Рис. 4. Пример карты процесса
ПРИМЕР №2 «Карта процесс в виде документированной процедуры»
Карта процесса № 01 - ПП
"Формирование плана закупок"
Общие положения
Владелец процесса: Начальник ОМТС
Ответственный за актуализацию карты процесса: Начальник ОМТС
Термины и определения:
Спецификация - подробное описание заказываемой или поставляемой партии товара с указанием качества (сорта), размера и количества.
Применяемые сокращения:
МТР – материально технические ресурсы
ОМТС – отдел материально технического снабжения
ПЗ – процесс закупок
Условные обозначения:
Действие
Условие принятия решения
Взаимодействие с другим процессом
Документ
Организационная единица
Разветвление/объединение операций процесса
Точка контроля
Связь
Основные характеристики процесса
Регламентируемые параметры процесса:
Параметр процесса | Значение параметра |
Вышестоящий процесс | Процесс «планирование» |
Взаимосвязанные процессы | Процесс «производственное планирование»; Процесс «проектирование»; Процесс «складской учет»; Процесс «закупки» |
Входы процесса | Спецификации, производственный план, данные складского учета |
Выходы процесса | План закупок МТР |
Запуск процесса | Ежемесячно |
Организационные ресурсы процесса | Бригадиры, начальник производства, начальник ОМТС, кладовщик, исполнительный директор |
Документы, регламентирующие процесс | Заявка на МТР – создается в соответствии с типовой формой № 03-ПЗ; План закупок МТР – создается в соответствии с типовой формой №04-ПЗ |
Контролируемые показатели процесса:
Контролируемый показатель | Значение показателя | Периодичность контроля показателя | Ответственный за контроль показателя |
Дата поступления заявок на закупку | С 1 по 5 число каждого месяца | ежемесячно | Начальник ОМТС |
Срок утверждения плана закупок | 10 числа каждого месяца | ежемесячно | Исполнительный директор |
Схема процесса
|
Рис.5. Блок – схема процесса
ЗАДАНИЕ
1. Изучите приведённые в теоретической части примеры карты процесса.
2. Составьте карту процесса для процесса, заданного в ПЗ№1Ч.1., для которого уже разработан алгоритм (блок-схема).
3. Для составления карты процесса определите следующие элементы процесса: цель процесса; менеджер процесса; показатели результативности процесса; входы процесса; выходы процесса; записи процесса (документы, регламентирующие процесс); организационные ресурсы процесса (процедуры); контролируемые показатели процесса (процедуры).
4. Сделайте выводы о том, для чего может быть использована полученная карта процесса
5. Определите, каким образом осуществляется управление и мониторинг процесса
ОТЧЁТ
Отчёт по данной практической работе должен содержать:
1.Разработанная карта процесса (процедуры) на основе алгоритма (блок-схемы) процедуры из ПЗ№1Ч.1.
2. Таблицы «Регламентируемые параметры процесса», «Контролируемы показатели процесса»
3. Выводы о том, для чего может быть использована полученная карта процесса; каким образом осуществляется управление и мониторинг процесса
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. Что представляет собой карта процесса? Каково назначение карты процесса?
|
2. Какие процессы подлежат картированию? Для каких процессов составляются карты процессов в ходе создания системы качества?
3. Какие существуют разновидности карт процессов?
4. Какие обязательные элементы должны указываться на карте процесса?
5. Какие характеристики процесса влияют на выбор формы документирования процесса и уровень его детализации при разработке карты процесса?
6. Какие существуют виды процессов в зависимости от характеристик: устойчивость и повторяемость?
7. По каким принципам выбирается уровень детализации процесса?
8. Для чего производят детализацию процесса? Как детализация процесса представляется в карте процесса?
9. Каковы правила составления карты процесса при выбранном (заданном) уровне детализации процесса.
10. Какие существуют формы документирования процессов? Что влияет на выбор формы документирования?
11. Каковы особенности представления карты процесса в виде:
- графического изображения (поясните алгоритм составления карты процесса);
-документированной процедуры (поясните алгоритм составления).
12. Как карта процесса может быть использована на различных этапах цикла улучшений?
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Данная практическая работа может выполняться как по технологии индивидуальной работы, так и по групповой технологии группой (5-6 человек) студентов.
Может быть применена технология личностно-ориентированного обучения, когда студент, при составлении карты процесса (процедуры) пользуется своим опытом работы, в ходе производственной практики. Выполненное практическое задание представляется группе, на практическом занятии, где по данной работе в группе производится обсуждение. Критерии правильности выполнения задания определяются преподавателем или самими студентами
|
Перед выполнением работы студенты должны ознакомиться с теоретическим материалом (кроме того, что изложен в описании данной практической работы), касающимся ключевых понятий менеджмента, относящихся к процессному подходу (ПРИЛОЖЕНИЕ К ПЗ№1). Данная работа считается выполненной, если представлен отчёт, содержащий перечисленные выше пункты. Защита практической работы может производиться в виде собеседования преподавателя и студента по представленному отчёту, а также ответов на контрольные вопросы и/или тесты (см. ПРИЛОЖЕНИЕ В ТЕКСТЕ ПЗ№1).
Примечание. Карта процесса составляется для процедуры из ПЗ№1Ч.1, определённой для разработки блок-диаграмм. Выбраны процедуры, не являющиеся непосредственно процедурами СМК, а процедуры технологического процесса с учётом практической деятельности выпускников по специализации «Телекоммуникационные системы и сети на ж.д. транспорте»; по специализации «Автоматика и телемеханика на ж.д. транспорте». Учитывается тот факт, что технологический процесс предприятия является объектом менеджмента качества.