СЦЕНАРИЙ
Здравствуйте! Кафедра социологии Омского государственного университета проводит социологическое исследование, которое посвящено изучению того, как студенты из других городов поступают в вузы г. Омска.
Информация, записанная на диктофон, не будет опубликована, а будет использоваться только в исследовательских целях.
Конкурентные преимущества Омска (Почему именно Омск) | |
Исследовательская задача: Определение конкурентного преимущества Омска, как места продолжения обучения, для респондента (есть родственный связи, климат, цена обучения, близко, крупный город, хор. образование и пр.). | |
Настоящее место обучения | Где вы сейчас учитесь? Какой вуз, факультет, специальность? Специалитет или бакалавриат? Очная форма обучения? Коммерческое или бюджетное место? |
Родной город/область, описание образовательной среды | Какой ваш родной город? Почему вы не стали обучаться в вузе в своем городе? Если в городе нет вузов, то почему не стали поступать в вузы своей области? |
Связи студента с Омском | Почему вы выбрали вуз в Омске для продолжения обучения? Когда был ваш первый визит в Омск и с чем он был связан? Есть ли у вас родственники в Омске? |
Конкуренты ОмГУ (А какие были варианты) | |
Исследовательская задача: Определение конкурентов ОмГУ, т.е. определение перечня вузов, из которых выбирал абитуриент. Выявление важных для абитуриента конкурентных преимуществ (характеристик вузов). | |
Варианты – подавали документы Расстановка приоритетов | А кроме ХХХ в какие вузы, и на какие направления вы подавали документы на этапе поступления? Куда вы хотели поступить в первую очередь? А какие варианты были «запасными»? |
Вопросы о каждом вузе-направлении | Преимущества, недостатки, откуда узнал. Подробнее: См. ниже |
Информация в целом | Из каких источников вы узнавали о разных вузах? Какими источниками информации пользовались? |
Варианты – не подавал документы | Есть ли какие-то варианты, которые вы рассматривали как возможные варианты продолжения обучения, но документы туда подавать не стали? Почему не стали подавать туда документы? |
Вопросы о каждом варианте | Преимущества, недостатки, откуда узнал. Подробнее: См. ниже |
Примечание: | Абитуриент может подавать в один вуз, но на разные направления. Поэтому в качестве варианта надо рассматривать «вуз-направление». Не нужно, конечно, дублировать вопросы. |
Информация о каждом вузе-направлении | |
Преимущества | Что вас привлекало в данном варианте? Почему вы решили подавать туда документы? Какие преимущества обучения в данном вузе/на данном факультете? |
Недостатки | Есть ли какие-то отрицательные черты обучения в данном вузе? Что вам не нравилось в этом варианте? |
Информация – общий вопрос | Откуда вы впервые узнали о данном вузе/ факультете? К каким источникам обращались, чтобы узнать о этом варианте подробнее? |
Информация – визиты | Приходили ли в вуз перед поступлением? Общались ли с приемной комиссией? Каким было первое впечатление о вузе/факультета? |
Информация – интернет | Пользовались ли Интернетом в ходе выбора варианта продолжения обучения? Какую именно информацию изучали в интернет, на каких сайтах? Заходили ли на сайты вуза/ факультета? Помогла ли информация из интернет, оказалась ли полезной? Какая именно информация оказалась полезной? |
Порядок зачисления (Как проходило зачисление) | |
Исследовательская задача: Определение того, как влияет процедура зачисления и поведение абитуриента в ходе зачисления на результат | |
Общий вопрос | Давайте немного подробнее поговорим о самой процедуре зачисления. Как она проходила? |
Экзамены | Какие экзамены вы сдавали, на какие направления? |
Наличие льгот | Были ли у вас какие-то льготы в просе поступления? |
Волны | По результатам какой волны были зачислены? В какой момент принесли оригиналы документов? |
Результат | В результате, в какие вузы-направления вы поступили? На коммерческое или на бюджетное место? Почему вы выбрали именно этот вариант? Какой фактор стал решающим? |
Образ ОмГУ (Каким студенты видят ОмГУ) | |
Исследовательская задача: Выявление конкурентных преимуществ ОмГУ. Выявление негативных для абитуриента качеств ОмГУ. | |
Первое знакомство, каналы информации | От кого узнали про ОмГУ впервые? Что именно вам рассказывали? Как проходило личное знакомство с ОмГУ? (звонил, сайт посетил, приезжал в вуз…) Каково было первое впечатление? |
Процесс подачи документов* (Только для тех, кто подавал документы в ОмГУ) | Как проходил процесс подачи документов, понятно ли было, что делать, к кому обратиться? Как оцениваете деятельность приемной комиссии в процессе зачисления? Возникали ли какие-либо проблемы? Как они были решены? |
Образ ОмГУ* (Только для тех, кто подавал документы в ОмГУ) | Какие были доводы в пользу того, чтобы идти учиться в ОмГУ? Когда подавал документы, как оценивал свои шансы поступить в университет? |
Ситуация «+» | Представьте ситуацию: Вы советуете своим знакомым поступать в ОмГУ. Какие доводы в пользу этого решения Вы бы привели? Почему стоит поступать в ОмГУ? |
Ситуация «-» | А теперь наоборот, представьте, что Вы не советуете поступать в ОмГУ? Чтобы Вы тогда сказали, своим знакомым, чтобы отговорить их? |
Ситуация «Школьники» | Представьте, что вы организуете встречу со школьниками. Что покажете и расскажите об ОмГУ, чтобы он выглядел привлекательным для школьников? Вспомните себя, то, что вам тогда казалось важным, на что бы обратили внимание вы? |
Примечание: | Некоторые эти вопросы отчасти дублируют то, о чем вы говорили ранее. Это не страшно, можно сделать подводку: «Поскольку целью нашего исследования является все-таки изучение того как поступают в ОмГУ, то сейчас мы поговорим об этом вузе немного подробнее». Явно дублировать вопросы, конечно не стоит. Можно использовать немного измененные формулировки. все зависит от того, насколько вы подробно поговорили об ОмГУ ранее. |
Одноклассники и информационная среда (А что вообще «там» происходит) | |
Исследовательская задача: Изучение информационного пространств, структуры информации о вузах в интересующих регионах. | |
Куда поступили одноклассники | Расскажите, пожалуйста, о том, как сложилась судьбы ваших одноклассников. В какие вузы поступили они? Может быть, их можно поделить на какие-то группы? |
Почему они «да»* (спрашивать про каждый вариант отдельно) | Как вам кажется, почему одноклассники выбрали эти варианты (вузы, города)? |
Почему вы «нет»* (спрашивать про каждый вариант отдельно) | А почему вы не стали поступать в ХХХ? (Тут надо называть города и/или вузы, в кот. по мнению респондента поступили одноклассники) |
Омск и ОмГУ | Многие ли их ваших одноклассников собирались поступать или поступили в вузы Омска? Почему? В какие именно? А конкретно в ОмГУ? А вообще, знают ли ваши одноклассники об ОмГУ? Если да, то какой образ у них сложился? Каким им представляется обучение в ОмГУ? |
Информация | Как вам кажется, из каких источников информации большинство ваших одноклассников узнали о тех вузах, в которые стали поступать? (мнение родственников, интернет, еще что-то??) Приезжали ли к вам в старших классах преподаватели из вузов других городов с целью рассказать о своем вузе? Если да, то из каких вузов и городов? Стали ли труда поступать ребята? |
Модель образования (Какое образование хотел) | |
Исследовательская задача: Выявление модели образования, на которую ориентирован студент (массовое, элитное, престижное, академическое и т.п.) | |
Общие вопросы | Давайте перенесемся немного в прошлое. Вспомните момент, когда вы всерьез задумались о продолжении образования, стали выбирать вуз, направление. В каком классе это было? |
Мотивы | Почему вы решили учиться дальше? Что, как вам казалось, вам даст высшее образование? |
Характеристики будущего образования | Что было наиболее важным для Вас в будущем образовании? |
Направления обучения | Какие направления вы выбрали для дальнейшего обучения? |
Идеальный вуз | Попытайтесь охарактеризовать идеальный вуз или образование в идеальном вузе 3-5 прилагательными? |
Вопросы о фактах: | |
Школа, профиль | В какой школе вы учились? Была ли какая-то профилизация? |
Успеваемость | Расскажите, как вы учились в школе? Какие у вас были отметки в старших классах? Как вы готовились к ЕГЭ? (курсы в школе, курсы вне школы, репетитор и т.д.) |
Статус родителей и семьи | Кем работают ваши родители? Рассматривали ли вы возможность обучения на коммерческой основе (если учится на бюджете)? Есть ли вузы, куда вы не стали поступать только из-за того, что там дорогое обучение? |
Проблема с жильем | Как решается вопрос с жильем? Вы живете в общежитии? Если нет, то почему? Пытались ли заселиться? Если да, то насколько довольны условиями? Были проблемы с поиском съемного жилья? |
Влияние родителей | Что родители говорили вам по поводу выбора вуза? Что советовали? Почему? |
КОНТАКТЫ | |
Контакты родителей | Данное исследование подразумевает учет мнения родителей. Разрешите нам позвонить вашим родителям и задать несколько вопросов о поступлении. Взять контакты (Как зовут, телефоны, когда лучше звонить, разница во времени) |
Контакты ВСЕХ знакомых иногородних студентов в Омске | Есть ли у вас какие-то знакомые студенты в Омске, которые, как и вы, приехали сюда из другого города/региона? 1 или 2 курс, очная форма. Взять контакты (Как зовут, телефоны) |
|
|
|