Пояснительная записка по использованию фильмов




Атрихалова Е.В., Ксспофонтов И.В.

А92 Использование потенциала фильмов духовно-нравственной направленности в современной школе / К.В. Атрихалова, И.И. Ксе нофонтов. - Калуга: КГИМО, 2010. - 64 с.

Целью методического пособия является помощь в организации ученных и внеучсбных занятий, в основе которых - просмотр и обсуждение художествеиных, документальных и анимационных фильмом, в разное время представленных для участия в программе Международного православного Сретенского кинофестиваля «Встреча».

Методическое пособие рекомендовано учителям, педагогам дополнительного образования, преподавателям средних и высших учебных заведений.

 

 

Обращение

президента Международного православного Сретенского кинофестиваля «Встреча»

Уважаемые коллеги и единомышленники в деле духовного и нрав­ственной) воспитания молодежи, вы держите в руках книгу, которая поможет вам познакомить своих учеников с современным некоммерче­ским кино, представленным в программе Международного православ­ного Сретенского кинофестиваля «Встреча».

Наш фестиваль, ставший традиционным, проводится по благо­словению митрополита Калужского и Боровского Климента и при поддержке администрации Калужской области с 2006 года. В дни фестиваля, который всегда проходит в феврале, художественные, до­кументальные.и мультипликационные фильмы, созданные как про­фессиональными, так и непрофессиональными режиссерами, демон­стрируются в Обнинске, Калуге, Малоярославце, Боровске, Людино-вс, Жукове.

Целью фестиваля является показ средствами киноискусства право­славного образа жизни в современных условиях.

Разнообразная тематика фильмов способна заинтересовать людей любого возраста и различного духовного опыта. Но особенно ценны эти произведения, несущие высокий духовно-нравственный и художествен­ный смысл, в педагогической деятельности по воспитанию душевно и психически здорового поколения. Фильмы можно смотреть и обсуж­дать на уроках литературного и внеклассного чтения в начальной школе; на уроках истории, литературы, географии, физики, основ православной культуры в среднем и старшем звене. Они также могут быть использо­ваны при проведении классных часов, тематических бесед и бесед с уча­стием родителей, школьных праздников, в организации внеучебной де­ятельности школьников; фрагменты из них могут стать хорошей иллюстрацией к докладам школьников па олимпиадах, научно-практических конференциях, чтениях.

Приобрести необходимые фильмы или получить информацию об ав­торах, устроить встречу с ними можно через оргкомитет фестиваля.

.Почтовый адрес: 249038, Калужская обл., г. Обнинск, ул.. Ген. Любого, Г>а E-mail: vstrecha@mail.ru Тел.: 8-910-860-13-14

Желаю вам успехов в благородных трудах и надеюсь на сотрудни­чество.

Монахиня София (Ищенко)

Пояснительная записка по использованию фильмов

Искусство кино в наши дни прочно вошло в жизнь школьников. В настоящее время каждый из них ежедневно встречается с тем, что мы называем «экранные искусства», «экранная информация». Это телевидение и видео дома, в школе; всевозможные электронные игры, реклама на экране, в крупных магазинах и на улицах... Содержание образования в нашей школе не всегда соответствует тем требова­ниям, которые выдвигает жизнь, не давая учащимся навыков вос­приятия экранной информации. Педагоги осознают факт сильного влияния экранных искусств на формирование личности, поскольку эти искусства (кино, телевидение, видео) обладают большой силой эмоционального, нравственно-эстетического воздействия. Именно поэтому особенно важно активно использовать их обучающий, вос­питательный и духовнообразующий потенциал в процессе учебной деятельности.

Опираясь на имеющийся опыт общения с искусством экрана, уча­щиеся способны воспринимать аудиовизуальные средства как мотив для формирования мировоззренческой и духовно-нравственной пози­ции. Известно, что образное мышление позволяет расширить границы миропонимания, выявить ассоциативные связи между всеми возмож­ными формами жизни. Экранные образы помогают опереться на уже сложившиеся формы мышления и восприятия, создают благоприят­ную почву для развития вербальных способностей, совершенствова­ния интеллектуального мышления, углубления духовио-нравствентгых представлений.

Каждый учитель знает о нравственном, эстетическом, информаци­онно-познавательном, психологическом, социализирующем воздей­ствии, которое оказывают кино, телевидение, видео на школьников. Экранные искусства могут сыграть значительную роль в постижении школьником того культурного пространства, в котором он живет. Они способны помочь учителю в организации работы в данном на­правлении, актуализировав для школьника некоторые вопросы через его собственную деятельность в процессе просмотров и обсуждений

фильмов.

Просмотр фильмов должен приводить к их обсуждению, в процессе-которого школьники должны высказывать свое мнение по поводу у ни денного, делиться своими чувствами, впечатлениями, предлагать соб­ственную интерпретацию, выявлять межпредметные связи.

Таким образом, целью обучения с помощью учебных фильмов явля­ется формирование духовной культуры и эстетическое развитие лично­сти. Кроме того, работа по анализу, совместному обсуждению произве­дений экранных искусств воспитывает у школьников самостоятельность суждений, интерес к мнению товарищей, развивает речь, пополняет ело парный запас, учит рассказывать о своих чувствах, вызванных фильма­ми, рекомендованными для просмотра и обсуждения.

Занятия строятся на основе эмоционального освоения произведений экрана, с целью развития способностей выражении сжито ви­дения фильмов, настроения, впечатлений в процессе беседы. Можно сказать, что формирование способности интерпретировать фильм, из­влекая из него нравственный смысл, накапливая духовный омыт, яв­ляется одной из основных задач данной формы учебной деятельности. Педагог призван научить ученика не только видеть фильм, но и вос­принимать его как идейно-художественное целое, анализировать его, разбираться в чувствах, возникших при просмотре, делиться своими впечатлениями с одноклассниками, слышать их мнение и видеть то, чего раньше не видел, понимать то, что находится в подтексте, пости­гать авторскую идею. Процесс восприятия, анализа и интерпретации фильма в ходе учебной деятельности является, таким образом, одним из наиболее значимых, поэтому фильмы, предлагаемые для просмо­тра, должны рассматриваться учителем как важная составляющая пе­дагогического арсенала.

Фильмы — участники Международного православного Сретен­ского кинофестиваля «Встреча» созданы режиссерами, которые размышляют о проблемах духовного, нравственного, морально-эти­ческого плана, ищут ответа пе только на житейские, но и на бытий­ные вопросы. Именно поэтому работа с данными фильмами требует от учителя целенаправленной, последовательно выстроенной дея­тельности. Формат этой деятельности может быть различным: факультатив, элективный курс, включение просмотра и обсуждения фильма в классно-урочную деятельность,

Данное пособие состоит из двух частей. В первой части предлага­ется планирование тематических бесед с учащимися начальной школы, а также методические разработки и рекомендации по их проведению. Во второй части предлагается планирование занятий дискуссионного клуба «Духовно-нравственный потенциал современного некоммерче­ского кино*. Рекомендованные для просмотра фильмы сопровождаются комментариями, призванными помочь учителю организовать свою дея­тельность перед просмотром фильма и в процессе его обсуждения, при­мечаниями, в которых обозначается целесообразность их использования в иных видах деятельности, словарем наиболее важных терминов и по­нятий и указанием на вариативные формы деятельности учащихся.

 

 

Часть 1

Примерное планирование и содержание тематических бесед с учащимися начальной школы

Тематические занятия, в основе которых лежит просмотр и обсуж­дение анимационных, художественных и документальных фильмом, ре­комендуется проводить 1—2 раза в четверть. Их участниками могут быть учащиеся начальных классов, а ко желанию и возможности родители, учителя. Учитель предлагает для просмотра фильм и организует <>Г>< уж дение, целью которого становится анализ и осмысление детьми духошю-нравственных понятий. Учитель направляет беседу так, чтобы помочь /м тям извлечь из увиденного сюжета нравственный смысл. Таким оОра.юм, начинается работа над формированием духовного опыта обучающихся, что является одной из основных задач предлагаемой формы обучения

Учитель вправе самостоятельно выбирать и расширять предложен­ный круг фильмов, исходя из духовно-нравственной направленности и со­держания материала и возрастных особенностей детей.

Занятие 1

Те м а.: Семья и ее нравственные ценности.

Содержание: просмотр и обсуждение анимационного фильма «Солнышко, пригрей!*.

Цель: формировать представления о ценностях семьи, о родитель­ской любви.

Задачи

— воспитание личности, способной осуществлять целенаправленную деятельность;

— совершенствование понятийной базы по теме занятия;

— развитие аналитических и вербальных способностей.

Анимационный фильм -«Солнышко, пригрей!» (3 мин)

Автор Полина Ребрина, 6 лет

Тематика: «Родительская любовь и забота» (на примере птиц и птенцов).

1. Предварительная беседа перед просмотром

Начать беседу можно с вопроса, как дети понимают, что такое семья.

— Как вы думаете, почему люди живут семьями?

Наверное, потому что в каждом человеке заложена потребность лю­бить ближних своих и заботиться о них.

Самое главное для каждой семьи — любовь к своим близким и забота о них.

— Как вы думаете, о ком заботятся в семье больше всех?
Конечно, о детях.

— Почему им нужно столько внимания, сил и любви? Могут ли вы­
расти дети без помощи взрослых, без их заботы и тепла?

Вы знаете, что на Земле живут не только люди. С нами по соседству живут разные звери, птицы, насекомые, у которых также есть «семьи», где трогательно и нежно заботятся о малышах. Давайте посмотрим мультфильм, который придумала девочка Полина, увидев однажды необычную семью.

2. Беседа после просмотра фильма

После просмотра учитель выявляет первичное восприятие.

— С какой необычной семьей мы познакомились?

— Как появилась эта семья?

— С чего началась их «семейная жизнь»?

— Для чего им понадобилось строить гнездо?

— Как они его строили?

— Что просили вороны у солнышка?

— Для чего им нужно солнечное тепло?

—- Что закричали воронята, едва вылупившись из яиц?

— Какие заботы появились у родителей? Не правда ли, можно уви­
деть много общего, сравнивая семьи людей и братьев наших мень­
ших?

— Как вы думаете, что будет, когда воронята вырастут? Будут ли они
навещать своих родителей?

— А вы, когда подрастете, будете ли заботиться о тех, кто отдал вам

все силы, всю свою любовь? Будете ли вы помогать состарившимся родителям или улетите из родного гнезда, как воронята/

Помните, семья.... это самое дорогое, что есть у человека. Любите

своих близких, берегите их, заботьтесь о тех, кто с вами рядом, и сейчас, и когда станете взрослыми...

Рекомендуемая творческая деятельность'. ПО окон­чании обсуждения фильма можно предложить учащимся выполнить поделку из природного материала и пластилина «Гнездо птиц».

С л о в а р ь

| Семья - группа живущих вместе близких родственников.

Занятие 2

Тема: «Мы всегда будем в ответе за тех, кого приручили* (Л. де Септ-Экзюпери).

Содержание: просмотр и обсуждение анимационного фильма «Желтухин».

Цель: развивать чувство ответственности «за тех, кого приручили-.

Задачи

— воспитание личности, способной проявлять заботу о «братьях па
ших меньших»;

— совершенствование понятийной базы по теме занятия;

— развитие аналитических и вербальных способностей.

Анимационный фильм <?Желтухин»

(13 мин) Студия <<Апимос», Россия, 2003

Фильм но одноименному рассказу А. II. Толстого о том, как добрый, любознательный мальчик Никита подобрал в саду беззащитного сквор­чонка и приютил его дома на подоконнике.

Тематика: «Ответственность за тех, кою приручили», «Любовь ко всему живому», «Дружба».

1. Предварительная беседа перед просмотром

Начать разговор можно с вопроса, как дети понимают выражение «братья наши меньшие».

— О каких животных человек привык заботиться?

— Что с ними станет, если человек перестанет ухаживать за ними?

— Чем отличаются дикие животные от домашних?

— Известны ли вам случаи, когда помощь человека была необходи­
ма диким животным?

Познакомимся с героями мультфильма «Желтухин».

2. Беседа после просмотра мультфильма

Какое чувство вызвал у вас Никита?

— Как и почему появилось прозвище «Желтухин»?

— Как можно охарактеризовать родителей ребенка?

— Вспомните, как сначала относился скворчонок к мальчику? По­
чему?

— Как вел себя Никита с птенцом?

— Почему отношение Желтухина к нему изменилось?

— Можно ли эти отношения назвать дружбой?

- Что могло случиться с птенцом, если бы мальчик не подобрал его в саду?

— А если бы не кормил, не спасал от кошки?

— Как характеризует Никиту такое отношение к беззащитному су­
ществу?

— Чему учит нас эта история?

— Как мы должны относиться к тем, кто нуждается в нашей заботе?

Рекомендуемая творческая деятельность. По оконча­нии беседы можно предложить учащимся выполнить рисунок на тему «Мое представление о дружбе».

Словарь

Дружба — близкие отношения, основанные на взаимном доверии, при­вязанности.

Желторотый (о птенцах) — с желтизной около клюва, еще совсем неопытный, наивный (перен.). Приручить — сделать ручным, послушным.

 

Занятие 3

Те м а: Признание своих ошибок как нравственная необходимость.

Содержание: просмотр и обсуждение анимационного фильма «Нудя».

Цель: формировать систему представлений о нравственной ответ­ственности за свои поступки.

Зада ч и

— воспитание личности, способной совершать нравственный выбор
в непростой ситуации;

— совершенствование понятийной базы но теме занятия;

— развитие аналитических н вербальных способностей.

Анимационный фильм <гПудяа>

/по мотивам рассказа Б. Житкова/

(13 мин) Студия «Анимос», Россия, 2008

1. Предварителгмая беседа перед просмотром,

Можно попросить детей подумать и вспомнить, совершали ли mm когда-нибудь поступки, за которые им было стыдно.

Трудно ли было им признать свои ошибки?

Что они чувствовали при этом?

Нашли ли они силы в себе признать свои ошибки, извиниться:ta них и попробовать исправить?

2. Беседа после просмотра мультфильма

После просмотра учитель выявляет первичное восприятие.

— Кто из героев вызвал у них симпатию?

— Чем была вызвана эта симпатия?

— Как мальчик, совершив проступок, хотел сначала поступи гь?

— К чему могло бы это привести (что было бы с родителям и, с сн м и м
мальчиком)?

— Что заставило мальчика признаться в своей вине?

— Какого отношения заслуживает его поступок?

— Чему учит нас этот фильм?

— Почему так важно признавать свои ошибки?

— Что мы чувствуем, признавая свою вину?

 

Рекомендуемая творческая деятельность. По оконча­нии беседы можно предложить учащимся изготовить поделку из лоскут­ков искусственного меха.

Словарь

Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

Проступок — поступок, нарушающий правила поведения, провинность.

 

Примечание, Фильм рекомендуется к просмотру

учащимися 1 -2 классов.

 

Занятие 4

Те м а: Ответственность за свои поступки.

Содержание: просмотр и обсуждение анимационного фильма «Новогодние приключения двух братьев».

Ц с л ь: формировать способность прогнозировать последствия сво­их поступков.

3 а д а ч и

— воспитание личности, ответственной за свои поступки;

— совершенствование понятийной базы но теме занятия;

— развитие аналитических и вербальных способностей,

Анимационный фильм •f Новогодние приключения двух братьев»

/по мотивам сказки Е. Шварца/ (16 мин)

— Анимационный фильм об эгоизме, раскаянии, подвиге и любви.

— Тематика; «Любовь к ближнему», «Ответственность за поступ­ки», «Ценности семьи».

1. Предварительная беседа перед просмотром

— Начать беседу можно с вопроса, у кого из детей в семье есть младшие сестренки и братишки. Расспросить их, часто ли они проводят с ними время: играют, читают, гуляют? А бывало ли так, чтобы родители дове­рили им остаться с малышом одним, без взрослых? Чувствовали ли они ответственность за младших? Как они понимают значение словосочета­ния «ответственный человек»?

2. Беседа после просмотра мультфильма

После просмотра учитель просит вспомнить ребят, как так случилось, что дети лесничего, Старший и Младший, остались одни дома в лесной

избушке?

—• Какие отношения были между братьями?

— Чего опасался отец, оставляя детей одних?

— Что обещал Старший отцу?

— Как случилось, что Старший поздним вечером 31 декабря выгнал
Младшего за дверь, на улицу?

— Что случилось, когда он вспомнил про брата?

— Почему после возвращения домой отец с матерью поседели?

 

— Где нашел Старший своего брата?

— Каким оказался Дед Мороз?

— Так ли просто было вернуть братишку домой?

— Как пытался Старший освободить братца?

— Как ему удалось похитить Младшего?

— Кто помогал мальчику?

— Почему малыш оказался ледяным?

— Как случилось, что ледяная фигурка ребенка разбилась на ку­
сочки?

— Как вы думаете, что творилось в душе Старшего, когда он увидел

эти ледяные осколки?

— В чем он себя винил?

— Кто и как помог оживить Младшего?

— А почему звери так помогали мальчику?

— Как изменилось отношение Старшего к Младшему после случив­
шегося с ними?

— Чему учит нас эта история?

— Почему так важно любить ближних?

— Для чего надо воспитывать в себе ответственность за сноп по­
ступки?

Рекомендуемая творческая деятельность. По оконча­нии обсуждения можно предложить учащимся нарисовать братьев и их счастливую семью в Новогоднюю ночь.

Словарь

Ответственность — обязанность отвечать за поступки и Л'-'Гн'тния, а также их последствия.

Занятие 5

Те м а: Забота о пожилых и одиноких — наш долг. Содержание: просмотр и обсуждение анимационного фильма «Продается сивая лошадь».

Цел ь: формировать представления о доброте и сострадании. 3 а д а ч и

— воспитание личности, способной к соучастию и состраданию;

— совершенствование понятийной базы по теме занятия;

— развитие аналитических и вербальных способностей.

Анимационный фильм -«Продается сивая лошадь»

(13 мин) Студия «Анимос*, Россия, 2005

Те м;•) тика: «Взаимопомощь», «Одиночество», «Любовь к ближнему».

1. Предварительная беседа перед просмотром

Начать разговор с детьми можно с вопроса, есть ли у них друзья? Как они понимают, что такое «дружба»? Как они считают, у всех ли есть дру­зья? Как они думают, как живется тем, у кого нет друзей? Как они пред­ставляют себе значение слова «одиночество»!

Далее можно задать вопросы, ответы на которые предполагается по­лучить после просмотра фильма.

— Как вы думаете, можно пойти за хлебом, а приобрести лошадь?

— А можно купить счастье за пять копеек?

2, Беседа после просмотра мультфильма

После просмотра учитель просит ответить на поставленные выше вопросы. Выясняет у детей, кого из героев они могли назвать «одино­ким» в начале фильма?

— Какие чувства вызывала у вас одинокая лошадь?

— Что изменилось в ее жизни в конце мультфильма?

— О чем заставляет нас задуматься этот фильм?

— Можем ли мы помочь чем"-нибудь одиноким людям?

— Так ли это трудно — быть внимательнее и добрее к тем, кто нуждается в нашем внимании, в нашем общении, в нашей заботе?

11еобходимо подвести детей к выводу, что нужно быть внимательнее к тем, кто рядом с нами. Нельзя думать только о себе, о своем благопо­лучии. Надо дарить тепло и заботу всем, кто в них нуждается.

Примечание. Можно сообщить детям, что по итогам VII] Междуна­родного кинофестиваля «Сказка» фильм «Продается сивая лошадь» по­лучил приз I степени за доброту и душевность.

Рекомендуемая творческая деятельность, По окончании обсуждения можно предложить учащимся побеседовать на тему «Чем мы можем помочь одиноким людям?».

Словарь

Одинокий — не имеющий семьи, близких,

Сострадание — жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несча­стьем, горем, Сивая ~ по цвету серая и седая, темная с сединою.

Занятие 6

Те м а: Спешите делать добрые дела.

Содержание: просмотр и обсуждение анимационного фильма

«Метель»,

Цель: формировать чувства любви к ближнему своему, бескоры­стия, доброты и готовности прийти на помощь.

Задачи

— воспитание личности, способной совершать добрые и бескорыст­ные поступки;

— совершенствование понятийной базы по теме занятия;

— развитие аналитических и вербальных способностей.

Анимационный фильм «Метель»-

/по мотивам рассказа В, Булгаковского/

(5 мин) Беларусь, 1994

История о том, как удивительным образом добро, сделанное человеком, воз­вращается к нему.

Те мат и к а: «Любовь к ближнему», «Сострадание и милосердие».

1. Предварительная беседа перед просмотром

Начать беседу с детьми можно с вопроса, случалось ли им в жизни совершать добрые поступки?

— Что вы чувствовали, сделав доброе дело?

— Ждали ли вы вознаграждения, похвалы?

А если человек ждет за свой поступок какое-нибудь вознаграждение, можем ли мы назвать его добрым?

Значит, совершать добро можно только по велению сердца, не ожидая награды.

Так случается, что спустя какое-то время, когда мы уже забыли о со­вершённом, прошлое напоминает нам о наших делах... Сегодня вы по­смотрите удивительную историю и поймете, что в жизни могут проис­ходить самые невероятные чудеса.

2. Беседа после просмотра мультфильма

— Что мы узнали о мальчике Васе?

— Какая награда за отличную учебу ждала Васю в канун Рождества?

— Что случилось с мальчиком в пути?

— Кто не дал мальчику погибнуть?

— Почему купец поступил так: свернул с, дороги, потерял много вре­
мени, отложил свои дела?

— Каким же человеком был купец?

— Только ли ребенка он спас своим добрым делом?
Кем стал Вася, когда вырос?

— Что случилось много лет спустя, в такой же канун Рождества, в та­
кую же непогоду?

— Что узнал священник из рассказа старика?

Вот такие чудеса случаются на свете. Помните, дети, эту историю и дарите добро от чистого сердца...

Рекомендуемая творческая деятельность. По оконча­нии обсуждения можно предложить учащимся рассказать о совершен­ном ими бескорыстном поступке (возможно мини-сочинение).

Словарь

Сострадание — жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несча­стьем, горем.

Добро — то, что хорошо, честно и полезно; благо. Рождество — у христиан: праздник Рождения Христа. Архиерей — высший чин православного духовенства. Дьякон — в православной церкви: низший духовный сан, помощник свя­щенника. Купец — в старое время: торговец.

Занятие 7

Те м а: Новогодняя фантазия Кота-Мурлыки.

Содержание: просмотр и обсуждение анимационного фильма «Новогодняя фантазия Кота-Мурлыки».

Цель: формировать представления о межличностных отношениях.

Задачи

— воспитание в личности неприятия самовлюбленности и хвастов­
ства;

— совершенствование понятийной базы но теме занятия;

— развитие аналитических и вербальных способностей.

Анимационный фильм «Новогодняя фантазия Кота-Мурлыки» /па мотивам сказки Н.Г1. Вагнера «Курилка»/

(26 мин) Студия <<Анимос*>, 2006

Новогодняя сказка о лучинке, превратившейся в самовлюбленного хвастуна Курилку.

Те м а т и к а: «Хвастовство и самовлюбленность».

1. Предварительная беседа перед просмотром

Начать беседу можно начать с вопроса, как дети понимают значение слов «хвастовство», «самовлюбленность».

—- Какие чувства вызывают у вас люди, которые без умолку творят только о себе, постоянно восхваляют только себя?

— Как долго можно с ними общаться?

Сегодня мы с вами познакомимся с забавным деревянным человечком Курилкой из сказки, рассказанной почтенным Котом-Мурлыкой, который часами сидит на подоконнике или в глубоком хозяйском кресле и размышляет о разных разностях...

2. Беседа после просмотра фильма

— Из чего был сделан Курилка, как он выглядел?

— Как играли дети на Святки с Курилкой?

 

— Что думал при этом Курилка про себя?

— А что вы думаете о нем?

— Каким образом Курилка из залы попал в гостиную к игрушкам
и как объяснил свое появление там?

— Почему игрушки не хотели слушать болтовню Курилки?

— Опишите поведение Курилки в сундуке.

— Как он очутился на улице в сугробе, в снегу на лопате?

— Как отреагировал Курилка, оказавшись в доме, на радостное при­
ветствие своей родни и почему? Что сказал ему пес?

— Согласны ли вы с его словами?

— Где же оказался вскоре наш герой?

— Как он вел себя там?

 

— Как вы думаете, продолжатся ли дальше приключения лучинки?
- Какую жизнь прожил Курилка?

— Какие чувства вызвал у вас этот герой?

— О чем вас заставила задуматься эта история?

Рекомендуемая творческая деятельность. По оконча­нии обсуждения можно предложить учащимся нарисовать или смасте­рить Курилку из природного материала.

Словарь

Самовлюбленность — влюбленность в самого себя.

Хвастовство — неумеренное восхваление чего-нибудь своего, своих до­стоинств.

Лучина (курилка) — тонкая длинная щепка от сухого полена старину использовалась для освещения избы). Святки — праздничные дни между Рождеством и Крещением.

Занятие 8

Те м а: Будьте взаимовежливы.

Содержание: просмотр и обсуждение анимационного.мультфиль­ма «Музыкальный магазинчик».

Цель: формировать представления об общепринятых нормах по­ведения.

Задачи

— воспитание личности, способной противостоять хамству и агрес­
сии:

совершенствование понятийной базы по теме занятия;

— развитие аналитических и вербальных способностей.

Анимационный фильм ^Музыкальный магазинчик*

(13 мин) Студия «Лшшос», Россия, 2003

Фильм, в основу которого положены мотивы сказки польской писательни­цы Л.юцины Лягут, рассказывает о том, сколь опасны и губительны хамство, са­монадеянность и воинствующее невежество.

Тема т и к а: «Вежливость», «Воспитанность», «Хамство», «Всяко -му делу надо учиться».

'/. Предварительная беседа перед просмотром

11ачать разговор с детьми можно с вопроса о том, какие музыкальные инструменты они знают. Учитель может поинтересоваться, кто из детей умеет играть на музыкальном инструменте или только учится. Попро­сить вспомнить, как они покупали музыкальный инструмент.

2. Беседа после просмотра мультфильма

Учитель выявляет первичное восприятие, выясняет, кто из герое г, фильма понравился детям? Кто вызвал неприятные эмоции? 11очему?

— Какие поступки, какое поведение показалось вам неприемлемым?

— Почему дети Мухи не могли играть на музыкальных инструментах?

— В каком случае результат мог быть иным?

— Кому из героев фильма вам бы хотелось помочь? Каким образом?

— Почему сверчки выбрали такой выход из создавшейся ситуации?
Могли ли они поступить иначе? Почему?

— О чем заставляет задуматься этот мультфильм?

— Почему так важно ire быть похожими на «назойливую муху»?

— Что значит «быть воспитанным»?

Рекомендуемая творческая деятельность. По оконча­нии обсуждения можно обсудить и инсценировать с учащимися альтер­нативный вариант окончания истории.

Словарь

Воспитание — навыки поведения, привитые семьей и обществом, Воспитанность •— знание правил поведения в обществе. Самонадеянность -- чрезмерная уверенность в самом себе. Хамство — грубость, наглость и нахальство. Пан — в старой Польше обращение к взрослому мужчине.

Занятие 9

Те м а: Событие, которое изменило жизнь.

Содержание: просмотр и обсуждение художественного фильма «Щенок».

Цель: формировать представления о межличностных взаимоотно­шениях, 3 а д а ч и

— воспитание личности, способной жертвовать самым важным
во имя окружающих;

— совершенствование понятийной базы по теме занятия;
развитие аналитических и вербальных способностей.

Художественный фильм <(Щенак»

(46 мин) Кинокомпания -«-Мироздание», 2009

Конец 70-х — начало 80-х годов XX века. Школа, юные пионеры со свои­ми представлениями о добре и дружбе. Именно в этой среде разворачивается драматическая история Валерки — непохожего на всех остальных детей 11 -лет­него аутимного мальчика. Он в силу своих особенностей является изгоем в сре­де жестокого детского общества. Алеша, как и все его товарищи, при каждом удобном случае обижает Валерку. Но однажды происходит событие, которое заставляет Алешу совершенно иначе взглянуть на Валерку, а затем и на весь мир в целом...

Тематика: «Доброта и сострадание*-, «Умение прощать и жертво­вать».

/. Предварительная беседа перед просмотром

Беседу можно начать с выяснения представления учащихся о значе­нии слова «жертва». Можно спросить, приходилось ли им жертвовать чем-то очень дорогим для них.

2. Беседа после просмотра фильма:

— Для чего в школу к ученикам пришел на урок священник?

— Почему он передумал говорить о Библии и решил рассказать де­
тям историю, произошедшую с ним в детстве?

— Каким мы видим Алешу сначала?

-— О чем мечтал школьник Алеша?

— Для чего Алеша берет щенка в школу?

— Как песик оказывается на школьном дворе?

— Кто подбирает щенка?

— Что вы можете сказать о Валере?

— Почему он не участвует в играх с детьми?

— Чем Валера «мешает» детям?

— Как он относится к подобранному щенку?

— Как это характеризует мальчика?

— Как себя ведут дети, узнав, кто забрал щенка?

— Почему Валера вместе с щенком бежит сломя голову м чуть не по­
падает под поезд?

— Что узнает Алеша, придя с мамой за собакой домой к Валере?

— Что заставляет Алешу отдать своего долгожданного и такого же­ланного щенка Валере?

— Почему Алеша приглашает Валеру приходить к нему играть?

— Каким мы видим Алешу теперь?

-. Как вы думаете, почему после рассказа священника даже после

звонка с урока стояла тишина?

— Подумайте, почему авторы назвали свой фильм «Щенок»?

— Как повлияла эта история на жизнь Алеши?

— О чем она заставляет нас задуматься?

Рекомендуемая творческая деятельность. Можно предложить учащимся написать мини-сочинение на тему «Событие, которое изменило мое представление о жизни» (Если такого события не было, можно написать о подобном событии в жизни героя фильма.)

Словарь

Сострадание — жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несча­стьем, горем.

Жертва (одно из значений) — добровольный отказ, отречение в пользу кого- или чего-нибудь, самопожертвование. Дьякон — помощник священника.

Священник — служитель, исполняющий церковные службы. Сирота — ребенок, у которого умер один или оба родителя.

Занятие 10

Те м а: Удивительный ужин в Сочельник.

Содержание: просмотр и обсуждение анимационного фильма «Удивительный ужин в Сочельник».

Цель: формировать представления о естественности стремлений человека проявлять доброту и чуткость, гостеприимство и радушие, лю­бовь к ближнему своему.

Задачи

— воспитание личности, способной принимать разумное, нравствен­
ное обусловленное решение;

совершенствование понятийной базы по теме занятия;

развитие аналитических и вербальных способностей.

Анимационный фильм «Удивительный ужин в Сочельник»

(10 мин) Беларусь, 1998

Рождественская история об ангелах, маленьком мальчике, его маме, бродя­чих котах.

Те м а т и к а: «Доброта и милосердие», «Гостеприимство».

1. Предварительная беседа перед просмотром

— Какие православные христианские праздники вам известны?

— Кто из вас отмечает Рождество в семейном кругу и как?

— Знаете ли вы, что такое православный ноет? Для чего он необходим?

— Сегодня мы познакомимся с удивительной рождественской историей, которая произошла с маленьким мальчиком в Сочельник.

2. Беседа после просмотра фильма

Как мама и сын готовятся к Рождеству?

- Почему они высматривают первую звезду?

— Как случилось, что они будут встречать праздник без паны?

— Как вы думаете, как повлияла эта новость на праздничное настро­ение?

— Кого видит ребенок во дворе, когда идет в магазин за сметаной?

— Как банка со сметаной оказывается разбитой?

— О чем жалеет мама?

— Какая идея возникает в голове ребенка?

— Подумайте, почему мультфильм называется -«Удивительный ужин
в Сочельник»?

— Скажите, каким получился праздник в этой семье?

— Какое настроение царит в доме?

— Что сделало его таким?

— Трудно ли подарить праздник тем, кто рядом?

— О чем заставляет задуматься эта история?

— Чему можно поучиться и у этого мальчика и его милой мамы?

Рекомендуемая творческая деятельность. По оконча­нии обсуждения можно предложить учащимся рассказать о том, как г> их доме встречают гостей или отмечают семейные праздники.

С л о в а р ь

Милосердие — сострадание, доброта по отношению к нуждающимся

к ним.

Сочельник — день перед православным праздником Рождества. Рождество — у христиан: праздник Рождения Христа, Пост — период времени, в который Церковью предписывается воздер­жание от принятия скоромной (молочной, мясной) пиши.

Занятие 11

Те м а: I (овесть о Петре и Февронии.

Содержание: просмотр и обсуждение анимационного фильма «Старинная повесть о жизни, любви и прочих чудесах».

Цель; формировать представления о нравственных ценностях се­мьи на примере истории любви святых Петра и Февронии.

Зада ч и

— воспитание личности в духе христианских представлени и о семье;

— совершенствование понятийной базы по теме занятия;

— развитие аналитических и вербальных способностей.

Анимационный фильм •«Старинная повесть о жизни, любви и прочих чудесах»-

(10 мин 40 сек.) И. Кодюкова, Беларусь, 2007

Те м а т и к а: «Житие православных святых Петpa и Февронии Му­ромских», «Семья, любовь и верность».

История жизни православных святых (житие), покровителей семейного очага Петра и Февронии. Вот уже шесть веков в памяти народа живет история о князе Петре, победившем коварного Змея, и мудрой крестьянской девушке Февронии, которая полюбила его, об их верности и любви.

1. Предварительная беседа перед просмотром

Начать разговор с детьми можно с просьбы рассказать о своей семье (2-3 человека).

У всех нас разные семьи и но составу, и по количеству членов семьи. - Подумайте, какие чувства, о



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: