Повышение качества управления ЖКХ




 

Выделим основные направления повышения качества управления, которые будет способствовать повышению эффективности функционирования сферы ЖКХ.

1. Развитие методов стратегического планирования, которые должны включать всю систему инструментов государственного воздействия на ЖКХ, и их практическое применение.

Этому процессу во многом препятствует выхолащивание программно-целевого подхода: принимаемые в огромных количествах федеральные программы не имеют должного механизма реализации, что сводит их в общем случае к обычной разработке каких-нибудь нормативных правовых актов, не предусматривающих необходимого финансирования из государственного бюджета. Так, в сфере ЖКХ мы имеем дело с обилием разноуровневых и не соприкасающихся между собой нормативно-правовых актов. Действующая Федеральная целевая программа «Жилище» не способствует в полной мере решению всех проблем: у данной программы расплывчатая цель и нет конкретныхпоказателей, по которым бы оценивалась эффективность ее реализации [3, с. 45].

Принятие Федерального закона от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» и Стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации на период до 2020 года (принята 26 января 2016 года Распоряжением Правительства Российской Федерации № 80-р) — это начало перехода к качественно иному уровню государственного управления. Однако уже сейчас можно констатировать, что стратегия развития ЖКХ охватывает очень небольшой временной период, за который невозможно решить накопившиеся за долгие годы проблемы жилищно-коммунального комплекса. Жилищно-коммунальная сфера — это не только 20% всей российской экономики, но и очень важная ее подсистема, имеющая свою специфику — высокую социальную значимость. Сейчас процесс управления сферой ЖКХ сводится к «латанию дыр», поиску финансовых средств на модернизацию отрасли, без трансформации институциональной среды. Создать нормальные условия жизнедеятельности российских граждан, повысить благосостояние народа в условиях рецессии не получится. Поэтому реформирование ЖКХ надо рассматривать в непосредственной связи с принимаемыми стратегическими мерами государственной политики по обеспечению роста российской экономики.

В силу своей жесткой привязанности к конкретной территории, основной объем работы по разработке документов стратегического планирования развития ЖКХ должен выполняться на региональном и муниципальном уровнях. При этом управление реформированием ЖКХ в рамках стратегического планирования на муниципальном уровне, на наш взгляд, должно строиться на основе принципов проектного управления. Как представляется, именно этот подход должен быть в основе повышения качества управления ЖКХ.

Стратегическое планирование и управление проектами связаны посредством стратегического программирования, которое представляет собой обоснование системы ключевых целей и пропорций развития на всех уровнях управления (муниципалитета, региона, страны) с последующим формированием системы важнейших целевых программ.

При внедрении проектного управления можно получить ряд очень важных для управляющей системы дополнительных эффектов:

1) внедрив систему управления проектами, муниципалитет получает определенную гарантию того, что задачи будут четко ставиться перед проектными командами, и в результате выполнения проекта муниципалитет будет получать именно те результаты, которые требовались;

2) систематизация проектного управления дает муниципальному образованию единый подход к управлению, обеспечивая, например, невозможность запустить проект без утвержденного календарного плана;

3) появляются единые принципы планирования сроков и бюджетов проектов с учетом рисков, с учетом типовых для проектов операций и т. д.

Все это делает планы более реалистичными и реализуемыми и, соответственно, приводит к тому, что проекты выполняются в рамках выделенных сроков и бюджетов.

Важным эффектом является и то, что внедрение системы управления проектами позволит повысить прозрачность и даст руководству муниципалитета возможность оценить затраты любого рода (временные, финансовые, человеко-часы и пр.) в разрезе проектов.

2. Управление привлечением частных инвесторов в ЖКХ через концессии. Накопленный положительный опыт и гарантированный внутренний спрос делает сектор ЖКХ потенциально привлекательным для частных инвесторов. За последние годы было внесено довольно много изменений в законодательство, регулирующее отрасль ЖКХ, с целью обеспечения возвратности средств инвесторов, вложенных в модернизацию объектов коммунальной сферы; введена предпринимательская прибыль на уровне 5%, запущены механизмы государственной поддержки проектов в «малых городах» с населением менее 250 тысяч человек, а также субсидирование кредитов и облигационных займов. Как результат, количество концессионных соглашений в секторе ЖКХ в 2015 году увеличилось в 2,4 раза по сравнению с 2014 годом, объем инвестиционных обязательств вырос в десять раз. Дополнительным импульсом для развития рынка ГЧП-проектов в сфере ЖКХ стали гарантии, предоставленные государством частным инвесторам, государство готово субсидировать инвесторам процентную ставку по кредитам в ЖКХ. Но системные проблемы в данной отрасли, в первую очередь связанные с большой изношенностью основных фондов, устаревшей технологией и морально устаревшим оборудованием, остаются, что негативно сказывается на инвестиционной привлекательности отрасли. Как следствие, частные вложения остаются пока точечными, а не массовыми.

В условиях нехватки бюджетных средств, оценивая негативно работу государственных и муниципальных предприятий отрасли, государство в принятой в 2016 году стратегии развития ЖКХ ставит вопрос о «ликвидации неэффективного управления объектами жилищно-коммунального хозяйства, осуществляемого унитарными предприятиями» [5].

Государственно-частное партнерство рассматривается и как механизм привлечения частных инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства, и как драйвер модернизации отрасли. В качестве наиболее перспективной формы государственно-частного партнерства рассматривается концессия.

Именно решение проблемы модернизации ЖКХ посредством при-влечения частных инвестиций будет способствовать повышению качества оказываемых коммунальных услуг, созданию рациональных организационно-финансовых схем современных решений, что предполагает появление возможности поквартирного отопления и горячего водоснабжения за счет применения газового оборудования с высоким КПД, теплоснабжением от мини-ТЭЦ и ряда других. Таким образом, мы получаем недорогое, но эффективное жилье, где учтены все интересы и потребности человека и созданы все условия для повышения качества жизни.

Годовой оборот отрасли ЖКХ — 4,14 трлн рублей, собираемость платежей — 96% (URL: www.minstroyrf.ru). Ключевое преимущество отрасли — стабильный бизнес за счет гарантированного спроса и государственной помощи (например, механизм прямого софинансирования модернизации инфраструктуры в малых городах, на что в 2015 году было направлено 2 млрд рублей).

Передача коммунальных объектов в концессию позволит повысить качество предоставляемых коммунальных услуг без повышения их стоимости, а также повысить экономический потенциал коммунальной сферы.

3. Учет высокой социальной значимости в управлении ЖКХ. Сложность современной ситуации в России объясняется не только общемировым кризисом, сырьевой направленностью нашей экономики, зарубежными санкциями, но и отсутствием сформировавшегося гражданского общества, а трансформация институциональной системы — процесс, неразрывно связанный с формированием развитого гражданского общества и института собственности. Сохраняющийся с советских времен менталитет подавляющего большинства российского населения (а его перестройка требует значительно большего времени, чем то, что прошло с начала российских «шоковых» реформ) не способствует созданию гражданского общества, в основе которого должно быть ответственное поведение новых собственников перед государством (которое попустило много негатива в процессе нечестной приватизации) и перед другими членами общества. Собственник жилья должен учиться поддерживать его в нормальном состоянии и учиться тратить на жилье часть доходов. К сожалению, сложившаяся в настоящее время в российской экономике достаточно сложная ситуация в большей степени ориентирует значительную часть населения на элементарное выживание и приспосабливание к новым кризисным явлениям в условиях в значительной степени монополизированного российского рынка. Но без зрелого гражданского общества Россия не станет демократическим государством, гарантирующим реализацию прав и свобод личности, поэтому в политической, экономической, юридической системах нужны серьезные перемены.

Недостаток финансовых ресурсов в стране снижает инвестиционные возможности для роста российской экономики, для решения инфраструктурных проблем, для улучшения условий жизни россиян и вложений в человеческий капитал. Как следствие, происходит утеря социального капитала. От способности жилищно-коммунального хозяйства отвечать нуждам населения в решающей степени зависит социальная стабильность в стране, воспроизводство рабочей силы, являющейся фактором развития материального производства.

Вряд ли низкий уровень жизни значительной части населения (соотношение доходов 10% самых богатых и 10% доходов самых бедных с 2000 года до 2013 года возросло с 13,9 до 16,3) [4, с. 510] будет стимулировать формирование институтов гражданского общества, осуществляющих контроль со стороны общества за государственными структурами, несмотря на их явное сопротивление. Но именно «общественные институты определяют и объем ресурсов, которые расходуют экономические агенты (включая государство) на цели развития, и результаты, получаемые в итоге, то есть эффективность инвестиций в развитие».

По нашему мнению, реформа ЖКХ должна быть увязана с периодом адаптации населения как к сложившемуся в результате приватизации распределению прав собственности (по крайней мере, большей части населения), так и с периодом осознания новыми собственниками своей ответственности за ее содержание, в рамках построения действительно демократического государства и гражданского общества в России.


Заключение

Без повышения качества коммунальных услуг и их оказания в не-обходимом объеме невозможно обеспечение достойного уровня жизни на-селения Российской Федерации. В России еще пока не сложилась своя уникальная модель управления ЖКХ, которую необходимо формировать в ближайшее время для решения проблем на жилищном рынке. При этом становится очевидным, что перевод государственного управления на качественно новый уровень — один из основных факторов развития такого социально значимого сектора экономики как ЖКХ.

Сфера ЖКХ настолько масштабна и оказывает такое значительное влияние на состояние всего национального хозяйства Российской Федерации, что очевидна необходимость: во-первых, создания системы стратегического планирования и управления ЖКХ; во-вторых, оценки итогов развития данной сферы; в-третьих, сопоставления происходящих трансформаций сферы ЖКХ и итогов ее деятельности с целевыми стратегическими установками. Для обеспечения сбалансированного развития систем коммунальной инфраструктуры с учетом перспективных потребностей должны быть скоординированы механизмы территориального и инвестиционного планирования.

Очевидно, что стратегическими целями реформирования ЖКХ являются наращивание объемов и повышение качества товаров, работ и услуг в жилищно-коммунальном хозяйстве, снижение удельных затрат, приведение в соответствие тарифов с реальным спросом потребителей жилищнокоммунальных услуг. Достижение этих целей возможно только при модернизации данной отрасли с привлечением частных инвесторов.

Управление привлечением частных инвесторов в ЖКХ необходимо и возможно с использованием концессионных и прочих новых форм партнерства.

Что касается жилищной политики, то в наших новых реалиях необходим поиск такого динамического равновесия частного и государственного секторов, при котором возможности рынка будут достаточными для удовлетворения платежеспособного спроса населения, а государственная патерналистская политика позволит обеспечить потребности населения, имеющего низкие доходы.

Таким образом, необходимо реализовывать указанные направления реформирования жилищно-коммунального комплекса России, в целях совершенствования ЖКХ как отрасли.

 


Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (в ред. от 30.12.2008 № 6-ФКЗ): офиц. текст. – М.: Приор, 2015.

2. Жилищный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 № 188-ФЗ: офиц. издание // Собр. Законодательства РФ. – 2005. – № 1 (часть 1). – Ст. 14.

3. Федеральный закон от 03.12.2012 № 216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов»: офиц. издание // Собр. Законодательства РФ. –2012. – № 50 (ч. 1 - 4). – Ст. 6939.

4. Федеральный закон от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»: офиц. издание // Собр. Законодательства РФ. – 2007. – № 30. – Ст. 3799.

5. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: офиц. издание // Собр. Законодательства РФ. – 2003. – № 40. – Ст. 3822.

6. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»: офиц. издание // Собр. Законодательства РФ. – 1999. – № 42. – Ст. 5005.

7. Закон РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»: офиц. издание // Ведомости СНД и ВС РСФСР. – 1991. – № 28. – Ст. 959.

8. Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»: офиц. издание // Собр. Законодательства РФ. – 2012. – № 19. – Ст. 2334.

9. Алпацкая, И.Е. Развитие механизма реализации социальных жилищных программ / И.Е. Алпацкая // Микроэкономика. – 2011. – № 6.

10. Бобков, В.Н. Социальная структура российского общества по критериям доходов и жилищной обеспеченности / Бобков В.Н., Одинцова Е.В. // Уровень жизни населения регионов России. – 2012. – № 1.

11. Бурдяк, А.Я. Доступность приобретения жилья в регионах России: динамика и факторы роста/ А.Я. Бурдяк // Уровень жизни населения регионов России. – 2012. – № 4.

12. Варламова, С.Н. Потребности в улучшении жилищных условий и жилищные стратегии населения / С.Н. Варламов // Уровень жизни населения регионов России. – 2012. – № 1.

13. Гасс, Т.А. Жилищные условия семей с детьми: динамика неравенства / Т.А. Гасс // Вопросы статистики. – 2013. – № 3.

14. Грушина, О.В. Жилищный вопрос в РФ: решение в рамках новой экономической парадигмы / О.В. Грушина// Мир России. – 2011. – № 2.

15. Куликов, А. О стратегии развития жилищной сферы / А. Куликов, В. Янин // Экономист. – 2013. – № 1.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: