Музыкально-выразительные средства




 

Форма произведения трехчастная с зеркальной репризой. Основная тональность произведения h-moll – печальная тональность. В процессе развития осуществляется модуляция в параллельный мажор (D-dur), которая тесно связана с содержанием и особенностями формообразования. В тональности D-dur написан 3 куплет, а так же вторая часть 5 куплета, закрепляющая данную тональность, произведение заканчивается в мажоре.

 

Темп тесно связан с содержанием, настроением и образом музыкального произведения. Сдержанный темп определяет эмоциональную составляющую композиции – протяженная, лирическая, мягкая и трепетная, но в то же время, благодаря агогическим изменениям – взволнованная, экспрессивная, такие приемы также характерны для лиричной народной песни. Темп первой части – Andante molto (достаточно не спеша). Вторая часть – Piu mosso (более одушевленно). Третья часть возвращается в первоначальный темп.

 

Фактура: гармоническая, с элементами имитационной полифонии. Размер переменный, начинается с 2/4 , с третьего такта меняется на 3/4. Нюансировка очень гибкая - р до mf и снова к р. Встречается как ff, так и ppp.

 

Музыка и слово в "Соловушке" Чайковского едины: каждое слово поется, каждая музыкальная фраза обогащает поэтическую мысль. Произведение в целом волнует своей простотой и искренностью, вызывая чувство тоски по родной стороне и светлое, радостное настроение от предстоящего возвращения. В хоре с особенной отчетливостью проявились близкие и родные Чайковскому черты русской народной песенности, пронизывающие в той или иной степени все хоровое творчество композитора. Очень показателен в этом отношении запев тенора соло, в котором объединяются два интонационных элемента, типичных для русской народной (крестьянской) песни. Первый элемент - трихордная попевка h-d-е с характерными для нее ходами на терцию и секунду; второй - квартово-квинтовые интонации fis-е-h с заполнением хода от е к h (часто встречающееся в русском народном мелосе движение от V ступени к I через IV).

 

Произведение начинается с запева, состоящего из двух фраз-предложений в стиле русской народной крестьянской песни. Этот стиль с его глубокой вокальностью, задушевностью, взволнованностью композитор сохраняет во всем хоре. Полнозвучно и свободно льется широкий запев тенора.

 

Отметим также распев на слове "соловушко", опять-таки воспроизводящий одну из ярких особенностей русского музыкального фольклора. Нельзя пройти мимо ладогармонических особенностей этого запева. В конце первой фразы - остановка на седьмой ступени натурального си минора, которая таким образом приобретает относительно устойчивый характер. Если учесть, что в средней части хора широко представлен ре мажор, и что в этой тональности хор заканчивается, то ладовая переменность в музыке этого произведения будет совершенно ясна. Все эти ладогармонические детали музыкального языка по своему происхождению глубоко народны. То же можно сказать и о метроритмических особенностях запева, в частности, о переменном метре (чередование двудольных и трехдольных тактов). Каждая из двух фраз запева кончается длительной остановкой. Такие ферматы встречаются и далее, они придают хору черты эпической былинной повествовательности, приближают его к характеру народного сказа.

 

Лирический характер запева, задушевность и теплота тембра передаются хору. Две одинаковые по музыкальному материалу фразы хора построены на мажорной D в h-moll. Легкое, прозрачное и вместе с тем активное (piu mosso) звучание хора с небольшим усилением к середине каждой фразы закрепляет мажорный характер этого построения. Наконец, укажем на то, что пение солиста-запевалы и подхватывающего песню хора - прием, несомненно, опирающийся на народную творческо-исполнительскую традицию.

 

Вторая часть хора - передает прощальный привет людям («И спасибо вам…»). Эта часть начинается с одного звука унисоном сопрано и альтов.Через 2 такта к ним присоединятся тенора и басы, имитируя начальный запев.Эта часть написана в параллельной тональности - D dur. Мелодия проводится в сопрановом голосе, очень плавная, восходящее движение от III к I ступени, в то время как альты движутся в противоположном движении.

Дальнейшее развитие приводит к кульминации хора. В хоре создается широта и мощь звучания, при помощи divizi во всех голосах, динамики, широкого диапазона, высокого регистра у сопрано, а также из-за широких скачков в мелодии на кварту, квинту и даже сексту. Поэтический текст символизирует благодарность за ту любовь, которую дарили люди в обмен на искусство и великий труд художника.

В этом музыкальном проведении усиливается значение партии басов. Тема, проводимая в нижнем голосе, построена на противосложении музыкального материала остальным голосам. Такой вариант письма вносит в драматургию конфликтную ситуацию: противопоставление образа народа образу соловушки.

Следующая часть - это зеркальная реприза. Она имеет расширение за счет введения нового музыкального материала («не люблю зимы» и т.д).Большая творческая задача возложена на роль пауз, не только в этом предложении, но и в целом в произведении. Образные сферы переходящие одна в другую осмысливаются в музыкальных паузах. Композитор использует все виды пауз: снимаемые, не снимаемые, ритмизованные. Внутреннее вдумчивое отношение к данному средству музыкальной выразительности оттеняет как текст, так и музыкальный материал и расцвечивает новыми гранями музыкальное произведение.

Со слов «А уж как весна» в мелодии появляется тема запева, получающая в исполнении хора мощное звучание и являющаяся по значению как бы второй, заключительной кульминацией, утверждающей светлое и радостное чувство. Возвращение первоначального темпа, смена размера. Композитор использует здесь высокие и средние регистры, удвоение голосов и нюанс fortissimo.

При помощи низкого регистра, мягкого замедления и сдержанной динамики с плавными переходами от одного нюанса к другому звучит повторение последних слов, как отдаленное эхо. Не смотря на смену регистра, диапазон остается довольно широким, дабы не создать пустоты звучания, а отнюдь сохранить состояние, в которое погрузился слушатель, красочными полными аккордами, мажорной тоникой (D dur) и мягкостью затихания в заключительных аккордах.

Большое выразительное и смысловое значение имеют ферматы на заключительных звуках и паузах. Из фактурных приемов, характерных для хорового стиля Чайковского, отметим: применение имитаций, прием ведения голосов из одного звука с постепенным прибавлением других голосов, увеличение длительности звука, данного на слабой доле такта при нюансе diminuendo.

Хоровая фактура

 

Фактура произведения гармоническая, с элементами имитационной полифонии. Данная композиция представлена для смешанного хора, присутствует divisi во всех партиях, максимальное количество голосов достигает семи в момент кульминации. Композитор максимально использовал хоровую тесситуру, диапазон сопрано – F1-A2, альтов – h малой октавы – h1, тенора – f малой октавы – f1, басы – d1-d большой октавы.

 

Трудности

Произведение исполняется a-capella, что является основной трудностью. Присутствие скачков требует особого внимания и правильного дыхания. пение на одном звуке так же является хоровой трудностью. В произведении встречаются октавы. Пунктирный ритм во всех партиях. С особой осторожностью требуется отнестись к ppp в конце произведения.

Хор «Соловушко» требует большой внутренней выдержки каждого из певцов. Длительное пение на p у солиста сможет получиться только в том случае, если он будет правильно пользоваться дыханием. Необходимо четкое пропевание, произношение буквы «р» должно быть утрировано. Буквы «с» и «ш» следует произносить коротко, дабы избежать «свиста». Для дирижера особой трудностью (как и для хора) является то, что произведение написано а - капелла. Перед ним стоит сразу несколько основных задач:

Удержать в нужной тональности данное произведении;

Не «загнать» и не «затянуть» произведение, так как агогические изменения очень существенно могут повлиять на интонационный строй певческого коллектива;

Ясный и четкий показ вступления, снятия, дыхания - основы дирижерской техники;

И, конечно, донести до слушателя то, что хотел передать композитор, а именно - тоску по Родине и благодарность за радушный прием.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: