Предполагаемый ход маневра на стрельбе группы батарей по 6-му направлению двинского полигона 19 августа 1906 г.




См. схему мишеней (схема 4)

1. Неудачный для нашей конницы бой за Дальнюю гору, занятую как передовой опорный пункт пехотой (цель № 1) и артиллерией противника (цель № 2).

2. Выручка нашей конницы авангардом и взятие им Дальней горы.

3. Остановка пехоты нашего авангарда на Дальней горе (показана белыми флагами) под сильным ружейным и пулеметным огнем из неприятельских окопов (цель №6). Успешней огонь батарей противника (цели № 4 и 5, причем № 4 вспышечная) по нашей конной и авангардной батареям. [89]

4. Прибытие к авангарду начальников отряда и артиллерии. Подход к полю боя главных сил; выезд на позицию артиллерии главных сил. Поддержка авангардной и конной батарей огнем батарей главных сил. Развертывание в боевой порядок и наступление пехоты главных сил: правая колонна — 3 батальона на г. Дальняя; левая колонна — 3 батальона на Каторжную гору для атаки неприятельской пехоты в окопах (цели № 7 и 8); общий резерв —

4 батальона в версте южнее д. Лос в лесу возле СПБ-Варшавской железной дороги. Наступление имеет первоначальной целью вызвать огонь неприятеля по всему фронту и тем определить фронт и протяжение позиции противника.

5. Остановка наступления нашей пехоты на близкой к противнику линии (показана белыми флагами во втором ряду — за первым рядом) под сильным огнем неприятельской батареи (цель № 3), частью под ружейным и пулеметным огнем из окопов (цели № 6, 7 и 8), а в том случае, если батареи противника № 4 и 5 не сильно поражаются нашими батареями, то наша пехота поражается огнем и батарей № 4 и 5.

6. Выяснение обстановки и план атаки: главный удар в направлении на Лысую гору наносят правая колонна и общий резерв, который подтягивается к правому флангу правой колонны, — всего 7 батальонов; левая колонна атакует окопы № 7 и 8; конница с конной батареей направляется в обход правого фланга противника на Каторжную гору, с задачей содействовать общей атаке и привлечь резервы противника к его правому флангу. Задача артиллерии — огневое содействие успеху атаки, причем вводились данные: наша пехота, направленная для атаки Лысой горы, несет большие потери от флангового огня неприятельских батарей № 4 и 5, если эти батареи не были приведены к молчанию огнем нашей артиллерии, а также от ружейно-пулеметного огня из окопов № 6, 7 и 8, если эти окопы не под огнем нашей артиллерии; по нашим левым батареям ведет огонь неприятельская батарея № 3, укрытая Лесистой сопкой (см. схему 4).

7. Положение нашей пехоты (белые флаги и вспышки), остановленной огнем из окопов № 6, 7 и 8 и батареи № 4, если эти окопы и батарея не поражаются или слабо поражаются нашей артиллерией. Наша пехота, атакующая окопы № 6, не поддерживается своей артиллерией, занимающей позицию за пехотой и не имеющей возможности стрелять через головы своей пехоты, чтобы поражать противника в окопах № 6 фронтальным огнем.

Показывается подход резервов противника (цель № 9). Неприятельская батарея № 3 продолжает вести огонь по нашей артиллерии — слабый или сильный, судя по обстановке и действиям нашей артиллерии.

В зависимости от того, какие решения и распоряжения последуют со стороны исполнителей маневра-стрельбы и какие результаты возможно предвидеть от боевых действий нашей стреляющей артиллерии, старший руководитель дает указания о том, что началась общая атака, успешная или неудачная, или о том, что наша пехота не продвигается вперед и что неприятель переходит в наступление.

Примечание. Руководителям-посредникам: обращать внимание на выбор и занятие наблюдательных пунктов и огневых позиций, укрытие наблюдательных пунктов, орудий, передков, зарядных ящиков, укрытие переездов, питание батарей снарядами; сообщать исполнителям требование пехоты поддержать ее огнем или выручить; показывать проходящие цели; обращать внимание на технику ведения стрельбы и т. п.

Подполковник Барсуков.

18. VIII. 1906 г. Двинский полигон

Приводится еще один пример из практики офицерской артиллерийской школы маневра и стрельбы дивизиона артиллерии, проведенных на Двинском полигоне в течение четырех дней 5—8 августа 1907 г., причем 5 и 6 августа была произведена полевая артиллерийская поездка без стрельбы, а 7 и 8 августа поездка закончилась стрельбой. Подобные полевые поездки с маневрированием и стрельбой бывали весьма поучительны и полезны, но проводились редко за недостатком времени. [90]

Копия

Задание на дивизионную стрельбу с маневрированием от г. Великокняжеская и д. Крыжовка 5, 6, 7 и. 8 августа 1907 г.

План Двинского полигона (см. схему 2)

Наша дивизия, высадившись у ст. Юзефово (СПБ-Варшавской железной дороги), наступает двумя колоннами через д. Крыжовка и д. Жулика на ст. Ликсна (Риго-Орловской железной дороги). Противник занимает позиции на высотах Двинского полигона.

Примечание. Задание исполнялось артдивизионом только правой колонны дивизии.

I. Первый день. Артиллерийская поездка 5 августа 1907 г. (Распределение мишеней на первый день — см. схему 5)

Наши наступающие авангарды (правой колонны дивизии — от д. Крыжовка; левой колонны дивизии — от д. Жулика), перейдя линию СПБ-Варшавской [91] железной дороги у д. Крыжовка и у горы Великокняжеская, были остановлены в 8 час. утра артиллерийским и ружейно-пулеметным огнем противника, занявшим фронт — высота 58, гора Каторжная, д. Песочная (мишенная).

Начальники авангардов развертывают свою артиллерию в боевой порядок для поддержки атаки своей пехоты.

II. Второй день. Артиллерийская поездка 6 августа 1907 г. (Распределение мишеней на второй день — см. схему 6)

К вечеру второго дня, 6 августа, нашим авангардам удалось оттеснить неприятеля на его главную позицию на линию гора Лысая, гора Дальняя. Наша наступающая пехота заняла фронт Окоп, высота 58,2 и Гроб.

Начальник дивизии решает атаковать противника на рассвете следующего дня, приказывает артиллерии подготовить позиции для боя и занять их к рассвету следующего дня, 7 августа. [92]

III. Третий день. Стрельба дивизиона артиллерии правой колонны дивизии 7 августа 1907 г. (Распределение мишеней на третий день — см. схему 6)

До рассвета 7 августа батареи правой колонны дивизии занимают позиции, выбранные накануне, т. е. к вечеру 6 августа.

Задача артиллерии — поддержать артиллерийским огнем нашу пехоту, атакующую главную позицию противника.

IV. Четвертый день. Бригадная стрельба постоянного состава офицерской артиллерийской школы 8 августа. Продолжение дивизионной стрельбы 7 августа (Мишенная обстановка на четвертый день — см. схему 7)

Произведенная нами вчера (на третий день боя) атака на гору Дальняя успеха не имела; к вечеру 7 августа наша пехота отошла до линии Окоп, высота 58,2, Гроб, юго-западная опушка Оборунского леса; наша артиллерия осталась на прежних позициях, занятых на рассвете 7 августа.

Сегодня в ночь на 8 августа левая колонна нашей дизизии овладела Лысой горой; оборонявший ее неприятель отошел в северо-западном направлении на Редут; гора Дальняя осталась в руках противника.

Задача правой колонне дивизии — при содействии левой колонны дивизии, наступающей от Лысой горы, сбить противника, занимающего гору Дальняя

Предполагаемый ход маневра 8 августа 1907 г. (исключительно только для руководителей-посредников)

1. Начальник правой колонны дивизии решает для атаки противника, обороняющего гору Дальняя, направить: с фронта — 1-й пех. полк; с левого фланга в обход этого фланга от Оборунского леса — 2-й и 3-й батальоны 2-го пех. полка; с правого фланга противника в охват этого фланга, действуя в связи с левой колонной дивизии, наступающей от Лысой горы, — 4-й батальон 2-го пех. полка; общий резерв — 1-й батальон 2-го пех. полка за 2- м и 3- м батальонами для поддержки их атаки в обход противника, обороняющего гору Дальнюю, с севера и северо-запада. Дивизиону своей артиллерии начальник правой колонны ставит задачу — содействовать атаке горы Дальняя огнем, сосредоточенным в северном ее районе, куда направляется главный, решающий удар.

Цели: № 4 — пехота противника в окопах на Дальней горе; № 3 — батарея, фланкирующая полступы к Дальней горе с востока; № 1 — батарея, фланкирующая подступы к Дальней горе с севера.

2. Движение левой колонны дивизии от Лысой горы для атаки правого фланга неприятеля, занимающего Дальнюю гору, остановлено сильным огнем батарей противника № 2 и 5.

3. Контратака пехоты противника на Лысую гору (цели № 6, 7 и 8, затем № 9 и 10) отбивается при содействии огня нашей артиллерии (сообщается просьба начальника левой колонны дивизии к ближайшей артиллерии правой колонны выручить его пехоту, атакованную неприятельской пехотой (цель № 10) и попавшей под уничтожающий огонь артиллерии противника (цель № 5). [93]

4. Взятие Дальней горы правой колонной дивизии (если действия артиллерии этой колонны будут признаны руководством успешными). Возобновление атаки левой колонны дивизии. Отступление противника к высоте 54 с Редутом под прикрытием огня неприятельских батарей № 1 и 5 и контратак пехоты противника (цели № 6, 7, 8, 9 и 10).

Подполковник Барсуков

4. VIII. 1907 г.

Двинский полигон [94]

Офицерская артиллерийская школа с 1908 г. практические стрельбы стала проводить на своем Сергиевском полигоне возле г. Луги (с 1918 г. Лужский полигон АККУКС, теперь Полигон ордена Ленина краснознаменной высшей офицерской артиллерийской школы), занимающем обширный район на весьма пересеченной местности, позволяющей вести стрельбы с разных направлений группами до 12—18 батарей и разнообразить тактические задания. Отчеты о проведенных стрельбах офицерской артиллерийской школой ежегодно представлялись на обсуждение Артиллерийского комитета ГАУ. Описания более интересных и поучительных групповых стрельб с маневрированием по тактическим заданиям, в особенности проведенных в присутствии генерал-инспектора артиллерии, по указанию которого составлялись задания для стрельб, лично им проверяемых, издавались в виде печатных брошюр и рассылались в части артиллерии для сведения и руководства.

Тактические задания для групповых стрельб с маневрированием на Лужском полигоне составляли, руководствуясь приблизительно теми же соображениями, какие служили основой для тактических заданий стрельб с маневрированием на Двинском полигоне в 1906 — 1907 гг., примеры которых приведены. Но задания для стрельб на Лужском полигоне представляют гораздо больший интерес и поучительность по сравнению с заданиями стрельб на Двинском полигоне. Примеры заданий для стрельб с маневрированием офицерской артиллерийской школы на Лужском полигоне будут приведены по разыскании необходимых архивных материалов; если же отыскать такие материалы не удастся, то будет приведен пример общего характера по памяти автора этого труда как бывшего руководителя тактики офицерской артиллерийской школы, составлявшего задания для стрельб с маневрированием и работавшего на Двинском и Лужском полигонах школы в 1905—1914 гг. по поручению генерал-инспектора артиллерии.

Старший командный состав русской полевой артиллерии, прошедший курс офицерской артиллерийской школы, был обучен, за немногими исключениями, к началу войны искусству стрельбы с закрытых позиций в совершенстве и довольно хорошо разбирался в тактических вопросах применения артиллерии в бою.

Для заканчивающих курс офицерской артиллерийской школы аттестация в знании и понимании тактики имела такое же первенствующее значение, как аттестация по искусству в стрельбе; неспособные к практическому пониманию тактики, как и неспособные к. стрельбе не получали ни батарей, ни дивизионов и переводились на службу в артиллерийские парки или на административные должности. Таким путем в годы, предшествовавшие войне, стремились подбирать старший командный состав русской артиллерии, чтобы он: был теоретически и главным образом практически вполне сведущим и в техническом и тактическом отношениях.

Большое влияние на подбор старшего командного состава оказывал генерал-инспектор артиллерии, так как без его заключения нe производилось ни одно назначение на должность командира батареи [95] и выше. Он мог давать правильную служебную оценку старшему командному составу артиллерии, так как постоянно знакомился с его деятельностью, проверяя, по большей части, лично или иногда через чинов, состоящих при нем для поручений, боевую подготовку артиллерии и бывая ежегодно на практических стрельбах большинства артиллерийских частей, а на стрельбах офицерской артиллерийской школы — не менее двух раз в год.

В старой русской армии относительно мало уделялось внимания крепостной артиллерии вообще и в частности крепостному отделу офицерской артиллерийской школы. Это обстоятельство в связи с недостатком хороших руководителей в крепостном отделе школы (выдающиеся специалисты по крепостной артиллерии бывали довольно редким исключением) послужило одной из основных причин сравнительно слабой подготовки старшего командного состава тяжелой крепостной и осадной артиллерии как в отношении тактики, так даже и в отношении техники стрельбы. Особенно слаба была подготовка командиров в сухопутных крепостях; береговая артиллерия стреляла довольно хорошо. Старший командный состав полевой тяжелой артиллерии также был слабо подготовлен, особенно в тактическом отношении, так как в первое время формирования этой артиллерии он комплектовался из офицеров крепостной и осадной артиллерии.

Весьма неблагоприятно отражалась на подготовке командиров крепостной артиллерии неудовлетворительность полигонов в районах сухопутных крепостей, где проводились стрельбы.

Крепостной отдел офицерской артиллерийской школы в последние перед войной годы вел практические стрельбы на полигоне крепости Осовец. В период стрельб этот отдел обслуживала осовецкая крепостная артиллерия, которая, следовательно, имея большую практику под руководством офицеров крепостного отдела, могла стоять в отношении искусства стрельбы и специальной подготовки выше артиллерии других крепостей. Но, как показала практическая стрельба во время опытной мобилизации крепости Осовец осенью 1912 г., командный состав артиллерии в этой крепости оказался недостаточно хорошо подготовленным в отношении стрельбы.

Малая поучительность стрельбы, проведенной в крепости Осовец во время опытной мобилизации, объяснялась не только слабой подготовкой старшего командного состава, но и неудовлетворительностью полигона Осовецкой крепости, представляющего узкую полосу поросшего кустарником болота, ограниченную справа железной дорогой, слева — деревней Сосна, расстояние между которыми было около 2 км; при этом безопасная зона для стрельбы получалась в виде щели шириной лишь около 425—640 м (200—300 саженей).

Приблизительно в таком же положении в отношении полигонов для стрельбы находились и другие русские сухопутные крепости.

Между тем боевая подготовка крепостной артиллерии могла бы быть в полной мере обеспеченной лишь при том обязательном условии, если бы она практиковалась в стрельбе со всех возможных [96] вероятных ее боевых позиций, по всем направлениям, откуда противник мог появиться перед крепостью.

С целью повышения боевой подготовки крепостной артиллерии признавалось необходимым, между прочим, преобразовать крепостной отдел в самостоятельную крепостную офицерскую артиллерийскую школу, в которой мог бы подготавливаться старший командный состав тяжелой артиллерии вообще: крепостной, осадной и полевой тяжелой. На организацию такой школы ГАУ испрашивало кредит еще в 1906 г., но по недостатку денежных средств это мероприятие не было осуществлено до начала первой мировой войны.

Артиллерийская академия имела задачей предоставить офицерам специальное высшее артиллерийское образование{750}.

Академия состояла из трех курсов: двух основных и дополнительного. Основные курсы предназначались для распространения высших специальных знаний в войсковых частях артиллерии; дополнительный курс — для офицеров, готовившихся к службе по инженерной технической артиллерийской части, а также к ученой и учебной деятельности по артиллерии.

Артиллерийская академия являлась полезной для строевых артиллерийских частей в смысле распространения среди них специальных высших артиллерийских сведений по части стрельбы и техники, но в отношении знаний тактического характера она почти ничего не давала, так как преподавание в академии имело несомненный уклон в сторону техники, а не тактики. В артиллерийской академии такие военные науки, как стратегия, тактика, фортификация, история военного искусства, военная администрация, относились к вспомогательным предметам, тогда как все отделы артиллерии, теоретическая и практическая механика, технология, химия являлись главными предметами академического курса; высшая математика, физика, французский и немецкий языки относились к вспомогательным предметам.

Офицеры, окончившие два основных курса артиллерийской академии, но не проходившие дополнительного курса, перечислялись из академии в строевые части артиллерии. Но таких офицеров было вообще немного; кроме того, обычно большинству из них предоставлялось право служить впоследствии по артиллерийской технической, административной, учебной и ученой части, куда они и переводились из строевых частей.

Офицеры, успешно окончившие академию с дополнительным курсом, назначались в технические артиллерийские заведения, артиллерийскими приемщиками на заводы, выполняющие артиллерийские заказы, и по технической, ученой и учебной части — в Артком ГАУ, Управление генерал-инспектора артиллерии, главный и окружные артиллерийские полигоны, заведующими практическими занятиями крепостной артиллерии, в артиллерийские училища, академию и другие военно-учебные заведения.

Многие офицеры, окончившие полный курс артиллерийской академии, возвращались из учреждений в строй, особенно после 1910 г., [97] когда строевые офицеры артиллерии стали материально обеспечиваться лучше офицеров инженерно-технической службы, получивших высшее артиллерийское образование.

В большинстве случаев офицеры, имевшие академическое артиллерийское образование, являлись весьма полезными для строевых частей в смысле распространения и проведения в жизнь полученных ими специальных знаний. Но более выдающиеся из них назначались руководителями в офицерскую артиллерийскую школу и начальниками учебных артиллерийских полигонов, и в строевых артиллерийских частях их оставалось немного. Еще меньше их осталось в строю артиллерии во время мировой войны, так как многие получили высшее назначение по административно-технической артиллерийской службе или были отозваны из строя для инженерно-технической службы в технические артиллерийские заведения или на заводы, мобилизованные для изготовления предметов боевого снабжения.

В общем артиллерийская академия в той организации, какую она имела в 1914 г., подготовляла не старших строевых командиров артиллерии, а инженеров артиллерийской техники, из числа которых вышло немало известных выдающихся специалистов — деятелей науки и артиллерийской техники, инженеров и изобретателей. Что же касается возлагаемой на академию задачи распространения высших артиллерийских знаний в войсках, то эта задача достигалась в ограниченной степени.

Академия Генерального штаба {751} (Николаевская военная академия) имела целью «давать офицерам высшее военное образование». Корпус офицеров Генерального штаба комплектовался офицерами, окончившими военную академию по первому разряду.

Для поступления в академию требовалось выдержать проверочные экзамены предварительно при штабе округа и затем при академии по следующим предметам: строевым уставам, тактике, артиллерии, фортификации, военной администрации, топографическому черчению, математике (арифметике, начальной алгебре, геометрии, прямолинейной тригонометрии), политической истории, географии, русскому языку, одному из иностранных языков — немецкому, английскому или французскому.

К вступительным экзаменам допускались только офицеры, прослужившие в офицерских чинах не менее шести лет в строю (до 1912 г. допускались к экзаменам офицеры, прослужившие в строю не менее трех лет).

В военной академии, как и в артиллерийской, было два класса — младший и старший (продолжительностью по одному году в каждом классе) — и дополнительный курс, на который переводились офицеры, окончившие два класса академии по первому разряду и предназначаемые для службы в Генеральном штабе. На дополнительном [98] курсе эти офицеры обязаны были успешно исполнить и защитить дипломные работы на три темы: стратегическую, тактическую и статистическую или по организации тыла армии.

Окончившие военную академию офицеры получали академический нагрудный знак, годовой оклад жалованья, четырехмесячный отпуск с сохранением содержания и право перевода из своих в другие части войск и из одного рода войск в другой. Однако правом перевода в другую часть окончившие академию офицеры фактически не могли воспользоваться, так как против этого обычно возражало общество офицеров той части, в которую они желали перевестись, ибо, занимая освобождающиеся вакансии, они тем самым мешали продвижению по службе офицерам, состоявшим в кадрах данной войсковой части. Кроме указанных преимуществ, офицеры, окончившие академию по первому разряду и предназначавшиеся к зачислению по Генеральному штабу, награждались еще орденом не в порядке очереди или получали второй годовой оклад жалованья.

Офицеры, окончившие военную академию по первому разряду и успешно исполнившие работы на дополнительном курсе, причислялись к Генеральному штабу; прочие окончившие академию офицеры отчислялись в свои части.

Офицеры, прошедшие курс военной академии, получали высшее общее военное образование и были хорошо подготовлены к специальной службе в Генеральном штабе, в особенности к службе в войсковых штабах — от штаба дивизии и выше.

Окончившие военную академию офицеры, отчисляемые в строевые части, по большей части недолго в них оставались и переводились на службу по административной или учебной части в штабы, военные управления и учебные заведения, как это бывало и с офицерами, зачисляемыми в строевые части артиллерии, окончившими два основных курса артиллерийской академии, но не проходившими дополнительного курса.

Отчисленные по окончании военной академии в строевые части офицеры приносили в общем немало пользы в смысле ознакомления строевых частей с полученными ими в академии общими сведениями военной науки, особенно в отношении прикладной тактики и применения ее на практике. В строевых частях артиллерии этим офицерам поручалось делать доклады по вопросам тактики, стратегии и военной истории, помогать руководству или самостоятельно руководить практическими занятиями по тактике и военной топографии, составлять тактические задания для практических стрельб и пр.

К офицерской артиллерийской школе был прикомандирован для организации и проведения стрельб в тактическом отношении офицер, окончивший военную академию (см. выше){752}. Этот офицер по окончании академии возвратился в строй и почти три года прослужил в своей батарее, а на время специальных артиллерийских сборов на Клементьевском полигоне Московского военного округа ежегодно [99] прикомандировывался в распоряжение начальника сборов, чтобы по своей инициативе составлять тактические задания для стрельб, руководить постановкой целей и соответственным оборудованием полигона, помогать командованию в целесообразном осуществлении практических стрельб в тактическом отношении, принимать участие в разборе и оценке тактической стороны проведенных стрельб.

Инициатива убежденного сторонника безусловной необходимости боевой подготовки артиллерии не только в отношении искусства техники стрельбы, но и обязательно в тесной зависимости и непосредственной связи с требованиями тактики, с требованиями, предъявляемыми к артиллерии пехотой и другими родами войск, была одобрена генерал-инспектором артиллерии. По его распоряжению практические стрельбы артиллерии стали проводиться с заданиями и в условиях тактической обстановки в офицерской артиллерийской школе и на артиллерийских полигонах не только Московского, но и всех других военных округов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: