1.Наглядно-действенный метод:
- показ сказок (педагогом, детьми);
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
- проведение дидактических и музыкально-дидактических игр;
- наблюдение;
- чтение педагогом художественной литературы;
- воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях;
- экскурсии, целевые прогулки.
2. Словесно-образный метод:
- чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем;
- загадывание и отгадывание загадок;
- рассматривание наглядного материала;
- рассказы детей о своих впечатлениях;
- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя;
- чтение сказок и стихотворений детьми, воспитателем с последующей драматизацией;
- ответы на вопросы педагога, детей;
- проведение разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);
- сообщения дополнительного материала воспитателем;
- рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
- разбор житейских ситуаций;
- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.
3.Практический метод:
- организация продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация.
- проведение игр: со строительным материалом («Ступеньки к Храму»), дидактических («Хорошие и плохие поступки»), подвижных («Помоги дедушке»), малоподвижных («Мирилка»), и др.;
- изготовление кукол к сказкам;
- организация постановки пьес, сказок, литературных произведений;
- проведение экскурсий различной направленности;
- организация вечеров с родителями, для родителей;
- изготовление с детьми наглядных пособий;
- организация продуктивной деятельности: ИЗО (впечатления после праздника), ручной труд (Вифлеемская звезда, Ангел, Пасхальный сувенир.)
Основные мероприятия проекта.
Этапы реализации проекта «Духовно-нравственное воспитание дошкольников. Традиции русского народа».
Деятельность по духовно-нравственному воспитанию дошкольников построена с учетом следующих принципов:
1. Доступность - содержание материала представлено детям в доступной и привлекательной форме;
2. Гуманистичность - ребенок является активным субъектом совместной деятельности с педагогом, основанный на сотрудничестве, демократических и творческих начал;
3. Деятельность - знания, которые ребенок усваивают в процессе обучения, становятся основой формирования мотивации его участия в различных посильных видах деятельности;
4. Интеграция - реализация задач происходит через познавательную, изобразительную, продуктивную деятельности: сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание;
5. Системность - принцип системности предполагает преемственность программ, последовательное усвоение знаний, приобретение навыков, когда каждое
последующее формирующееся представление или понятие вытекает из предыдущего и основывается на нем.
6. Непрерывность и преемственность воспитания в семье и ДОУ на основе сотрудничества (чтобы не заменяли, а дополняли).
Ресурсы, необходимые для запуска проекта:
- Обеспечение материально-технических условий (оформление группы, музыкального зала);
- Подбор литературы по теме; произведений русского народного творчества; наглядного материала (иллюстрации, фотографии, репродукции);
- Подготовка материала для продуктивной деятельности;
- Подборка подвижных, дидактических игр,
- Использование мультимедийного комплекса и презентаций к занятиям.
Календарный план реализации проекта.
Сентябрь
1. Диагностика знаний детей о духовно-нравственных ценностях.
2. Анкетирование родителей о духовно-нравственном воспитании в семье и направленности воспитательного процесса в образовательном учреждении.
3. Изготовление папок: «Народные праздники», «Русские народные игры», «Игры в русской избе», «Малый фольклор», «Персонажи русских сказок», «Русская народная одежда», «Русский головной убор», «Народная игрушка», «Любимая сказка», «Гжель», «Хохлома».
4. Консультации для педагогов «Детский поэтический фольклор», «Фольклор и его значение в воспитание детей».
5. Развлечение для дошкольников «Семенов День – Мушиный праздник».
Октябрь
1.Обучающее занятие для старших дошкольников «В гости к бабушке на оладушки»;
2. Ознакомление детей с народно –прикладным искусством на занятиях по изобразительной деятельности: «Гжель»; «Хохлома»; «Дымковские игрушки»; «Жостово»; «Городец».
3. Конкурс для воспитанников и родителей «Генеалогическое древо и герб семьи».
4. Осинины – осенняя ярмарка (развлечение и выставка работ из овощей).
Ноябрь
1.Проведение комплексно-тематического занятия «Посуда вчера и сегодня»;
2. Капустные вечеринки (развлечение для дошкольников);
3.Праздник молока (открытое мероприятие для родителей и детей),
Декабрь
1.Консультации для педагогов «Особенности патриотического воспитания дошкольника»;
2.Ознакомление детей с народно – прикладным искусством: «Гжель»; «Хохлома»; «Дымковские игрушки»; «Жостово»; «Городец»
3. Беседа «Как я поздравлю свою семью с праздником».
4.Организация конкурса творческих работ «Что такое Новый год».
5.Изобразительная деятельность на тему: «Нарисуй Новогоднюю сказку».
6.Тематическое развлечение для старших дошкольников «Колядки».
Январь
1. «У матрешки – День рождения» (занятие по приобщению детей к истокам русской народной культуры)
2. Чтение и обсуждение литературных произведений о Рождестве, разучивание стихов.
3. Развлечение «Праздник Рождества».
4. Занятие по ручному труду на тему: «Ангел», «Рождественские открытки».
5. Выставка детских работ «Рождественская открытка».
Февраль
1. Ознакомление детей с народно – прикладным искусством: «Гжель»;«Хохлома»; «Дымковские игрушки»; «Жостово»;«Городец»
- Проведение комплексно-тематического занятия «Как работали и отдыхали на Руси, или Посиделки в горнице».
3.Чтение с последующим обсуждением литературных произведений о зиме, весне.
4.Оформление фотоальбома «Наши праздники».
5.Беседы о традиционной кухне в Православные праздники.
6. Коровий праздник – Власьев день (развлечение).
Март
1.Проведение комплексно-тематических занятий: «При солнышке – тепло, при матушке – добро»
2.Консультации для педагогов «О системе работы в детском саду по приобщению детей к истокам русской народной культуры»;
3. Развлечение «Масленица». Кукольный спектакль-Сказка «Приключения на Масленицу»
4.Изобразительная деятельность на тему: «Масленица к нам пришла».
Апрель
1. «Посиделки» - Вербное воскресенье (развлечение для дошкольников).
2.Развлечение «Пасха». Кукольный спектакль - Сказка «Пасхальная история».
3.Конкурс для родителей «Пасхальная открытка. Пасхальный сувенир».
4. НОД по ручному труду на тему: «Писанка», «Пасхальная открытка».
5. Чтение литературных произведений, разучивание стихов о Пасхе, весне.
6. «Что такое Пасха? »- занятие по ознакомлению с окружающим миром. (Беседа об истории возникновения, традициях и обычаях праздника. Рассматривание и обсуждение иллюстраций).
7. Занятие по ИЗО «Украшаем пасхальное яйцо».
8. Ознакомление детей с народно –прикладным искусством:
«Гжель»;«Хохлома»; «Дымковские игрушки»; «Жестово»;«Городец».
Май
1.Тематическое развлечение «Праздник народных игр».
- Ознакомление детей с народно – прикладным искусством:
«Гжель»; «Хохлома»; «Дымковские игрушки»; «Жестово»;«Городец»
- Проведение комплексно-тематического занятия «Пчелка – золотое брюшко».
4. Беседа-диспут «Хорошие и плохие поступки».
5. Беседа на тему: «Летние праздники».
Июнь
1.Проведение комплексно-тематического занятия «Какую одежду носили на Руси».
2. Развлечение «Троица – праздник русской березки».
3. Занятие по изобразительной деятельности на тему «Русская березка».
Июль
1.Посиделки - чаепитие совместно с родителями «Наши именинники».
2. «Люблю берёзку русскую» - занятие по ознакомлению с окружающим миром (формирование интереса детей к родной природе; обобщение знания о берёзке; расширение представления детей об образе берёзы в поэзии, музыке, произведениях изобразительного искусства);
3. Беседы: «Что мы знаем о деревьях и о березе в частности ?»; «Целебное лукошко».
4. Организация выставки детских работ «Праздники».
5. Итоговая диагностика. Анкетирование родителей. Анализ диагностики и анкетирования.
6. Публикация на сайте: «Формирование духовно – нравственных ценностей у детей через приобщение детей к истокам русской народной культуры».