Общие положения
1.1 Формирование армии
Армия формируется из полков, состоящих из 4-6 баз на 5-6 миниатюр. Размеры базы 5-6 см. по фронту и 2 см. в глубину. Пехотный полк может иметь по одной базе застрельщиков на батальон. Размеры баз застрельщиков 2х2 см. Кавалерийские полки формируются из 4-х эскадронов по 2 миниатюры на каждой базе. Размеры кавалерийских баз 4х3.5 см.
1.2 Масштаб игры
Используются миниатюры 1/72 из расчета 1 миниатюра=75 человек в реальности.
2 пехотные базы составляют 1 батальон, 4-6 баз =полк.
1 кавалерийская база обозначает эскадрон, 4 базы, соответственно, формируют кавалерийский полк.
2 полка любого типа составляют бригаду, 2 бригады или 4 полка – дивизию.
2 дивизии, в свою очередь, формируют корпус.
На каждую бригаду должен быть свой бригадный генерал, на каждую дивизию – дивизионный.
Фаза хода
2.1 Тест на инициативу
Ход начинается с определения инициативы первенства хода. Игроки бросают кубик, тот, кто выбросил больше, получает инициативу и ходит первый.
2.2 Тест на приказы
Первый ходящий отдает приказы дивизии/бригаде. В свою фазу хода он может приказать только одной бригаде/дивизии, которая в этот ход еще не получала приказов и не ходила. Для отдачи приказа нужно пройти тест на количество приказов и бросить кубик. Всего подразделение может получить до 3-х приказов в свою фазу хода. До броска кубика игрок озвучивает все приказы полностью, на то количество действий (приказов). Затем он бросает кубик. Расчет теста на количество приказов производится по следующим значениям:
1-2 – 3 действия;
3-4 – 2 действия;
5-6 – 1 действие.
После хода подразделения, фаза хода переходит к сопернику, который выполняет аналогичные действия. Когда все игроки отдали приказы всем своим подразделениям, ход заканчивается и начинается следующий.
|
Виды приказов
Перемещение
Подразделение может получить приказ на движение и развертывание в определенные боевые порядки. Вся пехота движется за одно действие на 10 см, кавалерия на 20 см, пешая артиллерия на 7 см, конная артиллерия на 15 см. Адъютанты штабов перемещаются на 20 см, как и кавалерия.
При движении через лес, пехота (кроме легкой) получает дезорганизацию и при выходе из леса должна перестроиться. В лесу пехота перемещается на 7 см. Из кавалерии через лес может двигаться только легкая, дистанция движения = 10см, также получает дезорганизацию. Артиллерия через лес двигаться не может.
При подъеме или спуске с холма дистанция движения сокращается на 5 см.
При переходе брода движение составляет 1/3 дистанции.
3.2 Перестроение
При получении дезорганизации подразделение может потратить действие на перестроение и восстановления боевого порядка. В таком случае к концу хода с подразделения снимается маркер дезорганизации.
3.3 Стрельба
Стрельба ведется пехотой, застрельщиками и артиллерией на определенные дистанции.
При стрельбе пехотой, за каждую базу, которая участвует в перестрелке, бросается кубик. За каждый выстрел артиллерии – 3 кубика.
Пехота, получая приказ на стрельбу, может стрелять только базами передней линии, базы второй и последующих линий стрелять не могут и, соответственно, кубики за них не бросаются. Дистанция стрельбы для пехоты равна 5 см, для застрельщиков 7 см, для артиллерии 30 см ядром и 15 см картечью.
|
3.3.1 Тест на стрельбу
Тест на стрельбу проходится при перестрелке, бросают кубики за все отряды, которые в ней участвуют. Значения попаданий равны 1,2,3.
Попадания могут уйти в защиту (сейв). Тест на сейв бросается количеством кубиков, равному числу попаданий, соответственно, значения для сейва 1,2,3. При стрельбе по каре, значения сейва 1 и 2, при стрельбе артиллерией картечью – значение сейва 1. Потери, не прошедшие тест на сейв, помечаются маркером потерь рядом с подразделением.
3.3.3 Артиллерийский огонь
Артиллерия при приказе на стрельбу проходит тест на количество выстрелов на базу:
1-2 – 3 выстрела;
3-4 – 2 выстрела;
5-6 – 1 выстрел.
Если стреляет картечью, то -1 к значениям на кубиках. Подразделения, понесшие потери от картечи проходят тест на мораль.
3.4 Атака в ближнем бою
При вступлении в ближний бой (рукопашную) противники бросают кубики также как и при стрельбе, но уже по кубику за каждую базу в подразделении.
Кавалерия бросает 2 кубика за каждую базу. Потери проходят тест на сейв, за непрошедшие тест потери выкладываются маркеры. Затем проводится тест на результат боя.
В тесте на результат боя учитываются количество потерь в ближнем бою с каждой стороны и модификаторы к выброшенному значению. Побеждает тот, у кого значение больше. Формула расчета теста на результат боя следующая:
модификаторы + потери противника в ближнем бою +значение на кубике
Проигравший проводит тест на мораль, бросает кубик и выполняет действие, которое определяет выпавшее значение:
1-2 отходит с дезорганизацией на три полные дистанции движения. При этом, если тест на мораль был провален или ранее была получен маркер дезорганизации, то отряд считается разбитым и бежит с поля боя.
|
3-4 отходит без организации на 2 хода.
5-6 остается на месте.
В случае отхода с дезорганизацией, отряд в начале следующего хода должен пройти тест на мораль, и если он проваливает тест, то считается бегущим с поля боя.
3.4.1 Модификаторы при рукопашной атаке
Отряд в зоне командования штаба +2 к морали и +1 к результату
Отряд в зоне командования генерала +1 к морали и +1 к результату
Штыковая атака без стрельбы +1 к результату
Прикрытие флангов соседними отрядами +1 к морали
Атака в штурмовой колонне +1 к результату
Атака во фланг +2 к результату
Атака в тыл +3 к результату и -1 к морали защитника
Атака укрепления +2 к результату и +1 к морали у защитника
3.4.2 Атака пехоты кавалерией
При кавалерийской атаке пехота проходит тест на перестроение в каре. Значения для теста:
1 – не перестраивается в каре и проходит тест на мораль. Если проваливает тест, то не имеет права на ответный огонь и сражается только в ближнем бою;
2-5 – перестраивается в каре с правом стрельбы фронтальной к противнику базы;
6 – перестраивается в каре с получением маркера дезорганизации и сражается только в рукопашной.
Подразделение в каре без дезорганизации бросает 4 кубика, с маркером дезорганизации бросает 2 кубика. Отряд в каре имеет модификатор +3 к результату боя.
Если отряд в каре проигрывает схватку, то проходит тест на мораль, в случае провала получает маркер дезорганизацию и если ранее получал такой маркер, то считается разбитым и бежит с поля боя. В случае если ранее дезорганизация получена не была, то отряд бросает кубик и выполняет действие, которое определяет выпавшее значение:
1-2 – отходит на 1 полный ход с перестроением в линию;
3-4 – отходит на половину хода в порядках каре;
5-6 – остается на месте.
В случае прохождения теста на мораль, отряд бросает кубик и выполняет действие, которое определяет выпавшее значение:
1-2 – отходит на половину хода с дезорганизацией в порядках каре;
3-4 – отходит на половину хода без дезорганизации;
5-6 – остается на месте.
Тест на мораль
Тест на мораль проводится броском 2 кубиков и рассчитывается по формуле
Значение на кубике меньше либо равно 8. Если значение больше 8, то тест считается не пройденным. В случае провала теста на мораль отряд получает маркер дезорганизации. Подразделение обязательно проходит тест на мораль в случаях:
6 маркеров потерь для пехоты;
4 маркера для кавалерии;
3 для артиллерии.
Дистанция командования
Для полного теста на приказ для дивизии/бригады, дивизионный/бригадный генерал должен находиться рядом с подразделением. Его зона командования составляет окружность радиусом 15 см. При отдаче приказа всей дивизии/бригаде зона командования может не учитываться, но при приказе отдельным полкам учитывается расстояние от генерала до полка, либо до бригады, к которой относится полк. Если он находится вне зоны командования, то проводится тест на приказ, значения которого:
1-2 приказ дошел, и подразделение может выполнить количество действий для его дивизии;
3-4 – полк может выполнить только одно действие;
5-6 – приказ не дошел.
Зона командования штаба – 20 см. Если дивизионный генерал находится вне зоны командования штаба, то проводится аналогичный тест на приказ. При этом дивизия, как и полк, может вести огонь без приказа.
Штаб устанавливается в начале партии и не передвигается, но может иметь адъютантов, которые формируют цепь передачи приказа от штаба до дивизии, соответственно увеличивая зону командования.
Тест на потери командования
При потерях подразделений (больше 10 у дивизии и больше 7 у бригады) проводится тест на потери командования:
1 – генерал убит;
2 – генерал тяжело ранен и сможет вернуться только в следующую кампанию (для стратегического режима);
3-4 – генерал ранен легко и вернется в следующем сражении.
5-6 – генерал не пострадал.
Для прохождения теста на потери командования, подразделение должно быть в зоне командования. При смерти или ранении генерала, все его подразделения получают -1 к тесту на мораль и могут получать приказ только от штаба. При захвате противником штаба, все подразделения могут либо вести огонь, либо отходить. При этом они получают -2 к морали.
Пехота
Основной род войск в армии, может двигаться через любой вид местности и занимать постройки. У каждой базы есть лимит из 6 маркеров потерь, после чего она снимается с поля боя, а маркеры потерь убираются от полка. Пехота бывает нескольких видов, каждый и них имеет свои способности или модификаторы:
Линейная пехота +1 к результату боя
Легкая пехота +1 к стрельбе
Гренадеры +2 к результату боя
Гвардия +3 к результату боя, -2 к морали противника
Кавалерия
Кавалерия бывает нескольких видов, каждый из них имеет определенные способности или модификаторы:
Кирасиры +3 к результату боя
Драгуны +1 к результату боя
Уланы -1 к морали у защитников
Стрелковая кавалерия (конные егеря) – может произвести один выстрел перед ближним боем, при этом тест на стрельбу бросается одним кубиком, как за пехоту.
Легкая кавалерия/иррегулярная кавалерия – может не учитывать дистанцию командования.
У каждой базы есть лимит из 2 маркеров потерь, после чего она снимается с поля боя, а маркеры потерь убираются от полка.
Застрельщики
Застрельщики – это легкая пехота (егеря), которые сражаются в рассыпном строю. У них есть свои базы, размером 2х2 см, которые прикреплены к определенным дивизиям/бригадам. Застрельщикам можно приказать выдвинуться вперед и сформировать стрелковую цепь, потратив на это одно действие. Застрельщики в стрелковой цепи ведут огонь без приказа, то есть тратить действие на приказ застрельщикам вести огонь не нужно. Застрельщики в лесу не могут быть целью для атаки. Застрельщики могут занимать постройки. Значение сейва для теста на потери против застрельщиков равняется 1, значение для теста на стрельбу по застрельщикам 1 и 2. Застрельщики понижают мораль атакуемого подразделения на 1. Данные бойцы имеют -3 к результатам боя против кавалерии. При атаке застрельщиков кавалерией, застрельщики проходят тест на мораль, в случае провала теста считаются смятыми и убираются с поля боя. В случае успешного прохождения теста, бросают кубик и выполняют действие, соответствующее значениям:
1- отряд считается разбитым и бежит с поля боя;
2-5 – отряд отходит за позиции своей пехоты, получая дезорганизацию;
6 – отряд остается на месте, получая дезорганизацию, и сражается против кавалерии.
Отряд застрельщиков с маркером дезорганизации не может выполнятьникаких действий кроме перестроения. Атакованный отряд с маркером дезорганизации бежит с поля боя.
Артиллерия
Артиллерия бывает пешая и конная. Кроме разницы в дистанции перемещения, они различаются и количеством действий за один ход. Пешая артиллерия после передвижения, должна потратить действие на развертывание, после чего уже может вести стрельбу. Конная артиллерия не тратит действие на развертывание. Соответственно, пешая артиллерия, за один ход, передвинувшись и развернувшись, может произвести только один залп (выстрел). Конная артиллерия в аналогичной ситуации имеет право на два выстрела, в зависимости от теста на количество выстрелов.
Если артиллерия понесла потери от огня противника, то у нее снижается мораль на 1 пункт за каждый маркер. Если число потерь равно 5 маркерам, то база снимается с поля боя. Артиллерия не может участвовать в ближнем бою, если за позициями артиллерии нет других войск, то в ближнем бою артиллерия считается смятой и убирается с поля боя. Если артиллерию поддерживают войска, стоящие строго за ней, то в ближнем бою участвуют они, и в случае поражения, артиллерия снимается с поля боя. В случае победы остается на месте.