Астрология в жизни христианина




 

Выдающийся подвижник благочестия, преподобный Иустин Попович, в своих произведениях неоднократно повторяет, что только одна новость есть на свете – новость Воскресения Христова. Остальное же, что происходит вокруг нас – уже было и это не новость. Эта мысль преподобного Иустина принимает особенную остроту и актуальность при обращении к духовным болезням, свойственным человечеству на протяжении всей его истории. Одной из таких болезней является склонность к различным суевериям и оккультным практикам, стремлением дополнить Божий промысел о человеке в попытках узнать свое будущее.

Среди оккультизмов и суеверий, имеющих древнюю историю и сохраняющих популярность среди людей, слабых в вере, видное место занимает астрология. Эта практика изначально претендовала на интеллектуальную элитарность: астрологи позиционировали себя как источник тайного знания о грядущем как в масштабах всего человечества, так и в отношении конкретного лица. Востребованность астрологов поддерживалась проистекавшей из языческих учений фаталистической убежденностью, которая нашла свое отражение в мифологии и религиозных воззрениях древних народов.

Евангельская проповедь, несомненно, нанесла существенный удар по репутации астрологии, заново открыв идеал духовной свободы и благого промысла Бога о мире и человеке как любимом и высшем творении, наделенном свободной волей. Однако астрология попыталась сохранить свое влияние – во-первых, она попыталась претендовать на научность, стараясь отмежеваться от иных оккультных практик через демонстративное указание на использование математических вычислений в своих изысканиях. Во-вторых, астрологи в целях апологии своего учения стали ссылаться на поклонение волхвов родившемуся Христу, смещая акцент в этом событии на астрологические вычисления. Основываясь на данной аргументации и продолжая эксплуатировать интерес человека к неведомому будущему, астрология и сегодня продолжает пользоваться спросом, несмотря на то, что современное общество отличается высокой степенью скептицизма в духовных вопросах.

Прежде чем мы обратимся к существу противоречий между православным вероучением и практикой астрологических изысканий, следует указать на несостоятельность изложенных выше аргументов в защиту астрологии. Прежде всего, использование математических вычислений само по себе не является критерием научности. Что же касается поклонения волхвов, то здесь имеет место не торжество астрологии, а, наоборот, ее посрамление, на что убедительно указывают святоотеческие толкования.

Прибегая к астрологическим изысканиям, человек фактически отрицает православное вероучение. Это заключение кажется категоричным лишь на первый взгляд: будучи убежденным в онтологической связи между физическим расположением и активностью небесных светил и собственными действиями, астролог тем самым отвергает учение о промысле Божием. Более того, жизнь поклонника астрологии определяется уже не благим произволением, а беспощадным фатумом, исключающим всякое сочувствие к человеку. Этот фатум можно уподобить слепым Мойрам – персонажам античной мифологии, не имеющим понятия о тех, чьи жизни они прерывают, обрезая тонкую нить. Человек, убежденный в истинности астрологических прогнозов, превращает свою жизнь в исполнение неизменяемой программы действий, фабрику рока, отказываясь от высшего дара Бога – свободной воли.

Вторым негативным следствием из принятия астрологии является возможность для оправдания любого действия влиянием небесных светил. Фатализм полностью снимает нравственные ограничения и запреты, поскольку в его рамках все можно оправдать предзаданностью судьбы. А в контексте астрологии фатализм увязывается с определенными чертами характера, закономерностями поведения, особенностями темперамента людей, напрямую зависящими от того, под знаком какой звезды родился человек.

На последнее утверждение убедительное опровержение было найдено еще в V веке выдающимся христианским автором Аврелием Августином. Августин в качестве контраргумента приводил пример с близнецами: по мысли богослова, они «весьма часто при рождении получают одни и те же созвездия, однако живут различно, различно бывают счастливы или несчастны и различно умирают». Следовательно, дата рождения и гороскоп не могут оказать на человека онтологическое влияние.

Отдельного упоминания заслуживает и аргументация астрологов к тому, что определенные события, обозначенные в прогнозах и гороскопах, имеют свойство сбываться. Здесь православный христианин может возразить, что само по себе прорицание будущего не является безусловным доказательством благости. Кроме того, человек, верящий в астрологические вычисления, стремится полностью следовать предписаниям гороскопа, пытаясь подогнать свою жизнь под заданные рамки. То есть достижение цели связывается с полным отказом от свободы воли, что противоречит православному вероучению, как уже говорилось выше.

Также стоит принять во внимание, что увлечение астрологией является очевидной попыткой снять с себя ответственность за свои поступки.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: