Тема: Генетический ряд металлов и неметаллов
Задачи:
- сформировать представление о генетическом ряде, как группе веществ связанных последовательными превращениями и имеющих общность по составу, о генетической связи, как возможности получения одних веществ из других на основе химических свойств;
- повторить и систематизировать знания учащихся о классификации веществ, об их составе и свойствах;
- научить определять генетически связанные вещества среди других веществ, составлять генетические ряды и записывать уравнения, которые иллюстрируют взаимосвязь веществ в генетических рядах;
- продолжить развитие умений анализа, синтеза, умения обобщать и делать выводы;
- совершенствовать способности учащихся к самоанализу и самооценке.
Мотивация и целеполагание:
«Знание некоторых принципов легко
возмещает незнание некоторых фактов»
Клод Адриан Гельвеций
Обращаемся к высказыванию и задаем вопрос: «Как вы понимаете это высказывание К.А. Гельвеция?»
Известно вещество состава SeO3, какими химическими свойствами будет обладать данное вещество?
Для этого определяем классификационную группу, к которой принадлежит данное вещество, затем определяем химические свойства вещества.
Изучение нового материала:
Давайте вспомним классификацию веществ (см. схему 1):
Зная эту классификацию можно составить генетический ряд металлов и неметаллов. Генетический ряд металлов отражает взаимосвязь веществ разных классов, в основу которой положен один и тот же металл.
Различают две разновидности генетического ряда металлов. В основе первой разновидности выступает генетический ряд, в котором в качестве гидроксида выступает щёлочь. Этот ряд может быть представлен следующей цепочкой: металл → основный оксид → основание (щёлочь) → соль.
|
Например, генетический ряд кальция: Ca → CaO → Ca(OH)2 → CaCl2.
Другая разновидность генетического ряда металлов представлена рядом, где в качестве гидроксида представлено нерастворимое основание. Этот ряд представлен следующей цепочкой: металл → основный оксид → соль → основание → основный оксид → металл. Например, генетический ряд меди: Cu → CuO → CuCl2 → Cu(OH)2 → CuO → Cu.
Генетический ряд неметаллов отражает взаимосвязь веществ разных классов, в основу которой положен один и тот же неметалл. Здесь также можно выделить две разновидности. В первом генетическом ряде в качестве гидроксида выступает растворимая кислота и цепочка превращений имеет общий вид: неметалл → кислотный оксид → кислота → соль. Например, генетический ряд серы: S → SO2 → H2SO3 → Na2SO3. Другая разновидность генетического ряда неметаллов отличается тем, что в ней в качестве гидроксида выступает нерастворимая кислота. Тогда цепочка превращений будет иметь вид: неметалл → кислотный оксид → соль → кислота → кислотный оксид → неметалл. Например, генетический ряд кремния: Si → SiO2 → Na2SiO3 → H2SiO3 → SiO2 → Si.
Обобщение и систематизация знаний:
Тест с последующей проверкой.
Часть А. (задания с одним правильным вариантом ответа)
1. Генетический ряд металла – это:
а) вещества, образующие ряд на основе одного металла
б) вещества, образующие ряд на основе одного неметалла
|
в) вещества, образующие ряд на основе металла или неметалла
г) вещества из разных классов веществ, связанных превращениями
Часть В. (задания с 2-мя и более правильными вариантами ответа)
1. Установите соответствие между формулами исходных веществ и продуктов реакции:
Формулы исходных веществ Формулы продуктов
1. Fe + Cl2 A) FeCl2
2. Fe + HCl Б) FeCl3
3. FeO + HCl В) FeCl2 + H2
4. Fe2O3 +HCl Г) FeCl3 + H2
Д) FeCl2 + H2O
Е) FeCl3 + H2O
2. Раствор сульфата меди (II) взаимодействует:
а) гидроксид калия (раствор)
б) железом
в) нитратом бария (раствор)
г) оксидом алюминия
д) оксидом углерода(II)
е) фосфатом натрия (раствор)
Закрепление и контроль знаний:
1. Зная, что барий – металл, составьте генетический ряд его соединений, дайте названия его членам, укажите классы, к которым они относятся. Запишите уравнения химических реакций, с помощью которых можно осуществить генетические переходы внутри составленного вами ряда.
2. Из приведенного перечня выпишите формулы веществ, составляющих генетический ряд фосфора: Na, Na2SO4, P2O5, AlCl3, S, H3PO4, K3PO4, N2, KOH, P, MgO. Составьте схему взаимосвязи членов генетического ряда, дайте им названия и укажите классы, к которым они относятся. Запишите уравнения химических реакций согласно генетическим переходам внутри ряда.
3. Из предложенного перечня выпишите формулы веществ, составляющих генетический ряд магния: Ca, HCl, MgO, MgCl2, HNO3, C, Cu(OH)2, Mg, Cl2, Mg(OH)2, KOH. Составьте схему взаимосвязи членов генетического ряда магния, дайте им названия и укажите классы, к которым они относятся. Запишите уравнения химических реакций согласно генетическим переходам внутри ряда.