Бойко Андрей Павлович. РУССКО-ЯПОНСКАЯ ВОЙНА В ОБЩЕСТВЕННОМ МНЕНИИ РОССИИ КАК ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ДЛЯ 9 КЛАССА




Бойко Андрей Павлович

 

РУССКО-ЯПОНСКАЯ ВОЙНА В ОБЩЕСТВЕННОМ МНЕНИИ РОССИИ КАК ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ДЛЯ 9 КЛАССА

 

Направление подготовки 44.04.01 – «Педагогическое образование»

 

 

Аннотация

Диссертации на соискание степени (квалификации) –

Магистр

 

 

Самара – 2018


Работа выполнена на кафедре истории, международного права и зарубежного регионоведения

Самарского филиала

Государственного автономного образовательного учреждения

высшего образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Научный руководитель:

Доктор исторических наук,

Доцент – Захарченко Алексей Владимирович

 

 

Официальный рецензент:

Доктор исторических наук,

Профессор – Репинецкий Александр Иванович

Место работы (проректор по научно–исследовательской работе ФГБОУ ВО

«Самарский государственный социально-педагогический университет»)

 

Защита состоится «26» июня 2018 г. в 12.00 часов на заседании Государственной аттестационной комиссии по адресу:

443081, г. Самара, ул. Стара – Загора, д. 76, ауд. 11

 

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке СФ ГАОУ ВО МГПУ по адресу:

443081, г. Самара, ул. Стара – Загора, д. 76

 

Секретарь ГАК Газейкина С. К.

 


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Неотъемлемой составляющей самобытности каждого народа является его история. С этим тезисом не должно возникать никаких споров, также как они не появятся и в отношении базовой мысли, что всегда история любого народа хранит в своей памяти страницы «светлые», такие как периоды национально-культурного подъема, экономического «бума» в виде ощутимого роста уровня жизни населения, победы в войнах, которые приносят заметный подъем международного авторитета и многое другое, но и те, что именуются страницами «черными», сулящие своему народу только боль и разочарование, болезни и нищету, голод и войны. И если говорить о первых, то всегда в глаза бросается та откровенность участников событий, которая никем не навязана, гордость и тонкие нотки высокомерия. Оно и понятно – победившие в войнах главы государств всегда диктуют свои правила ведения «игры». В отношении вторых общество как будто подменяют, проявляется вся скверность характера великих народов, обличие дурных нравов и пороков общества. Национальное бессилие, недееспособность политических лидеров, агрессия на внешний мир, политика эскалации конфликтов – частые признаки «черных» дней истории. Какой же страницей для русского народа является конфликт 1904-1905 гг.?

Большинство работ, посвященных русско-японской войне 1904-1905 гг., затрагивает главным образом ее политические и военные аспекты, пропуская немаловажный аспект ее восприятия обществом. Остается нетронутым вопрос о попытках создания правительством российского государства образа «маленькой победоносной войны» и о прообразах информационной войны, в основу которой легли, называя современным языком, стратегии PR-технологий ведения международной политики. Проблема влияния военных действий и пропаганды на общественное сознание сегодня является одной из наиболее востребованных с точки зрения психологии, социологии и исторической науки. Таким образом, эта проблема может представлять собой предмет междисциплинарного изучения.

Совсем недавно – в 2014-2015 гг. – отмечался столетний юбилей событий дальневосточного конфликта. Скудные мероприятия, проводившиеся в разных местах России, предоставляют некоторую пищу для размышлений об общественной рефлексии о событиях русско-японской войны в наши дни.

Объектом исследования выступают представления и общественное мнение различных слоев дореволюционного и современного российского общества о событиях русско-японской войны.

Предмет – коллективная память российского народа, формирование общественного мнения жителей по отношению к войне.

Территориальные границы данного исследованияохватывают главным образом территорию бывшей Российской империи и современной Российской Федерации.

Хронологические рамки работы относятся к временномупериоду от русско-японской войны до настоящего момента.

Степень изученности темы. Русско-японская война – давний предмет изучения в отечественной истории. Первые работы появились вскоре после окончания военных действия на Дальнем Востоке. По основному идеологическому признаку всю историографию этой темы можно разделить на три периода: 1) дореволюционный, 2) советский и 3) постсоветский. Прежде, чем рассматривать особенности каждого этапа отметим, что за все время был изучен огромный спектр вопросов, начиная от истоков и причин данной войны и заканчивая вооружением сторон и судьбами конкретных участников. На сегодняшний день имеется большое количество изданной литературы: научной, мемуарной, публицистической.

Дореволюционный период представлен работами, в которых основное внимание обращено на военно-прикладные и политические аспекты военного конфликта. В самые первые послевоенные годы ее изучением и осмыслением занимались в основном военные. Главными вопросами, волновавшими военных историков, были истоки войны, виновники ее развязывания и, прежде всего, причины поражения России. По их мнению, в результате столкновения геополитических интересов России и Японии война была неизбежна. Однако ответственность за начало самого вооруженного конфликта возлагалась на Японию, при этом всячески подчеркивалось миролюбие российской дипломатии. Основными виновниками неудач русской армии были объявлены руководители внешней политики России и несколько военачальников. В 1906 г. была образована официальная Военно-историческая комиссия по описанию войны при Главном управлении Генштаба под председательством В.И. Ромейко-Гурко, результатом деятельности которой стало изданное в 1910 г. 9-томное сочинение[1]. В 1908 г. аналогичная комиссия появилась при Морском Генштабе, которая в течение 10 лет опубликовала 16 томов описаний и документов[2]. Это самое полное к настоящему времени исследование русско-японской войны.

Практически одновременно стали появляться и авторские исследования участников (в том или ином качестве) войны. Уже в 1905 г. вышла небольшая книжица И.К. Шахновского, представляющая собой его военный дневник[3], а в следующем году посвященная деятельности российской пограничной заставы во время войны с Японией[4]. Генерал-майор Н.Н. Беклемишев в 1907 г. издал свое мемуарное сочинение «О русско-японской войне», в котором главной причиной поражения считал бездарное и дилетантское командование[5]. Особенный интерес, вне всяких сомнений, представляют мемуары главнокомандующего российскими сухопутными и морскими силами А.Н. Куропаткина[6]. Несмотря на всю их тенденциозность, они сохраняют историческое значение и по сей день. Самое обстоятельное на тот момент исследование причин поражения Российской империи в войне с Японией принадлежит генерал-лейтенанту В.А. Апушкину, посвятившему ей несколько своих работ, наиболее ценной из которых является его обобщающий труд «Русско-японская война 1904-1905 гг.»[7].

Отдельного упоминания заслуживает издававшийся полковником Дубенским еженедельный иллюстрированный журнал «Летопись войны с Японией»[8]. Это, возможно, первое издание подобного рода в России. Его первый выпуск вышел сразу после начала боевых действий на Дальнем Востоке и в дальнейшем журнал издавался еженедельно. В общей сложности свет увидели 84 номера. Каждый выпуск содержал много разнообразной информации: связанные с войной изменения политической обстановки, события на фронте, награждения участников, списки потерь, фотографии и рисунки. «Летопись», таким образом, имела прекрасную возможность оперативно сообщать населению Империи обо всем происходящем в Маньчжурии и на море. Было еще четыре похожих издания[9]. Русско-японская война стала, таким образом, первым конфликтом, о котором российское население узнавало не только аудиальным, но и визуальным способом.

В советские годы война царской России с Японией была интересна в первую очередь по идеологическим соображениям. Плачевные ее итоги служили своего рода наглядным доказательством того, что прежний режим прогнил и не пользовался народной поддержкой. Таким образом, акцентирование внимания на тех событиях было призвано лишний раз легитимизировать советский строй. Следует отметить, что несмотря на идеологическую пропасть, отделяющую советскую историографию от дореволюционной, круг затрагиваемых проблем, связанных с войной 1904-1905 гг., принципиально не изменился. Советских историков точно так же интересовали чисто военные, бюрократические и политические аспекты[10]. Примечательным было появление различных сборников документов, напрямую затрагивающих эти вопросы[11].

Постсоветский период. После распада СССР интерес к событиям войны начала XX века не пропал. Основные вопросы, представлявшие интерес в предшествующие периоды, продолжают изучаться и по сей день[12]. Однако исследователи впервые обратили внимание на многие тонкие аспекты той войны, которые оставались ранее совсем не освещенными[13]. Предметом специального интереса стали судьбы участников той войны[14]. Свидетельством сохранения интереса в России к этому вопросу служат переиздания дореволюционных и советских книг[15], в т.ч. и достаточно редких[16]. Существует огромное количество страниц в сети Интернет, связанных с тематикой русско-японской войны[17].

Таким образом, русско-японская война в целом неплохо освещена в научной и мемуарной литературе. В последнее время стало появляться много исследований о восприятии образа войны населением Российской империи[18]. Продолжая наметившуюся тенденцию, которая заключается в том, что сегодня все более весомым становится военно-историческая антропология, ставящая на первый план не собственно боевые действия и стратегическо-тактические расчеты командования, а переживания человека и социальных групп в условиях военных конфликтов, свою работу мы хотим посвятить сравнению отношения дореволюционного и современного российского общества к дальневосточным событиям начала ХХ в., особенно в связи со столетней годовщиной русско-японской войны в 2014-2015 гг.

Цель диссертационной работы – изучить влияние русско-японской войны 1904-1905 гг. на общественное мнение того периода и настоящего времени.

Для реализации намеченной цели поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать поведение российских правящих кругов по формированию образа «маленькой победоносной войны»;

2. Рассмотреть «образ врага» в общественном сознании населения, особенности восприятия Японии как страны агрессора и японцев;

3. Проследить за особенностями изменения общественного мнения в период войны, выделить переломные моменты в ее восприятии;

4. Проанализировать проблемные точки соприкосновения современной власти и общества в вопросах памяти и увековечивания жертв Русско-японской войны;

5. Рассмотреть отношение двух держав–участниц событий к историческому наследию русско-японской войны 1904-1905 гг.

Источниковую базу исследования составляют некоторые периодические издания начала XX в., в особенности уже упомянутый журнал «Летопись войны с Японией»[19], аутентичные публикации того же периода как правительственного, так и нелегального характера (например, партийные листовки, выражающие отношение различных политических сил к войне). Источники этого времени позволяют охватить мнения широкого спектра политических и социальных групп об отдельных событиях на дальневосточном фронте и о конфликте в целом.

Другую источников составляют современные газетные и интернет-публикации как о событиях начала XX в., так и о посвященных им мероприятиях в наши дни.

Третья группа – современные российские учебники по отечественной истории для 9 и 11 классов, отражающие официальную точку зрения российских властей, от которой во многом зависит отражение тех событий в общественно-политической жизни.

Методологической основой решения поставленных проблем явились принципы историзма и системности, которые предполагают изучение общественного явления в его конкретно-исторической обусловленности и развитии, а также отношение к предмету и объекту как к целостным функционирующим и эволюционирующим структурам, обладающим многообразными внутренними и внешними связями.

Новизна работы напрямую связана с постановкой самого исследуемого вопроса: общественное мнение дореволюционной России, хотя и подвергалось научному изучению, не становилось предметом школьного элективного курса. Данная работа представляет собой первую попытку разработки подобного курса. С этим же связана практическая значимость исследования – его основные положения могут быть использованы при разработке аналогичных или близких по содержанию и смыслу школьных курсов.

Структура работы вытекает из поставленных задач. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, содержащих по два параграфа каждая, заключения и списка использованных источников и литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определены хронологические рамки и научная новизна; определяются объект, предмет, цель и задачи работы; на основе историографического обзора выявляется степень изученности проблемы; даётся обзор источников и методологической базы исследования, а также определена практическая значимость работы.

Первая глава «Общество и пресса Российской Империи в ходе русско-японской войны 1904 – 1905 гг.» посвящена специфике проявления общественного мнения российского общества начала ХХ века под влиянием попыток формирования у населения «правильного» отношения к восприятию русско-японского конфликта. Здесь же изучаются источники, на основе которых становится возможным представить сложившуюся картину восприятия конфликта, с позиции рядового жителя Российской Империи. Особое внимание в главе уделено прессе, как ключевому инструменту, способствующему формированию в общественном мнении населения страны «единого» образа врага, как общенациональной угрозы.

В первом параграфе «Общественное мнение населения Российской Империи в ходе русско-японской войны 1904-1905 гг.» говорится о серьезных испытаниях для общественного консенсуса Российской империи: произошедшем падении авторитета правительства и даже самого царя. Роста недовольства среди различных слоев населения негативными последствиями войны в виде ухудшения уровня жизни и бездарным командованием, напрасно загубившим солдатские жизни.

Несмотря на преобладание патриотических публикаций, сокрытие неудач не предоставлялось возможным, хотя бы потому, что цензура не распространялась на зарубежных корреспондентов, да и в подконтрольных правительству изданиях негативная информация все равно проскальзывала и добиралась до своего потребителя: рассказывая о героизме русских солдат, приходилось говорить и о тех трудностях, с которыми они сталкивались; пусть напрямую и не делая акцент на нехватке вооружений, плохом снабжении армии или откровенно слабом командовании. Подобные мысли возникали у внимательного читателя сами по себе.

В работах таких публицистов как Воробьева Э.А., Куперт Ю.В, Холодов В.А. можно было найти очень подробные и достоверные сведения о Роли общественного сознания в русско-японской войне не только в целом, но и на примерах отдельных регионов.

Уделено внимание вопросу освещения происходящих событий в стране в период русско-японской войны не только официальной прессой, но и оппозиционной нелегальной печатью на примере регионов, так и по всей стране, в целом.

Второй параграф «Образ врага в общественном сознании населения Российской империи» посвящен очень важному аспекту, на который сегодня обращают внимание исследователи любого военного конфликта — восприятию противника во время непосредственного столкновения с ним, а также до начала и после окончания боевых действий. Подобный процесс изменения образа врага отслеживался в своей динамике. С учетом данного фактора стало возможным понять мотивацию сторон и причины происходящего.

Немалую роль здесь сыграли и субъективные факторы. Например, необходимость рассмотреть, как менялось отношение к Японии на протяжении нескольких лет в начале XX в.

Следствием политики обмана и окутывания ложью своего населения станет потеря былой популярности и снисхождения у царя всех тех чиновников и советников, которые раньше всеми правдами и неправдами доказывали необходимость вступления в войну, ее быструю скоротечность и успешный исход для России.

В ходе исследования удалось прийти к выводу, что наследием той войны останется нагнетающий ропот в обществе и критика власти со стороны либеральных кругов, в первую очередь интеллигенции, а в скором времени и полное забвение темы русско-японской войны в прессе.

Во второй главе «Современная культурная память российского общества о событиях русско-японской войны» основное внимание уделено практическому вопросу – составление базы знаний у учащихся среднеобразовательных школ о современной ситуации сохранения культурной памяти в российском обществе, посвященной событиям русско-японской войны 1904–1905 гг.

В первом параграфе «Современная память российского общества о «победоносной» войне» анализируется вопрос крайней непопулярности дальневосточного конфликта в российском обществе, на примерах событий, посвящённых поминанию дат, в ходе русско-японской войны.

Во втором параграфе «Образ русско-японской войны в рамках школьной образовательной программы» центральное внимание было уделено вопросу изучения современных проблем при работе со школьными учебниками не только для 9 классов, но и для 11 классов.

Анализируется проблема проведения учителями-предметниками более углубленных уроков по данной теме без потери часов по образовательной программе и поиска других вариантов подачи знаний учащимся средних школ. Как результат, проведение подобного углубленного урока по данной теме возможно в рамках элективных курсов.

На основании проведенного в первой главе исследования вопроса роли общественного мнения российского общества периода русско-японской войны, а также анализа проблемы сохранения современной культурной памяти российского общества во второй главе, была составлена практическая часть диссертации — элективный курс «Русско-японская война в общественном мнении России», разработанный в приложении ко 2 главе, на основании ФГОС основного общего образования утвержден приказом МОиН РФ от 17.12.2010 №1897; авторской программы Данилова А.А., Косулиной Л.Г. Россия в XX в. // Программы общеобразовательных учреждений. История. 5-11 кл //.- М.: Просвещение, 2014; Были разработаны пояснительная записка, требования к уровню подготовки учащихся 9 классов,

методологическая основа, определены цели, задачи, разработаны учебно-тематический план элективного курса для 9 классов.

В заключении формулируются основные выводы автора в соответствии с поставленной в работе целью и задачами, подводятся итоги исследования:

 

В период Русско-японской войны со стороны правящих кругов была впервые предпринята широкомасштабная попытка целенаправленного формирования общественного мнения. Она оказалась неудачной по разным причинам. Во-первых, активную контрпропаганду осуществляли представители оппозиционных партий и групп. В силу разных обстоятельств им удалось гораздо эффективнее донести до народных масс свою точку зрения. Во-вторых, рисуемые официальной пропагандой радужные перспективы столкнулись с более осязаемыми последствиями войны в виде финансовых затруднений. Расхождение между тем, о чем говорили, и тем, что наблюдалось, подорвало доверие к проправительственной прессе. Именно неудачная попытка правящих кругов продемонстрировать обществу «маленькую победоносную войну» сыграла свою роковую роль в восприятии власти как таковой.

Особенно интересны те изменения, которые русско-японская война внесла в общественное сознание населения монархической России. В наступившем ХХ веке в целом была характерна набиравшая обороты тенденция усиления влияния СМИ в передовых странах мира как средства идеологического воздействия, как нового фактора, влияющего на формирование общественного мнения. Данная тенденция была осмыслена в первую очередь правительственными кругами. Сравнительный анализ печатных изданий прессы говорит о том, что правительство ставило себе задачу – завоевать информационное пространство в выгодном для себя ключе. Эта мысль подкрепляется анализом, раскрывающим характер целенаправленного и спланированного воздействия на общественное мнение пропагандистскими методами ведения войны. Актуальный подход в освещении конфликта соответствовал не только запросам правительственных кругов, желавших «иметь в кармане» козырь — «маленькую победоносную войну», но и настроениям в самом обществе, «готовым» к легкой и быстрой победе над «варварской» Японией. Первоначальный отклик общества на войну – это патриотический порыв, негодование на врага, желание как можно быстрее его разгромить. С началом войны частым явлением стали антияпонские настроения в периодической печати, активно зазвучавшие со страниц газет, что же касается народа, которому предстояло пережить войну, то он верил в скоротечность войны и в сопутствие успеха русским войскам и флоту в борьбе с «варварским» государством. Прославляя героизм русских солдат и матросов, правительственные и проправительственные издания сообщали вынужденно, сами того не желая, информацию о том, что «разоблачало» режим как таковой – неподготовленность командования, организационную слабость, бюрократические проволочки. Все это, вкупе с итоговым провалом, разрушило образ мудрого и непобедимого Царя.

Таким образом, русско-японская война наглядно продемонстрировала, как можно потерять «кредит доверия» со стороны как отдельных слоев населения, так и общества в целом. Она наглядно продемонстрировала «предел прочности» народного терпения.

 

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ИЗЛОЖЕНЫВ СЛЕДУЮЩИХ ПУБЛИКАЦИЯХ:

1. Бойко А. П. Русско-японская война в общественном мнении России как элективный курс для 9 класса.// Сборник статей, студентов, магистрантов и аспирантов XIX научной студенческой научной конференции СФ МГПУ. – Самара: СФ ГАОУ ВО МГПУ, 2018. – С. 106–108.


[1] Гурко В.И. Русско-японская война 1904-1905 гг. СПб., 1910.

[2] Русско-японская война 1904-1905 гг. СПб., 1913 (non vidi).

[3] Шахновский И.К. Желтая туча (12 месяцев войны с Японией). Дневник корреспондента. М.: Издание Д.П. Ефимова, 1905.

[4] Шахновский И.К. Очерк деятельности Заамурского края Отдельного корпуса пограничной стражи в Русско-японской войне 1904-1905 гг. СПб., 1906.

[5] Беклемишев Н.Н. О русско-японской войне на море. СПб., 1907.

[6] Куропаткин А.Н. Из воспоминаний о русско-японской войне. СПб., 1908. Он же. Записки о Русско-японской войне: итоги войны. Berlin, 1911 (1-е изд. – 1906 г.; non vidi).

[7] Апушкин В.А. Русско-японская война 1904-1905 гг. М., 1910.

[8] «Летопись войны с Японией» / под ред. Д.Н. Дубенского. СПб., 1904-1905.

[9] Иллюстрированная хроника войны «Нового мира» и «Живописной России». СПб., 1904 (43 номера); Иллюстрированная хроника русско-японской войны: [прил. к газете «Русь»]. СПб., 1904 - 1905 (48 номеров); Летопись военных действий на Дальнем Востоке: [прил. к «Тургайской газете»] / ред. И. Кванин, Н.Г. Иванов, А.В. Васильев. Оренбург, 1904-1905 (45 номеров); Хроника русско-японской войны: [прил. к журн. «Родная нива»] / ред. В.А. Рышков. СПб., 1904.

[10] Лунин Б.В. Донские казаки в русско-японской войне 1904-1905 гг. Р. н/Д., 1939; Быков П.Д. Русско-японская война 1904-1905 гг. Действия на море. М., 1942; Ростунов И.И. История русско-японской войны 1904-1905 гг. М., 1977.

[11] Яговой П. Русско-японская война. Сборник материалов. М., 1933.

[12] Вот только некоторые примеры: Широкорад А.Б. Русско-японские войны 1904-1905 гг. Мн., 2003; Ивкова А.М., Чеберяк Е.В. Цусимская катастрофа // Россия и АТР. 2005. № 2. С. 33-40; Несоленый С.В. Канонерские лодки первой эскадры флота Тихого океана в русско-японской войне. СПб., 2011; Полутов А.В. Десантная операция японской армии и флота в феврале 1904 г. в Инчхоне. Владивосток, 2009; Лихарев Д.В. Цусимское сражение 14-15 мая 1905 г.: Историография проблемы. Уссурийск, 2009; Чаплыгин В.А. Цусимское сражение: ход боя // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2011. № 3 (10), Т. 3. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.scientific-notes.ru/pdf/021-021.pdf (дата обращения: 01.06.2018); Айрапетов О.Р. На пути к краху. Русско-японская война 1904-1905 гг. Военно-политическая история. М., 2014.

[13] Тайны русско-японской войны: японские деньги и русская революция. Русская разведка и контрразведка в войне 1904-1905 гг.: документы. Под ред. И.В. Деревянко. М., 1993; Гузанов В., Судзукава М. Русские воинские кладбища в Японии: Поиски и находки. Страница истории русско-японской войны 1904-1905 гг. (Могилы русских воинов в Японии 1904-1905 гг.). Осака, 1993; Гузанов В.Г. И праху близких поклониться. Русские Воинские кладбища в Японии. Историческая хроника. М., 2000; Семанов С. Тайна гибели адмирала Макарова. Новые страницы русско-японской войны 1904-1905 гг. М., 2000; Айрапетов О.Р. Пресса и военная цензура в русско-японскую войну // Русско-японская война 1904-1905 гг. Взгляд через столетие. Международный исторический сборник. М., 2004. С. 341-354; Павлов Д.Б. Русско-японские отношения в годы Первой мировой войны. М., 2014.

[14] Шабуцкая Н.В. Вице-адмирал Рожественский – «Обесславленный герой одного из величайших сражений в истории флота» // Научные ведомости Белгородского государственного университета. 2007. Вып. 3, Т. 2. С. 90-95; Грибовский В.Ю. Последний парад адмирала. М., 2013; Сапрыкин Р.В. Отношения А.Н. Куропаткина и М.Д. Скобелева [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://regiment.ru/Lib/A/21.htm (дата обращения: 01.06.2018). Иногда к действовавшим лицам русско-японской войны по тому или иному поводу обращаются и СМИ: Праправнук адмирала Рожественского сейчас работает в Японии [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://iz.ru/news/286704 (дата обращения: 30.05.2018).

[15] Куропаткин А.Н. Записки о Русско-японской войне. М., 2015; Из истории Русско-японской войны 1904-1905 гг.: Сборник материалов к 100-летию со дня окончания войны / сост. А.М. Османов. СПб., 2005 (переиздание труда В.А. Апушкина «Русско-японская война 1904-1905 гг.», опубликованного еще в 1910 г.); Колупаев В.Е. История семьи Гурко // Военно-исторический архив. 2005. № 6. С. 115-129.

[16] Например, Гамильтон Я. Записная книжка штабного офицера во время русско-японской войны. М., 2000.

[17] Некоторые примеры: Русско-японская война [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://baikal-tankhoy.ru/rus-japan-war (дата обращения: 10.06.2018); Русско-Японская война на фотографиях [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://russiahistory.ru/russko-yaponskaya-vojna-na-fotografiyah/ (дата обращения: 10.06.2018); Русско-японская война (1904-1905) глазами участников и очевидцев [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://gpib.livejournal.com/31589.html (дата обращения: 10.06.2018).

[18] Гладкая Е.А. Русско-японская война в массовом сознании и общественной мысли русского общества в начале XX века: автореф. дис. …канд. ист. наук: 07.00.02. Ставрополь, 2008; Воробьева Э.А. Русско-японская война 1904-1905 годов и общественное мнение Сибири и Дальнего Востока (по материалам ведущих местных периодических изданий): автореф. дис. …канд. ист. наук: 07.00.02. Новосибирск, 2009; Антипин Н.А. Русско-японская война в культурной памяти российского общества. 1904-2000-е гг.: автореф. дис. …канд. ист. наук: 07.00.02. Челябинск, 2013. Можно упомянуть несколько зарубежных публикаций: The Impact of the Russo-Japanese War / Ed. R. Kowner. Routledge, 2009; The Russo-Japanese War in Cultural Perspective, 1904-1905 / Ed. D. Wells, S. Wilson. Palgrave Macmillan, 1999; Naoko Sh. Japanese Society at War: Death, Memory and the Russo-Japanese War (Studies in the Social and Cultural History of Modern Warfare). Cambridge (Mass.), 2009; Dobson S., Nishimura Morse A., Sharf F. Much Recorded War: The Russo-Japanese War in History and Imagery. MFA Publications, 2005. Интересно, что вопрос о восприятии этой войны по другую сторону баррикад также уже затрагивался и в отечественных публицистических работах: Русско-японская война глазами японцев. Культурно-исторический проект «1905» [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://1905.livejournal.com/5488.html (дата обращения: 10.06.2018).

[19] См. прим. 8.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: