Городская открытая конференция
«Актуальные проблемы образования и воспитания обучающихся государственных бюджетных профессиональных образовательных учреждений и государственных бюджетных нетиповых образовательных учреждений в сфере культуры Санкт-Петербурга
(опыт и инновации) »
Стендовый доклад на тему:
« Какие возможности открывает уникальная культурная среда Санкт-Петербурга в деле обучения и воспитания современных обучающихся? (Из опыта работы) »
Выполнили: Гущина Татьяна Владимировна, преподаватель русского языка и литературы, СПб ГБПОУ «Хоровое училище имени М.И. Глинки»
Санкт-Петербург
4 декабря 2019 г.
Какие возможности открывает уникальная культурная среда Санкт-Петербурга в деле обучения и воспитания современных обучающихся? (Из опыта работы)
Гущина Татьяна Владимировна,
преподаватель русского языка и литературы
СПб ГБПОУ «Хоровое училище имени М.И. Глинки»
Культурная среда Санкт-Петербурга открывает широкие возможности для всестороннего развития обучающихся. Изучая историю родного города, его архитектурный облик, ребята не только получают широкий круг знаний, но и учатся любить свою землю и гордиться ею.
Посещение мемориальных музеев и музеев истории литературы помогает в освоении школьного курса литературы, делая наглядными многие факты культурной жизни старого Петербурга. Изучение литературы предполагает, в первую очередь, знакомство с биографией писателей и поэтов. В Санкт- Петербурге можно посетить мемориальные музеи А.С. Пушкина и Ф.М. Достоевского, Н.А. Некрасова и А.А. Блока, В.В. Набокова и А.А. Ахматовой. Ведь одно дело – прочитать в учебнике или услышать на уроке, как молодой Есенин пришёл в гости к великому Блоку; другое – самому подняться по лестнице на последний этаж старинного дома, увидеть механический (а не электрический!) звонок, зайти в квартиру, подобно Есенину. События, прочитанные в книге, оживают, и жизнь поэта становится, в какой-то мере, ближе и понятней обучающимся. Кроме того, побывав в музее, ребята узнают интересные факты из жизни поэта. Например, посмотрев, какие книги стоят на полках книжного шкафа, можно узнать, что любил читать поэт. Наконец, увидеть куклу би-ба-бо, принадлежащую Л.Д. Менделеевой (о такой кукле писал Маяковский в одном из своих произведений). Наконец, посещение музеев, где бережно хранят память о прошлом русской культуры, невольно пробуждает уважение в душе ребят к родному городу и его традициям..
|
Сегодня библиотеки города предлагают разнообразные и интересные формы работы для всех желающих и, в том числе, для обучающихся. Благодаря работе библиотек, ребята приобщаются к научной работе. Например, в Центральной библиотеке имени М.Ю. Лермонтова время от времени проводят лекции о литературе. Так, студенты 1 курса слушали лекцию доктора филологических наук Ю.М. Прозорова, посвящённую творчеству Достоевского. Встреча с таким человеком, конечно, останется в памяти ребят. Библиотека «Старая Коломна» стала местом проведения ежегодной научно-практической конференции «Коломенские чтения», а посещение этой конференции стало для 1 курса традиционным. Тема конференции в 2015 году «Русская литература во времени, в личностях, в идеях» была посвящена Году литературы в Российской Федерации; «О былом Петербурге с улыбкой» - тема конференции в 2018 году, «Казённая душа Петербурга» - тема конференции в 2019 году. Особенно запомнилась ребятам конференция «Петроград. 1917», посвящённая 100-летию Великой Октябрьской социалистической революции. Благодаря выступлениям искусствоведов, историков, краеведов и филологов, ребята открывают для себя прошлое Коломны, Санкт-Петербурга, России.
|
В этом году библиотека имени Н.В. Гоголя предложила нашим ученикам принять участие в квесте «Гоголь-марафон». Игра была приурочена к 210-летию великого писателя. Ученики 8 класса в течение месяца успешно выполняли разнообразные задания на улицах Санкт-Петербурга: на Невском проспекте и его окрестностях, вокруг Сенной площади - и в Этнографическом музее и готовили отчёты в электронном виде. Одно из заданий было инсценировать отрывок из произведений Гоголя. Ребята выбрали эпизод из повести Н.В. Гоголя «Нос», подготовили инсценировку и записали её на видео. Мальчики посчитали, что на съёмку они потратили 2 часа и 8 часов – на монтаж. Значит, они были заинтересованы в хорошем результате. Так, первым заданием стало пройти квест по Невскому проспекту и не только. Ребята разгадывали шифры, загадки и ребусы, связанные с историей города (например, находили предметы, ставшие приметами времени – репродуктор, каменные столбики у входа в арки и др.), архитектурой (например, надо было найти связь между 4 именами людей и зданиями). А в Александровском саду по аббревиатурам искали поэта, композитора, политика и писателя. Конечно, были задания, связанные с именем Н.В. Гоголя. Например, нужно было назвать верные факты биографии писателя (из предложенных). Ребятам предложили найти дом, из окон которого Гоголь мог наблюдать за часами, и они нашли этот дом на Малой Морской улице. В Этнографическом музее мальчики посетили 3 экспозиции и узнали много интересного о быте и обычаях русских, украинцев и белорусов. Конечно, особое внимание уделили музыкальным инструментам. 4 задание – прогулка-квест вокруг Сенной площади – также открыла некоторые тайны прошлого и настоящего: например, мальчики искали дом, хранящий тени знаменитых людей, украшенный маскаронами; искали отпечаток древнего предка (амониты) в стене Мариинского театра, искали метлахскую плитку, украшавшую вход в дом на набережной Екатерининского канала. Видели дом, где Гоголь сжёг своего Кюхельгартена, памятник носу литературного героя (конечно, майора Ковалёва). Из 400 зарегистрировавшихся на конкурс ребят до финала дошло 75, и наши мальчики в том числе.
|
Создание презентаций на литературные темы – один из интересных видов творческой работы обучающихся. Готовя презентации, ребята узнают много нового об истории литературы и истории родного города. Так, ученик 6 класса Рома Шаталов сделал презентацию о писателях, живших на Васильевском острове (Это – И.А. Крылов, М.М. Зощенко, А.А. Ахматова и Н.С. Гумилёв, а также В.В. Бианки), ученики 8 класса создали презентацию «Гоголь в Петербурге», а темами работ Арсения Васильева стали история Петергофской железной дороги, места съёмки фильма И. Масленникова о Шерлоке Холмсе и «Блок и театральный Петербург». Нужно отметить, что работы Арсения, в том числе и выбор тем, – это результат самостоятельной работы обучающегося.
Хоровое училище расположено в историческом районе – Коломне. Этот район неоднократно становился местом действия литературных произведений А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского. Студент 1 курса Симаков Егор серьёзно интересуется творчеством Достоевского и провёл самостоятельно подготовленную экскурсию «По местам «Преступления и наказания» для своих однокурсников. Мальчики увидели дом Раскольникова и старухи-процентщицы, дом Сони Мармеладовой и дом, в котором жил Ф.Д. Достоевский, снова звучали строки из романа, которые, очевидно, воспринимались иначе, чем до экскурсии. Сенная площадь и её окрестности предстали перед участниками экскурсии как свидетели прошлой жизни Санкт-Петербурга.
Очевидно, что культурное пространство Санкт- Петербурга предоставляет широкие возможности для образования и воспитания обучающихся. Наша задача – использовать эти возможности в работе.