Второй день
Недели психологии
«Таинственный мир чувств»
Слушать собеседника и при этом по-настоящему слышать его - непростое, но очень важное качество, которому многие обучаются целенаправленно. Во взаимодействии с ребенком эта способность наиболее необходима: детям как никому другому важно чувствовать, что их слышат, хотят понять, понимают и поддерживают. Зачастую проблема ребенка решается эффективнее не потому, что ему помогли, подсказали, научили, а потому, что его просто правильно услышали.
Активное слушание предполагает “возвращение” собеседнику в процессе общения важных смысловых высказываний, обозначая при этом его эмоции и чувства. Ребенок только учится понимать себя и окружающих. Любая проблема, вопрос или задача так или иначе связаны с эмоциональными переживаниями. Используя активное слушание в общении с ребенком, взрослые демонстрируют заинтересованность не только словами и фактами, но и внутренним состоянием, волнениями ребенка, тем самым помогая ему лучше разобраться в себе, получить ценный опыт и конструктивно выйти из ситуации.
Многие взрослые имеют воспоминания из детства, когда их оставляли наедине со своими переживаниями. Сломалась игрушка - брось, из-за ерунды расстраиваешься. Поссорился с лучшим другом - не беда, завтра помиритесь.
|
Для этого он может использовать следующие приемы активного слушания:
Начинайте использовать эти приемы постепенно. Не стоит торопиться и ждать мгновенных результатов. Если активное слушание раньше не практиковалось в вашей семье, ребенку понадобится время, чтобы
привыкнуть и перестроиться. Да и родителям оно наверняка понадобится. Будьте готовы к тому, что получаться будет не с первого раза. Время и регулярная практика отточат навыки активного слушания, как и любые другие.
· Существенно уменьшается количество эмоциональных переживаний, ребенок спокойнее и проще смотрит на мир. Можно назвать это эмоциональной закалкой.
· Формируется и развивается доверие между родителями и детьми. Ребенок, чувствуя, что его готовы слушать и понимать, открывается и начинает делиться все больше. Порой таким образом родителям удается распутывать проблемы более сложные, чем могло показаться на первый взгляд.
· Благодаря правильной и своевременной обратной связи, которую дают родители в процессе общения, ребенок постепенно обучается самостоятельно справляться с переживаниями и стрессовыми ситуациями. Происходит эффективное развитие эмоционального интеллекта.
· Дети учатся у взрослых, и навыки активного слушания не станут исключением. Довольно быстро вы заметите, что ваш ребенок также старается услышать вас и понять. Внутрисемейные взаимоотношения меняются до неузнаваемости.
Еще одно очень важное изменение касается самих родителей. Взрослые, как бы негативно они ни были настроены изначально, в процессе применения активного слушания постепенно изменяются сами, приобретая больше осознанности, чувствительности, терпения по отношению к ребенку и к самим себе. Развитие затрагивает все стороны взаимоотношений, в которых учатся слушать по-новому.
Обучиться приемам активного слушания вовсе не сложно. Для этого достаточно лишь иметь огромное желание. Конечно, такой подход к общению с ребенком для многих является нетрадиционным и не всегда понятным. Однако он очень действенный. Потраченное на обучение и отработку практики время обязательно вернется всем участникам взаимоотношений в виде сэкономленных нервов, а также отсутствия бессмысленных конфликтов, потери доверия и дополнительных негативных последствий в будущем.
Учитесь общаться с детьми, помогите им стать счастливыми взрослыми!
А теперь познакомим детей с миром эмоции,разовьем эмоциональный интеллект с помощью игры «Театр настроения».