ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ИГРЫ.
Проверьте Незнайку.
Незнайка играл в слова, составляя из двух слов одно. Проверьте, правильно ли он
составил слова?
Пол+осы=полосы
Кол+осы=колоссы
Вол+осы-волосы
Зуб+ь+я=зубья
Дуб+ь+я=дубья
Кто быстрее исправит ошибки. (Тема: Большая буква)
На карточках текст с ошибками.
Задание: Как можно быстрее найти и исправить все ошибки в написании прописной буквы.
Прочти предложение. (Тема: Падежные окончания.)
Из альбомного листа изготовляются карты, на которых записаны предложения, но вместо существительных помещены соответствующие рисунки.
Задание: читая предложение, учащиеся по рисункам называют имена существительные в соответствующем падеже, подбирая правильное окончание.
4. «Выбери три слова» (Игра используется для закрепление любых тем по русскому языку)
Цель: Проследить за формированием орфографического навыка с учетом этапа работы над орфографией.
Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем.
На 9 карточках записаны девять слов:
1-й набор: рыбка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб.
2-й набор: подъезд, склад, ворона, град, съемка, клад, ворота, подъем, воробей.
Двое берут по очереди карточки, выигрывает тот, у кого первого окажутся три слова, имеющую одинаковую орфограмму.
I | рыбка | вьюга | чулок | II | подъезд | склад | ворона |
дубки | варенье | чучело | съемка | град | ворота | ||
гриб | ручьи | чум | подъем | клад | воробей |
5. Игра «Почтальон»
Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух.
Ход: Почтальон раздает группе детей (по 4-5 чел.) приглашения.
|
Дети определяют, куда их пригласили.
огород | парк | море | школа | столовая | зоопарк |
гря-ки | доро-ки | пло-цы | кни-ки | хле-цы | кле-ка |
кали-ка | бере-ки | фла-ки | обло-ки | пиро-ки | марты-ка |
реди-ка | ду-ки | ло-ки | тетра-ка | сли-ки | тра-ка |
морко-ка | ли-ки | остро-ки | промока-ка | голу-цы | реше-ка |
Задания:
Объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова.
Игра «Бал»
Дидактическая задача: Повторить формулирование уточняющих вопросов и падежные окончания.
Игровая задача: Помоги предложениям попасть на Бал.
Содержание игры:
В королевстве Грамматики сегодня Бал. На него явилось много предложений. Но часовой не пропустит их во дворец до тех пор, пока у каждого существительного из явившихся не будет указано его спряжение. Помоги предложениям попасть на Бал. Какие вопросы задает часовой существительным?
Материалы:
На доске рисуется таблица, половины которой разделены часовым. Предложение разбирается одним учеником, принимаются подсказки из класса.
В мае цветет черемуха Мама подарила сыну книгу Ласточки возвращаются из Африки Заяц кормится корой дерева Сестра приехала к брату Саша написал письмо Лисица спряталась за кустом и т.д. Ч а с о в о й В (чем?) мае цветет (что?) черемуха. и т.д.
Игра «Найди окончание»
Дидактическая задача: Повторить падежные окончания имен существительных.
Игровая задача: Найти окончания некоторых слов в поговорках.
Содержание игры:
“Окончание – очень изменяемая, подвижная часть слова. Она легко может потеряться. Найди потерянные окончания для этих пословиц”.
|
Материалы:
Карточки
§ Собирай по ягодк... – найдешь кузовок.
§ Капля по капл... и камень долбит.
Без букваря и грамматик... не учатся и математик...
8. Игра «Клички»
Цель: формирование процесса словоизменения и словообразования, закрепление фонетического и грамматического разбора слов, правописание собственных имен.
Ход: Образуйте клички животных от следующих слов:
ШАР, СТРЕЛА, ОРЕЛ, РЫЖИЙ, ЗВЕЗДА
Составить предложения.
ШАРИК, СТРЕЛКА, ОРЛИК, РЫЖИК, ЗВЕЗДОЧКА
Выделить ту часть слова, которой вы воспользовались при составлении кличек (суффикс, окончание).
9. Игра «Командная игра-цепочка»
Дидактическая задача: Дописать подходящие по смыслу существительные в винительном падеже.
Игровая задача: Сделать цепочку как можно длиннее.
Содержание игры и Материалы:
§ Слушаю музыку, маму...
§ Пишу диктант, письмо,...
§ Строят башню, дом,... и т.д.
Игра «Твердый – мягкий»
Цель: создать условия для повторения правописания твердого и мягкого знаков.
Учащиеся делятся на две команды. Одна команда называется «Камень», другая – «Вата».Команда «Камень» встает, если я прочитаю слово с твердым знаком, если читаю слово с мягким знаком, встает команда «Вата».
Слова: съезд, въехать, вьюга, льет, подъезд, лью, объявление, колья, полозья, объезд, колосья, пью, съемка и т.п.
Игра: Будь внимателен.
Цель: активизировать память, внимание, словарный запас, опираясь на знание правил.
Из предложенных стихотворений выписать с сочетаниями жи, ши:
1. Жили в хижине чижи,
Мыши, ежики, стрижи,
В гости к ним идут моржи
И жирафы и ужи.
2. Жилет, животное, живот,
Жирафы, живопись, живет,
Шиповник, шины, камыши,
Машины и карандаши,
Кружить, служить, дружить и жить,
Спешить, смешить,
Шипеть и шить.
Все сочетания ЖИ и ШИ
Только с буквой И пиши!
|
Игра: Словознайкин, дай ответ.
Цель: определить уровень развития детей, развивать память, мышление, речь.
Детям предлагается за определенное время вспомнить и записать как можно больше пословиц и поговорок, загадок и четверостиший, в которых встречаются слова и заданное правило – «Правописание слов с сочетаниями жи, ши». Например:
Пословицы и поговорки:
Жизнь дана на добрые дела.
Шила в мешке не утаишь.
Поспешишь –людей насмешишь.
Жизнь прожить - не поле перейти.
Дружба как стекло, разобьешь – не склеишь.
Загадки:
Два березовых коня
Через лес несут меня.
Кони эти рыжие,
А зовут их…(лыжами).
Он высокий и пятнистый
С длинной, длинной шеей,
А питается он листьями,
Листьями деревьев (жираф)
Четверостишье:
Шила шубку – сшила юбку,
Шила шапку – сшила тапку!
Хорошая швея Наташа!
Игра: Замени букву.
Цель: активизировать умственную деятельность учащихся, развивать орфографическую и фонетическую зоркость, внимательность, логическое мышление.
Детям предлагается исходное слово с орфограммой, они изменяют в нем последовательно либо один, либо два звука, сохраняя при этом сочетание –чк-, и получают новые слова. Выигрывает тот, кто составит наибольшее количество слов.
Дочка ручка
бочка речка
ночка свечка
кочка печка
точка почка
тучка дочка
тачка ночка