07.04
Русский язык 9 класс
Тема урока: Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2608/start/ (если платформа будет перегружена, работайте по конспекту)
Прочитайте и проанализируйте приведенный ниже текст.
Чем объясняются различия в постановке знаков препинания во втором и последнем предложениях?(устно)
Весело пробираться по узкой дорожке, между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысью. Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берёз едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы.
Во втором предложении автор перечисляет, что он видит, когда идёт к лесу. Между предложениями перечислительная интонация с небольшими паузами. Это требует постановки запятой. В последнем предложении автор описывает картину лесной тишины и покоя. Замедленный темп речи, паузы между предложениями становятся продолжительными, в простых предложениях есть другие знаки препинания. Поэтому ставится точка с запятой.
Сегодня на уроке мы научимся определять интонационные и смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения и расставлять знаки препинания.
Основное содержание урока
Сложные бессоюзные предложения отличаются от союзных тем, что в них менее выражены смысловые отношения между простыми предложениями. Однако именно смыслом определяются в письменной речи знаки препинания, а в устной речи – интонация.
Между частями бессоюзного сложного предложения можно ставить четыре разных пунктуационных знака: запятая, точка с запятой, тире и двоеточие.
|
Между частями бессоюзного сложного предложения ставится запятая, если в нем просто перечисляются факты, события, явления со значением одновременности или последовательности. В этом случае части сложного предложения тесно связаны между собой по смыслу, а после запятой можно поставить союз И. (Таблицу перечертить в тетрадь)
Например,
Дождиккончился сразу, тучапошла дальше, из-за туч показалос ь солнышко.
В этом БСП отдельные части – простые предложения – тесно связны между собой по смыслу со значением последовательности. Поэтому между частями этого сложного предложения ставится запятая.
Точка с запятой ставится между частями БСП если
- эти части значительно отдалены по смыслу или
- значительно распространены и внутри них уже имеются знаки препинания
- осложнены и внутри них уже имеются знаки препинания (таблицу перечертить в тетрадь)
Например,
Уже светало; дождикперестал, тучирасходились.
В этом БСП отдельные части отдалены друг от друга по смыслу, поэтому между ними ставится точка с запятой.
Слабо шурша, падалишишки; вздыхая, шумеллес.
В этом БСП его отдельные части осложнены обособленными обстоятельствами и содержат запятые, поэтому между этими частями ставится точка с запятой.
Если бессоюзное сложное предложение распадается на части (группы предложений), по смыслу отдаленные друг от друга, то между ними ставится точка с запятой, а внутри этих частей простые предложения разделяются запятой.
Например;
Бледно-серое небосветлело, холодело, синело, звезды то мигали слабым светом, то исчезали; отсырелаземля, запотелилистья, кое-где стали раздаваться живые звуки, голоса.
|
В этом СБП можно выделить 2 смысловые части: первая - Бледно-серое небо светлело, холодело, синело, звезды то мигали слабым светом, то исчезали – состоит из двух простых предложений; вторая - отсырела земля, запотели листья, кое-где стали раздаваться живые звуки, голоса – состоит из трех простых предложений. В каждой из этих частей отделены предложения связаны между собой по смыслу и отделяются друг от друга запятыми. Две смысловые части, наоборот, значительно отдалены по смыслу – между ними ставится точка с запятой.
Ключевые слова:
Бессоюзное сложное предложение, БСП, запятая, точка с запятой, перечисление, одновременность, последовательность, смысл, осложненность
Основные понятия:
Бессоюзное сложное предложение со значением перечисления.
Запятая.
Точка с запятой.
Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения зависят от задумки автора и определяют постановку знаков препинания.
При перечислении одновременных или последовательно происходящих событий или явлений необходима соответствующая интонация – перечислительная, с небольшими паузами. Это требует постановки запятой.
При перечислении событий или явлений, когда автор приводит более подробное их описание, темп речи замедляется, в простых предложениях есть другие знаки препинания. Это требует постановки точки с запятой.
Разбор типового тренировочного задания
(Письменно)