Аннотация
На произведение
«Воскликните Господеви»
А. Гречанинова
Содержание
I. Историко-художественный анализ……………....………...……………….…4
1. Содержание Богослужебного текста. Место и назначение данного песнопения в Богослужении………………………………………………..4
2. Биографические данные о композиторе…………………………...4
3. Связь богослужебного текста с музыкой……………………….….6
II. Музыкально-теоретический анализ…………………………………....……..7
1. Разделы музыкального построения……………………………..….7
2. Общий ладо-тональный план……………………………………….8
3. Метр, размер, ритм ………………………………………...………..9
4. Характеристика мелодии………………………………………..…10
5. Интервалика……………………………………………………...…11
6. Голосоведение……………………………………………..……….11
7. Склад письма……………………………………………………….12
III. Вокально-хоровой анализ……………………………………..…………….13
1. Тип, вид, состав хора……………………………………..………..13
2. Общий диапазон. Диапазон хоровых партий……………...……..13
3. Характер звуковедения, музыкальные штрихи…………………..13
4. Типы дыхания…………………………………………………...….14
IV. Исполнительский анализ………………………………………..……...…...15
1. Темп и агогика………………………………………………...……15
2. Динамика, нюансы, кульминация………………………...……….15
3. Цезуры, ферматы…………………………………………………..16
4. Дикция, артикуляция………………………………………………16
V. Дирижерские трудности. Технические и исполнительские трудности……………….....………………………………………...…..………..18
1. Показ характера всего произведения и каждого раздела в нем…18
2. Разграничение функций рук……………………………………….18
|
3. Смена позиций рук…………………………………………...…….19
4. Показ вступлений и снятий к разным долям такта………………19
5. Выполнение динамики………………………………………..……20
6. Исполнение музыкальных штрихов………………………...…….20
7. Выполнение различных темпов (агогика)………………..………20
8. Особенности показа метроритмических сложностей музыкального текста…………………………………………………...…..21
9. Показ и выполнение цезур и фермат……………………...………21
VI. Выводы………………………………………………………………....…….22
1. В чем сложность исполнения данного произведения………..…..22
2. В чем состоит техническая трудность дирижерского мастерства в данном песнопении………………………………………………….…..22
3. Какие технические навыки приобретают учащиеся в работе над этим песнопением……………………………………………………..…23
Список использованных источников…………………………………...………24
I.Историко-стилистический анализ
Содержание Богослужебного текста. Место и назначение данного песнопения в Богослужении.
Содержание песнопения опирается на 65 и 76 псалмы. Блаженный ФеодоритКирский комментирует строки 65 псалма «Воскликните Господевився земля…» следующим образом: «…Сей псалом божественный, Давид написал от лица пленных в Вавилоне, но уже не молящихся о возвращении, а получивших оное и отправляющихся в путь. Псалом предсказывает спасение язычников».
Суть 76 псалма «Кто Бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог творяй чудеса» экзегетик толкует так: «Всех превосходишь Владыка; потому что Один творишь чудеса, какие тебе угодно». Строфа «Осветиша молния Твоя вселенную; возвестиша небеса…» изъясняется толкователем ЕвфимиемЗигабеном: «Чувственные молнии и громы пусть обращают нас к производящему громы и молнии Богу. Ибо чудо в них то, что внезапно появляющаяся озарения освещает вселенную, так что разодевается ночная тьма, ибо не только солнце рассеивает тьму, но и молния».
|
Песнопение «Воскликните Господеви вся земля»исполняется в воскресной Литургии как запричастный концерт. Произведение призывает в духовной радости воздать славу Господу.
Биографические данные о композиторе
Александр Тихонович Гречанинов (1864 - 1956) — русскийкомпозитор-академист, ученик Н. Римского-Корсакова. В стилистическом отношении — поздний продолжатель национальной почвенной эстетики «Могучей кучки». Творчество Гречанинова относят к переходному этапу в истории русской музыки. Его ранние сочинения принадлежат романтической традиции, а в поздних произведениях проявляется влияние И.Ф. Стравинского и С.С. Прокофьева.
Творческое наследие А. Гречанинова огромно — около 1000 произведений, в том числе 6 опер, детский балет, 5 симфоний, 9 крупных симфонических произведений, музыка к 7 драматическим спектаклям, 4 струнных квартета, многочисленные инструментальные и вокальные сочинения. Но самая драгоценная часть этого наследия — хоровая музыка, романсы, хоровые и фортепианные произведения для детей. Музыка Гречанинова пользовалась популярностью, ее охотно исполняли Ф. Шаляпин, Л. Собинов. А. Нежданова, Н. Голованов, Л. Стоковский.
А. Гречанинов отличался разносторонними дарованиями: он сочинял быстро и в разных жанрах, был прекрасным педагогом, дирижером хора и оркестра, аккомпанировал, выступал в ансамблях.
|
Среди сочинений: миниатюры-пейзажи (В зареве огнистом, На заре), хоровые картины (Над неприступной крутизною, Осень и др.), хоровые романсы (Нас веселит ручей, авторское перелож. Колыбельной), хоры в русском народном стиле (За реченькой яр хмель, вариации на нар. тему Лен, Призыв весны, популярная обработка рус. плясовой песни Пойду ль я, выйду ль я, хоры из оп. Добрыня Никитич и из музыки к Снегурочке Островского в пост. МХАТ), хоры на тексты басен Крылова (Лягушка и вол, Лебедь, щука и рак), хоры-отклики на обществ, события (Траурный марш, Гимн свободной России); духовные сочинения, а также более поздние хоровые произведения: Памятник поэту, После грозы, Ледоход, Русский язык, Эхо, кантата к победе, поев. Красной Армии (1943) и др. А. Гречанинов- автор большого количества женских и детских хоров (главным образом с фортепиано) на 2, 3, 4 голоса различной трудности. Партия фортепиано в них нередко сложна и имеет самостоятельное выразительное значение. Хоры А. Гречанинова отличаются мелодичностью, красивой гармонизацией, яркой изобразительностью, умелым использованием хоровых красок, вокальным удобством, которые широко распространены в концертной и учебной практике.
К 1910 году Гречанинов как автор церковных композиций был очень популярен в России. С учетом его выдающегося вклада в сферу духовной музыки и произведений, написанных в эмиграции, А.Т. Гречанинов выдвигается в ряд ведущих фигур серебряного века, оказываясь звездой первой величины – наравне с С.В. Рахманиновым, А.Д. Кастальским и П.Г. Чесноковым.
Духовные произведения – самая ценная часть творческого наследия Гречанинова. Его духовные сочинения, благодаря высоким художественным достоинствам, приносят композитору мировую славу. Значительное место, занимаемое его сочинениями в русской духовной классике, определяется не только качеством, но и немалым их количеством. Композитором создано более 150 самостоятельных, либо входящих в состав циклов, духовных песнопений для хора a cappella или с инструментальным сопровождением. В число его духовных сочинений входят четыре Литургии (оп. 13, 1897 г.; оп. 29, 1902-1903 гг.; оп. 79, 1917-1926 гг.; оп. 177, 1943-1944 гг.), пять месс, шесть мотетов, монументальные хоровые циклы «Страстная Седмица» (оп. 58, 13 номеров, 1911 г.), «Всенощное бдение» (оп. 59, 10 номеров, 1912 г.) и множество других духовных песнопений, часть из которых не издана до настоящего времени.