Петр Ильич Чайковский (1840-1893)




Приморский краевой колледж искусств

АННОТАЦИЯ

На хоровую миниатюру

"СОЛОВУШКО"

Музыка П.ЧАЙКОВСКОГО

Слова П.ЧАЙКОВСКОГО

Студент 2-го курса ДХО

Тарасенко Александр

кл.пед. Синенко В.И.

 

Владивосток

2019

Сведения о произведении и его авторах

Произведение «Соловушко» написано для четырехголосного смешанного хора a`capella. Посвящено хору Императорской оперы в Санкт-Петербурге.

Петр Ильич Чайковский (1840-1893)

Русский композитор, дирижёр, музыкально-общественный деятель. Родился в семье горного инженера Ильи Петровича (1795-1880). Уже в детстве проявилось влечение Ч. к музыке, в 5 лет он начал учиться игре на фортепиано, однако профессиональное призвание определилось поздно. В 1859 Ч. окончил училище правоведения в Петербурге и поступил на службу в Министерство юстиции. К этому времени относятся первые попытки композиции. В 1861 начал заниматься в музыкальных классах РМО, преобразованных в 1862 в Петербурге консерваторию. Здесь Чайковский учился под руководством Н.И. Зарембы (гармония, контрапункт) и А.Г. Рубинштейна (инструментовка, сочинение). За годы обучения в консерватории написал ряд произв., среди которых выделяется увертюра "Гроза" (по драме А.Н. Островского). В 1865 окончил консерваторию с отличием. В 1866 Ч. по предложению Н.Г. Рубинштейна переезжает в Москву, становится преподавателем муз. классов Московского отделения РМО, а с осени того же года - профессором Московской консерватории (классы свободного сочинения, гармонии и инструментовки). Среди его учеников - С.И. Танеев, Н.С. Кленовский. Благотворную роль в идейно-художественном развитии Чайковского сыграло сближение с А.Н. Островским, П.M. Садовским, H.Г. Рубинштейном и др. В произв. Ч. этих лет находят отражение образы рус. природы и быта (1-я симфония - "Зимние грёзы", 1866; опера "Воевода", по пьесе Островского, 1868, и др.)

В 1868 Ч. познакомился с группой петербургских композиторов - членов "Могучей кучки". Несмотря на некоторые расхождения во взглядах, у него установились дружеские и творческие связи с "кучкистами". В результате этого знакомства у Ч. усилился интерес к программной музыке. По совету М.А. Балакирева он написал увертюру-фантазию "Ромео и Джульетта" (по У. Шекспиру, 1869, 2-я ред. 1870, 3-я ред. 1880); В.В. Стасов подсказал ему замысел симф. фантазии "Буря" (по Шекспиру, 1873). Творчество Ч. 70-х гг. характеризуется широтой и напряжённостью исканий. Его привлекают историческое прошлое России, русский народный быт, а также психологическая проблематика трагедийного плана. Это многообразие художеств. интересов отразилось в таких произв., как оперы "Опричник" (по одноименной драме И.И. Лажечникова, 1870-72), "Кузнец Вакула" (по повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством", 1874, 2-я ред. - под назв. "Черевички", 1885), музыка к пьесе Островского "Снегурочка" (1873), балет "Лебединое озеро" (1876), 2-я (1872, 2-я ред. 1879) и 3-я (1875) симфонии, симф. фантазия "Франческа да Римини" (по Данте, 1876), 1-й концерт для фп. с оркестром (1874-75), "Вариации на тему рококо" для виолончели с оркестром (1876), 3 струн. квартета (1871, 1874, 1876) и др. В эти же годы, наряду с исключительной по своей интенсивности творческой, а также педагогической деятельностью, Ч. активно участвовал в муз. жизни Москвы. В 1868 он впервые выступил в печати как муз. критик, впоследствии систематически сотрудничал в газ. "Современная летопись" (1871) и "Русские ведомости" (1872-76).

Пережив тяжёлый душевный кризис в 1877, Ч. отказался от педагогической работы (окончательно ушёл из Московской консерватории осенью 1878). В течение нескольких лет жил преим. за границей (гл. обр. в Швейцарии и Италии). Важным этапом его творч. пути явилось создание 4-й симфонии (1877) и оперы "Евгений Онегин" (по роману в стихах А.С. Пушкина, 1877-78).

В сер. 80-х гг. Ч. возвратился к активной муз.-обществ. деятельности. В 1885 он был избран директором Моск. отделения РМО и на этом посту способствовал поднятию уровня муз. культуры Москвы. Его творчество получило широкое признание в России и за рубежом. В последние годы жизни Ч. много выступал как дирижёр. В 1887-88 и 1889 Ч. совершил две конц. поездки по Зап. Европе (Германия, Чехия, Франция, Англия), весной 1891 побывал в США, где дирижировал неск. симф. концертами. Высокая междунар. оценка иск-ва Ч. выразилась в избрании его членом парижской Академии изящных иск-в (1892) и присуждении ему почетной степени доктора Кембриджского унститута (1893).

Художник-патриот, горячо и страстно любивший свою страну и свой народ, Ч. был тесно связан с передовой рус. культурой 19 в. и воплотил в своём творчестве её лучшие прогрессивные стороны. "Мне кажется, - писал он в одном из писем, - что я действительно одарен свойством правдиво, искренно и просто выражать музыкой те чувства, настроения и образы, на которые наводит текст. В этом смысле я реалист и коренной русский человек" (Чайковский, Воспоминания и письма, П., 1924, с. 78). Борьба человеческой личности за свободу, право на счастье - основная, ведущая тема всего творчества Ч. Столкновение сильного и страстного стремления к полноте жизни и чувства с жестокой враждебной действительностью служит источником острого напряжённого конфликта, часто получающего в произв. Ч. трагич. исход. Проницательный художник-психолог, Ч. раскрывал внутр. мир человека в различных его проявлениях - от мягкой лирич. задушевности до захватывающего трагизма. Светлое жизнеутверждающее начало воплощалось им в картинах нар. торжества и веселья или в идеально прекрасных поэтических образах, выражающих романтическую мечту о цельной и гармоничной жизни.

Огромная сила воздействия музыки Ч. - прежде всего в её необычайном мелодич. богатстве и выразительности. Тесная связь с интонац. строем русской народной песни определила её доходчивость, способность легко и быстро овладевать массами. При этом почерпнутые из жизни бытующие интонации Ч. умел поднять на высоту большого эстетич. обобщения и придать им важнейшее смысловое значение.

Более половины хоровых сочинений Чайковского предназначено для исполнения а капелла, придем именно в этом жанре созданы его лучшие хоровые миниатюры зрелого творческого периода, такие как "Ночевала тучка золотая", "Соловушко", "Не кукушечка во сыром бору", "Без поры да без времени". Устойчивый интерес композитора к хору a`capella не случаен. В этом исполнительском составе Чайковский видел своеобразные возможности воплощения значительных тем и идей, характерных для всего его творчества. Анализируя некоторые, наиболее совершенные сочинения из светской музыки композитора для хора a`capella, постараемся выявить не только структурно-формальные признаки и богатство художественных деталей, но и те общие, фундаментальные черты стиля, которые связывают эти произведения с ведущими линиями в жанрово многообразном творчестве Чайковского.

 

Литературный текст

Интерес Чайковского к литературе общеизвестен. Он проходит через всю жизнь композитора. Интерес этот был далеко не пассивным. Чайковский не только был вдумчивым и разносторонним по интересам читателем, но и сам не был лишен литературного таланта. Литература занимала в его жизни место гораздо больше, чем у обыкновенного образованного человека: она была после музыки главным и существенным его интересом;...нет сомнения, что на эту любовь его к литературе повлияла его дружба с поэтом Апухтиным.

 

Наиболее интересными произведениями Чайковского в поэтическом жанре являются "Соловушко" и "Ландыши". "Соловушко"- текст хора, написанный в жанре русской песни. По содержанию - это прощальный монолог Соловушки, улетающего далёко, на чужую теплую сторонку, наполненный любовью к людям.

 


Улетал соловушко далеко,
Во чужую теплую сторонку:
"Надолго прощаюсь с вами, люди!
Улететь пора моя настала!

И спасибо вам за вашу любовь, за ласку,
Что меня, соловушку, не гнали,
Песни петь мне, соловью, не мешали,
Малых деток моих не забижали!

И остался б я теперь с вами,
Да лиха беда, ваши морозы,
Не люблю зимы вашей белой,
Не люблю я буйного ветра!

А уж как весна-красна вернется,
С ней и я вернусь к вам с новой песней!

 

Стихотворение звучит задумчиво и печально. Оно состоит из 4-х строф и одной неполной строфы, состоящей из двух стихов и представляющей из себя по сути заключение, которое даёт надежду на встречу через год, когда уйдут морозы и закончится зима. Такая светлая концовка вызывает лёгкое чувство умиления, радости. Использование устаревших «народных» форм отдельных слов («не забижали», «во чужую») и традиционных для русских фольклорных песен инверсий («улетал соловушко далёко», «не люблю зимы вашей белой» и др.) придаёт стихотворению истинно народную поэтичность.
Тема расставания и надежды на новую встречу всегда находила отклик в сердцах слушателей, и это стихотворение тоже воспринимается сознанием человека как метафора человеческих отношений и чувств, связанных с грустным событием в жизни – с расставанием.

 

В некоторых хоровых произведениях Чайковский обращается к теме "искусство и художник", которая волновала и привлекала многих русских композиторов-классиков от Глинки до Скрябина. О могучей силе искусства повествует приветственный хор, посвященный А. Рубинштейну (1889). В тексте этого хора великий артист сравнивается с перелетным соловьем. Примечательно, что в тот же год Чайковский написал хор "Соловушко". Первое издание относится к 1890 году (П. Юргенсон) (на собственные слова), где образ соловья символизирует образ художника. В этом хоре тема "искусство и художник" органически сочетается с темой природы.

Поэтический текст содержит глубокий иносказательный смысл: суть его в том, что истинный художник отдает свое искусство народу и народ платит художнику своей любовью. Образ "Соловушки" - типично народный образ, любовно воспетый в русских песнях, былинах. Во многих произведениях русских композиторов, писателей и художников XIX века можно встретить развитие этой народной поэтической символики.

Чайковский написал для бенефиса хора Мариинского театра один из лучших своих хоров "Соловушко" на собственные слова. Хор «Соловушко» (1889) - глубоко национальное произведение как по своей идее (любовь к Родине), так и по выразительным средствам, берущим начало в народно-песенном творчестве. Композитор, являющимся и автором слов хора, передает чувство грусти, переживаемое при расставании с родиной.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: