Стратегии профессионализации социальной работы




ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ целостный непрерывный процесс становления личности специалиста, который начинается с момента выбора будущей профессии и заканчивается, когда человек прекращает активную трудовую деятельность. П.— это одно из направлений развития личности, в рамках которого разрешается специфический комплекс противоречий, присущий социализации личности. Ведущим из этих противоречий является степень соответствия между личностью и профессией. Это соответствие характеризуется прежде всего такими понятиями, как профессиональная пригодность и готовность к труду, и выступает в качестве главного условия высокого профессионального мастерства работника, достижения им высокой эффективности деятельности. Для оценки уровня П. используются две группы критериев — объективные и субъективные. К первой из них относятся в первую очередь такие, к оторые характеризуют продуктивность деятельности, т. е. производительность, качество, надежность и своевременность. Вторая группа критериев выступает в форме показателей удовлетворенности трудом, профессией в целом, а также в форме показателей профессионального самоопределения и отношением работника к себе как к субъекту профессиональной деятельности. По своему содержанию эти критерии относятся к группе самооценочных, изучение которых тесно связано с проблематикой сознания и самосознания личности, механизма рефлексии, самооценки, самоконтроля и т. п.

Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г.

«Стратегия – это долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к ее целям».

 

[https://www.ereport.ru/articles/strplan/strategy.htm]

Успешность трудовой деятельности во многом зависит от «деятельностно-смыслового единства», которое заключается в совпадении ценностно-смыслового (формирование жизненных смыслов) и предметно-действенного (выбор адекватной смыслу деятельности) аспектов деятельности [9]. Наличие этого единства приобретает большое значение, когда речь идет о профессиональной деятельности в сфере «человек-человек», поскольку для данного вида профессий предметом трудовой деятельности выступает человеческая личность.

Одним из представителей профессиональной деятельности типа «человек-человек» является профессия социального работника.

Существует множество определений социальной работы. Р. Сарри дает такое определение: «Социальная работа - это профессия, целью которой является обеспечение и восстановление полноценного взаимодействия отдельных людей и общества ради улучшения качества жизни каждого» [6, с.60].

На успешность трудовой деятельности, в том числе и социального работника, большое влияние оказывает уровень сформированности профессиональной системы ценностей индивида. Профессиональные ценности можно рассматривать в двух аспектах. Во-первых, под профессиональными ценностями можно понимать ориентацию личности на профессиональную деятельность, на ценность профессиональной деятельности как таковой (в отличие от других видов деятельности - досуга, быта). Во-вторых, профессиональные ценности можно рассматривать с точки зрения ценностей конкретной профессии. Так, для социальной работы профессиональными являются ценности гуманизма, альтруизма, самоопределения, социальной справедливости и др.

Стратегии профессионализации, можно также объяснить через эффективность деятельности. Под эффективностью понимаеься следствие чего либо, результат какого-нибудь действия. Эффективность, или по-другому, результат, зависит от вида деятельности.

Эффективность – сложный феномен, она складывается из цели, результата, затрат, условий деятельности.

Э=Р/Ц (Р-результат, Ц-цель, Э-эффективность)

Эффективность может быть как положительной так и отрицательной. Учитывая что результат зависит от затрат (З) и условий деятельности (У), формула эффективности выглядит так:

Э=Р/Ц+З+У

Результат соц. работы проявляется в оказании помощи, поддержки, в защите всех людей, особенно слабозащищенных слоев населения, в оптимизации сфер жизнедеятельности соц. направленности.

Рез-т всякой деятельности сопряжен с ее целью, которая интерпретируется как планируемы результат. Содержание цели зависит объективных законов действительности, реальных возможностей субъекта и применяемых средств. Типы целей: конкретные и абстрактые, стратегические и тактические, индивид., групп. и общественные. Главной целью соц. работы – удовлетворение потребностей клиентов.

След сост. Эффект. является затраты, т.е. то, что истрачено. Вид затрат их совокупность зависит от вида деятельности и реализации тех или иных целей. Затраты: материальные, финансовые, на устройство различного рода соц. служб и учреждений, финансовое обеспечение потребностей клиенов, физические и умственные, временные

Важнейшим компонентом эффект. является ее условие. Условия деятельности (труда) – это совокупность особенностей орудий и организации труда, состояние производственной среды и организации труда, которые существенно влияют на здоровье, настроение и работоспособность индивида. 4 группы элементов условий труда: санитарно-гигиенические, психофизиологические, соц.-психологические, эстетические. Создание нормальных условий труда – важнейший фактор социальной защищенности людей, самих социальных работников.

В определении эффект. важную роль играют такие показатели как общепринятые нормы. Все указанные выше составляющие следует рассматривать с учетом норм и нормативов. Норма есть устан. Мера, средн. Величина чего-нибудь. Нормативы явл. производными понятием от нормы и означают расчетные величины затрат рабочего времени, материальных денежных ресурсов. Соц. процессы очень сложны, поэтому для определения их оптимального состояния исп-ся понятии соц, ориентира.

Опред. Соц. нормативы в России явно занижена, что объясняется кризисным состоянием общества так и соц политики государства. Даже при соблюдении этих нормативов эффективность соц. работы, соц. защищенность людей. Эффективность деятельности динамичная величина: что сегодня устраивает общество, группы, клиента, то завтра может уже не удовлетворить их. Появляются новые потребности или видоизменяются старые. По этому сравнивать эффективность следует по формуле: что было – что стало – что должно быть.

В количественном и качественном определении эффективности соц. раб. Важнейшим компонентом выступают соц. потребности (нужда в чем либонеобходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, соц. грцппы и общества в целом; внутренний побудитель активности): естественные и социальные. Для практического определения эффективности социальной работы необходимы надежные критерии. Критерий – это признак на основе которого проводится оценка, определение или классификация чего-нибудь, это мерило оценки. [Павленок П.Д. Методология и теория соц. работы 2009 г., стр 114-122]

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: