы, социализации их членов и применяемые к чле­нам за конкретные социальные действия.

Различают позитивные (поощрение за одобряемые, желательные действия) и негативные (наказания за неодобряемые, нежелательные действия) санкции.

Квалификация действий зависит от типа общества, группы и не­посредственно определяется господствующими в них ценностны­ми ориентациями и нормами.

Одни социальные санкции строго регламентированы, формализованы и применяются полномоч­ными органами и лицами (например, правовые), другие являются неформальными, применяются активными членами общества, группы (например, моральные).

Как и система социального кон­троля в целом, социальные санкции структурированы по уровню общности и сферам действия.

На уровне общества формируются обобщенные санкции, обладающие максимальным престижем и объемом влияния.

На более конкретных уровнях действуют санкции, зависящие от особенностей соответствующих институ­тов, профессий, организаций, ячеек общества.

Все виды санкций образуют некоторую систему; действие каждой из них зависит от других санкций и от ряда факторов социальной среды (напри­мер, стиль руководства, соответствие силы санкции и значимо­сти поступка, самовосприятие, самооценка, нравственный по­тенциал группы и т. п.).

 

 

4. В деловой сфере проявляется такая модификация поведения, как трудовое поведение. Установление типа или диспозиции ти­пов трудового поведения работника позволяет прогнозировать это поведение на уровне обобщенных, укрупненных характеристик, к числу которых и относится параметр «трудовое поведение». Правда, в этом случае легче ошибиться, чем при более глубоком рассмотрении свойств и качеств личности.

Реальное трудовое поведение обычно включает в себя несколько форм; для целей исследования и классификации полезно детальное рассмотрение каждой из форм.

Правильная классификация формы поведения конкретного работника позволяет определить адекват­ные формы корректировки поведения и повысить обоснованность его прогнозирования. Социологи связывают форму поведения с определенными потребностями и мотивами, а также с ситуацией, поэтому правильная классификация формы поведения позволяет увидеть и его причины, основы.

Целевые формы поведения по определению связаны со стрем­лением работника к той или иной цели.

Первая группа целей связана с трудовыми обязанностями, функциями, исполняемы­ми на рабочем месте. Форма поведения в этом случае называется функциональным трудовым поведением и определяется содержанием и организацией труда.

Целевое экономическое поведение связано со стремлением к достижению определенного уровня благосостоя­ния и качества жизни. Считается, что такая форма поведения связана с постоянным сравниванием затрат собственного труда с компенсацией за них.

Можно выделить несколько формул та­кого поведения:

· одна из них — максимум доходов ценой макси­мума усилий,

· другая — минимум дохода при минимуме усилий,

· третья — максимум дохода при минимуме труда.

Достаточно не­сложно распознать в поведении работника ту или иную формулу и с течением времени принять меры против тех, кто ведет себя по второй, а тем более третьей формуле. В рыночной экономике при­емлем, за редким исключением, стиль поведения, основанный на первой формуле.

Выделяют в самостоятельный подвид целевого поведения ор­ганизационное поведение, которое связывают с реакцией сотруд­ников на применение различных методов стимулирования, на регламентацию деятельности, нормативные акты, администра­тивные указания, которые обеспечивают достижение целей ор­ганизации. По сути, это отрегулированная организацией часть поведения, которая позволяет организации получить нужные ей результаты.

Работник, планирующий свою карьеру, профессиональное развитие, рост квалификации с целью перемещения вверх по ступе­ням иерархии, проявляет целевое стратификационное поведение, т. е. стремится к изменению своего статуса, страты, в которой он пребывает.

Особого внимания заслуживают люди с инновационным поведением. Им часто приходят в голову нестандартные решения, они посто­янно ищут пути к улучшениям в содержании, организации, усло­виях труда. Не все их предложения могут быть реализованы, но на таких работниках держится прогресс и будущее организации. Это изобретатели, рационализаторы, «пассионарии» (по определению Л. Н. Гумилева). Ценность таких людей исключительно высока, а потенциал непредсказуем. Такое поведение у работников воспиты­вается в крупных японских, а теперь и в фирмах других развитых стран, например, посредством развития движения за высокое каче­ство, за экономию в рамках кружков качества.

Поскольку каждый из нас хотя бы несколько раз в жизни менял место работы и коллектив, постольку каждому знакомо понятие адаптации к новым трудовым функциям и условиям труда, к новой технологии, технике, к новому коллективу. Мы можем быть кон­формистами и легко и беспринципно принимать новые условия, можем быть конвенциальными и сложно приспосабливаться к из­менениям среды, можем быть неконвенциальными, нонконформи­стами и всегда оставаться самими собою, не поддаваясь внешнему давлению. В любом случае в ситуации перемен наше поведение — адаптационно-приспособительное, которое способно наложить отпе­чаток на нашу деятельность и исказить правильное восприятие нас другими.

Устойчивость структуры организации, преемственность ее тра­диций, обычаев достигается за счет церемониально-субординационной составляющей поведения. Правила этикета, манера обращения к сотрудникам, начальству, подчиненным как бы воспроизводят культуру организации и ее структурные особенности.

Зачастую мы проявляем, а иногда и становимся жертвами так называемого характерологического поведения, когда личные особен­ности характера, неприкрытая демонстрация своих эмоций, свое­го психического состояния резко бросаются в глаза и определяют поведение человека в организации. Часто перед встречей с руко­водителем мы пытаемся узнать о его настроении, предпочитая не попадать «под горячую руку». Возможно, что начальник с характе­рологическим поведением не понимает, что он лишает себя свое­временного получения важной информации или предложений, поскольку в периоды его дурного расположения духа с ним предпочитают не общаться. Понятно, что у каждого свой лимит эмоциональной устойчивости, но руководитель обязан обеспечивать стабильность деловой атмосферы и коммуникаций в коллективе, иначе делу наносится вред. Руководитель с неустойчивой психикой должен быть признан профессионально непригодным по психоло­гическим качествам.

В сложных условиях взаимодействия работник демонстрирует, как уже говорилось, разные формы поведения и разные их соче­тания, что зависит от многих обстоятельств. Часто, анализируя и пытаясь дать определение форме поведения, приходится делать вывод о наличии одновременно нескольких форм поведения, и это естественно: ни одна классификация не в состоянии «разложить по полочкам» все разнообразие людей, особенностей их поведения и причин того или иного поведения. Если же удается выделить доминанту, явно превалирующую форму поведения, становится легче определить причины поведения и подобрать метод его кор­ректировки.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: