Практическое занятие №3
УСТАНОВКА ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Цель занятия: научиться устанавливать правила дорожного движения с учетом знаков и разметки в моделях AnyLogic.
Программа занятия
1. Задать разрешенные направления движения автомобилей.
2. Скорректировать форму соединителей полос.
3. Установить приоритеты и ограничения движения.
4. Создать диаграмму процесса движения автомобилей.
5. Построить и запустить модель.
6. Подготовьте и оформите отчет о проделанной работе.
Ход выполнения
1. Для этого практического занятия нам нужно уточнить некоторые детали дорожной сети. Запускаем сервис для просмотра улиц «Яндекс Панорамы» и с его помощью изучаем наш участок дорожной сети, перемещаясь по улицам и осматриваясь. Обращаем внимание на особенности разметки и наличие дорожных знаков. Разрешенные повороты и развороты можно также проверить с помощью сервисов построения маршрутов, ставя начальную и конечную точки пути рядом с нужным направлением движения: если полученный маршрут не проходит через рассматриваемый поворот или разворот, значит он запрещен.
2. Задать разрешенные направления движения автомобилей. Отображаемые на перекрестке белые точечные линии – соединители полос – задают разрешенные направления движения транспорта на перекрестке. Мы можем удалить существующие соединители полос, добавить отсутствующие, а также изменить форму соответствующего соединителя полос. Щелкаем по перекрестку, чтобы выделить его. Выбранный перекресток отобразит прямоугольные маркеры на конце каждой полосы присоединенной к перекрестку дороги. Щелкаем по прямоугольному маркеру той полосы, для которой необходимо разрешить или запретить направление движения. Откроется режим редактирования соединителей полос, который содержит все добавленные (изображены сплошной белой линией) и удаленные (изображены серой линией) соединители, ведущие от данной полосы. Щелкая по соединительным линиям, мы можем менять их цвет и тем самым разрешать/запрещать направления движения транспорта для выбранной полосы. Щелкаем в пустом месте графической диаграммы, чтобы выйти из режима редактирования соединителей полос. Теперь мы можем увидеть внесенные изменения.
|
Покажем на примере из прошлого практического занятия.
·во-первых, согласно знаку, который можно увидеть на панорамах, двигаясь с улицы (по варианту) Гагарина, запрещен левый поворот на улицу(по варианту) Петрова;
· во-вторых, с улицы (по варианту) Макаренко знак разрешает движение прямо с левой полосы, либо направо с правой полосы;
·в-третьих, при движении по улице (по варианту) Трамвайной с севера-запада на юго-восток согласно знаку и разметке с правой полосы возможен только правый поворот на улицу Петрова, а с остальных – только движение прямо на улицу (по варианту) Гагарина;
·в-четвертых, двигаясь по улице (по варианту) Трамвайной в обратном направлении (с юго-востока на северо-запад) с левой полосы возможно только продолжить движение прямо, с правой –повернуть на улицу (по варианту)Харьковскую, а с центральной полосы выезд на перекресток запрещен разметкой;
·в-пятых, любые развороты на рассматриваемых перекрестках не предусмотрены в силу высокого трафика, проходящего через развязку. Остальные решения при отсутствии достоверных данных принимаются с позиции здравого смысла и с учетом косвенных источников информации.
|
Скорректировать форму соединителей полос.
Форма соединителей полос изменяется теми же способами, что и форма дорог. Чтобы было удобно ориентироваться по снимку, снова временно убираем цвет заливки дорог в свойствах дорожной сети, как это делалось на прошлом практическом занятии. Кликаем по перекрестку, а затем по соединителю полос, чтобы выделить его. Если фигура соединителя достаточно длинная, на ней может появиться квадратная метка. Фигуры соединителей меньшего размера по умолчанию не содержат метки. Если нужен соединитель полос сложной формы, добавляем еще одну квадратную метку двойным щелчком на соединителе. Перемещаем квадратные метки путем перетягивания, чтобы изменить форму соединителя полос. Мы также можем щелкнуть правой кнопкой по соединителю полос и выбрать опцию Редактировать направляющие, чтобы изменить изгиб соединителя полос, аналогично тому, как это делалось с дорогами. Описанным образом корректируем форму всех соединителей полос так, чтобы она соответствовала ожидаемой траектории движения автомобилей через перекресток.
Все соединители полос должны оказаться в пределах перекрестка на снимке. Расстояние между параллельными соединителями полос должно оставаться не меньше ширины дорожной полосы, чтобы автомобили могли свободно двигаться, не создавая друг другу помеху. В целом имеет смысл руководствоваться тем, как в действительности осуществляется движение. Например, левые повороты должны быть более резкими, чтобы автомобили не ехали против встречного потока, а пропускали его на середине перекрестка и затем совершали маневр. Именно так сделаны соединители полос для левых поворотов с (по варианту) трамвайной на ул. Харьковскую, и с ул. Петрова на ул. Трамвайную.