ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ




 

Исследовательский метод

Термин «исследовательский метод» был предложен Б.Е. Райковым в 1924 году, под которым он понимал «…метод умозаключения от конкретных фактов, самостоятельно наблюдаемых учащимися или воспроизводимых ими на опыте». Вопросами исследования занимались такие учёные как Б.В.Всесвятский, Э.А.Красновский, Г.И Щукина и др. Важная особенность исследовательского метода состоит в том, что в процессе решения одних проблем постоянно возникают новые. Исследовательский метод в обучении лишь в какой-то мере имитирует процесс научного исследования. Учебное исследование отличается от научного некоторыми существенными особенностями. Учебная проблема, т. е. то, что исследуется в процессе проблемного обучения, и та истина, которую обучающиеся открывают, для науки не являются новыми. Но они новы для ребят, а, открывая для себя то, что в науке давно открыто, обучающиеся на этом этапе своей учебной деятельности мыслят как первооткрыватели. Поэтому применение исследовательского метода в обучении относят к дидактике "переоткрытия". Стимулы обучающихся к проведению исследования отличны от стимулов, побуждающих ученого к исследованию.

Формы заданий при исследовательском методе могут быть различны. Это могут быть задания, поддающиеся быстрому решению в учебном заведении и дома, задания, требующие длительного времени, домашнее задание на определенный, но ограниченный срок (неделя, месяц).

ПРИМЕНЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ

 

Основные элементы образовательной программы на основе исследовательского метода:

Образовательная программа, выстроенная в соответствии с идеей исследовательского обучения, состоит из трех компонентов, а, следовательно, включает три относительно самостоятельных подпрограммы.

· Тренинг. Специальные занятия по приобретению учащимися специальных знаний и развитию у них умений и навыков исследовательского поиска.

· Исследовательская практика. Проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение ими творческих проектов.

· Мониторинг. Содержание и организация мероприятий, необходимых для оценки и управления процессом решения задач исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.).

В ходе тренинга развития исследовательских способностей учащиеся должны овладевать специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска. К ним мы относим знания, умения и навыки:

· видеть проблемы;

· ставить вопросы;

· выдвигать гипотезы;

· давать определение понятиям;

· классифицировать;

· наблюдать;

· проводить эксперименты;

· делать умозаключения и выводы;

· структурировать материал;

· готовить тексты собственных докладов,

· объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Программирование данного учебного материала осуществляется по принципу «концентрических кругов». Занятия группируются в относительно цельные блоки, представляющие собой самостоятельные звенья общей цепи. Периодичность этой работы следует определять, ориентируясь на индивидуальные особенности учащихся. Естественно, что при сохранении общей направленности заданий они должны усложняться. Причем многие задания, используемые на данных занятиях, могут выполняться неоднократно. В данных случаях следует менять глубину решения проблемы.

Основное содержание работы в рамках действия подпрограммы «Исследовательская практика» – проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение собственных творческих проектов. Эта подпрограмма выступает в качестве основной, центральной. Занятия в ее рамках выстроены так, что степень самостоятельности учащегося в процессе исследовательского поиска постепенно возрастает [8].

Особую значимость имеет и подпрограмма «Мониторинг». Обучающийся должен знать, что результаты его исследований и творческого проектирования интересны другим, и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить практику презентаций результатов собственных исследований, овладеть умениями аргументировать собственные суждения. Примером может служить научно-практическая конференция в учебном заведении, а также конференции другого уровня: городские, областные и т.д.

Использование исследовательского метода в процессе обучения:

Использование исследовательского метода подразумевает следующие этапы организации учебной деятельности:

· определение общей темы исследования, предмета и объекта исследования;

· выявление и формулирование общей проблемы;

· формулировку гипотез; определение методов сбора и обработки данных в подтверждение выдвинутых гипотез;

· сбор данных;

· обсуждение полученных данных;

· проверку гипотез;

· формулировку понятий, обобщений, выводов;

· применение заключений, выводов.

Определение общей темы исследования, предмета и объекта исследования. При выборе темы большое значение имеют социальная, культурная, экологическая, экономическая и прочая значимость. Намеченная идея может быть осознана только после рассмотрения в определенной системе знания, социального явления, экономической проблемы и т. д. То есть идея может потянуть за собой целую серию взаимосвязанных проектов, составляющих единую тему, которую целесообразно рассматривать, анализировать, последовательно изучать, все глубже вникая в проблему, рассматривая различные ее аспекты [12].

Выявление и формулирование общей проблемы. Перед учащимися ставится ряд проблем, вопросов, обсуждение которых ведет к следующему шагу – формулированию общей проблемы на основе частных. Обсуждение актуальности и новизны исследования помогает решить сформулированные проблемы.

Актуальность проблемы. Одной из актуальных проблем... в настоящее время является... Огромную важность приобретают вопросы... Особое значение приобретает вопрос... Социальная значимость темы определяется... Среди проблем, связанных с... внимание исследователей в последние годы привлекает вопрос. Интерес к проблеме... обусловлен...

Вариант решения. Известны следующие способы... Широкое применение получили... Проблеме... посвящено значительное число публикаций... В последние годы проблеме... уделялось большое внимание в таких работах, как. Освещение проблемы... нашло отражение в монографиях, статьях, диссертациях.

Достоинства автора используемого источника. Предложенный метод выгодно отличается от... позволяя повысить. улучшить. устранить. К числу достоинств описанного подхода следует отнести... Преимуществом предложенного способа является... Концепция, сформирования коллективом авторов учебника, позволяет. открывая следующие возможности...

Определение целей исследования. Цель настоящей работы... Цель данной работы состоит в... Прежде чем приступить к исследованию, сформулируем поставленные цели...

Определение методов сбора и обработки данных в подтверждение выдвинутых гипотез. Чтобы определить наиболее эффективные методы сбора и обработки данных по обозначенной проблеме, необходимо использовать элементы методики обучения в сотрудничестве. В этом случае работа осуществляется в малых группах (из 3-4 человек). Учащиеся и педагог должны определить методы исследования (изучить первоисточники, провести анкетирование и интервью и т. д.), скоординировать их во времени. Также обсуждаются способы и источники получения информации, методика ее обработки. Подходы могут быть различными [17]:

• можно предоставить группам возможность собрать информацию по всем гипотезам, чтобы в дальнейшем интегрировать ее в наиболее убедительные доказательства. Обычно это делается в тех случаях, когда предмет исследования не столь объемен, но требует тщательного отбора и сопоставления данных;

• можно поручить каждой группе учащихся найти доказательства в подтверждение только одной из выдвинутых гипотез.

Каждая группа, обсудив свое мнение в узком кругу, выносит его на общее обсуждение. Педагог активно участвует в этом обсуждении, в случае необходимости корректирует и направляет ход мысли учащихся, предлагает дополнительные источники информации.

Сбор данных. На этапе сбора данных учащиеся проводят самостоятельные исследования или работают в малых группах. При этом они определяют способы обработки данных (например, статистические данные проверяют с помощью электронных таблиц, определения зависимостей, построения диаграмм, составления разного рода вторичных текстов с соответствующими иллюстрациями из произведений искусства, литературы, фольклора, научных статей, публицистики и пр.). Так же определяют способ оформления результатов (научная статья в газету, журнал; предоставление работы на научно-практическую или научно-исследовательскую конференцию регионального или государственного уровня либо на сетевую конференцию; видеофильм; презентация в Интернете и пр.).

Обсуждение полученных данных. Собранные материалы могут быть представлены учителю, преподавателям смежных дисциплин, а также другим учащимся группы в той форме, о которой они договорились на предыдущем этапе исследования (публичная презентация, отчет на сетевой конференции, организация ролевой игры и т. п.). Вслед за презентацией данных группа обсуждает и анализирует представленную информацию. Учащиеся определяют ее достоверность, надежность и доказательность, задавая докладчику соответствующие вопросы: какие источники информации использовались; представляет ли информация доказательства в пользу выдвинутой гипотезы или против нее; могут ли учащиеся счесть полученные данные недостаточно доказательными и попросить группу продолжить исследование [7].

Проверка гипотез. Если представленные данные удовлетворили группу и педагога, наступает следующий этап исследования: гипотезы по обозначенной проблеме вновь представляются всей группе, из них выбираются лишь те, которые имеют достаточно доказательные данные. В некоторых случаях, например в исследованиях естественнонаучного направления, для доказательности выдвинутых гипотез недостаточно только теоретических данных, требуется их экспериментальная проверка, порой многократная.

Формулировка понятий, обобщений, выводов. Из совокупности собранных данных на основе установленных связей, выдвинутых ранее гипотез, ставших утверждениями, делаются обобщения. Все они фиксируются. Если мнение учащихся по какому-то вопросу расходится, не стоит настаивать на одной версии, даже если ее придерживается большинство, включая преподавателя. Каждый имеет право на собственную аргументированную точку зрения. В создании основной части работы могут помочь обороты речи, приведенные ниже.

Описание предлагаемого варианта решения или предмета рассмотрения. Предполагаемая... форма... базируется на... Предполагаемый подход. основан на. Предлагается метод, который. Далее будет предложен один из методов... Настоящая работа посвящена... Мы предлагаем... Мы полагаем, что оптимальный вариант решения проблемной ситуации... должен быть основан на. Наша точка зрения такова...

Особенность(новизна) предлагаемого варианта решения. Особенность предполагаемого способа. состоит в следующем. Отличительная черта предлагаемого метода... заключается в следующем... Характерным признаком, отличающим наш способ... является... Новизна предлагаемого подхода состоит в... Новизна. проявляется в. Принципиальное отличие и новизна предложенной модели заключается в...

Технические средства, оборудование. В ходе исследования использовалась следующая аппаратура... Технической базой проведения исследования послужила система... Для этого применялось следующее оборудование... С целью... был использован аппарат...

Метод исследования. В данной работе использован метод. применена методика. Используемый метод основан на... Исследование предполагало комплексное использование таких методов, как... Сочетание наблюдения и тестирования позволило... Применение таких методов, как... дало возможность... В состав методов, обеспечивших проведение данной научно-исследовательской работы, входили...

Экспериментальная проверка. Эксперимент показал, что... Эксперимент... проводился в... Опытным путем показано. Испытания проводились... Опыты подтвердили, что. Наши эксперименты доказали, что. Цель эксперимента...

Применение заключений, выводов. Учащиеся делают заключение о возможности применения полученных выводов (в жизни своего города, поселка, страны, человечества) и формулируют новые проблемы для настоящего и будущего времени, например, с помощью элементов:

Заключение по поводу полученных результатов. Результаты исследования (тестирования, наблюдения) показали следующее... Из полученных результатов видно, что... Основные результаты исследования заключаются в том, что... Главным результатом проведенного исследования следует считать... Полученные результаты. позволяют утверждать следующее. С учетом изложенного основными результатами... можно считать: 1... 2... и т. д.

Список использованных источников

1. Арманд, Т. Н. Орнаментация ткани / Т.Н. Арманд. – М.: АСТ, 2005. – 159 с.

2. Газарян, С.Ю. Прекрасное своими руками / С.Ю. Газарян. - М.: Легпромбытиздат, 1988. – 80 с.

3. Давыдов, С.Г. Батик (техника, приёмы, изделия) / С.Г. Давыдов. – АСТ-пресс, 2005 г. – 125 с.

4. Синеглазов, М.А. Распишем ткань сами / М.А. Синеглазов. - М.: «Внешсигма», 2000. – 60 с.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, применение исследовательского метода обучения создает атмосферу увлеченности учением, доставляя учащимся радость самостоятельного поиска и открытия и, что самое главное, обеспечивало развитие познавательной самостоятельности студентов, их творческой активности.

Исследовательский метод выполняет весьма важные функции. Он призван, во-первых, обеспечить овладение методами научного познания в процессе поиска этих методов и применения их. Во-вторых, он формирует описанные ранее черты творческой деятельности. И в-третьих, является условием формирования интереса, потребности в такого рода деятельности, ибо вне деятельности мотивы, проявляющиеся в интересе и потребности, не возникают. Одной деятельности для этого недостаточно, но без нее данная цель недостижима. В-четвертых, исследовательский метод дает полноценные, хорошо осознанные, оперативно и гибко используемые знания.

С точки зрения исследовательского обучения принципиально важно помнить, что готовые выводы, предлагаемые для безусловного усвоения в учебнике или изложении преподавателя, создают у учащегося впечатление законченности и неоспоримости знания. Такое преподнесение знаний экономично и компактно, но оно опускает важнейшую черту любой информации – ее относительный характер, подверженность пересмотру.

В настоящее время развитое исследовательское поведение рассматривается уже не как узкоспециальная личностная особенность, требующаяся для небольшой профессиональной группы научных работников, а как неотъемлемая характеристика личности, входящая в структуру представлений о профессионализме и компетентности в любой сфере культуры. И даже шире – как стиль жизни современного человека. Поэтому от современного образования требуется уже не простое фрагментарное включение методов исследовательского обучения в образовательную практику, а целенаправленная работа по развитию исследовательских способностей, специально организованное обучение студентов умениям и навыкам исследовательского поиска.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: