Атрихалова Е.В., Ксспофонтов И.В.
А92 Использование потенциала фильмов духовно-нравственной направленности в современной школе / К.В. Атрихалова, И.И. Ксе нофонтов. - Калуга: КГИМО, 2010. - 64 с.
Целью методического пособия является помощь в организации ученных и внеучсбных занятий, в основе которых - просмотр и обсуждение художествеиных, документальных и анимационных фильмом, в разное время представленных для участия в программе Международного православного Сретенского кинофестиваля «Встреча».
Методическое пособие рекомендовано учителям, педагогам дополнительного образования, преподавателям средних и высших учебных заведений.
Обращение
президента Международного православного Сретенского кинофестиваля «Встреча»
Уважаемые коллеги и единомышленники в деле духовного и нравственной) воспитания молодежи, вы держите в руках книгу, которая поможет вам познакомить своих учеников с современным некоммерческим кино, представленным в программе Международного православного Сретенского кинофестиваля «Встреча».
Наш фестиваль, ставший традиционным, проводится по благословению митрополита Калужского и Боровского Климента и при поддержке администрации Калужской области с 2006 года. В дни фестиваля, который всегда проходит в феврале, художественные, документальные.и мультипликационные фильмы, созданные как профессиональными, так и непрофессиональными режиссерами, демонстрируются в Обнинске, Калуге, Малоярославце, Боровске, Людино-вс, Жукове.
Целью фестиваля является показ средствами киноискусства православного образа жизни в современных условиях.
Разнообразная тематика фильмов способна заинтересовать людей любого возраста и различного духовного опыта. Но особенно ценны эти произведения, несущие высокий духовно-нравственный и художественный смысл, в педагогической деятельности по воспитанию душевно и психически здорового поколения. Фильмы можно смотреть и обсуждать на уроках литературного и внеклассного чтения в начальной школе; на уроках истории, литературы, географии, физики, основ православной культуры в среднем и старшем звене. Они также могут быть использованы при проведении классных часов, тематических бесед и бесед с участием родителей, школьных праздников, в организации внеучебной деятельности школьников; фрагменты из них могут стать хорошей иллюстрацией к докладам школьников па олимпиадах, научно-практических конференциях, чтениях.
|
Приобрести необходимые фильмы или получить информацию об авторах, устроить встречу с ними можно через оргкомитет фестиваля.
.Почтовый адрес: 249038, Калужская обл., г. Обнинск, ул.. Ген. Любого, Г>а E-mail: vstrecha@mail.ru Тел.: 8-910-860-13-14
Желаю вам успехов в благородных трудах и надеюсь на сотрудничество.
Монахиня София (Ищенко)
Пояснительная записка по использованию фильмов
Искусство кино в наши дни прочно вошло в жизнь школьников. В настоящее время каждый из них ежедневно встречается с тем, что мы называем «экранные искусства», «экранная информация». Это телевидение и видео дома, в школе; всевозможные электронные игры, реклама на экране, в крупных магазинах и на улицах... Содержание образования в нашей школе не всегда соответствует тем требованиям, которые выдвигает жизнь, не давая учащимся навыков восприятия экранной информации. Педагоги осознают факт сильного влияния экранных искусств на формирование личности, поскольку эти искусства (кино, телевидение, видео) обладают большой силой эмоционального, нравственно-эстетического воздействия. Именно поэтому особенно важно активно использовать их обучающий, воспитательный и духовнообразующий потенциал в процессе учебной деятельности.
|
Опираясь на имеющийся опыт общения с искусством экрана, учащиеся способны воспринимать аудиовизуальные средства как мотив для формирования мировоззренческой и духовно-нравственной позиции. Известно, что образное мышление позволяет расширить границы миропонимания, выявить ассоциативные связи между всеми возможными формами жизни. Экранные образы помогают опереться на уже сложившиеся формы мышления и восприятия, создают благоприятную почву для развития вербальных способностей, совершенствования интеллектуального мышления, углубления духовио-нравствентгых представлений.
Каждый учитель знает о нравственном, эстетическом, информационно-познавательном, психологическом, социализирующем воздействии, которое оказывают кино, телевидение, видео на школьников. Экранные искусства могут сыграть значительную роль в постижении школьником того культурного пространства, в котором он живет. Они способны помочь учителю в организации работы в данном направлении, актуализировав для школьника некоторые вопросы через его собственную деятельность в процессе просмотров и обсуждений
|
фильмов.
Просмотр фильмов должен приводить к их обсуждению, в процессе-которого школьники должны высказывать свое мнение по поводу у ни денного, делиться своими чувствами, впечатлениями, предлагать собственную интерпретацию, выявлять межпредметные связи.
Таким образом, целью обучения с помощью учебных фильмов является формирование духовной культуры и эстетическое развитие личности. Кроме того, работа по анализу, совместному обсуждению произведений экранных искусств воспитывает у школьников самостоятельность суждений, интерес к мнению товарищей, развивает речь, пополняет ело парный запас, учит рассказывать о своих чувствах, вызванных фильмами, рекомендованными для просмотра и обсуждения.
Занятия строятся на основе эмоционального освоения произведений экрана, с целью развития способностей выражении сжито видения фильмов, настроения, впечатлений в процессе беседы. Можно сказать, что формирование способности интерпретировать фильм, извлекая из него нравственный смысл, накапливая духовный омыт, является одной из основных задач данной формы учебной деятельности. Педагог призван научить ученика не только видеть фильм, но и воспринимать его как идейно-художественное целое, анализировать его, разбираться в чувствах, возникших при просмотре, делиться своими впечатлениями с одноклассниками, слышать их мнение и видеть то, чего раньше не видел, понимать то, что находится в подтексте, постигать авторскую идею. Процесс восприятия, анализа и интерпретации фильма в ходе учебной деятельности является, таким образом, одним из наиболее значимых, поэтому фильмы, предлагаемые для просмотра, должны рассматриваться учителем как важная составляющая педагогического арсенала.
Фильмы — участники Международного православного Сретенского кинофестиваля «Встреча» созданы режиссерами, которые размышляют о проблемах духовного, нравственного, морально-этического плана, ищут ответа пе только на житейские, но и на бытийные вопросы. Именно поэтому работа с данными фильмами требует от учителя целенаправленной, последовательно выстроенной деятельности. Формат этой деятельности может быть различным: факультатив, элективный курс, включение просмотра и обсуждения фильма в классно-урочную деятельность,
Данное пособие состоит из двух частей. В первой части предлагается планирование тематических бесед с учащимися начальной школы, а также методические разработки и рекомендации по их проведению. Во второй части предлагается планирование занятий дискуссионного клуба «Духовно-нравственный потенциал современного некоммерческого кино*. Рекомендованные для просмотра фильмы сопровождаются комментариями, призванными помочь учителю организовать свою деятельность перед просмотром фильма и в процессе его обсуждения, примечаниями, в которых обозначается целесообразность их использования в иных видах деятельности, словарем наиболее важных терминов и понятий и указанием на вариативные формы деятельности учащихся.
Часть 1
Примерное планирование и содержание тематических бесед с учащимися начальной школы
Тематические занятия, в основе которых лежит просмотр и обсуждение анимационных, художественных и документальных фильмом, рекомендуется проводить 1—2 раза в четверть. Их участниками могут быть учащиеся начальных классов, а ко желанию и возможности родители, учителя. Учитель предлагает для просмотра фильм и организует <>Г>< уж дение, целью которого становится анализ и осмысление детьми духошю-нравственных понятий. Учитель направляет беседу так, чтобы помочь /м тям извлечь из увиденного сюжета нравственный смысл. Таким оОра.юм, начинается работа над формированием духовного опыта обучающихся, что является одной из основных задач предлагаемой формы обучения
Учитель вправе самостоятельно выбирать и расширять предложенный круг фильмов, исходя из духовно-нравственной направленности и содержания материала и возрастных особенностей детей.
Занятие 1
Те м а.: Семья и ее нравственные ценности.
Содержание: просмотр и обсуждение анимационного фильма «Солнышко, пригрей!*.
Цель: формировать представления о ценностях семьи, о родительской любви.
Задачи
— воспитание личности, способной осуществлять целенаправленную деятельность;
— совершенствование понятийной базы по теме занятия;
— развитие аналитических и вербальных способностей.
Анимационный фильм -«Солнышко, пригрей!» (3 мин)
Автор Полина Ребрина, 6 лет
Тематика: «Родительская любовь и забота» (на примере птиц и птенцов).
1. Предварительная беседа перед просмотром
Начать беседу можно с вопроса, как дети понимают, что такое семья.
— Как вы думаете, почему люди живут семьями?
Наверное, потому что в каждом человеке заложена потребность любить ближних своих и заботиться о них.
Самое главное для каждой семьи — любовь к своим близким и забота о них.
— Как вы думаете, о ком заботятся в семье больше всех?
Конечно, о детях.
— Почему им нужно столько внимания, сил и любви? Могут ли вы
расти дети без помощи взрослых, без их заботы и тепла?
Вы знаете, что на Земле живут не только люди. С нами по соседству живут разные звери, птицы, насекомые, у которых также есть «семьи», где трогательно и нежно заботятся о малышах. Давайте посмотрим мультфильм, который придумала девочка Полина, увидев однажды необычную семью.
2. Беседа после просмотра фильма
После просмотра учитель выявляет первичное восприятие.
— С какой необычной семьей мы познакомились?
— Как появилась эта семья?
— С чего началась их «семейная жизнь»?
— Для чего им понадобилось строить гнездо?
— Как они его строили?
— Что просили вороны у солнышка?
— Для чего им нужно солнечное тепло?
—- Что закричали воронята, едва вылупившись из яиц?
— Какие заботы появились у родителей? Не правда ли, можно уви
деть много общего, сравнивая семьи людей и братьев наших мень
ших?
— Как вы думаете, что будет, когда воронята вырастут? Будут ли они
навещать своих родителей?
— А вы, когда подрастете, будете ли заботиться о тех, кто отдал вам
все силы, всю свою любовь? Будете ли вы помогать состарившимся родителям или улетите из родного гнезда, как воронята/
Помните, семья.... это самое дорогое, что есть у человека. Любите
своих близких, берегите их, заботьтесь о тех, кто с вами рядом, и сейчас, и когда станете взрослыми...
Рекомендуемая творческая деятельность'. ПО окончании обсуждения фильма можно предложить учащимся выполнить поделку из природного материала и пластилина «Гнездо птиц».
С л о в а р ь
| Семья - группа живущих вместе близких родственников.
Занятие 2
Тема: «Мы всегда будем в ответе за тех, кого приручили* (Л. де Септ-Экзюпери).
Содержание: просмотр и обсуждение анимационного фильма «Желтухин».
Цель: развивать чувство ответственности «за тех, кого приручили-.
Задачи
— воспитание личности, способной проявлять заботу о «братьях па
ших меньших»;
— совершенствование понятийной базы по теме занятия;
— развитие аналитических и вербальных способностей.
Анимационный фильм <?Желтухин»
(13 мин) Студия <<Апимос», Россия, 2003
Фильм но одноименному рассказу А. II. Толстого о том, как добрый, любознательный мальчик Никита подобрал в саду беззащитного скворчонка и приютил его дома на подоконнике.
Тематика: «Ответственность за тех, кою приручили», «Любовь ко всему живому», «Дружба».
1. Предварительная беседа перед просмотром
Начать разговор можно с вопроса, как дети понимают выражение «братья наши меньшие».
— О каких животных человек привык заботиться?
— Что с ними станет, если человек перестанет ухаживать за ними?
— Чем отличаются дикие животные от домашних?
— Известны ли вам случаи, когда помощь человека была необходи
ма диким животным?
Познакомимся с героями мультфильма «Желтухин».
2. Беседа после просмотра мультфильма
Какое чувство вызвал у вас Никита?
— Как и почему появилось прозвище «Желтухин»?
— Как можно охарактеризовать родителей ребенка?
— Вспомните, как сначала относился скворчонок к мальчику? По
чему?
— Как вел себя Никита с птенцом?
— Почему отношение Желтухина к нему изменилось?
— Можно ли эти отношения назвать дружбой?
- Что могло случиться с птенцом, если бы мальчик не подобрал его в саду?
— А если бы не кормил, не спасал от кошки?
— Как характеризует Никиту такое отношение к беззащитному су
ществу?
— Чему учит нас эта история?
— Как мы должны относиться к тем, кто нуждается в нашей заботе?
Рекомендуемая творческая деятельность. По окончании беседы можно предложить учащимся выполнить рисунок на тему «Мое представление о дружбе».
Словарь
Дружба — близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности.
Желторотый (о птенцах) — с желтизной около клюва, еще совсем неопытный, наивный (перен.). Приручить — сделать ручным, послушным.
Занятие 3
Те м а: Признание своих ошибок как нравственная необходимость.
Содержание: просмотр и обсуждение анимационного фильма «Нудя».
Цель: формировать систему представлений о нравственной ответственности за свои поступки.
Зада ч и
— воспитание личности, способной совершать нравственный выбор
в непростой ситуации;
— совершенствование понятийной базы но теме занятия;
— развитие аналитических н вербальных способностей.
Анимационный фильм <гПудяа>
/по мотивам рассказа Б. Житкова/
(13 мин) Студия «Анимос», Россия, 2008
1. Предварителгмая беседа перед просмотром,
Можно попросить детей подумать и вспомнить, совершали ли mm когда-нибудь поступки, за которые им было стыдно.
Трудно ли было им признать свои ошибки?
Что они чувствовали при этом?
Нашли ли они силы в себе признать свои ошибки, извиниться:ta них и попробовать исправить?
2. Беседа после просмотра мультфильма
После просмотра учитель выявляет первичное восприятие.
— Кто из героев вызвал у них симпатию?
— Чем была вызвана эта симпатия?
— Как мальчик, совершив проступок, хотел сначала поступи гь?
— К чему могло бы это привести (что было бы с родителям и, с сн м и м
мальчиком)?
— Что заставило мальчика признаться в своей вине?
— Какого отношения заслуживает его поступок?
— Чему учит нас этот фильм?
— Почему так важно признавать свои ошибки?
— Что мы чувствуем, признавая свою вину?
Рекомендуемая творческая деятельность. По окончании беседы можно предложить учащимся изготовить поделку из лоскутков искусственного меха.
Словарь
Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
Проступок — поступок, нарушающий правила поведения, провинность.
Примечание, Фильм рекомендуется к просмотру
учащимися 1 -2 классов.
Занятие 4
Те м а: Ответственность за свои поступки.
Содержание: просмотр и обсуждение анимационного фильма «Новогодние приключения двух братьев».
Ц с л ь: формировать способность прогнозировать последствия своих поступков.
3 а д а ч и
— воспитание личности, ответственной за свои поступки;
— совершенствование понятийной базы но теме занятия;
— развитие аналитических и вербальных способностей,
— Анимационный фильм •f Новогодние приключения двух братьев»
— /по мотивам сказки Е. Шварца/ (16 мин)
— Анимационный фильм об эгоизме, раскаянии, подвиге и любви.
— Тематика; «Любовь к ближнему», «Ответственность за поступки», «Ценности семьи».
— 1. Предварительная беседа перед просмотром
— Начать беседу можно с вопроса, у кого из детей в семье есть младшие сестренки и братишки. Расспросить их, часто ли они проводят с ними время: играют, читают, гуляют? А бывало ли так, чтобы родители доверили им остаться с малышом одним, без взрослых? Чувствовали ли они ответственность за младших? Как они понимают значение словосочетания «ответственный человек»?
2. Беседа после просмотра мультфильма
После просмотра учитель просит вспомнить ребят, как так случилось, что дети лесничего, Старший и Младший, остались одни дома в лесной
избушке?
—• Какие отношения были между братьями?
— Чего опасался отец, оставляя детей одних?
— Что обещал Старший отцу?
— Как случилось, что Старший поздним вечером 31 декабря выгнал
Младшего за дверь, на улицу?
— Что случилось, когда он вспомнил про брата?
— Почему после возвращения домой отец с матерью поседели?
— Где нашел Старший своего брата?
— Каким оказался Дед Мороз?
— Так ли просто было вернуть братишку домой?
— Как пытался Старший освободить братца?
— Как ему удалось похитить Младшего?
— Кто помогал мальчику?
— Почему малыш оказался ледяным?
— Как случилось, что ледяная фигурка ребенка разбилась на ку
сочки?
— Как вы думаете, что творилось в душе Старшего, когда он увидел
эти ледяные осколки?
— В чем он себя винил?
— Кто и как помог оживить Младшего?
— А почему звери так помогали мальчику?
— Как изменилось отношение Старшего к Младшему после случив
шегося с ними?
— Чему учит нас эта история?
— Почему так важно любить ближних?
— Для чего надо воспитывать в себе ответственность за сноп по
ступки?
Рекомендуемая творческая деятельность. По окончании обсуждения можно предложить учащимся нарисовать братьев и их счастливую семью в Новогоднюю ночь.
Словарь
Ответственность — обязанность отвечать за поступки и Л'-'Гн'тния, а также их последствия.
—
Занятие 5
Те м а: Забота о пожилых и одиноких — наш долг. Содержание: просмотр и обсуждение анимационного фильма «Продается сивая лошадь».
Цел ь: формировать представления о доброте и сострадании. 3 а д а ч и
— воспитание личности, способной к соучастию и состраданию;
— совершенствование понятийной базы по теме занятия;
— развитие аналитических и вербальных способностей.
Анимационный фильм -«Продается сивая лошадь»
(13 мин) Студия «Анимос*, Россия, 2005
Те м;•) тика: «Взаимопомощь», «Одиночество», «Любовь к ближнему».
1. Предварительная беседа перед просмотром
Начать разговор с детьми можно с вопроса, есть ли у них друзья? Как они понимают, что такое «дружба»? Как они считают, у всех ли есть друзья? Как они думают, как живется тем, у кого нет друзей? Как они представляют себе значение слова «одиночество»!
Далее можно задать вопросы, ответы на которые предполагается получить после просмотра фильма.
— Как вы думаете, можно пойти за хлебом, а приобрести лошадь?
— А можно купить счастье за пять копеек?
2, Беседа после просмотра мультфильма
После просмотра учитель просит ответить на поставленные выше вопросы. Выясняет у детей, кого из героев они могли назвать «одиноким» в начале фильма?
— Какие чувства вызывала у вас одинокая лошадь?
— Что изменилось в ее жизни в конце мультфильма?
— О чем заставляет нас задуматься этот фильм?
— Можем ли мы помочь чем"-нибудь одиноким людям?
— Так ли это трудно — быть внимательнее и добрее к тем, кто нуждается в нашем внимании, в нашем общении, в нашей заботе?
11еобходимо подвести детей к выводу, что нужно быть внимательнее к тем, кто рядом с нами. Нельзя думать только о себе, о своем благополучии. Надо дарить тепло и заботу всем, кто в них нуждается.
Примечание. Можно сообщить детям, что по итогам VII] Международного кинофестиваля «Сказка» фильм «Продается сивая лошадь» получил приз I степени за доброту и душевность.
Рекомендуемая творческая деятельность, По окончании обсуждения можно предложить учащимся побеседовать на тему «Чем мы можем помочь одиноким людям?».
Словарь
Одинокий — не имеющий семьи, близких,
Сострадание — жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем, Сивая ~ по цвету серая и седая, темная с сединою.
Занятие 6
Те м а: Спешите делать добрые дела.
Содержание: просмотр и обсуждение анимационного фильма
«Метель»,
Цель: формировать чувства любви к ближнему своему, бескорыстия, доброты и готовности прийти на помощь.
Задачи
— воспитание личности, способной совершать добрые и бескорыстные поступки;
— совершенствование понятийной базы по теме занятия;
— развитие аналитических и вербальных способностей.
Анимационный фильм «Метель»-
/по мотивам рассказа В, Булгаковского/
(5 мин) Беларусь, 1994
История о том, как удивительным образом добро, сделанное человеком, возвращается к нему.
Те мат и к а: «Любовь к ближнему», «Сострадание и милосердие».
1. Предварительная беседа перед просмотром
Начать беседу с детьми можно с вопроса, случалось ли им в жизни совершать добрые поступки?
— Что вы чувствовали, сделав доброе дело?
— Ждали ли вы вознаграждения, похвалы?
А если человек ждет за свой поступок какое-нибудь вознаграждение, можем ли мы назвать его добрым?
Значит, совершать добро можно только по велению сердца, не ожидая награды.
Так случается, что спустя какое-то время, когда мы уже забыли о совершённом, прошлое напоминает нам о наших делах... Сегодня вы посмотрите удивительную историю и поймете, что в жизни могут происходить самые невероятные чудеса.
2. Беседа после просмотра мультфильма
— Что мы узнали о мальчике Васе?
— Какая награда за отличную учебу ждала Васю в канун Рождества?
— Что случилось с мальчиком в пути?
— Кто не дал мальчику погибнуть?
— Почему купец поступил так: свернул с, дороги, потерял много вре
мени, отложил свои дела?
— Каким же человеком был купец?
— Только ли ребенка он спас своим добрым делом?
Кем стал Вася, когда вырос?
— Что случилось много лет спустя, в такой же канун Рождества, в та
кую же непогоду?
— Что узнал священник из рассказа старика?
Вот такие чудеса случаются на свете. Помните, дети, эту историю и дарите добро от чистого сердца...
Рекомендуемая творческая деятельность. По окончании обсуждения можно предложить учащимся рассказать о совершенном ими бескорыстном поступке (возможно мини-сочинение).
Словарь
Сострадание — жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем.
Добро — то, что хорошо, честно и полезно; благо. Рождество — у христиан: праздник Рождения Христа. Архиерей — высший чин православного духовенства. Дьякон — в православной церкви: низший духовный сан, помощник священника. Купец — в старое время: торговец.
Занятие 7
Те м а: Новогодняя фантазия Кота-Мурлыки.
Содержание: просмотр и обсуждение анимационного фильма «Новогодняя фантазия Кота-Мурлыки».
Цель: формировать представления о межличностных отношениях.
Задачи
— воспитание в личности неприятия самовлюбленности и хвастов
ства;
— совершенствование понятийной базы но теме занятия;
— развитие аналитических и вербальных способностей.
Анимационный фильм «Новогодняя фантазия Кота-Мурлыки» /па мотивам сказки Н.Г1. Вагнера «Курилка»/
(26 мин) Студия <<Анимос*>, 2006
Новогодняя сказка о лучинке, превратившейся в самовлюбленного хвастуна Курилку.
Те м а т и к а: «Хвастовство и самовлюбленность».
1. Предварительная беседа перед просмотром
Начать беседу можно начать с вопроса, как дети понимают значение слов «хвастовство», «самовлюбленность».
—- Какие чувства вызывают у вас люди, которые без умолку творят только о себе, постоянно восхваляют только себя?
— Как долго можно с ними общаться?
Сегодня мы с вами познакомимся с забавным деревянным человечком Курилкой из сказки, рассказанной почтенным Котом-Мурлыкой, который часами сидит на подоконнике или в глубоком хозяйском кресле и размышляет о разных разностях...
2. Беседа после просмотра фильма
— Из чего был сделан Курилка, как он выглядел?
— Как играли дети на Святки с Курилкой?
— Что думал при этом Курилка про себя?
— А что вы думаете о нем?
— Каким образом Курилка из залы попал в гостиную к игрушкам
и как объяснил свое появление там?
— Почему игрушки не хотели слушать болтовню Курилки?
— Опишите поведение Курилки в сундуке.
— Как он очутился на улице в сугробе, в снегу на лопате?
— Как отреагировал Курилка, оказавшись в доме, на радостное при
ветствие своей родни и почему? Что сказал ему пес?
— Согласны ли вы с его словами?
— Где же оказался вскоре наш герой?
— Как он вел себя там?
— Как вы думаете, продолжатся ли дальше приключения лучинки?
- Какую жизнь прожил Курилка?
— Какие чувства вызвал у вас этот герой?
— О чем вас заставила задуматься эта история?
Рекомендуемая творческая деятельность. По окончании обсуждения можно предложить учащимся нарисовать или смастерить Курилку из природного материала.
Словарь
Самовлюбленность — влюбленность в самого себя.
Хвастовство — неумеренное восхваление чего-нибудь своего, своих достоинств.
Лучина (курилка) — тонкая длинная щепка от сухого полена (в старину использовалась для освещения избы). Святки — праздничные дни между Рождеством и Крещением.
Занятие 8
Те м а: Будьте взаимовежливы.
Содержание: просмотр и обсуждение анимационного.мультфильма «Музыкальный магазинчик».
Цель: формировать представления об общепринятых нормах поведения.
Задачи
— воспитание личности, способной противостоять хамству и агрес
сии:
— совершенствование понятийной базы по теме занятия;
— развитие аналитических и вербальных способностей.
Анимационный фильм ^Музыкальный магазинчик*
(13 мин) Студия «Лшшос», Россия, 2003
Фильм, в основу которого положены мотивы сказки польской писательницы Л.юцины Лягут, рассказывает о том, сколь опасны и губительны хамство, самонадеянность и воинствующее невежество.
Тема т и к а: «Вежливость», «Воспитанность», «Хамство», «Всяко -му делу надо учиться».
'/. Предварительная беседа перед просмотром
11ачать разговор с детьми можно с вопроса о том, какие музыкальные инструменты они знают. Учитель может поинтересоваться, кто из детей умеет играть на музыкальном инструменте или только учится. Попросить вспомнить, как они покупали музыкальный инструмент.
2. Беседа после просмотра мультфильма
Учитель выявляет первичное восприятие, выясняет, кто из герое г, фильма понравился детям? Кто вызвал неприятные эмоции? 11очему?
— Какие поступки, какое поведение показалось вам неприемлемым?
— Почему дети Мухи не могли играть на музыкальных инструментах?
— В каком случае результат мог быть иным?
— Кому из героев фильма вам бы хотелось помочь? Каким образом?
— Почему сверчки выбрали такой выход из создавшейся ситуации?
Могли ли они поступить иначе? Почему?
— О чем заставляет задуматься этот мультфильм?
— Почему так важно ire быть похожими на «назойливую муху»?
— Что значит «быть воспитанным»?
Рекомендуемая творческая деятельность. По окончании обсуждения можно обсудить и инсценировать с учащимися альтернативный вариант окончания истории.
Словарь
Воспитание — навыки поведения, привитые семьей и обществом, Воспитанность •— знание правил поведения в обществе. Самонадеянность -- чрезмерная уверенность в самом себе. Хамство — грубость, наглость и нахальство. Пан — в старой Польше обращение к взрослому мужчине.
Занятие 9
Те м а: Событие, которое изменило жизнь.
Содержание: просмотр и обсуждение художественного фильма «Щенок».
Цель: формировать представления о межличностных взаимоотношениях, 3 а д а ч и
— воспитание личности, способной жертвовать самым важным
во имя окружающих;
— совершенствование понятийной базы по теме занятия;
развитие аналитических и вербальных способностей.
Художественный фильм <(Щенак»
(46 мин) Кинокомпания -«-Мироздание», 2009
Конец 70-х — начало 80-х годов XX века. Школа, юные пионеры со своими представлениями о добре и дружбе. Именно в этой среде разворачивается драматическая история Валерки — непохожего на всех остальных детей 11 -летнего аутимного мальчика. Он в силу своих особенностей является изгоем в среде жестокого детского общества. Алеша, как и все его товарищи, при каждом удобном случае обижает Валерку. Но однажды происходит событие, которое заставляет Алешу совершенно иначе взглянуть на Валерку, а затем и на весь мир в целом...
Тематика: «Доброта и сострадание*-, «Умение прощать и жертвовать».
/. Предварительная беседа перед просмотром
Беседу можно начать с выяснения представления учащихся о значении слова «жертва». Можно спросить, приходилось ли им жертвовать чем-то очень дорогим для них.
2. Беседа после просмотра фильма:
— Для чего в школу к ученикам пришел на урок священник?
— Почему он передумал говорить о Библии и решил рассказать де
тям историю, произошедшую с ним в детстве?
— Каким мы видим Алешу сначала?
-— О чем мечтал школьник Алеша?
— Для чего Алеша берет щенка в школу?
— Как песик оказывается на школьном дворе?
— Кто подбирает щенка?
— Что вы можете сказать о Валере?
— Почему он не участвует в играх с детьми?
— Чем Валера «мешает» детям?
— Как он относится к подобранному щенку?
— Как это характеризует мальчика?
— Как себя ведут дети, узнав, кто забрал щенка?
— Почему Валера вместе с щенком бежит сломя голову м чуть не по
падает под поезд?
— Что узнает Алеша, придя с мамой за собакой домой к Валере?
— Что заставляет Алешу отдать своего долгожданного и такого желанного щенка Валере?
— Почему Алеша приглашает Валеру приходить к нему играть?
— Каким мы видим Алешу теперь?
-. Как вы думаете, почему после рассказа священника даже после
звонка с урока стояла тишина?
— Подумайте, почему авторы назвали свой фильм «Щенок»?
— Как повлияла эта история на жизнь Алеши?
— О чем она заставляет нас задуматься?
Рекомендуемая творческая деятельность. Можно предложить учащимся написать мини-сочинение на тему «Событие, которое изменило мое представление о жизни» (Если такого события не было, можно написать о подобном событии в жизни героя фильма.)
Словарь
Сострадание — жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем.
Жертва (одно из значений) — добровольный отказ, отречение в пользу кого- или чего-нибудь, самопожертвование. Дьякон — помощник священника.
Священник — служитель, исполняющий церковные службы. Сирота — ребенок, у которого умер один или оба родителя.
Занятие 10
Те м а: Удивительный ужин в Сочельник.
Содержание: просмотр и обсуждение анимационного фильма «Удивительный ужин в Сочельник».
Цель: формировать представления о естественности стремлений человека проявлять доброту и чуткость, гостеприимство и радушие, любовь к ближнему своему.
Задачи
— воспитание личности, способной принимать разумное, нравствен
ное обусловленное решение;
совершенствование понятийной базы по теме занятия;
— развитие аналитических и вербальных способностей.
Анимационный фильм «Удивительный ужин в Сочельник»
(10 мин) Беларусь, 1998
Рождественская история об ангелах, маленьком мальчике, его маме, бродячих котах.
Те м а т и к а: «Доброта и милосердие», «Гостеприимство».
1. Предварительная беседа перед просмотром
— Какие православные христианские праздники вам известны?
— Кто из вас отмечает Рождество в семейном кругу и как?
— Знаете ли вы, что такое православный ноет? Для чего он необходим?
— Сегодня мы познакомимся с удивительной рождественской историей, которая произошла с маленьким мальчиком в Сочельник.
2. Беседа после просмотра фильма
— Как мама и сын готовятся к Рождеству?
- Почему они высматривают первую звезду?
— Как случилось, что они будут встречать праздник без паны?
— Как вы думаете, как повлияла эта новость на праздничное настроение?
— Кого видит ребенок во дворе, когда идет в магазин за сметаной?
— Как банка со сметаной оказывается разбитой?
— О чем жалеет мама?
— Какая идея возникает в голове ребенка?
— Подумайте, почему мультфильм называется -«Удивительный ужин
в Сочельник»?
— Скажите, каким получился праздник в этой семье?
— Какое настроение царит в доме?
— Что сделало его таким?
— Трудно ли подарить праздник тем, кто рядом?
— О чем заставляет задуматься эта история?
— Чему можно поучиться и у этого мальчика и его милой мамы?
Рекомендуемая творческая деятельность. По окончании обсуждения можно предложить учащимся рассказать о том, как г> их доме встречают гостей или отмечают семейные праздники.
С л о в а р ь
Милосердие — сострадание, доброта по отношению к нуждающимся
к ним.
Сочельник — день перед православным праздником Рождества. Рождество — у христиан: праздник Рождения Христа, Пост — период времени, в который Церковью предписывается воздержание от принятия скоромной (молочной, мясной) пиши.
Занятие 11
Те м а: I (овесть о Петре и Февронии.
Содержание: просмотр и обсуждение анимационного фильма «Старинная повесть о жизни, любви и прочих чудесах».
Цель; формировать представления о нравственных ценностях семьи на примере истории любви святых Петра и Февронии.
Зада ч и
— воспитание личности в духе христианских представлени и о семье;
— совершенствование понятийной базы по теме занятия;
— развитие аналитических и вербальных способностей.
Анимационный фильм •«Старинная повесть о жизни, любви и прочих чудесах»-
(10 мин 40 сек.) И. Кодюкова, Беларусь, 2007
Те м а т и к а: «Житие православных святых Петpa и Февронии Муромских», «Семья, любовь и верность».
История жизни православных святых (житие), покровителей семейного очага Петра и Февронии. Вот уже шесть веков в памяти народа живет история о князе Петре, победившем коварного Змея, и мудрой крестьянской девушке Февронии, которая полюбила его, об их верности и любви.
1. Предварительная беседа перед просмотром
Начать разговор с детьми можно с просьбы рассказать о своей семье (2-3 человека).