Для более подробного изложения точки зрения А.И.Мартынюк по данному вопросу представим данную информацию в виде таблицы (см. Таблицу 2).
Таблица 2.
Типы девиантного поведения
№ пп | Типы девиантного поведения | Краткая характеристика типа поведения |
1. | Деликвентное | Девиантное поведение, в крайних своих проявлениях являются действиями, влекущими за собой уголовное наказание. Характерно для личностей: - с неустойчивым внутренним миром; человек совершает преступление под влиянием обстоятельств, или окружающих лиц; - с высоким уровнем правосознания, но пассивным отношением к другим нарушителям правовых норм; - могут лишь случайно совершить преступление. Часто делинквентные действия опосредуются ситуационно-импульсивными или аффективными мотивами. |
2. | Аддиктивное | Характеризуется формированием стремления к бегству от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния через употребление некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на некоторых видах деятельности, направленное на развитие и поддержание интенсивных эмоций. Главный мотив для формирования такого типа поведения у этих личностей – им кажется скучным окружающий мир. Основная черта в поведении – стремление к бегству от реальности (бегство в тело, в работу, в контакты или одиночество, в фантазии). |
3. | Патохарактерологичный | Поведение, обусловлено патологическими изменениями характера, которые сформировались в процессе воспитания: расстройствами личности (психопатии), явно выраженными акцентуация характера, невротическим развитием. Проявляются в виде невротических навязчивостей и ритуалов, которые пронизывают всю жизнедеятельность человека и имеют целью снять состояние эмоционального напряжения я и тревоги. |
4. | Психопатологический | Как правило, основывается на психопатологических симптомах или синдромах, являющихся проявлениями тех или иных психических заболеваний. Девиантное поведение может проявляться через: - нарушение восприятия - галлюцинации или иллюзии, - нарушения мышления, - нарушение волевой активности. Разновидность – аутодеструктивное поведение, когда агрессия направлена против себя (суицидальное и парасуицидальное поведение, наркотизация и алкоголизация). |
5. | Девиации, обусловленные гиперспособностями человека | Человек с проявлениямиодаренности, таланта, гениальности в какой-то одной из деятельностей. Отклонение в сторону одаренности в одной сфере часто сопровождается девиациями в повседневной жизни - человек существует в действительности и одновременно как бы живет в собственной реальности. |
|
Тип девиантного поведения определяет форму ее обнаружения (одна форма может быть обусловлена различными типами). Кроме сравнительно хорошо изученных и имеющих на данный период достаточное количество проверенных на практике способов лечения, профилактики видов девиантного поведения (алкоголизация, бродяжничество, гомосексуализм, суицид, наркотизация, проституция, различные формы и виды психопатий и т.п.), считаем наиболее интересным и актуальным более подробно остановиться на сравнительно новых видах девиантного поведения. Кстати, некоторые ученые называют их неклассическими[20]. К ним можно, по мнению исследователей, отнести следующие виды отклоняющегося поведения:
|
- терроризм;
- компьютерная или интернет-зависимость;
- игромания (влечение к азартным играм различного рода и свойства).
Наш выбор именно этих видов отклоняющегося поведения обусловлен тем, что среди молодежи и подростков именно они имеют максимальное распространение по количеству и силе воздействия (особенно – в сравнении с взрослыми представителями общества).
Терроризм, который буквально несколько лет назад был в России, да и в целом в мире, был представлен единичными фактами, очень быстро, просто стремительно, перерос практически в нашу ежедневную жизнь. едва ли не в повседневную реальность современной жизни. Одно только существование целого террористического государства ИГИЛ, со своим устройством, армией, СМИ, фанатами его идей приводит весь мир в ужас от своей собственной беспомощности перед новым лицом терроризма. Некогда это были единицы, индивидуумы, выбравшие для себя именно такой путь и способ жизнеутверждения, реализации своих идей. Но теперь – это массовое явление, борьба с которым пока не дает никаких результатов. Наоборот – практически массовое воздействие на молодежь, которая потом по тем или иным причинам перемещается в ИГИЛ для дальнейшей службы на благо его разрушительных идей. Именно поэтому считаем необходимым рассмотреть терроризм в числе девиантных типов поведения.
«В условиях развала сложившихся стереотипов в области морали, политики, экономики и права утрачены прежние, десятками лет вырабатывавшиеся механизмы упорядочения и регулирования отношений, прямо или косвенно влияющих на основы государственного и общественного устройства. Фактически в значительной степени утрачены такие дисциплинирующие и цементирующие общественную жизнь начала, как патриотизм, чувство долга, нравственность, интернационализм. Современная социальная и политическая мировая действительность воспроизвела целый комплекс факторов, которые прямо порождают или косвенно благоприятствуют возникновению противоправных посягательств и их реализации. Один из наиболее опасных и поражающих - терроризм - использование силы в политических целях, специфическая форма насилия»[21], - так считает К.Н.Салимов.
|
Ученые определили специфический набор личностных черт, которыми обладают террористы или личности, склонные к такому поведению. В большей части эти характеристики аналогичны тем, которые присущи приверженцам религиозных культов. «В террористических организациях обычно велик процент агрессивных параноидов. Их члены склонны к экстернализации, к возложению ответственности за неудачи на обстоятельства и поиску внешних факторов для объяснения собственной неадекватности. При всем различии террористических группировок всех их объединяет слепая преданность членов организации ее задачам и идеалам.
Чаще всего членами террористических организаций становятся выходцы из неполных семей, люди, которые по тем или иным причинам испытывали трудности в рамках существующих общественных структур, потеряли или вообще не имели работу. Чувство отчуждения, возникающее в подобных ситуациях, заставляет человека присоединиться к группе, которая кажется ему столь же антисоциальной, как и он сам. Террористами становятся выходцы из групп риска, которые с детства испытывали проблемы с самооценкой. Идентификация с террористической группой обеспечивает таким людям социальную роль, хотя и негативную. Порвать с группой для террориста почти невозможно — это равносильно психологическому самоубийству.
Террорист имеет столь низкую самооценку, что для него отказаться от заново обретенной самоидентификации практически невозможно. Эти вовсе не авторитарные люди становятся, таким образом, членами жестко авторитарных групп. Включаясь в такую группу, они обретают защиту от страха перед авторитаризмом. При этом любое нападение на группу воспринимается ими как нападение на себя лично. Соответственно любая акция извне значительно увеличивает групповую сплоченность»[22].
Описывая мотивацию террористической деятельности, Д.В.Ольшанский выделяет семь типов мотивов:
«1) Меркантильные мотивы. Для определенного числа людей занятие террором - это способ заработать деньги.
2) Идеологические мотивы. Такой мотив возникает как результат вступления человека в некую общность, имеющую идейно-политическую направленность.
3) Мотивы преобразования и активного изменения мира. Эти мотивы связаны с переживанием несправедливости в существующем устройстве мира, с желанием его преобразования на основе субъективного понимания справедливости.
4) Мотив власти над людьми. Через насилие террорист утверждает себя и свою личность. Вселяя страх в людей, он укрепляет свою власть.
5) Мотив интереса и привлекательности террора как сферы деятельности. Террористов может привлекать связанный с террором риск, разработка планов, специфика осуществления террористических актов.
6) Товарищеские мотивы эмоциональной привязанности в террористической группе. Такими мотивами могут быть: мотив мести за погибших товарищей, мотивы традиционного участия в терроре, потому что им занимался кто-то из родственников.
7) Мотив самореализации. Это парадоксальный мотив. С одной стороны, самореализация - удел сильных духом людей. С другой стороны, подобная самореализация - признание ограниченности возможностей, констатация несостоятельности человека, не находящего иных способов воздействия на мир, кроме насилия»[23].
Нужно отметить, что современный террорист имеет несколько другое лицо – зачастую это молодые люди из хороших и вполне благополучных семей, имеющие или еще только получающие высшее образование, иногда –зарекомендовавшие себя социально активными и сознательными членами общества. Причиной перехода в террористические организации в таких случаях чаще всего объясняют личные мотивы (отношения между юношами и девушками, поездка к близкому человеку и т.п.).
Например – недавняя нашумевшая история с Варварой Карауловой, которая почти не объяснила широкой публике причины своего поступка, прикрыв любые мотивы такого неожиданного поведения лирической историей. И таких фактов становится всё больше. Дошло до того, что государство вынуждено ограничить доступ молодежи к определенным сайтам. Хотя это по нашему мнению не очень эффективно и реально как с технической, так и с моральной точки зрения.
Следующий вид девиантного неклассического поведения – компьютерная зависимость.Стремительное развитие технического прогресса не всегда остается только позитивным социальным и общественным явлением. Существуют, и в последнее время мы всё чаще узнаем об этом, и отрицательные стороны развития науки и техники для человека. Одна из этих сторон – результаты всеобщей компьютеризации. На положительных и полезных характеристиках этого процесса мы останавливаться не будем. Нас интересует отклоняющееся поведение несовершеннолетних, связанное с использованием компьютеров. Оставляя некоторые подробности и частности в стороне, обозначим проблемы, которые несет в себе умение (или неумение) пользоваться компьютером.
«- Компьютер как средство административного принуждения. Невозможность трудоустройства без знания ПК; давление на персонал и слежка за его действиями с помощью администрирования локальных сетей; постоянное т.н. «дистанционное обучение», обязательное во многих коммерческих организациях, и т.д.
- Компьютер как мотивационный фактор. Человек вынужден сопровождать своим вниманием и деятельностью постоянные изменения в конъюнктуре компьютерного рынка. Но эта потребность – потребность навязанная ему извне, вынужденная. При этом она легко может привести к неадекватному поведению – компьтеризации как смыслообразующего ядра личности.
- Компьютер и Интернет как средства психологического замещения и источник аддикции. Это – наиболее очевидный отрицательный фактор. Он связан с проблемами игровой зависимости, избыточного, бесцельного или навязчивого пребывания в сети, и т.п. Обобщенно: компьютер и Интернет превращаются для индивида в соблазн и средство заместить подлинную жизнь в реальном мире пребыванием в вымышленной действительности.
- Компьютер и Интернет как средства для прямой реализации девиантного поведения. К этой категории можно отнести:
- собственно хакеров (взлом сетей - без обязательного наличия корыстного мотива, но с обязательным мотивом самоутверждения);
- сетевые сообщества деструктивной направленности (доминируют коммуникативный мотив, мотив самореализации, асоциальные установки. Деятельность таких групп и отдельных хулиганов направлена на создание помех работе общедоступных Интернет-ресурсов, их дискредитацию, оскорбление посетителей. Чаще всего, в поведении таких лиц наблюдаются отчетливые признаки психопатических черт).
- компьютерную преступность (компьютерное воровство, проникновение в закрытые сети с корыстной целью, распространение порочащих кого-либо сведений, пропаганда насилия, распространение порнографии)[24].
Вот еще одно мнение специалиста по данной проблеме. С.В.Бондаренко определяет также факторы, способствующие девиантному поведению молодежи в киберпространстве:
«- отсутствие (или недостаточно проработанные законодательные акты) законодательно установленных норм поведения индивидов в киберпространстве,
- технологический детерминизм, лежащий в основе государственной и региональной политики, в вопросах компьютеризации различных сторон жизни социума;
- недостаток или отсутствие (в зависимости от территории) подготовленных специалистов, а также образовательных программ, направленных на подготовку специалистов, способных на профессиональном уровне осуществлять противодействие виртуальным сетевым сообществам девиантного поведения и профилактику возникновения такого рода сообществ;
- привлекательность в молодежной среде действий «хакеров», совершающих взлом компьютерных систем, вызванная сформировавшейся молодежной субкультурой;
- финансирование функционирования экстремистских виртуальных сообществ из-за рубежа»[25].
Завершая тему, нужно подчеркнуть, что по нашему мнению подростки и молодежь сегодня становятся наиболее уязвимыми категориями населения, которые испытывают на себе мощнейшее воздействие различных политических, экономических, социальных и идеологических факторов. Эти факторы вполне могут оказать негативное влияние на молодежь, тем самым сформировав в них склонность к девиантому поведению.
2.2. Особенности девиации у подростков
Как уже неоднократно было сказано выше, - девиантное поведение – отклоняющееся поведение, выражающееся в совершении поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе. Данный раздел нашего курсового проекта посвящен рассмотрению особенностей девиантного поведения несовершеннолетних. В связи с этим нужно обратить внимание на то, что в психолого-педагогической литературе существует дифференцированный подход к характеристике отклоняющегося поведения исследователи выделяют «четыре варианта отклоняющегося поведения:
1) отклонения, не являющиеся нарушением общепринятых этических норм;
2) нарушения общепринятых норм, не являющиеся правонарушениями (жадность, эгоизм, замкнутость, жестокость, недоверчивость), но которые, оставшись без внимания, могут привести к правонарушениям;
3) правонарушения, т. е. поведение, нарушающее правовые нормы;
4) отклоняющееся поведение, в значительной степени обусловленное патологическими факторами, заболеваниями»[26].
При организации и проведении коррекционной работы к разряду детей с отклоняющимся поведением принято относить тех, кто характеризуется как трудновоспитуемый. Данная характеристика указывает на «затруднения в воспитании, формировании личности ребенка, на его неспособность или нежелание усваивать педагогические воздействия и активно на них реагировать. Трудновоспитуемость может проявляться как результат возрастного кризиса ребенка или как следствие дефекта психического и социального развития»[27].
При отсутствии полноценной и своевременной коррекционно-педагогической работы у ребенка возникает состояние педагогической запущенности. «Педагогически запущенный – это ребенок, для которого характерен низкий уровень воспитанности и сформированное важнейших социальных качеств личности, актуальных для соответствующего возраста. Для данной категории детей характерно хроническое отставание по учебным дисциплинам, интенсивное сопротивление педагогическим воздействиям, негативное отношение к учебе»[28].
Результатом педагогической запущенности подростка могут стать социальная запущенность и правонарушения. Социально запущенные дети и подростки – это несовершеннолетние с отсутствующими профессиональной направленностью, полезными навыками и умениями. У таких детей просматривается значительное сужение (или – полное отсутствие) сферы социальных интересов.
В целом девиантным подросткам свойственны такие особенности эмоционально-волевой сферы, как повышенная тревожность, дефектность ценностной системы, особенно в области целей и смысла жизни. Они чаще всего, практически постоянно проявляют такие черты характера, как импульсивность, раздражительность, вспыльчивость, агрессивность, конфликтность, что значительно усложняет коммуникацию таких несовершеннолетних с обществом, социумом и формирует существенные трудности при их воспитании.
«Подростковые девиации отличаются высокой личностной включенностью, заниженной критикой к совершенному проступку и возможностью рецидива. При этом зачастую самим подростком проступок оценивается как выражение самостоятельности и проявление некоего «геройства». Наиболее часто несовершеннолетними совершаются правонарушения в отношении сверстников или других лиц, которые характеризуются как нарушение прав и безопасности личности, то есть подростки в отношении этих лиц применяют агрессию»[29].
Несовершеннолетние с асоциальной агрессией значительно различаются с более благополучными в социальном плане ровесников. Агрессивные подростки, преступающие законодательство, не верят никому, сторонятся обстоятельств, когда они могут попасть в эмоциональную подчиненность. Они менее благожелательно относятся к ровесникам, почти не испытывают вины за агрессивное поведение, покоряются больше внешним, а не внутренним ограничениям. Агрессивное поведение подростков делится исследователями на две группы:
1. Несоциализированные формы, которые не имеют враждебного характера и цели нанесение урона другому человеку.
2. Социализированные формы, несущие в себе враждебность и цель - причинить урон другому.
Психологической целью агрессии может быть как причинение страдания и вреда жертве, так и достижение иных результатов. «Наиболее распространенными целями агрессивного поведения могут быть:
- причинение боли жертве;
- месть за перенесенное страдание;
- причинение ущерба;
- доминирование, власть над другим человеком;
- получение материальных благ;
- аффективная разрядка, разрешение внутриличностного конфликта;
- самоутверждение, повышение самооценки, сохранение самоуважения;
- защита от реальной или воображаемой угрозы и страдания;
- отстаивание личностной автономии и свободы;
- завоевание авторитета в группе сверстников;
- удаление препятствий на пути к удовлетворению потребностей;
- привлечение внимания к своей персоне»[30].
Характерной особенностью агрессивного поведения в несовершеннолетнем возрасте становится подчиненность подростка группе ровесников при практически полном разрушении престижа и влияния взрослых.
В некоторых эпизодах зачинателями агрессивного поведения могут стать подростки-аутсайдеры, дезадаптированные и пытающиеся самоутвердиться с помощью агрессии. Проявление агрессивности обусловливается статусом несовершеннолетнего в группе. Максимально значительный уровень агрессии отмечается у лидеров и «отверженных».
Нужно отметить, что агрессивное поведение несовершеннолетних, причем – независимо от пола и территориального размещения, является не однородным явлением, а обладает различными внутренними и внешними причинами и определяется возрастными особенностями, субъективными и персональными целями, причин, обусловливающими его происхождение и зарождение.
К особой группе девиантов можно причислить несовершеннолетних с предрасположенностью к суицидальным действиям, поведению. Такое поведение, направленное на саморазрушение, оценивается как действие безнадежности, невозможность или нежелание далее распоряжаться своей жизнью. Подростковый суицид в целом воспроизводит взрослый, но при этом обладает своей спецификой, определенной возрастными особенностями. Подростковый суицид чаще всего подражателен, несет на себе линии героического или романтического поведения с элементами игры и демонстрации.
«Психологический смысл подросткового суицида - крик о помощи, стремление привлечь внимание к своему страданию. Настоящего желания умереть у подростков, как правило, нет; представление о смерти крайне расплывчато и инфантильно. Смерть представляется в виде желательного сна, отдыха от невзгод, в ней видится способ наказать обидчиков.
Суициду предшествуют кратковременные конфликты в разных сферах отношений: бытовых, учебных, личных. Конфликт представляется подростку как крайне значимый, вызывал внутренний кризис и драматизацию состояния. В связи с этим суицидальное поведение регулируется скорее аффектом, порывом, чем продумыванием и обоснованием»[31].
У подростков нередки не столько законченные суициды, сколько замыслы и попытки. Наличествует демонстративно-шантажное поведение, которое рассчитывает не столько на смерть, сколько на влияние на значимых лиц. При таком поступке несовершеннолетний в действительности не планирует умирать и предпочитает суицид как метод воздействия на житейские ситуации и людей, которые могут устранить эти ситуации или внести в них необходимые корректировки.
Трудные и негативные жизненные обстоятельства, неверное и ошибочное семейное воспитание, низкий образовательный и культурный уровень развития личности окружающих воздействуют на многих. Но при этом нужно отметить, что совсем не каждый, поставленный в эти условия несовершеннолетний формируется как личность с девиантным поведением. Такое поведение у несовершеннолетних вырабатывается в единении внешних и внутренних факторов, существенным среди них признается предрасположенность личности подростка к внутреннему принятию своего отклоняющегося поведения, что прежде всего и в большинстве случаев зависит от психологических особенностей несовершеннолетнего.
2.3. Социальное воздействие
«Социальная работа, или - социальное воздействие, представляет особый вид деятельности, цель которой — удовлетворение социально гарантированных интересов и потребностей отдельных личностей, а также различных групп населения. Под методами социальной работы понимаются способы, совокупность приемов и операций достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи.
Многие методы, используемые в социальной работе, являются междисциплинарными, что предопределяется универсальным характером социальной работы как вида деятельности. Поэтому, характеризуя методы социальной работы, их делят на экономические, правовые, политические, социально-психологические, медико-социальные, административно-управленческие и другие»[32].
Объектом социальной работы становятся те, кто не может обойтись без посторонней квалифицированной и профессиональной в различных направлениях помощи. Это могут быть пожилые люди, пенсионеры и инвалиды, инвалиды; тяжелобольные дети и взрослые; граждане, семьи, попавшие в трудную жизненную ситуацию или социально опасное положение.
Мы остановимся на тех несовершеннолетних, которые проявляют признаки или уже собственно девиантное поведение в различных его видах и стадиях развития. Поведение отдельных несовершеннолетних привлекает внимание несоблюдением общепринятых норм, неадекватностью непринятием советов и рекомендаций. Такое поведение в значительной степени отличается от поведения соблюдающих нормативные требования семьи, школы и общества. Кузубова М. и другие ученые[33] выделяют пять уровней отклонения поведения:
I — первичный;
II — рецидивно-некриминальный;
III — асоциальный;
IV — предпреступный;
V — рецидивно-криминальный.
Первичный уровень - в неустойчивых ценностных ориентациях приоритетами становятся друзья, семья, здоровье, ум, профессия, любовь, творчество; отвергаются - воровство, агрессия, вредные привычки. У подростка иногда показываются текущие - неадекватные, не соответствующие его потенциалам отметки в школе.
На рецидивно-некриминальном уровне отмечается изменение ценностных ориентаций, приоритеты - красивая одежда, внешность. Отвергаются: послушание, дисциплина, семейные нормы. Подросток показывает итоговую неуспеваемость по 1–2 предметам. «Я-концепция» вырабатывается полностью негативной.
На асоциальном уровне - еще большее смещение ценностей, приоритеты - красивая одежда, карьера, деньги, развлечения; понятия «труд», «семья», «школа» чаще всего полностью отвергаются. Итоговая неуспеваемость — более чем по одному предмету. Образуются устойчивые обратные связи в асоциальной сфере, формируются фрустрации пассивного (лень) или активного (агрессия) типа.
На предпреступном уровне приоритеты - физическая сила, внешность, деньги, развлечения; понятия дружбы, чести, любви, труд, образование, творчество презираются. Неуспеваемость по большинству предметов. Присуща самореализация в негативной сфере (удовлетворение своего «Я знаю, Я нравлюсь, Я способен, Я защищен» в криминальной среде); функционирование комплекса неполноценности (реванш).
На рецидивно-криминальном уровне признаются лишь гипертрофированные «ценности» делинквентной среды: неограниченная власть, агрессивная физическая сила, развлечения, деньги; презираются: физический и другой труд, любовь, искусство, интеллигентность, книги, половая мораль. Происходит полный разрыв связей с учебным процессом. Для рецидивно-криминального уровня девиаций свойственно: отнесение к криминальной группировке, регулярное пренебрежение ко всем критериям позитивного социального поведения; нарушение всех морально-нравственных запретов; систематически-повторяющееся криминальное, уголовно наказуемое нарушение норм поведения, освоение криминальной субкультуры.
По мнению специалистов (педагогов, психологов, юристов и т.д.) с несовершеннолетними, у которых не отмечается девиантное поведение, и несовершеннолетними, включенными в первый уровень отклонения поведения, нужно организовывать профилактическую работу девиантного поведения. Остальные несовершеннолетние обязаны подвергаться коррекционной работе.
К возможным способам решения проблемы девиантного поведения можно отнести следующие методы: изоляция, лечение, психотерапия и психокоррекция, а также их сочетание в зависимости от «глубины» нарушенного поведения. Временами из-за опасности приходится отдавать приоритет контролированию, сдерживанию и изоляции. Но нужно отметить, что в тех ситуациях, когда девиантное поведение несовершеннолетних подвергается контролю только с внешней стороны, не вырабатывается внутренний контроль личности. В таких случаях, выбившись из-под опеки и контроля, несовершеннолетние вновь уходят к девиантным поступкам, зачастую становясь еще более агрессивными, мстительными. Исследования показали, что строгий контроль и сплошные ограничения несовершеннолетних с девиантным поведением не могут вернуть их к норме. Позитивных трансформаций таким путем практически не добиваются.
Таким образом, проблема состоит не в том, чтобы применять психотерапию и психокоррекцию. Вопрос заключается в том, чтобы определить, какой собственно тип психотерапевтического воздействия применить в той или иной ситуации. Главный выбор - между использованием культуры наказания и культуры безопасности, справедливости и конструктивной заботливости.
Чтобы компетентно создавать эффективное взаимодействие с девиантами, необходимо:
1) определить подлинную цель провинности;
2) избрать вариант поведения для незамедлительного вторжения в обстоятельства и остановки демонстрирования такого поведения выходки;
3) определить план своего поведения, что должно постепенно уменьшить количество аналогичных провинностей в будущем времени.
Самое главное и первостепенное – построить индивидуальное знакомство с девиантными несовершеннолетними. Это сможет быть хорошей помощью тогда, когда появится надобность улаживания конфликтной ситуации. Умение слушать собеседника активно при этих обстоятельствах жизненно необходимы. «Обратная связь» в части проговаривания эмоций и планов несовершеннолетних-девиантов поддерживает при корректировке ошибочного понимания прочих и содействует внимательному взаимоотношению. Предпочтительно использовать «Я-сообщения» вместо «Вы-сообщений».
Потом необходимо определить дисфункциональную систему убеждений, идентифицировать ее, выявить сущность. Существенно в данной работе максимально корректно наметить поведение и конкретно установить проблемы. При этом психологу надлежит сторониться решения проблем за несовершеннолетнего. Нужно поддерживать его самостоятельность при выборе правильных решений, предоставлять возможность независимо определять альтернативные варианты и продумывать, просчитывать способы решения проблем. Поощряя несовершеннолетних делать что-либо конструктивное, психологу надлежит признавать это для общего сведения.
Схему работы с несовершеннолетними группы риска более подробно, системнои поэтапно можно представить и в следующем виде (Таблица 3).
Таблица 3
Система работы с детьми и подростками группы риска
Первый этап
Этап | Цели | Основные направления в работе | Методы и приемы в изучении и перевоспитании |
Начальный (ознакомительный) диагностический | Изучить личность трудного подростка и выявить причины его трудновоспитуемости | 1. Собрать общие данные о подростке (ФИО, возраст, состав семьи и т.д.) | 1. Изучение документальных данных на подростка (личное дело, характеристика, справка о состоянии здоровья) |
2. Изучить окружающую социальную микросреду подростка, в которой он развивается и воспитывается в настоящее время | 2. Беседа с родителями, педагогами, самим подростком | ||
3. Психологическое диагностирование для выявления личностных черт, обеспечивающих взаимодействие (для учета психологической совместимости «лидер - подчинение» и т.п.) | 3. Наблюдение за деятельностью и поведением подростка | ||
4. Выявить негативные стороны личности подростка | 4. Метод создания специальных ситуаций, помогающих выявить «ведущую линию аморального поведения» подростка | ||
5. Выявить степень работоспособности подростка, ее возможность к обучаемости, отношение к труду | 5. Метод независимых характеристик | ||
6. Определить на базе полученных результатов подлинные причины трудновоспитуемости подростка | 6. Метод опроса (анкетирование) с целью выявления интересов, симпатий, склонностей, способностей подростка и т.д. |
Коррекционно-развивающая работа
Этап | Цели | Основные направления в работе | Методы и приемы в изучении и перевоспитании |
Промежуточный (переориентационный) преобразующий | Формировать положительный стереотип поведения | 1. Формирование доверительных отношений, не снижая требований к подростку | Методы: 1. Метод, направленный на стимулирование интереса и приобщение подростка к труду 2. Метод поощрения 3. Метод педагогического требования 4. Метод переубеждения 5. Метод упражнения 6. Метод самовоспитания (самовнушение) |
2. Предоставление возможности заняться любимым социально значимым делом с обязательным достижением конкретного успеха | |||
3. Создание условий для поддержки самоценной активности подростка. Показ подростку интересных сторон коллективной жизни в классе | |||
4. Постоянный навязчивый контроль за ходом деятельности (учебной, трудовой) подростка, с организацией конкретной помощи | Приемы: 1. Разъяснение нравственных понятий 2. Развитие интересов и формирование перспектив в учебе, труде 3. Проявление доверия 4. Внесение творческого начала в совместную деятельность | ||
5. Постоянное создание воспитательных ситуаций (общественные поручения, соревнования, оказание доверия, постоянное включение в совместную коллективную жизнь) | |||
6. Стимуляция положительного развития личности и подростка через метод педагогического «взрыва» | |||
7. Формирование у подростка потребности в развитии личности, личностного самоопределения |
Профилактическая работа
Этап | Цели | Основные направления в работе | Методы и приемы в изучении и перевоспитании |
Заключительный | 1. Сформировать положительный стереотип поведения подростка 2. Формировать у подростка потребности к самовоспитанию | 1. Включение подростка в коллективную трудовую деятельность по освоению и преобразованию окружающей его действительности мира предметов, процессов, вялений и отношений между людьми | 1. Метод проведения беседы с использованием приемов самоанализа, достигнутых результатов 2. Методы поощрения и наказания 3. Метод самоисправления 4. Метод «взрыва» 5. Метод переубеждения 6. Метод преувеличивания 7. Метод самовнушения 8. Метод переключения 9. Приемы педагогического стимулирования положительного поведения 10. Метод личного приема 11. Метод содействия и творчества |
2. Формировать убежденность в нелепости своего прошлого поведения | |||
3. Совместные усилия в организации жизни и быта подростка. Принятие совместных обязательств | |||
4.Постоянное предоставление возможностей в правильной реализации социальных потребностей (в учебе, труде, спорте, общении и т.п.) | |||
5. Принятие решительных мер в устранении негативного воздействия окружающей среды (разрыв с группой социального поведения) |
Для того, чтобы более точно определиться с выбором метода работы при проведении социальной работы по корректировке девиантного поведения, нужно более точно разобраться в том, какие методы применительны в данной работе. По мнению специалистов[34] здесь могут быть применены следующие методы (Таблица 4).
Таблица 4
Психолого-педагогические методы работы
с девиантными несовершеннолетними