Цель: дать описание внешнего облика и образа жизни косули
Задачи: познакомить с внешним строением и образом жизни косули; повторить знания о животных, изученных на прошлых занятиях; воспитывать бережное отношение к братьям меньшим.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент.
II. Введение в тему.
- Отгадайте загадки, впишите отгадки в кроссворд и вы узнаете, с каким животным вы сегодня познакомитесь.
1. Этот зверь с двумя клыками,
С очень мощными ногами
И с лепешкой на носу.
Роет землю он в лесу. (кабан)
2. Меня слепым зовут всегда,
Но это вовсе не беда.
Я под землёй построил дом,
Все кладовые полны в нём. (крот)
3. Роет норы он умело
Знает, любит это дело.
Потому кроту и друг,
А зовут его … (барсук)
4. Вроде белка, но поменьше,
Суслик и сурок родня,
Но полоски на спине,
Выделяют всё ж меня! (бурундук)
5. Хвост пушист, быстра сноровка,
Золотисто-рыжий мех.
Если голодно, плутовка
Кур считает лучше всех. (лиса)
6. Что за зверь лесной,
Встал, как столбик, под сосной,
И стоит среди травы,
Уши больше головы? (заяц)
- Какое слово получилось по вертикали? (Косуля)
III. Работа по теме занятия
1) Рассказ учителя (сопровождается просмотром презентации).
Косуля - одно из самых красивых и изящных животных. Это мелкий олень с коротким туловищем, немного напоминающий козу.
Летом косули золотисто-рыжего цвета, а зимой их окрас сменяется на серый. У косуль тупая мордочка и совсем короткий хвост.
Под хвостом светлая шерсть. Почуяв опасность, косули высоко задирают хвост, белое пятнышко хорошо видно бегущим сзади. Охотники называют это пятно белым зеркалом.
Косуля предпочитает светлые леса с большими травянистыми полянами и лесостепь. Вероятно, в прошлом лесостепь была самым излюбленным ландшафтом этого копытного. Сейчас кое-где в Западной Сибири, Забайкалье и Монголии в лесостепи косуля находит наиболее благоприятные условия для своего существования. Однако лесостепь в Европе и в большинстве районов Азии в первую очередь осваивалась человеком под сельскохозяйственные угодья, и косуля отступала в леса.
Косули питаются травянистой и древесно-кустарниковой растительностью. Во многих районах наибольшую долю в кормовом рационе косули имеет трава, которой она кормится как в бесснежный период, так и зимой, отыскивает зеленые части, доставая их из-под снега, а также возвышающуюся над снегом ветошь. Особенно охотно косуля поедает такие зимнезеленые растения, как хвощи, листья ежевики, плюща и т.п. Весной и в начале лета любит злаки, луки, лилии, сон-траву, медуницу, примулу и др. Летом в питании косули велико значение зонтичных, бобовых, лютиковых, сложноцветных. Любит водные растения, такие, как вахта, за которыми приходит в болота и к озерам.
Косуля охотно поедает грибы, но в небольшом количестве. Любит ягоды: чернику, бруснику, землянику, голубику, облепиху, а также каштаны, желуди, плоды бука и диких фруктовых деревьев. В поисках желудей, а также осиновых листьев косули копытят снег высотой 10—15 см и более. Летом косули пасутся утром, вечером и первую половину ночи. Днем, особенно в жару, лежат в густой траве или кустах. В пасмурную и дождливую погоду нередко кормятся и днем. Зимой пасутся в любое время суток, но во время сильных снегопадов и особенно метелей уходят в лесную чащу.
Косули хорошо плавают и во время миграций свободно переплывают такие реки, как Енисей и Амур. Плохо переносят высокий снеговой покров, и европейские косули уже с трудом передвигаются по снегу выше 25—30 см, а сибирские — выше 40—50 см. В снежный период года косули любят ходить по своим тропам, тропам других копытных, по лыжне или дороге.
Обычно самки приносят 2 детенышей, редко 1 или 3. Новорожденные пятнистые косулята неделю остаются там, где появились на свет, затаившись в траве, причем, если у матери два малыша, они всегда лежат поодаль друг от друга. Через 7—8 дней они начинают ходить за матерью. Самка кормит косулят 2—3 месяца, но в месячном возрасте молодые начинают поедать траву. В августе пятнистый наряд молодых сменяется на однотонную окраску взрослых.
2) Чтение рассказ В.Бианки «Снежный взрыв и спасённая косуля»
Долго не могли понять наши корреспонденты одной загадочной истории, записанной следами на снегу. Сперва шёл спокойный след маленьких узких копыт. Прочесть не трудно: шла по лесу косуля, беды не чуяла.
Вдруг сбоку – большие когтистые следы, а косулин след скачками пошёл.
И это понятно: косулю увидал волк из чащи, кинулся ей наперерез.
Пошла косуля галопом от него. Дальше волчий след всё ближе, ближе к косульему – стал настигать волк.
У большого поваленного дерева оба следа совсем слились. Видно, чуть-чуть успела косуля через толстый ствол прыгнуть – тут и волк за ней махнул.
А по ту сторону ствола – глубокая яма: весь снег разворочен и раскидан, точно здесь громадная бомба взорвалась под снегом.
И уж после этого косулий след в одну сторону, волчий в другую, а посерёдке неизвестно откуда взявшийся громадный след, очень похожий на человечий (когда босиком человек), только с кривыми, страшными когтями.
Что за бомба в снегу? Чей новый страшный след? Отчего волк в одну сторону кинулся, косуля в другую? Что такое случилось здесь?
Долго бились наши корреспонденты над этими вопросами.
Наконец поняли, чьи эти громадные когтистые следы, и тогда всё сразу стало ясно.
Косуля через поваленный ствол легко перенеслась на своих воздушных ногах и дальше помчалась. А волк-то махнул за ней, да не домахнул: тяжёл больно. Со ствола бух в снег – да и провалился всеми четырьмя в медвежью берлогу. Тут она была, как раз под стволом.
Мишка-то, перепугавшись спросонок, вскочил – снег да лёд, да сучья кругом как от бомбы разнесло, – и бегом в лес (думал, верно, охотники на него напали).
Волк кубарем в снег, а как увидал этакую тушу – и косулю забыл, лишь бы самому ноги унести.
А косули давно и след простыл.
3) Враги косули
Основной враг косули - волк. Особенно большой урон волки наносят популяции косуль зимой, при высоком снежном покрове. В Европе на косуль, особенно молодых, часто нападает лисица. Кое-где, например на Алтае и Урале, косуля нередко становится жертвой рыси. На юге Дальнего Востока косулю преследует харза.
Игра «Вопрос – ответ»
· На следу каких хищных зверей нет когтей? (Кошки, рыси).
· Слепыми или зрячими родятся зайцы? (Зрячими).
· Кто собирает яблоки спиной? (Ежик).
· У кого каждый день растут зубы? (У бобра, зайца).
· Кто бежит, выставляя вперед задние ноги? (Заяц).
· Кровожадный хищник наших лесов. (Волк).
· Животное наших лесов, похожее на кошку. (Рысь).
· Детёныши каких животных питаются молоком чужой матери? (Зайчата).
· Животное, которое строит дом на реке. (Бобр).
· Изменение густоты и окраски шерсти у животных. (Линька).
· Какие детёныши рождаются голыми, а уже через несколько часов имеют покров? (Ежата).
V. Рефлексия.
- Что на занятии запомнилось больше всего?
- Как оцените свою работу на занятии? (Дети ставят изображение косули на ступеньки лестницы: на верхнюю – если всё было понятно, на среднюю – если не всё запомнил и понял, на нижнюю – если не понял и ничего не запомнил)